ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 июля 2010 г. N 1502р

О СЛУЧАЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОЕЗДА С УНИВЕРСАЛЬНЫМ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ МОДУЛЕМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУТЕВЫХ РАБОТ, ДОПУЩЕННОМ 23 МАЯ 2010 Г. НА ПЕРЕГОНЕ КОТЕЛЬНИКОВО - ГРЕМЯЧАЯ ВОЛГОГРАДСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПРИВОЛЖСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

23 мая 2010 г. в 7 часов 06 минут во время производства путевых работ в период "окна" на 178 км 10 пк закрытого перегона Котельниково - Гремячая Приволжской железной дороги при производстве маневровых передвижений поезда N 5902 с тепловозом 2ТЭ10М N 451 приписки эксплуатационного локомотивного депо Астрахань под управлением локомотивной бригады эксплуатационного локомотивного депо Петров Вал в составе машиниста Сенюшкина С.Н. и помощника машиниста Чумадина М.В. в кривом участке пути радиусом 624 м при скорости 32 км/час допущено столкновение с универсальным строительно-монтажным модулем контактной сети УСММКС-2 N 19894039. В результате столкновения допущен сход модуля всеми колесными парами с нарушением габарита нечетного пути и сдвижкой рельсошпальной решетки.
Разбором, проведенным в ОАО "РЖД" 8 июня 2010 г., установлено, что на основании телеграфного указания первого заместителя начальника Приволжской железной дороги Заставного А.П. от 22 мая 2010 г. N 2624А в сутках 23 мая 2010 г. на перегоне Котельниково - Гремячая с 187 км 2 пк по 183 км 1 пк четного пути предоставлено "окно" для производства среднего ремонта пути с 1 часа 30 минут до 9 часов 30 минут. Ответственным за безопасное производство работ в "окно" назначен заместитель начальника Волгоградской механизированной дистанции пути по ремонту Хохлов В.В., ответственным за обеспечение безопасности движения поездов - заместитель начальника Сарептской дистанции пути Ширинский С.Н., ответственным за допуск и производство работ на контактной сети назначен начальник района контактной сети Котельниково Павленко Д.В.
В соответствии с пунктом 8.6 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России 16 октября 2000 г. N ЦД-790 (далее - ИДП), для работы на закрытом перегоне в заявку поездному диспетчеру по регулировке контактной сети была включена автомотриса дизельная монтажная (далее - АДМ) N 1616, принадлежащая ООО "Трансюжстрой-Энергомонтаж" (далее - "ТЮС-Э").
22 мая 2010 г. в 23 часа 30 минут ответственным за безопасное производство работ Хохловым В.В. в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 была оформлена заявка на производство работ.
Ответственным за допуск и безопасное производство работ Павленко Д.В. при оформлении заявки в журнале диспетчерских распоряжений формы ДУ-58 22 мая 2010 г. в 23 часа 37 минут была указана АДМN 1616 без универсального строительно-монтажного модуля контактной сети УСММКС-2 N 19894039.
В 23 часа 40 минут ответственный за безопасное производство работ Хохлов В.В. передал заявку с указанием порядка отправления хозяйственных поездов поездному диспетчеру Паратовой Л.В.
В 1 час 37 минут 23 мая 2010 г. поездным диспетчером Паратовой Л.В. приказом N 733 был закрыт четный путь перегона Котельниково - Гремячая и определен порядок отправления хозяйственных поездов в "окно" с выдачей разрешений формы ДУ-64 каждому хозяйственному поезду.
Поезд N 5102 (АДМ N 1616), объединенный с универсальным строительно-монтажным модулем контактной сети УСММКС-2 N 19894039, отправился со станции Котельниково в 2 часа 12 минут на перегон Котельниково - Гремячая для производства работ по регулировке контактной сети.
Ответственным за допуск и производство работ на контактной сети Павленко Д.В. было выдано разрешение на выполнение работ производителю "ТЮС-Э" Стеценко А.А. в устройствах контактной сети перегона Котельниково - Гремячая по четному пути от 178 км 7 пк до 179 км 1 пк. Машинист АДМ N 1616 Семьянцев А.И. (работник "ТЮС-Э"), не согласовав свои действия с ответственным за допуск и производство работ на контактной сети ЭЧК-25 Котельниково Павленко Д.В., произвел закрепление и отцепку универсального строительно-монтажного модуля контактной сети УСММКС-2 N 19894039 на 178 км 10 пк. При этом место производства работ универсального строительно-монтажного модуля контактной сети не было ограждено установленным порядком.
Поезд N 5902 под управлением локомотивной бригады в составе машиниста Сенюшкина С.Н. и помощника машиниста Чумадина М.В. отправился со станции Котельниково на перегон Котельниково - Гремячая для производства работ по очистке балласта в 3 часа 45 минут с последующей остановкой на 183 км 1 пк согласно заявке ответственного за безопасное производство работ Хохлова В.В.
В нарушение требований пункта 8.6 ИДП при следовании по четному пути перегона Котельниково - Гремячая к месту производства работ локомотивная бригада допустила следование поезда со скоростью 35 км/час при допустимой не более 20 км/час.
После окончания работ по очистке балласта щебнеочистительными машинами по указанию руководителя работ - заместителя начальника Волгоградской механизированной дистанции пути Хохлова В.В. через дорожного мастера пути Полтавского С.М. машинисту Сенюшкину С.Н. было отдано распоряжение о передвижении состава на 700 м от фронта производства работ в направлении станции Гремячая для последующего объединения со щебнеочистительными машинами (далее СЧ).
После объединения поезда и опробования тормозов машинист хозяйственного поезда N 5902 Сенюшкин С.Н. услышал по переносной радиостанции доклад машиниста замыкающей СЧ Даниленко М.Ю. о приведении машины в транспортное положение и готовности к следованию в составе поезда на станцию Гремячая. Ошибочно восприняв доклад руководителя работ за команду, машинист Сенюшкин С.Н. привел поезд в движение в направлении станции Гремячая, развив скорость до 38 км/час. В условиях удовлетворительной видимости локомотивная бригада за свободностью пути не наблюдала, применив экстренное торможение за 60 м до универсального строительно-монтажного модуля УСММКС-2 при скорости 32 км/час допустила столкновение.
Причиной столкновения хозяйственного поезда N 5902 с универсальным строительно-монтажным модулем контактной сети УСММКС-2 N 19894039 и последующим его сходом послужили нарушения локомотивной бригадой в составе машиниста Сенюшкина С.Н. и помощника машиниста Чумадина М.В. пунктов 16.38 и 16.40 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, и пунктов 8.6, 8.13 ИДП, выразившиеся в ненаблюдении за свободностью пути и превышении установленных скоростей движения.
Исполняющий обязанности начальника Дирекции тяги Приволжской железной дороги Назаров Ю.П. не принял должных мер при организации работы по обеспечению гарантированной безопасности движения поездов в подведомственном хозяйстве.
Начальник службы электрификации и электроснабжения Приволжской железной дороги Буковец С.Б. не обеспечил контроль за допуском подрядных организаций к работам на инфраструктуре ОАО "РЖД".
Заместитель начальника Приволжской железной дороги по путевому хозяйству Писарев Г.Н. в нарушение приказа от 29 января 2010 г. N 49/Н "О распределении обязанностей между начальником железной дороги, первым заместителем, главным инженером и заместителями начальника железной дороги" не предъявляет должной требовательности к руководителям службы и дистанций пути в части организации работы по обеспечению безопасности движения поездов и укреплению производственной дисциплины.
Заместитель начальника Приволжской железной дороги - главный ревизор по безопасности движения поездов Егораев С.А. ослабил требовательность к ревизорам в вопросах контроля организации профилактической работы по безопасности движения.
Первый заместитель начальника Приволжской железной дороги Заставной А.П. разбор случая столкновения хозяйственного поезда с универсальным строительно-монтажным модулем при проведении путевых работ на перегоне Котельниково - Гремячая провел поверхностно, системные нарушения, допускаемые на дороге при планировании и организации проведения "окон", не были вскрыты.
Руководители Приволжской железной дороги прибыли в ОАО "РЖД" неподготовленными. При этом начальник службы электрификации и электроснабжения Буковец С.Б. и исполняющий обязанности начальника Дирекции управления движением Бескровный С.Н. показали неудовлетворительные знания нормативных документов.
На основании изложенного и в целях стабилизации положения с обеспечением безопасности движения поездов:
1. Работу по обеспечению гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса при организации летних путевых работ, проводимую на Приволжской железной дороге, признать недостаточной.
2. Начальнику Приволжской железной дороги Храпатому А.В.:
2.1. Представить в установленном порядке предложения об укреплении руководства Дирекции тяги - структурного подразделения железной дороги.
2.2. Пункт 7.4 Инструкции по технологии планирования, организации и предоставления "окон" для ремонта инфраструктуры на Приволжской железной дороге от 24 февраля 2009 г. N 1201/16 привести в соответствие с нормативными документами ОАО "РЖД".
2.3. Обеспечить составление телеграмм, разрешающих производство работ в "окно", по форме, установленной приложением N 6 к Инструкции о порядке предоставления и использования "окон" для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 26 октября 2007 г. N 2047р.
2.4. Пересмотреть порядок внесения изменений в ранее согласованные "окна", при этом изменения вносить за подписью руководителя, подписавшего телеграмму - разрешение на производство работ в "окно".
2.5. Направить начальника службы электрификации и электроснабжения Буковца С.Б. на внеочередную проверку знаний в Центральную комиссию ОАО "РЖД".
2.6. Направить исполняющего обязанности начальника Дирекции управления движением Бескровного С.Н. на собеседование в Центральную дирекцию управления движением.
3. Начальнику службы электрификации и электроснабжении Приволжской железной дороги Буковцу С.Б. установить контроль за организацией работ подрядных строительных организаций при наличии согласованного проекта производства работ.
4. Начальникам железных дорог:
4.1. Принять необходимые меры по исключению нарушений технологии проведения путевых работ, установленной ОАО "РЖД".
4.2. Запретить отправление для производства работ по ремонту пути и сооружений, устройств СЦБ, электроснабжения и связи хозяйственных поездов, принадлежащих организациям, не указанным в оперативном приказе начальника железной дороги о разрешении предоставления запланированного "окна".
5. Первым заместителям начальников железных дорог:
5.1. Организовать в месячный срок в причастных подразделениях изучение Инструкции о порядке предоставления и использования "совмещенных окон" для выполнения ремонтных работ на объектах инфраструктуры, принадлежащих ОАО "РЖД", утвержденной ОАО "РЖД" 25 августа 2009 г. N 14216.
5.2. Проводить рассмотрение совмещенных "окон" только при наличии единого проекта производства работ, согласованного всеми причастными исполнителями.
6. Начальникам дирекций управления движением железных дорог:
6.1. Включить в план технической учебы на III квартал 2010 г. и планы работы центров практического обучения, вагонов-тренажеров проведение занятий по отработке практических навыков поездных диспетчеров и дежурных по станциям при организации движения поездов: с закрытием путей перегонов, при телефонных средствах связи, при перерыве всех средств сигнализации и связи.
6.2. Ознакомить повторно под роспись всех работников, связанных с движением поездов, с обстоятельствами и причинами случая отправления поезда по неготовому маршруту, допущенному 1 октября 2008 г. на станции Архара Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги, а также с требованиями пункта 1.5 телеграммы от 8 октября 2008 г. N В Г-16404 по указанному случаю в части обязательного изъятия перед отправлением на перегон для производства работ последнего хозяйственного поезда ключа-жезла из аппарата управления дежурного по станции, вплоть до открытия перегона приказом поездного диспетчера.
7. Начальникам дирекций по ремонту пути, начальникам служб пути, начальникам региональных дирекций тяги (служб локомотивного хозяйства железных дорог) до 20 июля 2010 г. силами командного состава путевых машинных станций и дистанций пути провести технические занятия с локомотивными бригадами, задействованными в хозяйственном движении, по особенностям производства ремонтно-путевых работ с применением путевых машин.
8. За снижение требовательности к руководителям службы и дистанций пути в части организации работы по обеспечению безопасности движения поездов и укрепления производственной дисциплины заместителю начальника Приволжской железной дороги по путевому хозяйству Писареву Г.Н. объявить выговор.
9. Указать заместителю начальника Приволжской железной дороги - главному ревизору по безопасности движения поездов Егораеву С.А. на снижение требовательности к ревизорам в вопросах контроля за организацией профилактической работы по обеспечению безопасности движения в подразделениях железной дороги.
10. По факту неудовлетворительного разбора случая столкновения хозяйственного поезда с универсальным строительно-монтажным модулем первому заместителю начальника Приволжской железной дороги Заставному А.П. представить объяснение.
11. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воротилкина А.В.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов