ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 14 сентября 2010 г. N 1924р

СТО РЖД 1.02.028-2010

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА.
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ПАССАЖИРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ, ПУНКТОВ ДОСМОТРА ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА, ПУНКТОВ ПОСАДКИ И ВЫСАДКИ ПАССАЖИРОВ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте" (ОАО "НИИАС")
2 ВНЕСЕН Департаментом безопасности ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 14 сентября 2010 г. N 1924р.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1  Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к инженерно-техническим средствам охраны терминалов высокоскоростного железнодорожного транспорта, пунктов досмотра пассажиров и багажа терминалов высокоскоростного железнодорожного транспорта, пунктов посадки и высадки пассажиров высокоскоростного железнодорожного транспорта (объекты) от актов незаконного вмешательства.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2  Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.026-2001 Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
ГОСТ Р 52435-2005 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний.
ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний.
ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками. (код IP).
СТО РЖД 1.02.014-2009 Безопасность объектов высокоскоростного железнодорожного транспорта. Средства защиты объектов от актов незаконного вмешательства. Термины и определения.
СТО РЖД 1.02.017-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Технические средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.018-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные средства ограждения и охраны объектов. Технические требования.
СТО РЖД 1.02.019-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к эксплуатации и техническому обслуживанию.
СТО РЖД 1.02.020-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Инженерные и технические средства ограждения и охраны объектов. Общие требования к ремонту.
СТО РЖД 1.02.022-2009 Безопасность высокоскоростного железнодорожного транспорта. Требования по обеспечению безопасности пассажиров и поездных бригад.
СТО РЖД 1.02.029-2010 Требования по организации охраны участков высокоскоростного движения и расположенных на них объектов (подвижного состава, искусственных сооружений, пассажирских терминалов, пунктов досмотра пассажиров и багажа, пунктов посадки и высадки пассажиров, пунктов отстоя и технического обслуживания подвижного состава).
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году, а также по ежегодно издаваемому указателю стандартов ОАО "РЖД". Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3  Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51241 и СТО РЖД 1.02.014.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

 АНВ        - акт незаконного вмешательства;
ВСЖТ       - высокоскоростной железнодорожный транспорт;
ИТСО       - инженерно-технические средства охраны;
ИСО        - инженерные средства охраны;
КПП        - контрольно-пропускной пункт;
КУД        - контроль и управление доступом;
ОПО        - опорный пункт охраны;
ОС         - охранная сигнализация;
ППКО       - прибор приемно-контрольный охранный;
ПЦН        - пульт централизованного наблюдения;
СКУД       - система контроля и управления доступом;
СОС        - система охранной сигнализации;
СОТ        - система охранного телевидения;
ТК         - телевизионная камера;
ТСО        - техническое средство охраны;
ШС         - шлейф сигнализации.

4  Общие положения

4.1 Безопасность объектов должна быть обеспечена выполнением организационно-правовых мер и технических мероприятий, направленных на обнаружение и предотвращение угроз безопасности, пресечение и своевременную ликвидацию последствий возможных АНВ.
Требования по организации охраны объектов устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.029 (раздел 4).
К техническим мероприятиям относятся:
- разработка требований к комплексу ИТСО;
- проектирование комплекса ИТСО;
- оснащение объектов ИТСО.
4.2 Комплекс ИТСО объектов должен обеспечивать:
- обнаружение и фиксацию попыток несанкционированного доступа в охраняемые зоны объектов;
- обнаружение и фиксацию попыток несанкционированного воздействия на элементы ИТСО с целью нарушения их работоспособности (функционирования);
- непосредственное обнаружение нарушителя, осуществляющего проникновение в охраняемые зоны объектов;
- задержку продвижения нарушителя на время, достаточное для фиксации факта несанкционированного доступа, формирования извещения о несанкционированном доступе и принятия мер противодействия;
- затруднение проведения возможных АНВ в охраняемых зонах объектов;
- дистанционный контроль охраняемых зон объектов;
- контролируемый доступ персонала и пассажиров в охраняемые зоны объектов;
- постановка на охрану и снятие с охраны части охраняемой зоны объектов.
Охраняемые зоны объектов включают:
- территорию терминала ВСЖТ;
- пункты досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ;
- пункты посадки/высадки пассажиров (пассажирские платформы);
- приемо-отправочные пути в границах пунктов посадки/высадки пассажиров, включая прилегающие к ним территории в пределах полосы отвода.
Размер прилегающей территории определяется на этапе проектирования ИСО с учетом географических особенностей местности и наличия объектов транспортной и другой инфраструктуры вблизи охраняемых объектов.
4.2.1 Комплекс ИТСО объектов разрабатывают с учетом обследования объекта и следующих вероятных моделей нарушителя, представленных в таблице 1 и таблице 2.
Таблица 1  Модель криминального нарушителя


Тип нарушителя         

Внешний.                                               

 

Характер       ожидаемой
угрозы                 

1)  Повреждение  или  вывод  из  строя  ИТСО  и  другого
оборудования;                                          
2) Хищение;                                            
3) Хулиганские и другие противоправные действия.       

