3.2. Перечень оснований для проведения внеплановых выездных проверок в отдельных сферах деятельности

Кроме оснований для проведения внеплановых проверок, изложенных в статье 10 Закона, установлены дополнительные требования в следующих сферах деятельности:
3.2.1. В области трудового законодательства основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы Федеральной инспекции труда (часть 7 статьи 360 Трудового кодекса РФ):
а) обращения работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
б) запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте (статья 219 Трудового кодекса РФ);
в) обращение и заявление граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти и других органов исполнительной власти, осуществляющих госнадзор, органов местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ, о фактах нарушений требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
3.2.2. В области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта основанием для проведения внеплановой проверки является (часть 5 статьи 20.1 Федерального закона N 17-ФЗ) поступление в орган госнадзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному имуществу, либо повлекли причинение такого вреда;
3.2.3. В области промышленной безопасности основанием для проверки является поступление в орган госнадзора обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений, несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда (пункт "б" части 7 статьи 16 Федерального закона N 116-ФЗ);
3.2.4. В области пожарной безопасности основанием для проведения внеплановой проверки является (статья 6.1 Федерального закона N 69-ФЗ):
а) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
б) поступление в орган государственного пожарного надзора:
- сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
- обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность, о несоответствии объектов защиты требованиям безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании, и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и (или) муниципальному имуществу, возникновения пожара.
Изложенные в настоящем разделе требования Федеральных законов N 294-ФЗ, N 242-ФЗ, N 116-ФЗ, N 17-ФЗ, N 69-ФЗ и Трудового кодекса РФ свидетельствуют, что органы госнадзора при организации и проведении внеплановых выездных проверок соблюдения обязательных требований хозяйствующими субъектами на железнодорожном транспорте, руководствуются следующими основаниями:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания должностного лица органа госнадзора;
- поступление в орган госнадзора сведений о нарушениях, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда, возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры транспорта, правил перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя органа госнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта, об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
3.2.5. В области лицензионного контроля основанием для проведения внеплановой проверки является (п. 2; 3; 4; 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности):
- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;
- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
- наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания.
3.2.6. Изложенные в настоящем разделе требования Федеральных законов N 294-ФЗ, N 242-ФЗ, N 116-ФЗ, N 17-ФЗ, N 69-ФЗ и Трудового кодекса РФ свидетельствуют, что органы госнадзора при организации и проведении внеплановых выездных проверок соблюдения обязательных требований хозяйствующими субъектами на железнодорожном транспорте, руководствуются следующими основаниями:
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания должностного лица органа госнадзора;
- поступление в орган госнадзора сведений о нарушениях, которые создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда, возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры транспорта, правил перевозки грузов, пассажиров и багажа;
- наличие приказа (распоряжения) руководителя органа госнадзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта, об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.