Договор об отчуждении исключительного права на РИД заключается в письменной форме.
Сторонами договора об отчуждении исключительного права на РИД выступают правообладатель (согласно охранному документу) и приобретатель исключительных прав с другой.
Предметом договора об отчуждении исключительного права могут быть исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки (знаки обслуживания), программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
Целью договора является переход исключительного права от одного к другому лицу по воле правообладателя с возможностью приобретателя как самому использовать охраняемый объект, так и распоряжаться исключительным правом на него в полном объеме в пределах сроков действия исключительного права, установленных законом.
При отчуждении у правообладателя (отчуждателя) исключительное право не сохраняется.
Отчуждаемое исключительное право может быть ограничено исключительными или неисключительными лицензиями, выданными отчуждателем исключительного права или предыдущими
правообладателями. Согласие лицензиатов на заключение договора об отчуждении исключительного права не требуется.
Приобретатель исключительного права по общему правилу становится правопреемником правообладателя в имущественных правоотношениях, возникающих по поводу охраняемого объекта.
Приобретатель исключительного права имеет право распоряжаться исключительным правом независимо от указания на это в договоре.
Правоотношения, возникающие между правообладателем и приобретателем исключительного права, являются обязательственными.
Отчуждение исключительного права может происходить в рамках как возмездного, так и безвозмездного договора, при этом возмездность презюмируется.
Договор об отчуждении исключительного права недопустим в отношении отдельных видов объектов (коллективный товарный знак, наименование места происхождения товаров).
К существенным условиям договоров об отчуждении исключительного права относятся:
- условие об отчуждении исключительного права в полном объеме (в договоре нет необходимости упоминать об отдельных правомочиях или об определенных сроках, территории, способах использования). В том случае, если договор предусматривает отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводит ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливает срок действия этого договора, с учетом положений ст. 431 ГК РФ, он может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности договор подлежит признанию недействительным (ст. 168 ГК);
- указание на объект, исключительное право на который подлежит отчуждению;
- размер вознаграждения или порядок его определения, если договор не является безвозмездным. В случае безвозмездного характера, это должно быть прямо указано в договоре, иначе договор считается незаключенным;
- срок выплаты вознаграждения.
Кроме того, к существенным условиям следовало бы отнести условия об обременении исключительного права лицензионными и другими договорами и их условия о способах использования, территории, сроках.
Форма договора об отчуждении исключительного права - письменная, а в отношении объектов патентного права, товарных знаков, знаков обслуживания, топологий интегральных микросхем, зарегистрированных программ для ЭВМ или баз данных в ряде государств он требует государственной регистрации.
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю по общему правилу, если соглашением сторон не предусмотрено иное, в момент заключения не подлежащего регистрации договора об отчуждении исключительного права. Если же такой договор подлежит государственной регистрации, то момент перехода исключительного права определяется в силу закона императивно -моментом государственной регистрации этого договора.
Вопрос о существенном нарушении договора решается исходя из положения п. 2 ст. 450 ГК РФ, согласно которому существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Если нарушение не является существенным, правообладатель может требовать возмещения убытков в полном размере.
В том случае, если в договоре предусмотрена неустойка за существенные нарушения договора, правообладатель наряду с требованием о переводе прав приобретателя может требовать взыскание неустойки вместо возмещения убытков.
В отношении разрешения споров и языка, на котором составлен текст договора, можно применять положения, аналогичные условиям лицензионного договора.