ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
1 февраля 2010 г. N 258р

ОБ ОТКАЗАХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПОСЛУЖИВШИХ ПРИЧИНАМИ ЗАДЕРЖЕК ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ НА ЛИНИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - МОСКВА

В период работы в праздничные дни со 2 по 4 января 2010 г. на Октябрьской железной дороге произошло 67 отказов в работе технических средств по вине службы пути, из них - 7 отказов на линии Санкт-Петербург -Москва. 3 случая отказа в работе технических средств на указанной линии послужили причинами задержек пассажирских поездов.
Разбором, проведенным в ОАО "РЖД" 5 января 2010 г., установлено следующее.
2 января 2010 г. при приготовлении маршрута поезду N 152 по третьему главному пути станции Тосно в 9 часов 48 минут стрелочный перевод N 6А/6Б/6С не перевелся из минусового положения в плюсовое, работал на фрикцию. После неоднократных попыток перевода стрелочный перевод не перевелся, и было принято решение пропустить поезд N 152 до станции Колпино по второму главному пути, оборудованному устройствами АЛС-ЕН.
При расследовании установлено, что отказ в работе стрелочного перевода N 6А/6Б/6С произошел из-за смещения длинной ветви сердечника крестовины относительно короткой на 5 мм. Смещение произошло в результате несвоевременной регулировки механизма стрелочного перевода и перепада температуры наружного воздуха в ночь с 1 на 2 января 2010 г. с -7 до -28 град.С.
Начальник Опытной Санкт-Петербург Московской дистанции пути Октябрьской железной дороги Дроздов В.В. в нарушение требований приказа "О распределении обязанностей между начальником дистанции пути, его заместителями и главным инженером" от 14 сентября 2009 г. N 418 ослабил требовательность к руководителям среднего звена дистанции пути, не обеспечил должный контроль за содержанием в технически исправном состоянии стрелочных переводов на станции Тосно.
В нарушение приказа начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной "О распределении обязанностей между начальником отделения и заместителями начальника отделения" от 2 декабря 2009 г. N 592, заместитель начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги по инфраструктуре Рябович М.А. не обеспечил должной координации работ подразделений отделения в период пропуска высокоскоростного поезда "Сапсан", снизил требовательность к руководителям дистанций пути в части обеспечения необходимого уровня безопасности движения поездов.
3 января 2010 г. при следовании поезда N 151 от ст. Санкт-Петербург Главный до ст. Москва-Пассажирская во время проследования с установленной скоростью на переездах: 82 км ст. Любань (время 7 час. 17 мин.), 580 км перегона Клин-Подсолнечное (время 9 час. 55 мин.), 617 км перегона Крюково-Сходня (время 10 час. 12 мин.) были сбиты планки нижнего габарита.
Поезд N 151 не останавливался, на ст.Москва-Пассажирская прибыл по графику.
Информация о сбитых планках нижнего габарита поступила от дежурных по переезду 82 км ст. Любань (время 7 час. 17 мин.), 580 км перегона Клин-Подсолнечное (время 9 час. 55 мин.), 617 км перегона Крюково-Сходня (время 10 час. 12 мин.).
Осмотр переездов производился комиссионно под председательством: 82 км ст. Любань - заместителя начальника дистанции пути Синкина А.С., 580 км перегона Клин-Подсолнечное и 617 км перегона Крюково-Сходня - под председательством начальника дистанции пути Коренькова Д.А.
На месте осмотра обнаружено: на двух планках с левой стороны имеются следы отщепления края деревянной планки, на одной планке по переезду 617 км имеется сквозная продольная трещина. Нарушений по размерам установки планок нижнего габарита не выявлено. Размеры соответствуют требованиям Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденной МПС России 29 июня 1998 г. N ЦП-566.
Осмотр экипажной части поезда N 151 комиссионно производился на ст. Москва-Товарная.
По результатам осмотра выявлено следующее:
- вагон N 07, 4 колесная пара - поврежден предохранительный трос крепления песочных рукавов с левой стороны (высота опускания кронштейна крепления составляет 12,5 см от уровня головки рельса);
- вагон N 10, 4 тяговый двигатель - оборван провод к датчику на тяговом двигателе;
- наличие снега и льда на экипажной части и на составе в целом незначительное.
Ввиду отсутствия нарушений в экипажной части поезда N 151 и по содержанию планок нижнего габарита на переездах, считать причиной повреждения планок нижнего габарита - удары в них кусков льда при прохождении поезда N 151. Куски льда в незначительных количествах имеющиеся на протяжении всего пути, попадают на путь при прохождении пассажирских поездов, в первую очередь, в зонах стрелочных переводов, переездов, искусственных сооружений и болтовых стыков.
3 января 2010 г. в 22 часа 53 минуты на 1 главном пути перегона Решетниково - Клин с 547 км ПК 1 + 94,86 по 560 км ПК 6 + 35,2 сигнальные точки 9-7 показали ложную занятость при свободности участка. Для выяснения причин на место повреждения выехали заместитель начальника дистанции пути Дмитриев А.Н., бригадир пути Чертов Н.Н. (со станции Клин), бригадир пути Мальков Н.В. (со станции Решетниково), которые прибыли на место в 00 часов 05 минут 4 января 2010 г. При осмотре на 556 км ПК 6 по левой нитке была обнаружена причина ложной занятости - наличие поперечного вертикального излома рельса с величиной раскрытия 13 мм (температура в рельсах на момент обнаружения составляла - минус 27 град.С). На место излома рельса были установлены струбцины.
Однако начальник Опытной Московской дистанции пути Кореньков Д.А., не обладая полной информацией об истинной причине занятости перегона, передал руководству железной дороги и ОАО "РЖД" информацию, что причиной занятости явился разрыв стыка.
С 3 часов 20 минут до 4 часов 27 минут поездным диспетчером было предоставлено "окно" по вырезке дефектного рельса и укладке рельсовой рубки. В 4 часа 27минут 4 января 2010 г. после окончания работ было выдано уведомление - скорость установленная.
На данном участке капитальный ремонт проходил в 1996 году, плеть уложена 7 мая 1996 г., пропущенный тоннаж по состоянию на 1 января 2010 г. составил 393,6 млн.т.км брутто. 14 апреля 2005 г. силами ПМС-82 проводилась сварка машиной ПРСМ N 084 плетей бесстыкового пути длиной в перегон. Плеть после сварки имеет длину 13140,34 метра, температура закрепления + 25 град.С. Тип рельса - Р-65, завод изготовитель: Т-93, N плавки - Т293 ОВПХ 294, вид термообработки - термоупрочненный. Участок с подъемом 2,4 /0о, кривая радиусом 2770 метров, износ рельсов - 2 мм, балласт - щебень, шпалы - железобетонные.
Расследованием установлено, что излом левой рельсовой нити произошел в зоне сварного стыка по коду 56.3 согласно классификации дефектов рельсов N НТД/ЦП-2-93. Предположительно причиной возникновения дефекта в виде темного пятна в шейке рельса на глубине 52 мм от поверхности катания послужило наличие недостаточной величины осадки металла при сварке (холодная сварка). Для установления окончательных причин разрушения сварного стыка и возможности выявления дефектов средствами дефектоскопии, рельс необходимо в установленном порядке направить на металлографическую экспертизу в "ОАО" ВНИИЖТ.
Данный сварной стык после сварки в 2005 году проверялся 3 раза, в последующие годы - 1 раз в год. Периодичность и порядок контроля сварного стыка выполнены согласно установленным требованиям технологической инструкции по ультразвуковому контролю N ТИ 07.42-2004. Дефектов обнаружено не было. Сварной стык проверен 3 июля 2009 г. дефектоскопом Авикон-02р N 05054 (операторы Дуплинский В.И. и Тарасов А.В.) - дефектов не выявлено, в июле 2008 года стык проверен дефектоскопом РДМ-3 N 989 (операторы Васильев А.Ю. и Тарасов А.В. - дефектов также выявлено не было.
Периодичность проверки средствами сплошного контроля составляла на данном участке 4 раза в месяц. Последние проверки съемными средствами дефектоскопии в декабре 2009 года проводились:
- 11 декабря 2009 г. - дефектоскопной тележкой Авикон-11 N 06095 (оператор Федоров А.А., Леньков Э.А., сопровождали ПД-14 Макеев С.Н., сигналисты Шорников А.В., Крепков В.В.).
- 25 декабря 2009 г. дефектоскопной тележкой АДС02 N 151205 (операторы: Усанов Е.Б., Шемаров В.А., сопровождали ПД-14 Макеев С.Н., сигналисты Шорников А.В., Зонова Н.П.).
Последние проверки рельсов совмещенными вагонами-дефектоскопами проводились 22 декабря 2009 г. (ПС-486), 24 декабря 2009 г. (ПС-310), 26 декабря 2009 г. (ПС-486), 28 декабря 2009 г. (ПС-310) - отметки на вторичный контроль на данный километр не выдавались.
При перешифровке 4 января 2010 г. дефектограмм, вышеназванных средств дефектоскопии, признаков дефектов не выявлено.
По проходу вагона-путеизмерителя ПС-072 15 декабря 2009 г. данный километр оценен в 10 баллов (отлично). Данный участок проверялся через день путеобследовательскими станциями: ПС-702 - 20, 24 и 28 декабря, ПС-701 - 22, 26 и 30 декабря. Отступлений по геометрии содержания пути на данном километре не выявлено.
Внеочередной осмотр участка производился под председательством заместителя начальника по текущему содержанию пути Дмитриевым А.Н. в период с 9 по 15 декабря 2009 г. Осмотры пути производились: 16 и 29 декабря 2009 г. дорожным мастером Макеевым С.Н., 3 января 2010 г. дорожным мастером Макеевым С.Н. совместно с и.о. бригадира пути Богомоловым А.Б. с 556 по 562 км I и II главных путей. Силами путевых обходчиков осмотры проведены: 1 января 2010 г. - бригадир пути Почкин В.Е., сигналист Каныпин Д.Н.; 2 января 2010 г. - бригадир пути Чертов Н.Н., сигналист Зонова Н.П. Визуальным осмотром замечаний на 556 км не обнаружено.
В результате излома рельса допущены задержки поездов N 143 - 13 мин., N 6685 - 43 мин., N 133 - 1 мин., N 6727 - 53 мин., N 59 - 23 мин.; N 51 -21 мин., N621 - 18 мин., N41 - 29 мин., N29 - 22 мин., N237 - 4 мин., N65-8 мин.
Начальник Опытной Московской дистанции пути Октябрьской железной дороги Кореньков Д.А. в нарушение требований приказа "О распределении должностных обязанностей между начальником дистанции и его заместителями" от 30 октября 2010 г. N 328 ОПЧ-1 не обеспечил безопасность движения поездов на перегоне Решетниково - Клин.
Начальник службы пути Октябрьской железной дороги Азаренков В.Н. в нарушение приказа "О распределении обязанностей по службе пути" от 4 мая 2008 г. ослабил требовательность к руководителям дистанций пути, проводит недостаточно работы по профилактике отказов технических средств.
На основании изложенного и в целях повышения уровня профилактической работы по обеспечению безопасности движения поездов:
1. Отнести ответственность за произошедший случай излома рельса на 556 км ПК 6 1-го главного пути перегона Решетниково-Клин и допущенные задержки поездов за Московской дистанцией пути Московского отделения Октябрьской железной дороги.
2. Начальникам железных дорог:
а) организовать в трехдневный срок ознакомление всех причастных работников железных дорог с обстоятельствами и причинами случаев отказа в работе технических средств, допущенных на Октябрьской железной дороге;
б) пересмотреть регламент организации выезда руководителей и ремонтных бригад на устранение внезапно возникших неисправностей с сокращением времени прибытия к месту неисправности: для участков со скоростным движением - до 1 часа, на остальных участках - до 2 часов;
в) организовать внеочередной осмотр стрелочных переводов с непрерывной поверхностью катания крестовин и стрелок, оборудованных внешними замыкателями, под руководством руководителей дистанций пути по должности не ниже заместителей начальников дистанций пути с участием дорожных мастеров, электромехаников СЦБ, начальников станций с оформлением актов за подписями представителей станции и дистанций пути, сигнализации, централизации и блокировки;
г) провести проверки наличия в путевых бригадах комплектов накладок со стыковыми болтами и путевых струбцин для организации временного восстановления, обеспечив полную комплектность и доступность в местах их хранения (переездах, кладовых, табельных, дежурных дрезинах и автомашинах).
3. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б., и.о. генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Шенфельду К.П. (по согласованию) обеспечить проведение экспертных работ по установлению причин разрушения рельса на Октябрьской железной дороге, а также проанализировать записи регистраторов съемных и мобильных средств дефектоскопии на предмет выявления сигналов от дефектов в рельсах.
4. Начальникам департаментов Киреевнину А.Б., Волкову А.Н., и.о. генерального директора ОАО "ВНИИЖТ" Шенфельду К.П. (по согласованию), директору НИИ мостов Кондратову В.В. (по согласованию) рассмотреть предложение Октябрьской железной дороги по изменению организации работы средств диагностики на скоростном участке.
5. Начальнику Дирекции управления движением Октябрьской железной дороги Голдовскому М.А.:
а) в срок до 1 февраля 2010 г. организовать проведение проверок наличия в ТРА станций времени, необходимого для приготовления маршрутов приема (отправления) поездов при нарушении нормального действия устройств СЦБ для всех приемо-отправочных путей. По выявленным замечаниям внести в ТРА станций соответствующие изменения;
б) разработать варианты пропуска поездов "Сапсан" на участках Санкт-Петербург - Тосно и Москва - Крюково при отказах технических средств.
6. И.о. начальника Северо-Западной дирекции скоростных сообщений Косареву Е.А. в зимний период организовывать проведение дополнительных осмотров экипажной части высокоскоростных поездов перед каждым рейсом.
7. За не обеспечение должной координации работ подразделений отделения в период пропуска высокоскоростного поезда "Сапсан", снижение требовательности к руководителям дистанций пути в части обеспечения необходимого уровня безопасности движения поездов заместителю начальника Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги по инфраструктуре Рябовичу М.А. объявить выговор.
8. За ослабление требовательности к руководителям среднего звена дистанции пути, не обеспечение должного контроля за содержанием в технически исправном состоянии стрелочных переводов на станции Тосно, начальнику Опытной Санкт-Петербург Московской дистанции пути Октябрьской железной дороги Дроздову В.В. объявить выговор.
9. Начальник Опытной Московской дистанции пути Октябрьской железной дороги Кореньков Д.А. за дачу неверной информации о причинах ложной занятости Решетниково - Клин, неисполнение своих должностных обязанностей по обеспечению безопасности движения поездов заслуживает освобождения от занимаемой должности, но учитывая его непродолжительный период работы в данной должности, объявить ему выговор.
10. За ослабление требовательности к руководителям дистанций пути и недостаточной работы по профилактике отказов технических средств начальнику службы пути Октябрьской железной дороги Азаренкову В.Н. объявить выговор.
11. Указать начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В. на необходимость укрепления технологической дисциплины по обеспечению безопасности движения на Октябрьской железной дороге.
12. Контроль за выполнением данного распоряжения оставляю за собой.

Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б. Воробьев