1.2. Область применения требований настоящего Закона

1.2.1. Не применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ (часть 3 статьи 1) к действиям органов госнадзора при проведении расследования причин возникновения следующих событий:
- несчастных случаев на производстве;
- чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при ликвидации их последствий;
- инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу.
Указанные требования фактически означают, что нормы данного Закона не действуют при осуществлении должностными лицами органа госнадзора надзорно - контрольных мероприятий, связанных с процедурой расследования обстоятельств и причин изложенных происшествий, которые выполняются в соответствии с положениями и требованиями нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок расследования.
Основанием для проведения указанных мероприятий (расследований) является распоряжение руководителя органа госнадзора, которое может не соответствовать типовой. Результатом (юридическим фактом) их проведения являются оформленные материалы расследования происшедших событий, а также иные подготовленные должностным лицом органа госнадзора акты инспекторского реагирования (предписания об устранении нарушений обязательных требований).
Наряду с общими положениями Федерального закона N 294-ФЗ, являющимися обязательными для всех без исключения органов госнадзора, могут применяться правила международных договоров, ратифицированных федеральными законами Российской Федерации (международные Конвенции). Пункт 5 статьи 1 Закона содержит основополагающую конституционную норму, в соответствии с которой регламентировано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены национальным законодательством, применяются правила международного договора.
1.2.2. Особенности организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения безопасности населения в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе в области обеспечения (часть 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ):
- безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
- санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- промышленной безопасности;
- безопасности в сфере электроэнергетики;
- экологической безопасности;
- пожарной безопасности;
- трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и др.
Содержание термина "мероприятие по контролю" приведено в пункте 5 статьи 2 Федерального закона N 294-ФЗ, в соответствии с которым подразумеваются действия по обследованию используемых проверяемыми хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований. При этом под использованием проверяемыми лицами территорий, зданий, строений, сооружений и др. следует понимать не только обладание таковыми на праве собственности, но и использование их на праве аренды, найма.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ (часть 3 статьи 1), не применяются к мероприятиям по контролю, при осуществлении которых не требуется взаимодействие органов госнадзора и проверяемых юридических лиц и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований должностных лиц органов госнадзора (например, проведение мониторинга состояния условий и охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности и др.).
С учетом установленных законодательством ограничений и возложенных на органы госнадзора функций, связанных с проведением мониторинга в установленной сфере деятельности, должностные лица органов госнадзора вправе осуществлять сбор необходимой информации без проведения надзорно-контрольных мероприятий. При этом они могут запрашивать у руководителей хозяйствующих субъектов ОАО "РЖД" и безвозмездно получать от них документы и информацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий.