ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 декабря 2010 г. N 2581р

О СЛУЧАЕ СХОДА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ПОЕЗДЕ N 1752 НА ПЕРЕГОНЕ АТАМАНОВКА-КРУЧИНА ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

3 ноября 2010 г. на участке капитального ремонта путевой машинной станции N 184 (далее - ПМС-184) четного пути 6225 км 3 пикета перегона Атамановка-Кручина при скорости 25 км/час допущен сход 9 хвостовых цистерн с нефтью в грузовом поезде N 1752 (вес 6287 тонн, 72 вагона).
В 13 часов 05 минут поезд N 1752 был остановлен по сообщению машиниста встречного поезда N 903 Колотушкина А.В.
В результате схода повреждено 1175 метров четного пути с заменой рельсошпальной решетки, вагоны повреждены в объеме текущего отцепочного ремонта.
Путь на месте схода бесстыковой, тип рельс Р65, шпалы железобетонные, эпюра 2000 штук на 1 км, скрепление ЖБР, балласт - щебень, двухрадиусная кривая (радиусом 473 м, 305 м, возвышение ПО мм, спуск 0,5 о/оо, грузонапряженность 114,5 млн. тонн брутто/ км в год, пропущенный тоннаж 30 млн. тонн брутто. Капитальный ремонт 2010 года, надвижка плетей 3 ноября 2010 г. установленная скорость, 60 км/час (обкатка пути),
По результатам прохода 2 ноября 2010 г. путеизмерительного вагона N 031 путь на 6225 км оценен в 150 баллов "удовлетворительно" при 67 неисправностях 2-й степени и 2 неисправностях 3-й степени.
В ходе расследования установлено, что 3 ноября 2010 г. приказом первого заместителя начальника Забайкальской железной дороги Савчука С.В. предоставлено "окно" с 5 часов 50 минут до 11 часов 50 минут продолжительностью 6 часов для смены плетей бесстыкового пути и уборки инвентарных рельсов. Работа по укладке плетей проводилась работниками ПМС-184 в количестве 46 человек с 6225 км пикет 1 по 6225 км пикет 9 и работниками Читинской дистанции пути N 4 (далее - ПЧ-4) в количестве 70 монтеров пути с 6226 км пикета 7 по 6227 км пикет 5. Единым руководителем работ в "окно" и ответственным за производство работ был назначен заместитель начальника ПМС-184 Трушкин А.В., ответственным за открытие перегона и обеспечения безопасности движения поездов - заместитель Читинской дистанции пути Коваль М.С.
В связи со сложной поездной обстановкой на Забайкальской железной дороге время проведения "окна" было сокращено до 4-х часов с 08 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.
В 5 часов 50 минут были начаты подготовительные работы. По причине неправильных действий работников ПМС-184 в период подготовительных работ четные поезда следовали по перегону с невыдержкой перегонного времени хода. После прохода поезда N 1548 в 8 часов 43 минуты был передан приказ N 42 на закрытие перегона для производства работ.
В результате "окно" было предоставлено позже с 8 часов 45 минут до 12 часов 00 минут с уменьшением продолжительности "окна" до 03 часов 15 минут, продление времени работ до 12 часов 45 минут было невозможно по причине скрещения пассажирских поездов при пропуске по неправильному пути. Все дальнейшие работы по предоставлению и продолжительности "окна" были согласованы поездным диспетчером с руководителем работ заместителем начальника ПМС-184 Трушкиным А.В.
В нарушение требований распоряжения ОАО "РЖД" от 26 октября 2007 г. N 2047р время предоставления "окна" было изменено приказом поездного диспетчера более чем на 1 час.
Руководителями ПМС-184 не было принято мер для продления "окна" и не рассматривалась возможность отказа от него. Также не было принято мер для привлечения дополнительного количества монтеров пути и наращивания темпа выполнения работ при надвижке плетей, а также не принято решения о сокращения фронта работ менее 800 метров.
При рассмотрении "окна" на производство работ не был учтен разрыв между двумя фронтами работ, не определен порядок проверки состояния пути после окончания работ, вследствие чего заместитель начальника ПЧ-4 Коваль М.С. руководил выполнением работ на участке с 6226 км пикета 7 по 6227 км пикет 5. Для контроля за качеством выполняемой работы работниками ПМС-184 на участке 6225 км пикеты 1-9 он направил исполняющего обязанности бригадира пути ПЧ-4 Ханкевича В.В. Прибыв на место производства работ 6225 км пикеты 1-9, Ханкевич В.В. контролировал подготовительные работы, выполняемые работниками путевой машинной станции. Путевого инструмента используемого при работах было явно не достаточно. Закрепление плетей на всем протяжении работ производилось в нарушение требований п. 2.2.1 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденный МПС России 28 июля 1997 г. N ЦП-485 (далее - ЦП-485), и Временных инструктивных указаний по устройству и текущему содержанию пути со скреплением ЖБР-65, утвержденных МПС России 22 марта 2002 г. (клеммы ЖБР установлены вместо каждой 3-ей на 4-й и 5-й шпалах и закреплены без соответствующей затяжки, что в кривых радиусом менее 600 м недопустимо для открытия движения поездов со скоростью 25 км/час).
Исполняющий обязанности бригадира пути Ханкевич В.В. в 11 часов 47 минут доложил заместителю начальника ПЧ-4 Ковалю М.С. о закреплении плетей и проверке пути по шаблону.
Заместитель начальника ПМС-184 Трушкин А.В., несмотря на то, что состояние пути не удовлетворяло требованиям безопасности движения поездов, в 11 часов 57 минут открыл перегон для движения со скоростью 25 км/ч.
В нарушение решения протокола от 27 августа 2010 г. N ВБ-123/пр заместителем начальника ПЧ-4 Ковалем М.С. и заместителем начальника ПМС-184 Трушкиным А.В. не были произведены совместные промеры состояния пути и затяжки скреплений с записью результатов промера в книгу формы ПУ-28 за двумя подписями. При натурной проверке после схода выявлено от 50 до 70 подряд слабо закрепленных болтов.
Данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, стало возможным при нарушении ряда требований нормативных технических документов ОАО "РЖД". Работниками Читинской дистанции пути и Забайкальской дирекции по ремонту пути нарушены "Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения поездов при выполнении путевых работ".
Установлено, что в ПМС-184 и в целом по Забайкальской дирекции по ремонту пути нет технологических процессов по надвижке рельсовых плетей в "окна" продолжительностью 4 и 6 часов, соответственно работы проводятся одним количеством работников и имеющимся исправным инструментом. Существующие технологические процессы разработаны на производство работ в "окно" продолжительностью 8 часов с объемом надвижки 1600 - 3200 м, где предусматривается работа двух путевых машинных станций по 70 человек с использованием 12 гайковертов типа КШГ.
Перед началом сезона летне-путевых работ руководителями Забайкальской дирекции по ремонту пути не было принято мер по укомплектованию путевых машинных станций монтерами пути. При проверках готовности путевых машинных станций к производству ремонтных работ в апреле текущего года выявлялся ряд существенных недостатков и недоработок, в результате чего ПМС-184 и ПМС-54 не были допущены к производству работ до устранения выявленных замечаний. Так, в ПМС-184 отсутствовали технологические процессы на разборку и зашивку РШР, на подбор инвентарных рельсов. Были отмечены низкие знания первых руководителей путевых машинных станций по инструкциям и руководящим указаниям ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения поездов.
В ходе расследования установлено, что причиной схода вагонов в грузовом поезде N 1752 явилось незакрепление плети по упорной нити в кривом участке пути с последующей ее раскантовкой. В результате раскантовки упорной нити произошел провал колес западной тележки вагона N 50339985 внутрь колеи с последующим сходом всех колесных пар следующих восьми вагонов.
В нарушение требований приказа от 3.12.2009 N 330 "О распределении обязанностей между начальником и заместителями начальника Путевой машинной станции - 184", начальник ПМС-184 Ястребцев В.Б. после начала "окна" по надвижке плетей направился на перегон Новая-Макавеево, где проводились работы по выправке пути машиной "Дуоматик". Находясь в данный период времени на соседнем перегоне, действия своих работников не контролировал. Зная, что заместитель начальника ПМС-184 Трушкин А.В. не имеет достаточного опыта по руководству работами в "окно" на участках пути - со сложным планом и профилем пути, имеет непродолжительный стаж работы, дал заявку на назначение его руководителем работ.
В нарушение требований должностной инструкции исполняющий обязанности начальника Читинской дистанции пути Сафронов О.Г. самоустранился от руководства работ в "окно", не обеспечил безаварийную работу в дистанции пути.
В нарушение требований приказа от 22.12.2009 N 82/НЗП "О распределении обязанностей между руководителями службы пути", начальником службы пути Забайкальской железной дороги Конаковым А.В. снижена требовательность к руководителям дистанций пути по выполнению ими должностных обязанностей, нет достаточного контроля за подачей заявок на "окна" со стороны подразделений Забайкальской дирекции по ремонту пути и других подрядных организаций, производящих работы по реконструкции или ремонту пути.
В нарушение требований должностной инструкции заместитель главного ревизора Забайкальской железной дороги по безопасности движения поездов по Читинскому региону Сапрыкин П.В. не принял необходимых мер по предупреждению аварийности путевого хозяйства Читинского региона, ослабил контроль за качеством проведения путевых работ.
ОАО "РЖД" принимает к сведению, что за допущенный сход вагонов в грузовом поезде N 1752 приказами начальника Забайкальской железной дороги от 16 ноября 2010 г. N 444/Н и начальника Центральной дирекции по ремонту пути от 17 ноября 2010 г. N 325пр ряд руководителей Забайкальской железной дороги, службы пути, Читинской дистанции пути, Забайкальской дирекции по ремонту пути и путевой машинной станции N 184 привлечены к дисциплинарной ответственности.
Считать недостаточными меры дисциплинарной ответственности, принятые начальником Забайкальской железной дороги Ивановым СЮ. и начальником Центральной дирекции по ремонту пути Буниным А.И. в отношении причастных должностных лиц.
На основании разбора, проведенного в ОАО "РЖД" 18 ноября 2010 г. и в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 25 декабря 2006 г. N 163 с учетом изменений и дополнений согласно требований приказа Минтранса России от 5 ноября 2008 г. N 180 данное событие, связанное с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, классифицировано как сход вагонов в грузовом поезде, и отнесено к учету по ответственности за Читинской дистанцией пути Забайкальской железной дороги.
В целях предотвращения сходов подвижного состава в поездах, повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и улучшению технологической дисциплины:
1. Начальникам железных дорог:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами допущенного схода вагонов в грузовом поезде N 1752, допущенного 3 ноября 2010 г. на перегоне Атамановка - Кручина Забайкальской железной дороги, всех работников, связанных с движением поездов, под роспись;
б) обеспечить неукоснительное исполнение требования протокола ОАО "РЖД" от 27 августа 2010 г. N ВБ-123пр, раздела 11 инструкции ЦП-485 в части ответственности руководителей за безопасность движения. На ремонтируемых участках пути, земляного полотна и искусственных сооружениях, независимо от того, какой организацией проводится ремонт, контроль за их состоянием и ответственность за безопасность движения поездов возлагается на руководителя дистанции пути.
Руководители дистанций пути лично или через подчиненных работников открывают движение на участке ремонта только после совместной проверки ремонтируемого участка с руководителем работ от путевой машинной станции с записью результатов проверки в книгу формы ПУ-28 за двумя подписями. При обнаружении отступлений, требующих уменьшения скорости движения или закрытия движения, не предусмотренных технологией работ, руководитель дистанции пути должен потребовать от исполнителя безотлагательного выполнения работ по устранению выявленных отступлений;
в) запретить ответственному за безопасность движения, указанному в приказе о предоставлении "окна", передоверять проверку качества выполненных работ другому лицу;
г) в соответствие с требованиями пункта 2 инструкции ЦП-485 при пропуске поездов по месту производства работ на бесподкладочном скреплении типа ЖБР обеспечить закрепление клемм на всех шпалах;
д) в декадный срок организовать проведение внеочередных технических занятий со всеми руководителями дистанций пути и путевых машинных станций, инженерно-техническими работниками, старшими дорожными мастерами, дорожными мастерами, бригадирами пути по изучению требований Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утвержденной 28 июля 1997 г. N ЦП 485, п. 2, п. 11 и главы 2 Временных инструктивных указаний по устройству и текущему содержанию пути со скреплением ЖБР-65, с принятием зачетов и записью в РБУ-10;
е) при выполнении работ на закрытом перегоне (пути) на двух и более участках одновременно назначать ответственных за безопасность движения поездов по каждому участку, но находящихся в оперативном подчинении лица, осуществляющего единое руководство этими работами;
ж) установить контроль руководителями дистанций пути лично при выполнении работ по капитальному ремонту пути в кривых радиусом 350 м и менее с укладкой железобетонных шпал и рельсовых плетей бесстыкового пути.
2. Начальнику Центральной дирекции по ремонту пути Бунину А.И.:
а) обеспечить производство работ по смене инвентарных рельсов на сварные плети и вводу в оптимальный температурный режим со скреплением ЖБР-65 и ЖБР-65Ш под руководством работников по должности ниже заместителей начальников структурных подразделений региональных дирекций по ремонту пути, имеющих опыт производства данного вида работ;
б) установить контроль за проведением повторной ревизии наличия рабочих технологических процессов и карт по надвижке рельсовых плетей и ввода их в оптимальную температуру.
3. Начальнику Забайкальской железной дороги Иванову С.Ю.:
а) организовать работы по приведению отремонтированных километров пути в соответствие проектных решений и технических нормативов;
б) обеспечить завершение планов ремонта пути, противоаварийных работ и планов оздоровления решающих станций, а также полное устранение неисправностей пути, выявленных в ходе осеннего осмотра;
в) организовать и провести проверки принятых на дистанциях пути и путевых машинных станций мер по обеспечению безопасности движения поездов, соблюдения правил ограждения и технологии производства путевых работ на текущем содержании пути и ремонте пути;
г) в декадный срок провести разбор состояния безопасности движения на дороге, наметить и осуществить комплекс мер организационного и технического порядка, гарантирующих стабилизацию и недопущение роста уровня аварийности. Определить приоритетные факторы, влияющие на безопасность движения в путевом хозяйстве, и организовать в необходимом объеме выполнение работ по их устранению.
4. За необеспечение надлежащего технического надзора за работой в "окна", за неисполнение требований руководящих документов ОАО "РЖД" в части упущения в организации обеспечения безопасности движения поездов в хозяйстве пути начальнику службы пути Забайкальской железной дороги Конакову А.В. объявить выговор.
5. За неудовлетворительную организацию профилактической работы по предупреждению нарушений безопасности движения поездов, за самоустранение от руководства работ в "окно" по надвижке плетей", несоблюдение технологии ремонтно-путевых работ начальнику ПМС-184 Забайкальской железной дороги Ястребцеву В.Б. объявить выговор.
6. За неисполнение требований руководящих документов ОАО "РЖД", самоустранение от технического надзора за работой в "окно" заместителю начальника Читинской дистанции пути Сафронову О.Г. объявить выговор.
7. За ослабление контроля за качеством проведения путевых работ, необеспечение безаварийной работы путевого хозяйства Читинского региона заместителю главного ревизора Забайкальской железной дорога по Читинскому региону Сапрыкину П.В. объявить замечание.
8. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б

В.Б.Воробьев
Вице-президент ОАО "РЖД"