1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция определяет требования по обеспечению экологической безопасности путевого хозяйства при эксплуатации пути и путевых машин, текущем содержании пути, проведении ремонта путевой техники, элементов верхнего строения пути и работ в полосе отвода железнодорожных путей, диагностики пути. Целью создания настоящей инструкции является исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (редакция от 27 декабря 2009 г.) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.) [11] и "Экологической стратегии ОАО "РЖД" на период до 2015 г. и на перспективу до 2030 года" (Распоряжение президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина от 13.02.2009 N 293) [99], действующих экологических стандартов, нормативов качества окружающей среды, минимизации негативного воздействия на окружающую среду функционирующих структурных подразделений, предотвращение потенциальной экологической опасности производственно- хозяйственной деятельности.
1.2. В инструкцию не входят положения по предотвращению и ликвидации экологических последствий аварийных ситуаций на перегонах. Мероприятия по ликвидация экологических последствий аварийных ситуаций рассмотрены в "Инструкции по очистке грунтов, загрязненных нефтепродуктами при хозяйственной деятельности и аварийных ситуациях" [97].
1.3. В комплекс требований входят:
требования и мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха;
требования и мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области охраны и рационального использования водных ресурсов;
требования и мероприятия по обеспечению экологической безопасности в области охраны земельных ресурсов и размещения отходов производства и потребления;
требования и мероприятия по защите от шума и вибрации.
1.4. В настоящей инструкции изложены периодичность, порядок и виды отчетности по вопросам охраны окружающей среды, в том числе:
срочная - квартальная отчетность по формам 30-1 "Отчет о природоохранной деятельности структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД",
статистическая отчетность по формам: 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах", а также по формам 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" (годовая и срочная за полугодие), 2-ТП (водхоз) "Сведения по использованию воды", 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления".
1.5. Путевое хозяйство ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") включает железнодорожный путь со всеми сооружениями, объекты производственного, служебно-технического и культурно-бытового назначения; линейно-путевые структурные подразделения - дистанции пути (далее - ПЧ), дистанции защитных лесонасаждений (далее - ПЧЛ), дорожные ремонтно-механические мастерские (далее - ПДМ), центры диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (далее - ДИЦДМ), дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин (далее - ДПМ), механизированные дистанции пути (далее ПЧМ), путевые машинные станции (далее - ПМС), специализированные путевые машинные станции (далее - СПМС), дистанции инженерных сооружений (далее - ПЧ ИССО).
1.6. Основной задачей дистанции пути (ПЧ) является текущее содержание, т.е. содержание пути в таком состоянии, которое обеспечивает безопасное и бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, обеспечение длительных сроков службы пути и сооружений, а также осуществление предупредительных мер, своевременное устранение причин, вызывающих неисправность пути, земляного полотна и искусственных сооружений. Кроме того, в обязанность работников дистанции пути входит проведение профилактических мер по снего- и водоборьбе, по содержанию полосы отвода.
Структурно ПЧ состоит из ремонтных мастерских, производственной площадки, технических средств, складских помещений, деревообрабатывающего цеха, компрессорной, административного здания, котельной.
1.7. Дистанции защитных лесонасаждений (ПЧЛ) предназначены обеспечить надежную защиту железнодорожного пути от снежных заносов в период метелей. Для этого на дистанциях организуются питомники по выращиванию посадочного материала, создаются посадки и проводятся рубки ухода в них. Обязанностью работников дистанции защитных лесонасаждений является охрана лесонасаждений и естественных лесов от самовольных рубок, озеленение станций и жилых поселков, разработка и применение прогрессивных приемов ведения лесокультурных и агролесомелиоративных работ.
Структурно ПЧЛ состоит из административного здания, котельной, производственной площадки, технических средств для проведения лесокультурных и агролесомелиоративных работ, складских помещений.
1.8. В обязанности ПДМ входит ремонт путевых и строительных машин и механизмов, модернизация машин и оборудования, восстановление старых и изготовление новых запасных частей и другие работы.
ПДМ состоит из административного здания, зданий ремонтных, кузнечно-прессового цехов, участков столярного, механического, аккумуляторного, по ремонту тяжелой путевой техники, очистки гидрожидкостей, мойки деталей и узлов, окраски машин и узлов, испытаний отремонтированной путевой техники, склада материалов и запасных частей.
1.9. Центры диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры (ДИЦДМ) являются аналитическими центрами при службах пути по сбору, обработке и анализу данных о состоянии пути, инженерных сооружений, земляного полотна и других объектов путевого хозяйства. Диагностические средства (компьютеризированные путеизмерительные вагоны типа КВЛ-П1М, совмещенные вагоны-дефектоскопы, скоростные путеизмерительные вагоны системы ЦНИИ-4, вагоны лаборатории "ВИТО", съемные рельсовые дефектоскопы, лаборатории для анализа грунтов и балласта и другие) позволяют получить данные, которые при соответствующей обработке и комплексном анализе могут дать полную и истинную информацию о реальном состоянии пути и причинах его повышенного расстройства.
ДИЦДМ состоит из административного здания, лабораторной базы, ангара путеизмерительной техники, путеизмерительного вагона.
1.10. Механизированные дистанции пути, путевые машинные станции осуществляют ремонт, обслуживание и эксплуатация путевой техники, оборудования, отдельных узлов, приборов, устройств, механизмов, технических и транспортных средств; изготовление и ремонт путевого инструмента, средств малой механизации, запасных частей и грузозахватных приспособлений, сервисное обслуживание путевой техники и оборудования; предоставление экипированной снегоуборочной техники для выполнения работ машинизированным способом по очистке путей станции от снега.
