СОВЕТ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ ТРАНСПОРТУ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА

Приложение N 37 к Протоколу
52-го заседания Совета
по железнодорожному транспорту
государств-участников Содружества,
13 - 14.05.2010 г.

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ ПАРКОМ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Настоящая Концепция управления Общим парком грузовых вагонов в новых условиях (далее - Концепция) разработана во исполнение поручения пятьдесят первого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (далее - Совет) с целью эффективного управления на сети железных дорог парком грузовых вагонов различной формы собственности. Необходимость обеспечения потребности экономик стран Содружества, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии в погрузочных ресурсах, а также происходящий процесс увеличения количества приватных грузовых вагонов и одновременное сокращение инвентарного парка ставят перед железнодорожными администрациями, участвующими в работе Совета, первоочередную задачу по выработке действенных условий эффективного управления парком грузовых вагонов различных форм собственности, участвующими в международных грузовых перевозках.
Концепция базируется на:
"Соглашении о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении" от 20 октября 1992 г.;
"Соглашении о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами-участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании" от 22 января 1993 г.;
"Соглашении о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров собственности государств-участников Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой" от 12 марта 1993 г.

1. Термины, применяемые в Концепции

Соглашение об использовании Общего парка грузовых вагонов - Соглашение, которым регулируются технические, технологические, правовые и финансовые аспекты использования Общего парка грузовых вагонов.
Участники Соглашения - железнодорожные администрации, подписавшие Соглашение об использовании Общего парка грузовых вагонов.
Общий парк - грузовые вагоны железнодорожных администраций и грузовые вагоны иных собственников, совместно используемые железнодорожными администрациями - участниками Соглашения об использовании Общего парка грузовых вагонов (далее - Соглашение).

 

2. Основные принципы использования Общего парка

2.1. Взаимодействие железнодорожных администраций* и собственников грузовых вагонов базируется на следующих принципах:
- законности;
- юридического равенства;
- свободы договора
- добровольного участия;
- равных условий эксплуатации грузовых вагонов;
- равных экономических условий;
- сохранения существующей системы расчетов за пользование грузовыми вагонами;
- сохранности грузовых вагонов.
2.2. Эксплуатация Общего парка рассматривается в комплексе двух взаимосвязанных элементов:
2.2.1 Взаимодействие железнодорожных администраций - участников Соглашения.
2.2.2 Взаимодействие железнодорожной администрации* с собственниками грузовых вагонов.
_________________________________________________
* здесь и далее - для участников Совета по железнодорожному транспорту, где разделены функции государственного регулирования и хозяйственного управления, под железнодорожной администрацией понимается перевозчик, осуществляющий международные перевозки и финансовые расчеты за них.

2.3. Взаимодействие железнодорожных администраций - участников Соглашения по вопросам использования Общего парка должно осуществляться на основе документов, действующих в рамках Совета, а также Соглашения.
2.4. Соглашение содержит принципы использования Общего парка, права и обязанности сторон, технические, технологические, правовые и финансовые условия использования грузовых вагонов Общего парка.
2.5. Соглашение должно содержать следующие положения:
условия участия в Соглашении;
условия использования железнодорожными администрациями грузовых вагонов Общего парка;
срок действия Соглашения;
порядок передачи и изъятия вагонов из Общего парка;
порядок ведения учета вагонов и проведения расчетов по плате за пользование вагонами между железнодорожными администрациями;
порядок установления размера платы за пользование грузовыми вагонами и периодичность его пересмотра;
порядок проведения технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов и расчетов за них, а также ответственность за их сохранность;
требования к техническому состоянию грузовых вагонов Общего парка;
порядок компенсации утерянных и поврежденных вагонов Общего парка.
2.6. Взаимодействие железнодорожной администрации, участвующей в Соглашении, с собственниками грузовых вагонов регулируется:
2.6.1 Соглашением об использовании Общего парка грузовых вагонов;
2.6.2 Договором между железнодорожной администрацией* приписки и собственником грузовых вагонов.
2.7. К основным условиям Договора должны быть отнесены:
срок, на который грузовой вагон передается в Общий парк собственником;
размер ставок плат и порядок расчетов за пользование грузовыми вагонами;
условия передачи вагонов в Общий парк;
требования к техническому состоянию вагонов, передаваемых в Общий парк;
порядок компенсации за утерянные и поврежденные вагоны Общего парка.
2.8. Схема взаимодействия по использованию грузовых вагонов Общего парка:
2.9. Процедура передачи собственных грузовых вагонов в Общий парк осуществляется путем заключения Договора.

3. Порядок регистрации вагонов Общего парка

3.1. На основании подписанного Соглашения и заключенного Договора железнодорожная администрация* формирует и направляет в ИВЦ ЖА заявку для включения грузовых вагонов в Общий парк.
3.2. В заявке указывается:
собственник вагона (только для собственных вагонов);
код собственника в соответствии со справочником АС ФКИ "Собственники грузовых вагонов" (СЖА 1004 06) (только для собственных вагонов);
род вагона;
количество вагонов;
пономерной перечень вагонов;
дата передачи вагонов в Общий парк;
дата вывода вагонов из Общего парка.
3.3. При регистрации в АБД ПВ по заявленным вагонам проставляется признак "Общий парк".
3.4. На вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ с признаком "Общий парк", должен быть нанесен соответствующий трафарет.

4. Условия эксплуатации Общего парка грузовых вагонов

4.1. Техническое состояние, порядок приема и сдачи по межгосударственным стыковым пунктам, порядок технического обслуживания грузовых вагонов Общего парка регламентируются разделом 2 (Технические условия на грузовые вагоны, используемые в межгосударственном сообщении) Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и разделом 5 (Условия эксплуатации собственных грузовых вагонов) Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов с учетом особенностей, установленных для грузовых вагонов Общего парка.
4.2. Железнодорожные администрации, используя АБД ПВ, технологию автоматизированного пономерного учета перехода вагонов по межгосударственным стыковым пунктам и технологию учета наличия парка собственных вагонов, действующую в каждой железнодорожной администрации, должны обеспечивать контроль пропуска через межгосударственные стыковые пункты вагонов, курсирующих на условиях Соглашения об использовании Общего парка грузовых вагонов.
4.3. При нахождении грузовых вагонов, входящих в Общий парк, на путях общего пользования, их техническое обслуживание производится в соответствии с  решением  сорок седьмого  заседания Совета (Приложение N 10 к Протоколу от 22-23 ноября 2007 года - "Положение о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении").
4.4. Плановые виды ремонта грузовых вагонов Общего парка осуществляются собственником в сроки и в порядке, установленном "Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении".
4.5. Текущий отцепочный ремонт грузового вагона Общего парка осуществляется железнодорожной администрацией-пользовательницей.
4.6. Утеря вагона Общего парка компенсируется в соответствии с "Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств".

5. Порядок использования грузовых вагонов Общего парка при перевозке

5.1. Расчет провозной платы за перевозку грузов в вагонах Общего парка производится как за перевозку в грузовых вагонах железнодорожных администраций.
5.2. При перевозке грузов вагонами Общего парка в железнодорожной накладной делается отметка о принадлежности вагона к Общему парку.
5.3. После выгрузки грузовой вагон Общего парка используется под погрузку или отправляется в регулировку установленным порядком.
5.4. Исправные порожние грузовые вагоны Общего парка направляются по пересылочным ведомостям согласно Правилам перевозок грузов.

6. Проведение расчетов за пользование грузовыми вагонами Общего парка

6.1. Расчеты за пользование грузовыми вагонами Общего парка осуществляются на основе существующей в рамках Совета системы международных финансовых расчетов.
6.2. Расчеты за пользование грузовыми вагонами Общего парка  регулируются следующим образом.
6.2.1 Между железнодорожными администрациями*:
Соглашением об использовании Общего парка грузовых вагонов;
Правилами комплексных расчетов между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества, Латвии, Литвы, Эстонии.
6.2.2 Между железнодорожной администрацией* и собственником грузовых вагонов  - Договором между ними.
6.3. 1 вариант: Ставки платы за пользование грузовыми вагонами Общего парка устанавливаются на базе унифицированных базовых ставок платы за пользование вагонами по родам подвижного состава, утвержденных Советом, с правом железнодорожной администрации* объявления поправочных (повышающих/понижающих) коэффициентов.
6.3. 2 вариант: Ставки платы за пользование грузовыми вагонами Общего парка устанавливаются на базе унифицированных базовых ставок платы за пользование вагонами по родам подвижного состава, утвержденных Советом.

Вопросы управления Общим парком грузовых вагонов, не оговоренные в настоящей Концепции, регламентируются нормативными документами Совета.