ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 марта 2010 г. N 557р

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ЛАВИНООПАСНЫХ УЧАСТКАХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ОАО "РЖД"

На сети железных дорог ОАО "РЖД" в зоне воздействия снежных лавин находятся участки Куйбышевской, Южно-Уральской, Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Сахалинской железных дорог. Общая протяженность лавиноопасных участков составляет 74,8 км.
В период с 2006 по 2010 год был зафиксирован 31 случай схода снежных лавин на железнодорожный путь с общим перерывом движения более 150 часов.
31 декабря 2009 г. в 09 часов 39 минут местного времени в условиях сильной метели и ограниченной видимости на 219 км ПК 2 перегона Пугачево-Заозерное однопутного участка Южно-Сахалинск-Ноглики Сахалинской железной дороги при работе по очистке пути произошел сход снегоочистителя СДП-М N 3443 двумя тележками и тепловоза ТГ 16-053 двумя секциями.
Причиной схода подвижного состава явилась снежная лавина протяженностью 50 метров и высотой до 3 метров, сошедшая во время прохода снегоочистителя.
При сходе снегоочиститель был развернут на 90 Град. относительно оси пути, 1-я секция тепловоза сместилась вправо по ходу движения и развернулась на 45 Град. к оси пути, 2-я секция тепловоза осталась параллельно оси пути. Повреждено 50 метров пути.
Для производства восстановительных работ и устранения последствий стихии были привлечены работники Поронайской дистанции пути и восстановительные поезда со станций Поронайск и Южно-Сахалинск.
В 22 часа 20 минут на 219 км сошла вторая лавина протяженностью 70- 80 метров и высотой до 3 метров, а в 00 часов 25 минут 1 января 2010 г. третья лавина высотой до 5 метров и длиной 70-80 метров.
Суммарный объем вынесенного лавинного снега составил более 19 тысяч кубических метров. Из-за сложной метеорологической обстановки, связанной с прохождением глубокого циклона, восстановительные работы продолжались более 90 часов.
Кроме аномальных погодных условий одной из причин, приведших к сходу подвижного состава и длительному перерыву в движении поездов, стало отсутствие системы обеспечения безопасности движения поездов в лавиноопасный период, действовавшей ранее на Сахалинской железной дороге.
С 1953 года на Южно-Сахалинском отделении Дальневосточной железной дороги работа по противолавинной защите организовывалась лавинообвальной группой в количестве 4 человек. В обязанности специалистов лавинообвальной группы входило ведение наблюдений и обследования лавиноопасных участков. Ежегодное составление отчетов с характеристиками наблюдавшихся снежных обвалов и лавин. Выявление участков, подлежащих принудительному спуску лавин. Разработка рекомендаций по ремонту имеющихся и строительству новых лавинозащитных устройств. Велись круглогодичные наблюдения лавиноопасных участков совместно с Сахалинским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Сахалинское УГМС") и стационарным лавиноисследовательским пунктом НИИЖТа, действовавшим на Сахалине в период с 1965 по 1989 год. Лавинообвальной группой были разработаны Технические указания по проектированию застройки лавиноопасных склонов и проектированию противолавинных галерей. По техническим решениям лавинообвальной группы производилась застройка лавиноопасных склонов на участке Южно-Сахалинск-Холмск, были построены две противолавинные галереи на участке Шахта-Холмск.
В 1987 году лавинообвальная группа была присоединена к дорожной геомостостанции и фактически перестала существовать в 1991 году, с уходом специалистов. С 1991 года инженерные обследования лавиноопасных участков на Сахалинской железной дороге прекратились.
После закрытия в 1994 году наиболее лавиноопасного перевального участка Южно-Сахалинск - Холмск работы по обеспечению безопасности движения поездов на лавиноопасных участках Холмской дистанции пути обеспечивались проведением осмотров и механизированной уборкой сходивших на путь снежных масс. Бригада скалолазов дистанции пути в количестве 6 человек, занимавшихся в зимний период подрезкой снежных карнизов, была ликвидирована. Работы по принудительному спуску лавин в дальнейшем не планировались и не производились. Взаимодействие с подразделениями Министерства Обороны и Региональным противолавинным центром после 1994 года не осуществлялось.
219 км ПК 2 перегона Пугачеве - Заозерное был поставлен на учет как лавиноопасный участок 1 мая 2009 г., ранее опасным не считался и не обследовался.
