ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2010 г. N 2794р

О СЛУЧАЯХ СХОДА ВАГОНОВ В ПРИГОРОДНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДАХ НА СТАНЦИЯХ ХОВРИНО МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, МОСКВА-КАЛАНЧЕВСКАЯ МОСКОВСКО-КУРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ И АКСАРАЙСКАЯ-2 АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

3 декабря 2010 г. в ОАО "РЖД" проведен разбор случаев схода вагонов в пригородных электропоездах, в ходе которых установлено.
21 ноября 2010 г. в 00 часов 25 минут на станции Ховрино Московского отделения Октябрьской железной дороги при следовании пригородного электропоезда на 1-ый главный путь допущен сход двух хвостовых вагонов.
Расследованием установлено, что в момент занятия электропоездом участка пути 1ВП, появилась ложная свободность предыдущего изолированного участка 9-153СП и произошло его размыкание, что дало возможность дежурному по станции начать приготовление маршрута приема следующему на путь N III Б пассажирскому поезду и переводу стрелок N 153/155 в "минусовое" положение при фактической занятости пригородным электропоездом стрелочного перевода N 153.
Причиной возникновения ложной свободности рельсовой цепи послужило попадание напряжения от питающего кабеля электроснабжения шкафов электрообогрева стрелочных переводов, поврежденного при строительстве защитного ограждения, в рельсовую цепь 9-153 СП, вызвавшее подъем сектора путевого реле ДСШ-12.
Начальник службы автоматики и телемеханики Октябрьской железной дороги Шабалин А.Н. не выполнил должностные обязанности по организации работы руководителей дистанций сигнализации, централизации и блокировки (далее дистанций СЦБ) в части обеспечения безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ и расследованию случаев нарушения их нормальной работы. Как следствие, электромеханики Московской дистанции СЦБ, расследуя причину неоднократных сбоев в работе АЛСН 20 ноября 2010 г. в 19 часов 43 минуты определили, что напряжение на путевых реле ряда рельсовых цепей, в том числе 9-153СП превышает установленную норму. Однако, в нарушение требований пункта 1.14 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, утвержденной МПС России 31 декабря 1997 г. N ЦШ-530, не приняли мер по выключению их из зависимости.
Технолог центра технической диагностики и мониторинга службы автоматики и телемеханики Коваль И.И. в нарушение требований пункта 7.1 указания начальника службы Шабалина А.Н. от 9 июня 2008 г. N ШЦО-13/29 при выявлении 20 ноября 2010 г. в 18 часов 40 минут предотказной ситуации "логическая свободность" не организовал комиссионную проверку параметров рельсовой цепи.
Начальники служб Октябрьской железной дороги: электрификации и электроснабжения Серебряков А.А., пути Азаренков В.Н., начальник Московского отделения железной дороги Васин Е.Н. в нарушение пункта 1.5 Технических указаний по обслуживанию устройств электрообогрева для очистки стрелочных переводов от снега, утвержденных МПС России 14 мая 1990 г., не обеспечили техническое обслуживание устройств электрообогрева стрелочных переводов на станции Ховрино.
Главный инженер Департамента электрификации и электроснабжения Хананов В.В. не обеспечил усиление электроснабжения инфраструктуры в соответствии с расчетами на участке Москва - Крюково, на низком уровне организовал и провел проверки готовности участка Москва Санкт-Петербург к работе в зимних условиях, в том числе устройств электрообогрева стрелочных переводов.
Начальник Департамента автоматики и телемеханики Балуев Н.Н. не проявляет требовательности к своим заместителям в части организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.
23 ноября 2010 г. на станции Москва-Каланчевская Московско-Курского отделения Московской железной дороги при маневровом передвижении электропоезда ЭД4 со скоростью 24 км/час по открытым маневровым светофорам на 1-ый главный путь для посадки пассажиров допущен сход первой тележки первого с головы поезда вагона на сбрасывающей стрелке N 12СО.
Сход произошел в результате перевода стрелки N 12СО в положение "на сброс" до момента занятия подвижным составом стрелочной секции 12СП из-за преждевременной разделки части готового маневрового маршрута.
Причиной размыкания части готового маневрового маршрута послужила подпитка схемы разделки в процессе исключения старшим электромехаником Люблинской дистанции СЦБ Сироткиным А.В., ответственным за нормальную работу устройств СЦБ, негабаритности изолированного участка посредством установки перемычки при производстве работ по замене глухих пересечений стрелочных переводов 18 ноября 2010 г.
В период с 18 по 23 ноября 2010 г. произошло 24 случая преждевременной разделки части готовых маневровых маршрутов. Дежурные по станции Москва-Каланчевская в нарушение требований п. 13.2 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее - ИДП), при наличии нарушений нормальной работы устройств СЦБ не оформляли записи в журнале формы ДУ-46.
Старший электромеханик СЦБ Сироткин А.В., зная об этом, мер по устранению неисправности не принял, диспетчеру и руководству Люблинской дистанции СЦБ своевременно не сообщил.
Начальник службы автоматики и телемеханики Московской железной дороги Шустов Д.В. допустил упущения в части организации устойчивой работы Люблинской дистанции СЦБ.
Начальник службы пути Московской железной дороги Абидов Р.У. снизил требовательность к руководителям дистанций пути в части качественной подготовки к проведению ремонтно-путевых работ и соблюдения технологии при их выполнении.
Начальник Московской дирекции управления движением Никитин В.Н. не выполнил должностные обязанности в части организации работы дорожного центра управления перевозками и центров организации работы станций по обеспечению безопасности движения поездов и укреплению производственной дисциплины.
24 ноября 2010 г. при приеме на станцию Аксарайская-2 Приволжской железной дороги пригородного электропоезда ЭД9Т на централизованном колесо-сбрасывающем башмаке N 2СБ допущен сход двух головных вагонов.
Расследованием установлено, что после отмены маневрового маршрута на выносном табло аппарата управления дежурного по станции Аксарайская-2 осталась гореть в мигающем режиме ячейка "Отмена", что не давало возможность готовить поездные и маневровые маршруты.
В этих условиях дежурный по станции Крылов Е.В. при приготовлении маршрута приема пригородному поезду в нарушение требований пунктов 9.2, 9.5, 13.12 ИДП не установил колесо-сбрасывающий башмак N 2СБ в нерабочее положение, не убедился в правильности приготовления маршрута приема. В результате поезд был принят по неготовому маршруту, что привело к наезду на колесо-сбрасывающий башмак и сходу с рельсов двух вагонов.
Поездной диспетчер Диспетчерского центра управления перевозками Амиргалиева Д.С., зная, что станция работает в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ, в нарушение пункта 10.1 (г) ИДП не осуществляла контроль за пропуском поездов.
Допущенному случаю способствовало нарушение работниками хозяйства автоматики и телемеханики Методических указаний по проектированию устройств автоматики, телемеханики и связи И-311-07 "Увязка устройств электрической централизации со схемами управления защитными устройствами" от 22 мая 2008 г. N ЦШТех-12/66, в части ненанесения на выносное табло аппарата управления дежурного по станции Аксарайская-2 условного обозначения централизованного колесо-сбрасывающего башмака N 2СБ.
Локомотивная бригада пригородного электропоезда при следовании не выполнила требования пункта 16.38 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756 (далее - ПТЭ), за правильностью установки стрелок в маршруте не следили, допустили наезд на колесо-сбрасывающий башмак.
Начальник Приволжской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Шипулин Н.П. ослабил контроль в вопросах обеспечения безопасности движения и организации управления движением поездов в хозяйстве перевозок.
Начальник Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Приволжской железной дороги Перепелков А.Г. в нарушение пункта 2.3.6 Положения о Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, утвержденного начальником Приволжской железной дороги 23 января 2007 г., не на должном уровне организовал работу в моторвагонном депо Волгоград в части обеспечения безопасности движения пригородных поездов.
Заместитель начальника Управления движения Центральной Дирекции управления движением Королев A.M. ослабил требовательность к руководителям Дирекций управления движением в части организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов.
На основании изложенного и в целях обеспечения безопасности движения поездов:
1. Случаи схода вагонов в пригородных электропоездах на станциях Ховрино Московского отделения Октябрьской железной дороги и Москва-Каланчевская Московско-Курского отделения Московской железной дороги отнести к учету по ответственности за хозяйством автоматики и телемеханики.
Случай схода вагонов в пригородном электропоезде на станции Аксарайская-2 Приволжской железной дороги отнести к учету по ответственности за Приволжской дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением.
2. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А. представить в срок до 25 января 2011 г. на рассмотрение экспертного совета по инвестиционным проектам ОАО "РЖД" предложения по усилению устройств электроснабжения в соответствии с электрическими расчетами на участке Москва-Пассажирская - Санкт-Петербург.
3. Начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову А.А. обеспечить в 2011 году разработку технических решений по дополнительному оборудованию питающих фидеров 0,4 кВ для станций с рельсовыми цепями частотой 50 Гц устройством, обеспечивающим их отключение при понижении уровня изоляции кабельных линий ниже допустимого.
4. Начальникам департаментов: пути и сооружений Киреевнину А.Б., электрификации и электроснабжения Федотову А.А., автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. обеспечить в 2011 году разработку типового проекта электрообогрева стрелочных переводов на новой элементной базе.
5. Начальникам Октябрьской железной дороги Степову В.В., Московской железной дороги Молдаверу В.И., Горьковской железной дороги Лесуну А.Ф., начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. представить в срок до 25 января 2011 г. предложения по поэтапному исключению из эксплуатации рельсовых цепей переменного тока частотой 50 Гц на участках обращения скоростных и высокоскоростных поездов.
6. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию) в 2011 году:
а) установить в системе диагностики и мониторинга устройств СЦБ предельные значения контролируемых параметров, при выходе за которые должен выдаваться сигнал "Авария" на пульты ДСП, АРМы диспетчеров дистанций СЦБ и в центры мониторинга и разработать организационные меры и порядок действий эксплуатационного персонала в подобных случаях;
б) рассмотреть возможность создания алгоритма, при котором в случае нажатия дежурным по станции кнопки "Контроль стрелок" исключить индикацию ячеек изолированных участков при наличии контроля рабочего положения ("на сброс") колесо-сбрасывающих башмаков, установленных на данном изолированном участке.
7. Начальнику Департамента электрификации и электроснабжения Федотову В.В. разработать в 2011 году технологию и установить периодичность контроля состояния изоляции сетей электроснабжения осветительных устройств, электрообогрева стрелочных переводов, служебно-технических зданий и сооружений, расположенных на станциях и перегонах с целью исключения влияния этих сетей на устройства СЦБ и связи,
8. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию) расширить применение систем логического контроля за состоянием технических средств и действиями оперативного персонала с целью выявления отступлений от норм содержания устройств, предотвращения и регистрации ошибочных действий оперативного персонала.
9. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., начальникам служб автоматики и телемеханики железных дорог организовать в 2011 году доработку и внедрение программного обеспечения АПК ДК для обеспечения функций выявления случаев подпитки рельсовых цепей от посторонних источников питания.
10. Начальникам департаментов: пути и сооружений Киреевнину А.Б., автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., начальнику Центральной дирекции управления движением Миронову А.Ю. разработать до 30 марта 2011 г. технические требования по укладке на станциях устройств для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов с целью минимизации необходимости укладки сбрасывающих стрелок и КСБ с использованием:
а) укладки стрелочных съездов и предохранительных тупиков для исключения выхода подвижного состава с боковых путей и маневровых районов на маршруты следования пассажирских и пригородных поездов;
б) изменения профиля путей для исключения самопроизвольного ухода подвижного состава.
11. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., генеральному директору ОАО "НИИАС" Ададурову С.Е. (по согласованию) подготовить до 30 марта 2011 г. предложения по совершенствованию схемы автовозврата в охранное положение сбрасывающих устройств с учетом включения дополнительной функции "Согласие ДСП".
12. Начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н., начальнику Приволжской железной дороги Храпатому А.В. подготовить в срок до 25 января 2011 г. предложения по модернизации устройств СЦБ на станции Аксарайская-2.
13. Начальникам железных дорог:
а) проверить в срок до 25 января 2011 г. наличие установленного приказом по железной дороге порядка и границ технического обслуживания устройств электрического обогрева стрелочных переводов. Проверить выполнение на местах утвержденных технологических процессов обслуживания указанных устройств.
По результатам проверки разработать план мероприятий по устранению вскрытых недостатков;
б) рассмотреть в срок до 1 февраля 2011 г. опыт работы Центра управления системой инфраструктуры Московской железной дороги и центров диагностики и мониторинга состояния технических средств на Октябрьской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорогах. По результатам рассмотрения разработать организационные и технические мероприятия по использованию их опыта на своих железных дорогах в части предупреждения возникновения опасных отказов;
в) организовать в недельный срок проверки аппаратов управления дежурных по железнодорожным станциям на предмет исправности световой индикации, выполнения требований Методических указаний по проектированию устройств автоматики, телемеханики и связи И-311-07 "Увязка устройств электрической централизации со схемами управления защитными устройствами" от 22 мая 2008 г. N ЦШТех-12/66, в части правильности нанесения колесо-сбрасывающих башмаков. Выявленные недостатки устранить немедленно;
г) провести в срок до 25 января 2010 г. внеочередную комиссионную проверку соответствия натуре утвержденных схематических планов станций (2- х ниточных планов станций).
