ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 ноября 2010 г. N 2382р

О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИСХОДОМ, ДОПУЩЕННОМ НА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ 18 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА В ШАХТИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ (ПЧ-1) РОСТОВСКОГО РЕГИОНА

18.10.2010 г. в 17 час 50 минут на базе Батайской дистанции пути, при производстве погрузочных работ смертельно травмирован руководитель работ -бригадир Шахтинской дистанции пути Петрунев Михаил Захарович, 1955г. р.
Проведенным расследованием установлено.
Для получения трех ремкомплектов типа Р-65 марки 1/11 (рамный рельс с остряком) 18 октября 2010 года сплотка, состоящая из мотовоза МПТ-4 и дрезины ДГКу Шахтинской дистанции пути, была направлена в Батайскую дистанцию пути.
Ответственным за безопасное производство работ кранами был назначен бригадир Петрунев, которому 15.10.10 г. были выданы документы на вывоз материалов верхнего строения пути и дано указание взять стропальщиков. При этом, у Петрунева аттестации на безопасное производство работ кранами не было.
Прибыв на территорию базы Батайской дистанции пути (место погрузки ремкомплектов) Петрунев сделал запись в вахтенном журнале крановщика мотовоза МПТ-4 о разрешении работы крановой установки в данном месте и сам приступил к погрузке ремкомплектов весом 2,286 тонн, стропой, не имевшей бирки, но как было установлено при расследовании, грузоподъемностью 1,6 тонн.
В нарушение Правил Инструкции ЦП-652 п. 2.9.13. строповка производилось за середину ремкомплекта в одном месте, а не в двух местах с зацеплением по концам ремкомплекта расчалок, как указано в Правилах.
В соответствии с разработанным в дистанции пути технологическим процессом между кабиной и бортом дрезины разрешена погрузка по одному ремкомплекту. Бригада, погрузив по одному ремкоплекту между кабиной и бортом, приступила к погрузке третьего ремкомплекта поверх уже уложенного ремкомплекта.
Во время подъема груза на высоте 1 м 86 см от поверхности шпал произошел обрыв стропы и смертельное травмирование Петрунева М.З., который без применения специальных оттяжек пытался руками завести груз за удерживающие борт дрезины стопоры.
Согласно медицинского свидетельства причиной смерти Петрунева явилось: перелом первого шейного позвонка, зажатие между шпалой и сорвавшимся рамным рельсом.
В ходе проведенного разбора несчастного случая со смертельным исходом установлены факты, указывающие на неудовлетворительную организацию производства работ, неисполнение должностных обязанностей рядом руководителей.
В путевом хозяйстве Северо-Кавказской ж.д. около 1400 старших дорожных, дорожных мастеров и бригадиров пути, которые фактически руководят погрузочно-разгрузочными работами. Из них только 492 или 35 % аттестованы на этот вид работ.
Дорожным приказом определен порядок, при котором на базу ПЧ Батайск должны направляться руководители и стропальщики из дистанций пути, которые прибывают за МВСП. Контроль за ходом погрузки МВСП в части обеспечения безопасности работниками ПЧ Батайск не ведется. Повсеместно для перевозки МВСП с базы ПЧ Батайск в другие ПЧ используются мотовозы МПТ и ДГКу, отвлекаемые от работ текущего содержания пути до нескольких суток.
В целом поручения по телеграфному указанию ОАО "РЖД" по случаю на Дальневосточной ж.д. от 13.10.2010 г. N 3/1168 на Северо-Кавказской ж.д. отработаны неудовлетворительно.
Начальник дистанции пути Шахты Бронников СР. направил руководителем работ бригадира пути Петрунева М.З., не имевшего аттестации на производство работ, не проконтролировал выезд двух стропальщиков с бригадиром пути Петруневым М.З.
Главный инженер Петухов В.Д. не проконтролировал наличие в дистанции пути технологических процессов по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути.
Исполняющий обязанности главного инженера Шахтинской дистанции пути Названцев С.В. (на время очередного трудового отпуска Петухова В.Д.) не прошел проверку знаний в службе пути перед исполнением обязанностей главного инженера. Не обеспечил соблюдение порядка выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы.
Исполняющий обязанности главного механика Адамов Е.В. не обеспечил работающих необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного производства работ кранами, не изъял неисправный строп без бирки.
Машинист крана Багнюков В.Н., не убедившись в наличии удостоверения стропальщика у Петрунева М.З. в нарушение п. 2.9 типовой инструкции для крановщиков по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов РД 10-74-94 допустил к обвязке и зацепке груза лицо, не имеющее прав стропальщика.
Машинист крана не проверил соответствие грузозахватного приспособления массе и характеру груза, его исправности, в результате был применен строп, не соответствующий массе груза (п. 3.24. РД 10-74-94).
Машинист крана допустил присутствие Петрунева М.З. возле груза, при нахождении груза на высоте более 1 м (п. 3.21.Р Д 10-74-94) допустил подъем груза поддерживаемого руками (п. 3.24. РД 10-74-94).
В целях предупреждения подобных фактов ОАО "РЖД" обязывает заместителей начальников железных дорог по инфраструктуре и путевому хозяйству, начальников служб пути, дирекций по ремонту пути, дистанций пути:

1. Обеспечить изучение руководителями и непосредственными исполнителями погрузо-разгрузочных работ обстоятельств данного травматического случая и требования нормативных документов, которые были нарушены.
2. Проанализировать журналы учета работ в дистанциях пути для выявления фактического состояния дел с нарушениями правил погрузо-разгрузочных работ.
3. Проработать вопросы:
а) дооборудования дорожных баз накопления материалов верхнего строения пути с целью обеспечения минимальных затрат времени и безопасных условий погрузочно-разгрузочных работ;
б) широкого использования автотранспорта для поставки МВСП с баз накопления в другие дистанции пути;
4. Обеспечить до конца февраля 2011 года аттестацию руководителей погрузо-разгрузочных работ.

 

Вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев