РАЗДЕЛ 2. Установленные требования по организации проверок соблюдения юридическими лицами обязательных требований

2.1. Организация мероприятий по контролю

Общие требования к организации и проведению проверок соблюдения хозяйствующими субъектами ОАО "РЖД" обязательных требований содержатся в статьях 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Цели, задачи, предмет проверки, правовые основания ее проведения, а также перечень мероприятий по контролю (надзору), необходимых для проведения проверки, определяются исходя из фактов, послуживших основанием для ее проведения, руководителем органа госнадзора.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов деятельности, обязательным требованиям.
Дополнительные требования к целям, задачам и предмету проведения проверок в следующих сферах деятельности:
2.1.1. В области безопасности движения и эксплуатации, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется госнадзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ) и их эксплуатации, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в области безопасности железнодорожного транспорта (пункт 3 статьи 20.1 Федерального закона N 17-ФЗ);
2.1.2. В области трудового законодательства является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и по защите трудовых прав граждан (статья 360 Трудового кодекса РФ);
2.1.3. В области промышленной безопасности соблюдение хозяйствующим субъектом в процессе деятельности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования материалов, осуществляемых технологических процессов (статья 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ);
2.1.4. В области пожарной безопасности соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемым) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных работах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности (статья 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ);
2.1.5. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала каждой проверки, является распоряжение руководителя органа госнадзора о ее проведении в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции приказа Минэкономразвития России от 24 мая 2010 N  199) (типовая форма распоряжения - Приложение 1).
С распоряжением должны ознакомиться лица, уполномоченные присутствовать при проведении проверки. При формулировании задач проверки учитываются требования конкретных нормативных правовых актов, соблюдение которых будет проверяться, а также имеющихся в органе госнадзора документов, содержащих сведения о возможных нарушениях обязательных требований.
В распоряжении должны указываться следующие сведения:
- в пункте 1 указывается наименование хозяйствующего субъекта, в отношении которого будет проводиться проверка, с внесением наименования и место нахождения опасного производственного объекта или объекта защиты требований пожарной безопасности (его правообладателя), в отношении которых планируется проверка.
Например: Тульская дистанция пути - структурное подразделение региональной дирекции Московской железной дороги - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД";
- в пункт 2 вносятся назначенные лица органа госнадзора, уполномоченные на проведение проверки (с указанием их должности);
- в пункт 3 вносятся сведения о привлеченных к проведению проверки лицах в качестве экспертов, с указанием их должности.
(В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона при необходимости выполнения в ходе проверки экспертиз, исследований, испытаний, измерений и др. должностные лица органа госнадзора вправе привлекать к их проведению представителей экспертных организаций или экспертов, которые должны быть аккредитованы в соответствии с порядком, регламентированным Правилами аккредитации граждан и организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 N 689 и Указом Президента Российской Федерации от 24 января 2011 N 86);
- в пункте 4 указывается цель, вид и основания проводимой проверки;
- в пункт 5 вносятся сведения о предмете предстоящей проверки, с указанием соблюдения конкретных обязательных требований;
- в пункте 6 указываются конкретные сроки проведения проверки;
- в пункте 7 отражаются правовые основания проведения проверки со ссылкой на положения нормативных правовых актов;
- в пункте 8 учитываются мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки;
- в пункте 9 указываются действующие административные регламенты исполнения органом госнадзора государственных функций (при их наличии), утвержденные в установленном порядке с указанием их наименований.
По общему правилу заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки должна быть вручена должностным лицом органа госнадзора руководителю хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД" под роспись, одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
Проведение проверки без распоряжения отнесено к категории грубых нарушений, вследствие чего ее результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом обязательных требований, и подлежат отмене вышестоящим органом госнадзора (судом) по заявлению юридического лица.