В целях обеспечения безопасности движения поездов, усиления квалифицированного надзора за лавиноопасными участками, повышения эффективности гидрометеорологического обеспечения в ОАО "РЖД":
1. Исполняющему обязанности начальника Сахалинской железной дороги Чупину И.В.:
а) восстановить систему обеспечения безопасности движения поездов в лавиноопасный период;
б) организовать получение оперативного прогноза лавинной опасности от ГУ "Сахалинское УГМС" и привлечение Регионального противолавинного центра к предупредительному спуску лавин;
в) создать в Холмской и Поронайской дистанциях пути бригады скалолазов из работников мостовых цехов и бригад по земляному полотну, обучить их в специализированных центрах МЧС России и обеспечить необходимым снаряжением;
г) организовать постоянный пост наблюдения на 219 км перегона Заозерное - Пугачево.
2. Начальникам Куйбышевской железной дороги Кобзеву С.А., Южно-Уральской - Попову В.А., Западно-Сибирской - Целько А.В, Красноярской - Рейнгарту В.Г., Восточно-Сибирской - Краснощеку А.А., Дальневосточной - Заиченко М.М. и исполняющему обязанности начальника Сахалинской железной дороги Чупину И.В.:
а) ознакомить с обстоятельствами и причинами схода поезда N 7904 в составе снегоочистителя СДП-М N 3443 и тепловоза ТГ16-053 на 219 км ПК 2 перегона Пугачево - Заозерное Поронайской дистанции пути Сахалинской железной дороги причастных работников под роспись;
б) обеспечить неукоснительное исполнение положений "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железнодорожного полотна" от 27 июля 2009 г. N 1546р и распоряжения ОАО "РЖД" от 26 марта 2009 г. N 634р "О случае схода подвижного состава в грузовом поезде N3011 на перегоне Чульжан-Бельсу Абаканского отделения Красноярской железной дороги";
в) в 2010 году провести с привлечением научно-исследовательских организаций проектно-изыскательские работы по определению защищенности железнодорожной инфраструктуры с оценкой лавиносборов, определением факторов риска и вероятности схода лавин. По результатам обследования подготовить мероприятия по противолавинной защите и представить их в Департамент пути и сооружений;
г) организовать получение своевременной оперативной информации о лавинной опасности от региональных противолавинных центров Росгидромета;
д) организовать и при необходимости провести работы по предупредительному спуску лавин;
е) на наиболее лавиноопасных участках оборудовать посты постоянного наблюдения;
ж) обеспечить всех работающих в пределах лавиноопасных участков радиомаяками или приборами позиционирования;
з) создать в дорожных центрах диагностики путевого хозяйства железных дорог лавинообвальные группы в пределах лимита численности по путевому хозяйству и обеспечить их инструментом и оборудованием в соответствии с приложением N 7 "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов и технике безопасности на лавиноопасных участках железных дорог ОАО "РЖД";
и) при проектировании реконструкций инфраструктуры на лавиноопасных участках предусматривать по возможности вынос железнодорожного пути и контактной сети от опасных склонов, устройство кювет-траншей и других защитных сооружений;
к) в лавиноопасный период лично рассматривать работу предприятий и служб железной дороги не реже 1 раза в месяц;
л) систему обеспечения безопасности движения поездов на лавиноопасных участках утвердить приказом начальника железной дороги.
3. Начальнику Дальневосточной железной дороги Заиченко М.М. представить предложения по увеличению численности геофизической станции Дорожного Центра диагностики путевого хозяйства на 1 штатную единицу для выполнения функций по гидрометеорологическому обслуживанию Сахалинской железной дороги.
4. Вице-президенту Воробьеву В.Б., начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. организовать:
а) взаимодействие с Росгидрометом по вопросам обеспечения противолавинной защиты железнодорожной инфраструктуры;
б) начиная с 2011 года установку на лавиноопасных участках ОАО "РЖД" автоматизированной системы контроля за погодно-геофизическими факторами, определяющими степень лавиноопасности, с автоматической передачей данных в дистанции пути, службы пути и Департамент пути и сооружений;
в) внедрение на сети железных дорог ОАО "РЖД" системы контроля и прогноза погодно-геофизического состояния пути "Геопуть" с формированием на ее основе современной железнодорожной системы гидрометеорологического обеспечения.
5. Начальнику Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б.:
а) до 30 апреля 2010 г. провести анализ использования на сети железных дорог роторных снегоочистителей с перераспределением их на железные дороги с повышенной лавинной опасностью;
б) подготовить и внести установленным порядком изменения и дополнения в раздел 2.16. "Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути колеи 1067 мм" (для Сахалинской железной дороги) от 10 июля 1999 г. N ЦП-674.
6. Начальникам Департамента пути и сооружений Киреевнину А.Б. и Департамента капитального строительства Тихонову А.Б. на основании предложений железных дорог сформировать, начиная с 2010 года, программу строительства защитных сооружений на лавиноопасных участках сети железных дорог в рамках утвержденных параметров по инвестиционному проекту "Строительство и реконструкция искусственных сооружений".
7. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Воробьева В.Б.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Н.Морозов