ПЧМ и ПМС организуют работы по эксплуатации и техническому обслуживанию путевых машин, собственного парка на всех видах ремонта и текущего содержания пути; выполняют все виды ремонта, путевых машин, тяговых модулей, оборудования, узлов, агрегатов, приборов и средств малой механизации, в соответствии с установленными нормативами и заключенными договорами.
ДПМ осуществляют проведение ремонта среднего первого и второго объемов, сезонной подготовки и текущего ремонта, всех видов технического осмотра путевых машин, автотракторной техники, оборудования, отдельных узлов, агрегатов и ремонта средств малой механизации.
ДПМ состоит из административного здания, цехов ремонта путевой техники, сварочного участка, участка ремонта гидросистем, аккумуляторного участка, кузнечного участка, испытательного участка, участка ремонта топливной системы, участка очистки производственных сточных вод, участка размещения отходов и металлолома, котельной, склада горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ).
СПМС обеспечивает выполнение работ комплексами путевых машин на капитальном, среднем, текущем ремонте пути для Службы пути, Дирекции по ремонту пути.
ПЧ ИССО обеспечивают текущее содержание мостов и тоннелей. Обладает инструментами малой механизации. ПЧ ИССО состоит из административного здания, ангара путевой техники, склада новых железобетонных и деревянных шпал, склада старых железобетонных и деревянных шпал, склада деталей верхнего строения пути, участка утилизации железобетонных шпал, склада материалов нижнего строения пути (щебня, песка), участка размещения твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
1.11. В результате производственно-хозяйственной деятельности ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ДИЦДМ, ДПМ, ПЧМ, ПМС, СПМС, ПЧ ИССО оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.
1.12. С целью выполнения требований природоохранного законодательства в ПЧ, ПДМ, ПЧЛ, ДИЦЦМ, ПЧМ, ДПМ, ПМС, СПМС, ПЧ ИССО должен осуществляться производственный экологический контроль лабораториями железных дорог или другими лабораториями, имеющими аттестацию и аккредитацию на право проведения данных работ.
Производственный экологический контроль осуществляется за:
выбросами вредных веществ в атмосферный воздух;
сбросами загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на водосборные площади;
за загрязнением почв и грунтов;
за размещением отходов производства и потребления;
негативными физическими воздействиями хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (шум, вибрация и др.);
системами очистки отходящих газов;
системами очистки сточных вод;
системами повторного и оборотного водоснабжения;
системами регенерации сырья, реагентов и материалов;
объектами складов, хранилищ сырья, материалов, реагентов;
системами предупреждения, локализации и ликвидации последствий техногенных аварий;
природными ресурсами, сырьем, материалами, реагентами, препаратами, используемыми в производстве.
1.13. Организация и проведение производственного контроля изложены в "Методическом руководстве по организации и проведению производственного экологического контроля загрязнения окружающей среды структурными подразделениями ОАО "РЖД", утвержденном начальником Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" В.В.Черкасовым 3 ноября 2010 г.
1.14. План-график, составляемый в структурном подразделении при участии инженеров Центра охраны окружающей среды (далее - ЦООС) железной дороги, включает:
ситуационную схему предприятия с указанием точек отбора проб либо проведения измерений;
сведения (по каждой точке) о методах отбора проб, периодичности отбора проб, согласуемых с производственной экологической лабораторией, или регламенте измерений, выполняемых на точке контроля;
перечень контролируемых веществ, при необходимости физических и биологических показателей;
перечень применяемых методик измерения и тестирования, а также используемых средств измерений.
1.15. Обследование воздействия ПЧ, ПЧЛ, ПДМ, ПЧМ, ДПМ, ПМС, СПМС, ДИЦДМ, ПЧ ИССО на окружающую среду проводить:
с целью контроля эффективности очистных сооружений не реже 1 раза в год;
при изменении технологических процессов и модернизации оборудования;
при плановом изменении нормативов воздействия на окружающую среду не реже 1 раза в 5 лет;
при возникновении аварийной ситуации;
при отсутствии очистных сооружений для ливневых стоков обследование производится на площади сброса ливневых сточных вод (проводится анализ почвы и грунтовых вод) не реже 1 раза в год.
Обследование воздействия на окружающую среду Производственная экологическая лаборатория Центра охраны окружающей среды дороги проводит в случаях:
изменения технологических процессов, введения новых процессов, реконструкции, модернизации производства;
окончания срока действия лицензии ОАО "РЖД" по обращению с отходами;
проведения добровольного экологического аудита по решению руководства предприятия;
в соответствие с планами-графиками, входящими в состав томов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ), нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), нормативов допустимого сброса (далее - НДС).
1.16. Полученную по материалам обследования информацию использовать для разработки требований и мероприятий, направленных на уменьшение отрицательного воздействия на окружающую среду.
1.17. Инструкция предназначена для структурных подразделений Управления пути и сооружений Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", Службы механизации Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", Службы диагностики Центральной Дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", и является обязательной для соблюдения администрацией и работниками линейных предприятий, осуществляющих текущее содержание, диагностику и ремонт пути, выполнение работ комплексами путевых машин на капитальном, среднем, текущем ремонте пути, и используется как основа для составления плана природоохранных мероприятий и организации деятельности по защите окружающей среды для администрации и работников ПЧ, ПЧЛ, ПДМ, ПЧМ, ДПМ, ПМС, СПМС, ДИЦДМ, ПЧ ИССО.