Количественные         
характеристики         

Группа лиц до пяти человек.                            

Степень осведомленности

Общее  представление  об  объекте,  месте   расположения
объекта, жизненно важных центров.                      

Техническая            
оснащенность           

1) Подручные средства;                                 
2) Ручной инструмент: отвертка, автономная  дрель,  лом,
кувалда, стеклорез и т.п.                              

Способы преодоления    
периметра     охраняемой
зоны                   

1)  Преодоление  ограждения  с  использованием  или  без
использования подручных средств;                       
2)  Преодоление  ограждение  путем   его   полного   или
частичного разрушения.                                 

 

Способ  проникновения  в
здания   и   сооружения,
расположенные          в
охраняемой зоне        

Разрушение  конструкций  дверных  и   оконных   проемов.
Несанкционированное  вскрытие  двери  с   использованием
отмычек,  специального   или   подручного   инструмента.
Преодоление КПП  путем  повреждения  средств  управления
доступом.   Преодоление    КПП    путем    использования
поддельных идентификаторов.                            

Способ передвижения    

Пеший (группировка "в рост", "согнувшись").            

Тактика проникновения  

Скрытая (обманная).                                    

Таблица 2  Модель нарушителя - террориста


Тип нарушителя         

Внешний.                                               

 

 

 

 

Характер       ожидаемой
угрозы                 

1) Обстрел объектов  защиты,  находящихся  в  охраняемых
зонах,  из  ручного  огнестрельного  или  другого   вида
оружия без преодоления ограждений  периметра  охраняемой
зоны;                                                  
2)  Переброс  в  охраняемую  зону  ручной  гранаты   или
емкости   с   зажигательной   смесью   без   преодоления
ограждений периметра охраняемой зоны;                  
3)  Разрушение  ограждений  периметра  охраняемой   зоны
объектов, КПП, средств управления  доступом  при  помощи
взрывчатых веществ без преодоления ограждений  периметра
охраняемой зоны;                                       
4) Проникновение в  охраняемую  зону  объектов  с  целью
вывода из строя (разрушения) оборудования и  зданий  при
помощи взрывчатых веществ или поджога.                 
5) Проникновение в  охраняемую  зону  объектов  с  целью
причинения вреда жизни и здоровью людей.               

Количественные         
характеристики         

Группа лиц до пяти человек.                            

 

Степень осведомленности

Знание  места  расположения  объекта,  жизненно   важных
центров, структуры ограждений периметра, технических   
характеристик и размещения элементов ИТСО, а также     
режима охраны объекта.                                 

 

Техническая            
оснащенность           

1) Средства преодоления ограждения;                    
2) Ручной инструмент: бокорезы, лом,  кувалда,  болторез
и т.п.;                                                
3)    Транспортные    средства:     легковая     машина,
микроавтобус, грузовик грузоподъемностью до 5 т.       

 

 

Вооружение             

1) Оружие огнестрельное;                               
2) Взрывчатые вещества (тротил, гексоген,  тол,  толуол,
динамит и пр.), а также компоненты взрывчатых веществ; 
3)     Ручная     граната,     мины     противопехотные,
радиоуправляемые,  с   часовым   механизмом   и   другие
боеприпасы;                                            
4) Горючие жидкости или зажигательные смеси.           

Способ передвижения    

Пеший, на автотранспорте.                              

Тактика проникновения  

Скрытая, силовая.                                      

5 Технические требования к инженерно-техническим средствам охраны терминалов ВСЖТ, пунктов досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ, пунктов посадки и высадки пассажиров

5.1 Комплекс ИТСО терминалов ВСЖТ должен включать:
- ИСО;
- ТСО (СКУД, СОТ, СОС, средства оповещения и экстренной связи, систему сбора и отображения информации).
5.2 Комплекс ИТСО пунктов досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ должен включать:
- ИСО;
- ТСО (СКУД, СОТ, средства оповещения и экстренной связи, систему сбора и отображения информации).
5.3 Комплекс ИТСО пунктов посадки и высадки пассажиров должен включать:
- ИСО;
- ТСО (СКУД, СОТ, СОС, средства оповещения и экстренной связи, систему сбора и отображения информации).
5.4 ИТСО по стойкости к воздействиям механических нагрузок и климатических факторов должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 16) и СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.5 ИТСО по надежности должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 17), СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.6 Требования к электропитанию ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 13).
5.7 ТСО по электромагнитной совместимости должны соответствовать требованиям СТО РЖД 1.02.017 (раздел 14).
5.8 ТСО по стойкости к несанкционированным воздействиям должны соответствовать СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).
5.9 Требования к конструкции ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 18).
5.10 Требования к маркировке и упаковке ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 19).
5.11 Требования безопасности ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 20).
5.12 Требования к эксплуатации и техническому обслуживанию ТСО устанавливают в соответствии СТО РЖД 1.02.019 (разделы 4 и 5).
5.13 Требования и порядок проведения ремонта ТСО устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.020 (разделы 5, 6 и 7).
5.14 Требования к ИСО объектов устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.15 В состав ИСО пунктов досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ следует включать:
- ограждение периметра территории пунктов досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ, препятствующее несанкционированному проникновению в зону досмотра, а также исключающее возможность его преодоления без подручных средств и передачу через него каких-либо предметов;
- конструкции, формирующие направление потока пассажиров в зону досмотра пассажиров и багажа с учетом разделения потока по количеству пунктов досмотра.
5.16 В состав ИСО пунктов посадки и высадки пассажиров следует включать:
- ограждение, в том числе территории между пунктом посадки и высадки и пассажирским терминалом;
- ворота/калитки в ограждении объектов;
- запрещающие и предупредительные знаки, в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026 (раздел 6).
5.17 Ограждение охраняемой зоны должно исключать:
- возможность несанкционированного проникновения нарушителей в охраняемые зоны;
- возможность передачи в охраняемые зоны предметов, представляющих угрозу безопасности объектам, персоналу и пассажирам.
5.18 Требования к ограждению устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4). Требования к дополнительному ограждению, при необходимости, следует устанавливать для усиления основного ограждения в соответствии с [1].
5.19 Требования к воротам/калиткам устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4). Ворота/калитки во внешнем ограждении должны быть оборудованы электромеханическими и механическими замковыми устройствами и петлями в антивандальном исполнении.
5.20 Оконные и дверные конструкции основного и запасного выходов, служебных помещений терминала ВСЖТ, а также чердачные люки должны соответствовать классу защищенности по [1].
Требования к дверным и оконным конструкциям устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
Требования к чердачным люкам устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.018 (раздел 4).
5.21 Требования к СКУД устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 9).
5.21.1 Средства КУД должны обеспечивать:
- надежную блокировку и контроль состояния электромеханических замковых устройств в штатном режиме;
- разблокировку электромеханических замковых устройств при соответствии предъявляемого идентификатора доступа, вводимого в считывающее или кодонаборное устройство с перечнем присвоенных идентификаторов, находящимся в памяти замкового устройства;
- формирование тревожных сообщений при попытках несанкционированного прохода или предъявления идентификатора отсутствующего в перечне;
- открывание преграждающих устройств управляемых при аварийных и чрезвычайных ситуациях, технических неисправностях СКУД, в соответствии с правилами действий в данных ситуациях.
5.21.2 Устройства преграждающие управляемые должны обеспечивать:
- одновременный проход не более одного человека и проезд не более одной единицы техники;
- возможность дистанционного управления;
- световую индикацию режима работы.
5.21.3 Конструкция устройств преграждающих управляемых должна исключать возможность несанкционированного преодоления без помощи подручных или специальных средств.
5.21.4 Средствами КУД следует оборудовать:
- места прохода/проезда в ограждении пунктов посадки и высадки пассажиров;
- КПП, при его наличии на территории терминала ВСЖТ;
- входы в служебные и технические помещения объектов;
- пункты досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ.
5.21.5 В состав СКУД пунктов досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ следует включать:
- устройства преграждающие управляемые для организации контролируемого доступа в зону досмотра, а также для разграничения потоков пассажиров и направления к соответствующим пунктам досмотра;
- металлодетекторы для обнаружения запрещенных к перемещению в охраняемую зону и к перевозке предметов (холодное, огнестрельное и другое оружие, взрывчатые предметы и т.п.);
- рентгенотелевизионные устройства для обследования багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, а также других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в охраняемую зону в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства.
5.21.6 Требования к металлодетекторам устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 12).
5.21.7 Требования к рентгенотелевизионным устройствам устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 12).
5.22 Требования к СОТ устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 8). СОТ должна обеспечивать видеомониторинг с функцией распознавания образов нарушителей.
В состав СОТ следует включать:
- ТК с объективом;
- видеомониторы;
- устройства коммутации видеосигнала;
- видеорегистратор;
- детекторы движения (для СОТ пунктов посадки и высадки пассажиров).
5.22.1 ТК следует устанавливать:
- с внутренней стороны периметра ограждения объектов с интервалами и в местах, исключающих наличие непросматриваемых зон;
- в местах прохода/проезда в ограждении периметра объектов;
- в охраняемых зонах терминала ВСЖТ, пунктах досмотра пассажиров и багажа терминала ВСЖТ, пунктах посадки/высадки пассажиров;
Размещение ТК должно препятствовать их умышленному повреждению.
В качестве ТК следует использовать стационарные видеокамеры с разрешением не менее 570 ТВЛ.
5.22.2 Видеомониторы следует размещать в месте установки ПЦН.
5.22.3 Видеорегистратор и устройства коммутации видеосигнала следует размещать в шкафу в помещении ОПО или в служебном помещении терминала ВСЖТ. Срок хранения информации в видеоархиве должен составлять не менее 30 суток.
Требования стойкости к несанкционированным воздействиям для шкафа должны соответствовать СТО РЖД 1.02.017 (раздел 15).
5.23 СОС должна обеспечивать:
- обнаружение несанкционированного доступа нарушителей в охраняемые зоны объектов;
- выдачу сигнала о срабатывании средств ОС персоналу подразделения охраны объектов и протоколирование этого события. Параметры сигнала (напряжение, ток и длительность и т.п.) должны быть указаны в технической документации на средства ОС конкретного типа;
- ведение архива всех событий, происходящих в системе, с фиксацией всех необходимых сведений для их последующей однозначной идентификации (тип и номер устройства, тип и причина события, дата и время его наступления, и т.п.);
- самодиагностику и выдачу извещения о неисправности при отказе или сбое в работе средств ОС;
- исключение возможности несанкционированного снятия с охраны охраняемой зоны объектов.
5.23.1 СОС должна включать:
- извещатели охранные;
- ППКО централизованной сигнализации, средней информационной емкости, малой информативности в соответствии с ГОСТ Р 52435 (раздел 4).
5.23.2 Требования к средствам ОС устанавливают в соответствии с СТО РЖД 1.02.017 (раздел 6).
5.23.3 Охраняемая зона объектов должна быть разбита на отдельные участки, соответствующие зонам обнаружения извещателей охранных. Охраняемая зона при этом должна быть непрерывной.
Геометрические размеры зон обнаружения извещателей охранных определяют при проектировании в зависимости от протяженности и конфигурации периметра охраняемой зоны объектов, типов используемых извещателей и их характеристик.
5.23.4 Извещатели охранные должны обеспечивать:
- возможность дистанционного контроля своей работоспособности;
- совместимость с используемой системой сбора и отображения информации.
5.23.5 ППКО следует размещать в помещении ОПО или в служебном помещении терминала ВСЖТ.
ППКО должен обеспечивать:
- использование различных типов извещателей охранных;
- включение/отключение электропитания ШС;
- взятие под охрану и снятие с охраны отдельных ШС;
- контроль состояния ШС по четырем признакам: "Норма", "Тревога", "Обрыв" или "Короткое замыкание";
- дистанционный контроль работоспособности каждого извещателя охранного;
- световую и звуковую индикацию сигнала "Тревога";
- световую индикацию включения/отключения питания каждого ШС;
- световую и звуковую индикацию неисправности ШС;
- дистанционное открытие/закрытие замковых устройств;
- световую и звуковую индикацию открытого состояния замковых устройств;
- передачу тревожных сообщений на ПЦН.
5.23.6 ППКО должен иметь возможность архивирования информации с привязкой по времени о следующих событиях:
- включение/отключение электропитания каждого из ШС;
- взятие под охрану или снятие с охраны каждого из ШС;
- поступление сигнала "Тревога", "Обрыв", "Короткое замыкание";
- факт открытия/закрытия замковых устройств.
5.23.7 Применяемые на объектах ППКО должны соответствовать требованиям класса защиты не менее IP 51 по ГОСТ 14254.
5.24 Требования к средствам оповещения устанавливают в соответствии с СТО 1.02.017 (раздел 10).
5.25 Требования к средствам экстренной связи устанавливают в соответствии с СТО 1.02.022 (раздел 5).
5.26 Требования к системе сбора и отображения информации устанавливают в соответствии с СТО 1.02.017 (раздел 7).

Библиография

 [1]   РД 78.36.003-2002      Инженерно-техническая укрепленность. Технические
МВД России             средства охраны. Требования и нормы проектирования
Утвержден Министром    по защите объектов от преступных посягательств
внутренних дел РФ
06.11.2002 г.