По результатам проверки разработать план мероприятий по приведению их в соответствие;
д) провести в срок до 1 февраля 2011 г. анализ схемных решений включения сбрасывающих стрелок и КСБ на соответствие утвержденным техническим решениям. По результатам проделанной работы разработать планы-графики по устранению вскрытых недостатков;
е) провести в первом квартале 2011 г. анализ применения на станциях действующих устройств для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов с целью определения необходимости их укладки и ликвидации излишне установленных устройств. По результатам проделанной работы разработать планы-графики по устранению вскрытых недостатков.
14. За снижение требовательности к руководителям служб электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, а также их структурных подразделений в части организации работы по обеспечению безопасности движения поездов и укрепления производственной дисциплины заместителю начальника Октябрьской железной дороги по инфраструктуре Суслову Н.В. объявить выговор.
15. Указать заместителю начальника Октябрьской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Танаеву В.Ф. на непринятие должных мер по предупреждению и устранению причин, приводящих к нарушению безопасности движения поездов, и предупредить, что в случае непринятия им исчерпывающих мер по предупреждению аварийности, он будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
16. За невыполнение должностных обязанностей в части организации работы дорожного центра управления перевозками и центров организации работы станций по обеспечению безопасности движения поездов и укреплению производственной дисциплины начальнику Московской дирекции управления движением Никитину В.Н. объявить выговор.
17. За снижение требовательности к руководителям дистанций пути в части качественной подготовки к проведению ремонтно-путевых работ и соблюдения технологии при их выполнении начальнику службы пути Московской железной дороги Абидову Р.У. объявить выговор.
18. За снижение требовательности к руководителям служб автоматики и телемеханики, пути, а также их структурных подразделений в части организации работы по обеспечению безопасности движения поездов и укрепления производственной дисциплины заместителю начальника Московской железной дороги по инфраструктуре Блинову B.C. объявить замечание.
19. За непринятие должных мер по предупреждению и устранению причин, приводящих к нарушению безопасности движения поездов заместителю начальника Московской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Овсянникову Ю.Д. объявить замечание.
20. За снижение требовательности к заместителям начальника железной дороги и руководителям структурных подразделений в части организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов первому заместителю начальника Московской железной дороги Шулянскому Д.А. объявить выговор.
21. Указать начальнику службы автоматики и телемеханики Приволжской железной дороги Лоещуку В.В. на снижение требовательности к своим заместителям и руководителям дистанций СЦБ за выполнение требований Методических указаний по проектированию устройств автоматики, телемеханики и связи И-311-07 "Увязка устройств электрической централизации со схемами управления защитными устройствами" от 22 мая 2008 г. N ЦШТех-12/66, в части нанесения на выносных табло аппаратов управления дежурных по станциям условного обозначения централизованных колесо-сбрасывающих башмаков.
22. За снижение требовательности к руководителям станций и дистанций СЦБ в части обеспечения безопасности движения поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ заместителю начальника Приволжской железной дороги по Астраханскому региону Трецкову С.Д. объявить выговор.
23. За невыполнение должностных обязанностей в части организации работы Дорожного центра управления перевозками и центров организации работы станций по обеспечению безопасности движения поездов и укреплению производственной дисциплины начальнику Приволжской дирекции управления движением Шипулину Н.П. объявить выговор.
24. За низкий уровень организации и проведения проверки готовности участка Москва - Санкт-Петербург к работе в зимних условиях, в том числе устройств электрообогрева стрелочных переводов, главному инженеру Департамента электрификации и электроснабжения Хананову В.В. объявить выговор.
25. За снижение требовательности к руководителям дирекций управления движением в части организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов заместителю начальника Управления движения Центральной Дирекции управления движением Королеву A.M. объявить выговор.
26. За снижение требовательности к своим заместителям в части организации профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ начальнику Департамента автоматики и телемеханики Балуеву Н.Н. объявить выговор.
27. Указать начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. на ухудшение состояния с обеспечением безопасности движения и снижение требовательности к своим заместителям, начальникам служб, дирекций и руководителям структурных подразделений в части организации системной работы, особенно на скоростном участке Москва - Санкт-Петербург, и предупредить, что если им не будут приняты исчерпывающие меры по стабилизации обстановки, он будет привлечен к персональной ответственности.
28. Указать начальнику Московской железной дороги Молдаверу В.И. на снижение требовательности к своим заместителям и руководителям структурных подразделений в части организации системной работы по предупреждению аварийности.
29. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президентов Воробьева В.Б. и Лемешко В.Г. (по кругу ведения).

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов