ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
вице-президент ОАО "РЖД"
В.Г. ЛЕМЕШКО
28 декабря 2010 г. N 121

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
СОГЛАСОВАНИЯ ЗАЯВОК НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ ВО ВСЕХ ВИДАХ СООБЩЕНИЙ С УЧЕТОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Введение

Настоящая Типовая технология (далее - Технология) создана для регламентирования процесса согласования заявок на перевозку грузов во всех видах сообщений с учетом инфраструктурных ограничений по пропускной и перерабатывающей способности сети железных дорог ОАО "РЖД".
Типовая технология согласования заявок во всех видах сообщений с учетом инфраструктурных ограничений по пропускной и перерабатывающей способности сети железных дорог ОАО "РЖД" позволит повысить качество эксплуатационной работы за счет учета возможностей инфраструктуры по пропуску и переработке вагонопотоков, в том числе:
- обеспечить рациональное использование объектов инфраструктуры, сократить непроизводительные простои вагонов на станциях по всем элементам цепочки технологических операций от станции отправления до станции назначения и, в итоге, ускорения оборота вагона;
- сократить эксплуатационные расходы при пропуске и переработке вагонопотоков, выполнении местной работы за счет повышения ритмичности и равномерности вагонопотоков по каждому объекту инфраструктуры;
- сократить размеры выплат штрафов и пени за несоблюдение сроков доставки грузов, неподачу вагонов под погрузку и невыполнение прочих договорных обязательств.

 

1. Используемые термины и сокращения

АБД ТП                     

Автоматизированный банк данных технологических   
процессов                                        

АРМ ППД                    

Автоматизированное рабочее место подготовки      
перевозочных документов                          

АС СЗИ                     

Автоматизированная система согласования заявок   
на перевозку грузов и накладных на порожние      
рейсы вагонов с учетом пропускных и              
перерабатывающих способностей инфраструктуры     

АС ЭТРАН                   

Автоматизированная система централизованной      
подготовки и оформления перевозочных документов  

АСУМР                      

Автоматизированная система управления местной    
работы                                            

АСУСТ                      

Автоматизированная система управления станции    

АФТО                       

Агентство фирменного транспортного обслуживания  

ЛАФТО                      

Линейное агентство фирменного транспортного      
обслуживания                                     

ПО                         

Программное обеспечение                          

ПФП                        

План формирования поездов                        

Сеть-3                     

Система корректировки плана формирования поездов 

ТЦФТО                      

Территориальный центр фирменного транспортного   
обслуживания                                     

ЦД                         

Центральная дирекция управления движением -       
филиал ОАО "РЖД"                                 

ЦФТО                       

Центр фирменного транспортного обслуживания -    
филиал ОАО "РЖД"                                 

Элемент инфраструктуры     

Железнодорожная станция или участок поездной     
работы                                           

ЭЦП                        

Электронная цифровая подпись                     

2. Общие положения

2.1. Порядок приема заявок установлен Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее Устав) и Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
2.2. Прием заявок на перевозку грузов и внесение в них изменений может осуществляться путем подачи документов грузоотправителем в бумажном виде через агента ЦФТО, а также в электронном виде через АРМ Клиента АС ЭТРАН или в режиме "АСУ-АСУ" при наличии соответствующих договоров у грузоотправителей.
2.3. Настоящая Технология регламентирует согласование ОАО "РЖД" с учетом контроля возможностей инфраструктуры на основе использования АС СЗИ:
- заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 и корректировок к указанным заявкам;
- распоряжений формы ГУ-13 на транспортировку грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД";
- заявок на перевозку грузов в импортном и транзитном сообщениях через пограничные переходы.
Применение в безусловном режиме прогнозных данных об инфраструктурных возможностях при принятии ОАО "РЖД" решения по согласованию заявок возможно только в случае, если достоверность формируемой прогнозной модели продвижения отправок будет составлять не менее 80%.
2.4. Рассмотрение заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее - заявок) осуществляется в соответствии со временем подачи заявки на согласование грузоотправителем. Ранее принятые заявки рассматриваются в первую очередь и далее в хронологическом порядке с учетом приоритетов, определенных в нормативных правовых актах и иных решениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2.5. Маршрут следования вагонов по заявкам определяется в соответствии с действующим планом формирования грузовых поездов, а также в соответствии с дополнительными указаниями ОАО "РЖД".
2.6. Технологическое время проследования вагонами участков определяется в соответствии с маршрутом следования и особенностями организации перевозок, связанными с технологией тягового обслуживания грузовых перевозок.
2.7. Расчет загруженности объектов инфраструктуры производится периодически в течение суток с интервалом не менее 3 часов. Периодичность выполнения расчетов регламентируется продолжительностью выполнения расчета загруженности элементов инфраструктуры и использования пропускной способности в системе АС СЗИ с учетом ограничений в эксплуатационной работе.
2.8. При оформлении перевозочных документов на вагоны осуществляется контроль соответствия даты погрузки, указанной в перевозочном документе и даты погрузки в календарном графике подач, указанной в заявке, в соответствии с которой производится погрузка.
2.9. Настоящая Типовая технология разработана в соответствии с:
- Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России 16.06.2003 г. N 21, зарегистрированными в Минюсте России 19.06.2003 г. N 4763, вступившими в силу 30.06.2003 г.;
- "Положением о порядке внесения изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов в вагонах", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 06.10.2004 г. N 3440р "О порядке внесения изменений в согласованные ОАО "РЖД" заявки на перевозку грузов в вагонах";
- "Положением о порядке отказа от выполнения согласованной заявки на перевозку грузов и отзыва заявки, принятой ОАО "РЖД" на согласование", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.09.2004 г.  N 3369р "О порядке отказа от выполнения согласованной заявки на перевозку грузов и отзыва заявки, принятой ОАО "РЖД" на согласование";
- "Порядком согласования заявок на перевозки грузов в прямом смешанном сообщении на основе автоматизированного сбора заявок", утвержденным ЦФТО МПС России от 24.01.2002 г.;
- "Порядком планирования перевозок грузов железными дорогами государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской республики, Эстонской республики", принятым на 30 заседании Совета по железнодорожному транспорту от 19.10.2001 г.;
- Распоряжением ОАО "РЖД" "О дополнениях к Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности и внесении дополнений в Типовые технологические процессы грузовых станций и товарной конторы в части оформления и учета транспортировки грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД" от 19.05.2004 г. N 2062р.

3. Моделирование загруженности элементов инфраструктуры в АС СЗИ

3.1. Объекты моделирования
Для оперативного расчета загруженности объектов инфраструктуры необходимо наличие актуальной информации модели транспортной сети, которая делится на участки поездной работы по технологическим критериям. Объекты в модели транспортной сети (станции и перегоны) однозначно идентифицируются и информация о различных ограничениях в эксплуатационной работе, информация о заявках, информация о продвижении вагонов и т.д. привязывается к элементам этой модели.
Потребная пропускная способность участков рассчитывается путем суммирования объемов перевозок на календарную дату, полученную смещением даты начала рейса на технологическое время продвижения по инфраструктуре, по фактическим объемам перевозки (груженые и порожние вагоны), объемам уже согласованных заявок на перевозку грузов и распоряжений на транспортировку грузов между структурными подразделениями, объемам поданных на согласование заявок на перевозку грузов и распоряжений на транспортировку грузов между структурными подразделениями, которые еще находятся на согласовании, прогнозных объемов перевозок порожних вагонов.
Моделирование загруженности элементов инфраструктуры осуществляется на основе данных, содержащихся в автоматизированном банке данных технологических процессов (АБД ТП). В банке данных содержится информация об объектах инфраструктуры, нормативах времени на выполнение технологических операций, технологических процессах работы станций.

3.2. Исходные данные
Для расчета загруженности элементов инфраструктуры с учетом ограничений в эксплуатационной работе осуществляется ведение информации о состоянии объектов инфраструктуры:
- наличие действующих и запланированных технологических "окон" для текущего содержания объектов инфраструктуры с указанием места проведения и продолжительности работ;
- ограничения объемов перерабатывающей способности станций, а также фронтов погрузки/ выгрузки на основании договоров на подачу и уборку вагонов и договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования;
- действующего плана формирования грузовых поездов, а также всех изменений плана формирования, которые происходят в течение года;
- технологии развоза местного груза на участках тяготения к сортировочным станциям,
При расчете учитываются:
- сложившаяся оперативная обстановка на железных дорогах сети (в том числе с учетом передержек окон и перерывов в движении из-за чрезвычайных ситуаций);
- текущая загруженность объектов инфраструктуры (включая наличие "брошенных" поездов как с гружеными, так и с порожними вагонами);
- текущее использование пропускной способности участков поездной работы.

3.3. Учет фактически исполняемых рейсов вагонов
Данные о фактически отправленных порожних и груженых вагонах, которые на момент начала расчета находятся в пути следования к станции назначения, передаются в АС СЗИ из сетевой вагонной модели и поездной модели на уровне ГВЦ. Выполняется расчет маршрута продвижения этих вагонов от станции дислокации до станции назначения с учетом назначений поездов, в составе которых следуют вагоны на момент расчета, а далее от станции назначения поезда в соответствии с действующим планом формирования. Для вагонов, находящихся вне поездов, расчет маршрута следования производится в соответствии с действующим планом формирования от станции дислокации и технологическим временем продвижения по элементам инфраструктуры от станции текущей дислокации до станции назначения.
При расчете загруженности инфраструктуры для пропуска этих вагонов резервируется пропускная способность участков и перерабатывающая способность станций на дату в соответствии с рассчитанным технологическим временем продвижения по маршруту следования этих вагонов.
Вагоны, находящиеся в составе временно отставленных от движения поездов, участвуют в прогнозе использования элементов инфраструктуры только по станции их текущей дислокации в части использования перерабатывающей способности станции. Прогноза продвижения по этим вагонам не будет до тех пор, пока не появится информация об отправлении поезда со станции отставления от движения.

3.4. Учет согласованных заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 и распоряжений формы ГУ-13 на транспортировку грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД"
По факту согласования заявок на перевозку грузов и распоряжений на транспортировку грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД" из АС ЭТРАН передается информация о данных заявках в АС СЗИ. При расчете загруженности элементов инфраструктуры в АС СЗИ для пропуска вагонов в объемах, указанных в согласованных заявках, резервируется пропускная способность участков и перерабатывающая способность станций отправления, станций назначения и технических станций по маршрутам следования вагонов, которые будут погружены по этим заявкам на дату в соответствии с календарным графиком подач и рассчитанным технологическим временем продвижения по маршруту следования вагонов с грузом.

3.5. Учет заявок на перевозку грузов в импортном и транзитном сообщениях через пограничные переходы
Данные заявок на перевозку грузов в импортном и транзитном сообщениях через пограничные переходы, принятые от смежных железнодорожных администраций через автоматизированную систему МЕСПЛАН учитываются при расчете загруженности инфраструктуры. При этом, поскольку по отправкам указанных заявок отсутствует календарный график подач (календарный график отправления), то при приеме таких заявок в АС ЭТРАН автоматически формируется условный график поступления вагонов по этим отправкам по станции входа на территорию России. Условный график рассчитывается путем равномерного распределения общего количества вагонов в отправке по календарным датам в рамках периода действия заявки. Для импортных заявок указывается станция входа в Россию и станция назначения, для транзитных заявок указывается станция входа в Россию и станция выхода из России. Заявки, принятые от смежных администраций, передаются в систему АС СЗИ для учета объемов использования элементов инфраструктуры по маршруту следования по территории России от станции входа в Россию до станции назначения или станции выхода из России по календарным датам с учетом технологического времени продвижения вагонов по элементам инфраструктуры. Для осуществления перевозки по этим заявкам резервируется пропускная способность участков по маршрутам следования заявок и перерабатывающая способность технических станций, через которые проследуют вагоны в рассчитанные даты.
В АС СЗИ могут быть введены дополнительные ограничения по станциям выхода из России в зависимости от неприема поездов по инфраструктурным ограничениям странами СНГ и третьими странами, либо ограничениям перерабатывающей способности в портах СНГ, которые учитываются при проверке инфраструктурных ограничений. Ввод указанных ограничений в АС СЗИ осуществляется по согласованию между Управлением движения ЦЦ и Управлением планирования грузовых перевозок ЦФТО.

3.6. Учет прогнозных порожних рейсов вагонов
При расчете прогнозной загруженности элементов инфраструктуры также учитываются порожние рейсы вагонов, которые будут выполняться после выгрузки вагона на станции назначения. Расчет по порожним рейсам вагонов выполняется на основе статистики отправления порожних вагонов со станций по родам вагонов и собственникам вагонов. Анализируются данные за последние несколько месяцев: по каким назначениям отправлялись вагоны каждого собственника вагонов и с учетом действующего плана формирования выполняется расчет маршрута следования до станций назначения, выполняется расчет технологического времени продвижения по элементам инфраструктуры вагонов до станции назначения. По результатам расчета продвижения порожних вагонов резервируется пропускная способность участков и перерабатывающая способность станций, через которые проследуют эти вагоны на календарную дату в соответствии с расчетом технологического времени продвижения вагонов по элементам инфраструктуры. Эти данные будут учитываться при согласовании заявок.

3.7. Учет данных о перерабатывающих возможностях портов
В АС СЗИ ведется нормативно-справочная информация по перерабатывающим возможностям портов. Изменения указанных данных и ввод дополнительных ограничений по перерабатывающим возможностям портов ведется ЦФТО по оперативным обращениям ЦД.

3.8. Общая последовательность расчета загруженности элементов инфраструктуры
3.8.1. Непрерывно в течение суток производится передача информации о согласованных и принятых к рассмотрению заявках на перевозку грузов ГУ-12 и распоряжений ГУ-13 из системы ЭТРАН в АС СЗИ, всех изменениях по заявкам, включая согласования и корректировки данных по заявкам, в результате чего в АС СЗИ на момент расчета всегда имеется актуальная база данных по заявкам на перевозку грузов во всех сообщениях.
3.8.2. Расчет загруженности инфраструктуры производится в следующей последовательности (рис. 3.1):
см. рисунок 3.1.
Загружается информация о грузовых поездах, следующих по сети железных дорог ОАО "РЖД", их дислокации и назначении.
Загружаются данные о груженых и порожних вагонах, находящихся на сети железных дорог ОАО "РЖД" как в составе поездов, так и на станциях в неорганизованных группах (в т.ч. данные по "брошенным" поездам).
Загружается информация о действующих и запланированных технологических "окнах" по всем дорогам сети ОАО "РЖД".
Загружается информация о действующем плане формирования грузовых поездов.
Выполняется расчет наличной пропускной способности поездоучастков с учетом ограничений в движении из-за наличия технологических "окон".
Выполняется расчет маршрута следования для следующих поездов от места их текущей дислокации до станции назначения с учетом данных действующего плана формирования.
Производится расчет поездоучастков, по которым проследуют поезда по маршруту к станции назначения.
Выполняется расчет технологического времени перехода поездов с вагонами с одного поездоучастка на другой по всему маршруту и времени прибытия на станцию назначения.
3.8.3. На основе рассчитанного маршрута следования поездов, технологического времени продвижения поездов по поездоучасткам, информации о составе поездов выполняется резервирование пропускной способности поездоучастков под пропуск этих поездов, при этом ведется остаточная (незарезервированная) для перевозок пропускная способность участков.
3.8.4. По станциям отправления и назначения, указанным в заявках на перевозку грузов, с учетом календарного графика подач производится поиск назначения действующего плана формирования, в которое попадут вагоны по факту погрузки по принятой заявке, и рассчитывается количество поездов, которое будет сформировано в каждые сутки из этих вагонов.
3.8.5. Для этих поездов рассчитывается технологический маршрут следования от станции формирования до станции расформирования по плану формирования.
Выполняется расчет времени проследования поездоучастков на маршруте к станции расформирования с учетом даты отправления поезда со станции формирования.
3.8.6. На основе рассчитанного маршрута следования прогнозируемых поездопотоков, технологического времени продвижения поездов по поездоучасткам, информации о составе поездов выполняется резервирование пропускной способности поездоучастков и перерабатывающая способность станций под пропуск этих поездов. Также рассчитывается остаточная незарезервированная для перевозок пропускная способность участков и перерабатывающая способность станций с учетом уже сформированных и следующих по участкам и находящимся на станциях поездов, а также прогнозируемых поездов на основании заявок на перевозку грузов и наличия порожних вагонов вне поездов.
3.8.7. Результаты очередного расчета использования объектов инфраструктуры сохраняются в базе данных. Данные хранятся в таком виде, что позволяют определить, какие именно заявки на перевозку грузов "занимают" пропускную способность по поездоучасткам в любой момент времени от момента расчета прогноза.
3.8.8. При согласовании заявки в системе ЭТРАН происходит обращение к системе АС СЗИ по согласуемой заявке в реальном режиме времени и на основании результатов последнего расчета прогноза АС СЗИ дает ответ; либо заявка удовлетворяет условиям перевозки с учетом загрузки элементов инфраструктуры, либо возвращает аргументированный ответ с подробным описанием причин отказа в согласовании с указанием места и даты возникновения ограничения в пропускной способности инфраструктуры.
3.8.9. На основании анализа результатов расчета загруженности пропускной и перерабатывающей способности делается заключение о необходимости введения дополнительных конвенционных запретов в погрузке с указанием характера ограничений: станция или дорога отправления, маршрут перевозки, дорога или станция назначения (порт назначения) или отмене действующих запретов и ограничений.

4. Согласование заявок на перевозку грузов формы ГУ-12

4.1. Заявки на перевозку грузов представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом и непрямом международном сообщениях, в прямом и непрямом смешанном сообщениях, а также, если пунктами назначения указаны порты, пункты по перевалке наливных грузов.
4.2. В заявке указывается период перевозки (дата начала перевозки, дата окончания перевозки), грузоотправитель, грузополучатель, груз, масса груза, требуемый для перевозки груза род подвижного состава, количество единиц подвижного состава, плательщик, график подач. Заявка может состоять из нескольких отправок, для каждой отправки указывается календарный график подач, в котором общее количество вагонов по отправке распределяется по датам внутри периода действия заявки.
4.3. Грузоотправители, организации, осуществляющие перевалку грузов, представляют отдельную заявку:
- по каждой железнодорожной станции отправления;
- по каждой номенклатурной группе груза;
- по признакам отправки: в вагонах (повагонными, групповыми, маршрутными отправками); в контейнерах; мелкими отправками;
- по признакам принадлежности вагонов, контейнеров;
- по видам сообщений (в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении; в прямом и непрямом международном сообщениях (за исключением импорта и транзита) через российские пограничные передаточные станции, в непрямом международном сообщении через российские порты).
4.4. Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщениях через пограничные передаточные станции представляются отдельно по каждой пограничной выходной передаточной станции представляются отдельно по каждой пограничной выходной передаточной станции Российской Федерации, а на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через порты - отдельно по каждому порту и пункту перевалки наливных грузов.
4.5. При отсутствии договора об электронном обмене документами или об обмене электронными данными грузоотправитель или организация, осуществляющая перевалку грузов, в письменной форме, в сроки и в случаях, установленных Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, подает в ТЦФТО железной дороги отправления (или перевалки грузов) заявку на перевозку грузов в трех экземплярах.
4.6. При наличии договора об электронном обмене документами, подписанными электронно-цифровой подписью (далее - ЭЦП), между перевозчиком и грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, документы оформляются в электронном виде и через АРМ Клиента АС ЭТРАН или в режиме "АСУ-АСУ" передаются в систему ЭТРАН без последующего предоставления документов в бумажном виде.
При наличии договора об обмене электронными данными между перевозчиком и грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, документы также передаются в электронном виде, но с последующим представлением в бумажном виде в трех экземплярах согласованной перевозчиком электронной заявки, каждый из которых подписан грузоотправителем, организацией, осуществляющей перевалку грузов, и заверен печатью, применяемой при финансовых операциях.
4.7. Переданные на согласование заявки должны пройти согласование с причастными к перевозке организациями и должны быть рассмотрены в установленные сроки на уровне ТЦФТО, а по заявкам в международном и прямом смешанном сообщениях и по отдельным направлениям внутрироссийских перевозок - также на уровне ЦФТО.
4.8. После регистрации заявки в системе ЭТРАН и передачи ее на согласование в случае, если в качестве плательщика в заявке указан экспедитор, у которого есть соглашение об электронном обмене данными при подтверждении оплаты перевозок, заявка поступает на рассмотрение соответствующему экспедитору. Экспедитор в срок не позднее двадцати четырех часов с момента регистрации ОАО "РЖД" заявки осуществляет проверку кода плательщика и наименования экспедитора, указанных в заявке. При несогласии экспедитора с данными о плательщике, экспедитор проставляет в АС ЭТРАН соответствующую отметку.
4.9. При отсутствии в системе ЭТРАН в вышеуказанные сроки соответствующей отметки Экспедитора, ОАО "РЖД" производит дальнейшее рассмотрение заявки в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
4.10. Далее, если заявка удовлетворяет условиям для передачи заявки на согласование партнеру (условия определяются ЦФТО), то одновременно с передачей в ТЦФТО, заявка передается партнеру, который рассматривает заявку в течение суток после передачи на согласование в ТЦФТО и может внести свои предложения в график прибытия вагонов на станцию назначения по каждой отправке.
4.11. При рассмотрении заявки в ТЦФТО проверяется выполнение норм статнагрузки, наличие дополнительных ограничений в погрузке в виде конвенционных запретов погрузки по определенным критериям, а также сравнивается ранее принятый и согласованный объем отправления по станции погрузки в заявке в соответствии с календарным графиком отправления с ограничениями погрузки по станции отправления.
4.12. Результаты очередного расчета загруженности элементов инфраструктуры из АС СЗИ передаются в АС ЭТРАН, а именно: зарезервированные объемы пропускной способности участков для пропуска фактически исполняемых груженых и порожних рейсов вагонов (в том числе с учетом поднятия поездов, ранее отставленных от движения),
зарезервированные объемы для перевозки вагонов по ранее согласованным заявкам во внутреннем, импортном и транзитном сообщениях, зарезервированные объемы для перемещения порожних вагонов со станции выгрузки на станции следующей погрузки в соответствии с календарным графиком отправления и технологическим временем продвижения вагонов по элементам инфраструктуры.
4.13. При предварительном согласовании заявки на уровне ТЦФТО (с последующим согласованием в ЦФТО) производится проверка перерабатывающей способности станции отправления на календарные даты, указанные в графике подач. При проверке перерабатывающей способности станции отправления учитывается объем отправления по календарным датам графика подач с учетом всех согласованных на уровне ТЦФТО и/ или ЦФТО заявок, у которых в графике подач указана такая же дата. При отсутствии ограничений по перерабатывающей способности производится дальнейшее рассмотрение заявки установленным порядком. В случае обнаружения ограничения по перерабатывающей способности пользователь информируется об этом с указанием даты, на которую возникло ограничение и величины превышения перерабатывающей способности. Работник ТЦФТО либо корректирует вручную график подач по рассматриваемой заявке, либо запускает автоматический расчет графика подач. При этом по заявкам на перевозку грузов маршрутной отправкой при изменении даты подачи разрешен только сдвиг целиком всего объема отправления на другую дату, без изменения объемов перевозки на новом графике подач. При автоматическом расчете графика подач учитываются ограничения в перерабатывающей способности станции отправления и будет предложен, если такое решение возможно, вариант графика подач по заявке без изменения общих объемов перевозки, при котором ограничений возникать не будет. Если такое решение найдено не будет, АС ЭТРАН проинформирует работника ТЦФТО, что с данными объемами отправления найти решение невозможно. В этом случае работник ТЦФТО может уменьшить объем отправления по заявке или изменить период действия заявки. После изменения объемов перевозки или изменения периода действия заявки производится проверка ограничений по станции отправления и автоматический расчет графика подач с информированием пользователя о результатах проверки. В случае удовлетворения условию проверки заявка согласовывается на уровне ТЦФТО частично, в противном случае - отклоняется.
4.14. При окончательном согласовании заявки в АС ЭТРАН на уровне ТЦФТО или ЦФТО производится запрос в АС СЗИ на предмет расчета маршрута следования от станции отправления до станции назначения по всем отправкам заявки, а также расчета технологического времени продвижения вагонов по элементам инфраструктуры - фактически, это график использования элементов инфраструктуры во времени отправками рассматриваемой заявки при условии отправления в соответствии календарным графиком подач. На основании данных о прогнозной загруженности элементов инфраструктуры, полученных из АС СЗИ, а также информации о маршруте и технологическом времени продвижении вагонов по элементам инфраструктуры, производится сравнение нормативной и фактической (на основе прогноза АС СЗИ) пропускной способности по участкам, задействованным в маршруте, по календарным датам от момента расчета на глубину планирования, кроме этого проверяется перерабатывающая способность технических станций (транзит с переработкой, транзит без переработки) по маршрутам следования вагонов по каждой отправке в заявке, а также по станциям отправления по объемам погрузки на календарные даты в соответствии с графиком подач и по станциям назначения, по объемам выгрузки на календарные даты в соответствии с технологическим временем продвижения вагонов от станции отправления до станции назначения по всем отправкам в заявке. При проверке инфраструктурных ограничений учитываются фактически исполняемые рейсы вагонов, планируемые объемы перевозок по всем ранее согласованным ОАО "РЖД" заявкам, прогнозные объемы перемещения порожних вагонов к станциям следующей погрузки по тем же элементам инфраструктуры, использование которых предполагается при перевозке грузов в соответствии с данными согласовываемой заявки с учетом календарной даты использования элемента инфраструктуры.
4.15. При отсутствии ограничений по пропускной и перерабатывающей способностям производится дальнейшее рассмотрение заявки установленным порядком.
4.16. В случае выявления превышения прогнозных показателей загрузки элементов инфраструктуры над нормативными для варианта перевозки, в соответствии с предложенным грузоотправителем графиком подач, работник ЦФТО будет проинформирован об этом с указанием величины превышения пропускной и перерабатывающей способности элементов инфраструктуры, календарной даты (прогнозной) наступления указанного ограничения и элемента инфраструктуры, для принятия решения по дальнейшему согласованию заявки <1>. В случае внесения изменений в заявку работник ЦФТО либо корректирует график подачи вручную, либо запускает программный расчет графика подач, который будет учитывать инфраструктурные ограничения. При этом по заявкам на перевозку грузов маршрутной отправкой при изменении даты подачи разрешен только сдвиг целиком всего объема отправления на другую дату, без изменения объемов перевозки на новом графике подач. АС ЭТРАН предложит, если такое решение возможно, вариант графика подач по заявке без изменения общих объемов перевозки, при котором ограничений возникать не будет. Если такого решения найдено не будет, АС ЭТРАН проинформирует работника ЦФТО, что с данными объемами отправления найти решение невозможно. В этом случае работник ЦФТО может уменьшить объем отправления по заявке или изменить период действия заявки. После изменения объемов перевозки или изменения периода действия производится проверка инфраструктурный ограничений и автоматический расчет графика подач с информированием пользователя о результатах проверок. Если решение найдено, заявка согласовывается с новым графиком подач. Новое состояние заявки передается в АС СЗИ. Заявка с измененным графиком подач будет учтена при очередном расчете использования пропускной и перерабатывающей способности в АС СЗИ.

--------------------------------
<1> Прогнозные данные о превышении инфраструктурных возможностей могут применяться при принятии ОАО "РЖД" решения об отказе в согласовании заявки (о частичном согласовании заявки) в случае, если будет решен вопрос о правомерности использования ОАО "РЖД" данных АС СЗИ для обоснования отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки

4.17. Согласование заявки в отдельных случаях возможно и при наличии ограничений по условиям загрузки элементов инфраструктуры по согласованию с ЦД.
4.18. На согласование в ЦД передаются следующие заявки:
- с особыми режимами перевозки
- негабаритные грузы;
- сроки доставки, отличные от нормативных;
- перевозка по твердым ниткам графика движения поездов.
- заявки с превышающими техническими нормативами эксплуатационной работы станций погрузки и выгрузки, а так же с превышением пропускной способности участков.
Ответственный работник ЦД проводит анализ по технической и технологической возможности удовлетворения поступивших на согласование заявок на перевозку грузов по следующим позициям:
- объемы погрузки станций по заявкам и соответствие количества запрашиваемых грузоотправителем вагонов выделенным нормам для станции отправления;
- наличие требуемых вагонов инвентарного парка РЖД для данной перевозки, в т.ч. с учетом вагонов принадлежности государств СНГ и Балтии;
- технологические возможности исполнения перевозки в соответствии с действующими руководящими технологическими документами. Ответственным работником ЦД проверяются: направление заданного грузопотока, возможность организации перевозки груза, возможность выполнения срока доставки груза.
Ответственный работник ЦД при необходимости (по результатам анализа) формирует и предлагает ЦФТО альтернативные варианты использования подвижного состава для обеспечения погрузки данного рода груза по заявке.
4.19. Согласование заявок в АС ЭТРАНе может происходить двумя способами:
- согласование отдельной заявки;
- предварительное формирование реестра заявок для согласования с последующим согласованием реестра.
Таким образом, проверка загруженности элементов инфраструктуры выполняется либо при согласовании отдельной заявки, либо при включении заявки в реестр для согласования. При согласовании отдельной заявки или реестра (с изменениями или без изменений), согласованные заявки передаются в АС СЗИ. При очередном расчете для этих заявок будут зарезервированы объемы пропускной способности участков и перерабатывающей способности станций на даты в соответствии с результатами прогноза, и эти объемы будут влиять на согласование заявок, которые будут рассматриваться позже.
4.20. В случае согласования заявок на перевозку грузов в международном сообщении проверка ограничений пропускной и перерабатывающей способности элементов инфраструктуры производится по участкам и станциям, принадлежащим ОАО "РЖД", по маршруту следования от станции отправления/ входа в Россию до станции назначения/ выхода из России.
Схемы бизнес-процессов согласования заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 приведены на рисунках 4.1 - 4.3.
см. рисунок 4.1.
см. рисунок 4.2.
см. рисунок 4.3.

 

5. Внесение изменений в согласованные заявки на перевозку грузов формы ГУ-12

Перевозчик, по обращению в письменном или электронном виде грузоотправителя, организации, осуществляющей перевалку груза, и по согласованию с владельцем инфраструктуры (в необходимых случаях), может вносить изменения в согласованные заявки на перевозку грузов в части, касающейся перераспределения грузов по станциям назначения, в том числе при перевозке грузов в прямом и непрямом международном сообщении, в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также - станциям отправления (далее - изменений к заявкам). Кроме того могут вноситься изменения в календарный график подачи вагонов по отправкам заявки. Порядок внесения указанных изменений устанавливается перевозчиком. За внесение указанных изменений грузоотправитель, организация, осуществляющая перевалку груза, если иное не установлено соглашением сторон, уплачивает перевозчику сбор, предусмотренный в статье 11 Устава.
Порядок согласования изменений заявок с учетом возможностей инфраструктуры аналогичен порядку согласования вновь поданных заявок, который описан в пункте 4.
При предварительном согласовании изменений к заявкам на уровне ТЦФТО (с последующим согласованием в ЦФТО) производится проверка перерабатывающей способности станции отправления на календарные даты, указанные в графике подач, с учетом изменений, внесенных в заявку.
При окончательном согласовании заявки в АС ЭТРАН производится проверка перерабатывающей способности станций отправления, назначения и пропускной способности участков.
Информация по изменениям заявки поступает в АС СЗИ по факту ее окончательного согласования и будет учтена при очередном расчете пропускной и перерабатывающей способностей инфраструктуры.

6. Отказ от выполнения заявки на перевозку грузов формы ГУ-12

При отказе грузоотправителя от выполнения заявки информация по этой заявке передается в АС СЗИ для исключения объемов перевозки, от которых отказался грузоотправитель, из зарезервированных объемов использования элементов инфраструктуры по пропускной способности участков и перерабатывающей способности станций.

7. Согласование заявок на перевозку грузов в импортном и транзитном сообщениях через пограничные переходы

7.1. Прием заявок на перевозку грузов в странах СНГ осуществляется порядком, определенным законодательной базой каждой страны. Заявки на перевозку грузов назначением на станции России и заявки на перевозку грузов транзитом через территорию России передаются в автоматизированном режиме в систему межгосударственного уровня "МЕСПЛАН" для согласования ОАО "РЖД" и другими смежными железнодорожными администрациями, по территории которых планируется перевозка. В заявке указывается период действия заявки, станция входа на территорию смежной железнодорожной администрации, станция назначения или станция выхода с территории смежной администрации в случае транзитной перевозки, номенклатура и вес перевозимого груза, общее количество вагонов по заявке без указания графика отправления вагонов по заявке.
7.2. Администрация, получившая на согласование заявки, в установленные сроки их рассматривает и передает в АС "МЕСПЛАН" ответ по каждой заявке.
7.3. Рассмотрение заявок причастными железнодорожными администрациями выполняется одновременно. При этом железнодорожными администрациями могут вноситься изменения в первоначальную заявку грузоотправителя. В АС "МЕСПЛАН" передаются все изменения, внесенные в заявки, и корректировки заявок передаются на согласование остальным причастным администрациям.
7.4. Для согласования заявок ОАО "РЖД" данные по ним из АС "МЕСПЛАН" передаются в АС ЭТРАН. При согласовании заявки (изменений к заявке) ОАО "РЖД" производится проверка ограничений пропускной и перерабатывающей способностей элементов инфраструктуры по участкам и станциям, принадлежащим ОАО "РЖД", по маршруту следования от станции входа в Россию до станции назначения/выхода из России.
Схема бизнес-процесса согласования ОАО "РЖД" заявок на перевозку грузов в импортном и транзитном сообщениях через пограничные переходы грузов приведена на рис. 7.1.
см. рисунок 7.1
7.5. Транзитная железнодорожная администрация при согласовании заявки с внесенными в нее изменениями имеет право изменить один или несколько следующих параметров:
- межгосударственный стыковой пункт приема на данную железнодорожную администрацию (или паромный комплекс);
- межгосударственный стыковой пункт сдачи на соседнюю железнодорожную администрацию (или другой вид транспорта);
- количество тонн;
- количество вагонов.
Показатели "количество тонн" и "количество вагонов" могут изменяться только в сторону уменьшения.
Железнодорожная администрация назначения при согласовании заявки имеет право изменить один или несколько следующих параметров:
- межгосударственный стыковой пункт приема на данную администрацию (или паромный комплекс);
- количество тонн;
- количество вагонов.
7.6. В соответствии с принятым на железнодорожной администрации отправления порядком внесения изменений в поданные заявки, грузоотправитель имеет право на отзыв или корректировку заявки на перевозку грузов. В системе "МЕСПЛАН" от имени грузоотправителя выступает железнодорожная администрация отправления груза.
7.7. Отзыв или корректировка заявки возможны как на этапе согласования заявки, так и после согласования. В случае отзыва заявки железнодорожной администрацией отправления информация об отзыве заявки рассылается всем причастным администрациям, В случае отзыва заявки в процессе согласования, процесс согласования прекращается.
7.8. Железнодорожная администрация отправления может корректировать следующие параметры заявки, находящейся в процессе согласования:
- количество вагонов;
- количество тонн;
- станция отправления;
- наименование грузополучателя;
- код получателя в порту;
- наименование получателя в порту;
- код станции назначения / код дороги назначения;
- код страны назначения - при перевозках грузов в третьи страны через припортовые станции;
- код рода вагонов;
- принадлежность подвижного состава;
- наименование экспедитора (плательщика);
- код экспедитора.
Кроме этого, железнодорожная администрация отправления может выполнить перераспределение объемов перевозок грузов между станциями назначения.
Изменение кода груза, предъявляемого к перевозке, возможно только в пределах той же номенклатурной группы.
Железнодорожная администрация отправления может корректировать следующие параметры согласованной заявки:
- дата погрузки;
- количество вагонов;
- количество тонн.
7.9. Изменения станции и/или железной дороги назначения в пределах одной железнодорожной администрации назначения, грузополучателя, рода вагонов, кода груза подлежат согласованию железнодорожной администрацией назначения перевозки в том случае, если объем перевозки больше или равен 50 вагонов в сутки.
Изменения заявок на перевозку грузов с объемом до 50 вагонов в сутки в адрес одного грузополучателя и одной станции назначения согласованию с транзитными администрациями и администрацией назначения не подлежат.
Изменение получателя груза в порту подлежит согласованию с администрацией назначения груза вне зависимости от объема перевозки.
Изменение экспедитора или плательщика по одной или нескольким транзитным администрациям подлежит согласованию этими администрациями.
7.10. Если одна из причастных железнодорожных администраций внесла изменения в заявку при согласовании, то это изменение должно быть согласовано остальными причастными к перевозке железнодорожными администрациями и окончательный результат согласования должен учитывать как результат согласования первоначальной заявки, так и результаты корректировок другими причастными к перевозке по данной заявке администрациями.
7.11. АС "МЕСПЛАН" принимает заявки с результатами согласования всеми железнодорожными администрациями, причастными к заявленным перевозкам. Заявка, прошедшая согласование всеми администрациями, считается согласованной. Результат окончательного согласования и последнее состояние заявки с учетом корректировок всех причастных администраций рассылается причастным администрациям.
7.12. Информация из АС "МЕСПЛАН" по заявке (по корректировке заявки) поступает в АС СЗИ через АС ЭТРАН по факту окончательного согласования заявки (корректировки заявки) и будет учтена при очередном расчете пропускной и перерабатывающей способностей инфраструктуры.
В случае приема информации об отзыве заявки из АС "МЕСПЛАН", заявка исключается из работы, АС ЭТРАН передает информацию об этом в АС СЗИ, и заявка исключается из расчета, тем самым освобождая пропускную способность по участкам по маршруту следования от станции входа в Россию до станции назначения (выхода из России) и перерабатывающие способности станции входа в Россию и станции назначения (выхода из России).

8. Согласование распоряжений формы ГУ-13 на транспортировку грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД"

Для перевозки грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД" грузоотправителями (структурными подразделением ОАО "РЖД") подается Распоряжение о транспортировке грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД" (форма ГУ-13) (далее - Распоряжение) в ТЦФТО железной дороги отправления.
Распоряжение должно быть введено в АС ЭТРАН не позднее суток начала транспортировки грузов.
Если у структурного подразделения не установлена АС ЭТРАН, то ввод распоряжения на транспортировку грузов в АС ЭТРАН осуществляется уполномоченным сотрудником ТЦФТО или агентом ЦФТО на станции отправления на основании Распоряжения, представленного грузоотправителем (структурным предприятием ОАО "РЖД") на бумажном носителе в трех экземплярах, заполненных в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 19.05.2004 г. N 2062р.
Распоряжение на транспортировку грузов регистрируется в АС ЭТРАН с присвоением номера. Зарегистрированное Распоряжение представляется на утверждение ТЦФТО железной дороги отправления.
Порядок согласования Распоряжения с учетом возможностей инфраструктуры аналогичен порядку согласования заявок на перевозку грузов формы ГУ-12 во внутрироссийском сообщении, который описан в пункте 4 для случая, когда окончательное согласование заявки производится на уровне ТЦФТО.
При согласовании Распоряжения производится проверка возможности выполнения перевозки по ограничениям пропускной способности участков железных дорог, а также перерабатывающей способности станций отправления и назначения. Расчет маршрута доставки груза по 35 Распоряжению осуществляется в соответствии технологией организации грузовых перевозок, которая отражена в действующем плане формирования грузовых поездов.
По окончанию рассмотрения Распоряжения работник ТЦФТО вводит данные о результатах согласования в АС ЭТРАН, при этом в случае отклонения Распоряжения указывается также обоснованная причина отказа, а в случае частичного согласования формируется новый документ с указанием частично согласованных параметров Распоряжения, при этом по отклоненным отправкам также указывается аргументированная причина отказа.
Схема бизнес-процесса согласования распоряжений формы ГУ-13 на транспортировку грузов между структурными подразделениями ОАО "РЖД" приведена на рис. 8.1.
см. рисунок 8.1.

9. Порядок приема к отправлению порожних приватных вагонов с учетом возможностей инфраструктуры

В случае утверждения и вступления в силу "Правил перевозок железнодорожным транспортом порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику", предусматривающих порядок перевозки порожних вагонов повагонными, групповыми, маршрутными отправками по предварительно согласованной перевозчиком накладной предусматривается порядок приема к отправлению порожних приватных вагонов с учетом возможностей инфраструктуры по аналогии с порядком, действующим при согласовании заявок.
Для перевозки порожнего вагона, в том числе внутристанционной, отправитель заполняет и предъявляет агенту ЦФТО накладную на перевозку порожнего вагона. Накладная может предъявляться в электронном виде при наличии и в порядке, установленном в договоре об электронном обмене данными или в договоре об обмене электронными документами между ОАО "РЖД" и отправителем.
При согласовании перевозки порожних вагонов рассчитываются технологический маршрут следования вагона и технологическое время продвижения вагона по элементам инфраструктуры. На основе данного расчета осуществляется проверка инфраструктурных возможностей.
При отсутствии инфраструктурных ограничений производится дальнейшее оформление накладной установленным порядком.
При наличии инфраструктурных ограничений агент ЦФТО передает отправителю отказ ОАО "РЖД" в согласовании и приеме порожнего вагона к перевозке по причине отсутствия технических и технологических возможностей осуществления такой перевозки.