ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 2011 г. N 2576р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ

В целях обеспечения безопасности движения поездов, повышения качества работ по стабилизации карстоопасных участков и усиления квалифицированного надзора за их состоянием:
1. Утвердить и ввести в действие с 15 декабря 2011 г. прилагаемую Инструкцию по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах.
2. Начальникам железных дорог:
а) довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;
б) обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути в карстоопасных районах.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя начальника Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Малинина И.Ю.


Вице-президент ОАО "РЖД"
В.Б.Воробьев

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 30 ноября 2011 г. N 2576р

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ В КАРСТООПАСНЫХ РАЙОНАХ

ВВЕДЕНИЕ

Карст относится к опасным природным процессам и явлениям, протекающим в основании железнодорожного пути, воздействие которого приводит к деформациям его сооружений, вызывая снижение безопасности движения поездов. В свою очередь строительство и эксплуатация железнодорожного пути оказывают влияние на активизацию карстового процесса в основании и его опасных проявлений. Характер и степень этого влияния, прежде всего, зависит от инженерно-геологических условий территории прохождения железнодорожной линии.
Глубина залегания пород, подверженных карстовым процессам может составлять десятки метров, а протяженность участков железнодорожной линии, проходящей по закарстованной территории измеряться десятками километров, что определяет сложность обнаружения и прогнозирования опасного развития карстовых процессов для сооружений железнодорожного пути, а также выполнения мероприятий по противокарстовой защите.
Карстовые процессы и явления имеют проявления на большинстве железных дорог сети. Особенно, они распространены на Горьковской, Куйбышевской и Свердловской железных дорогах. Карта распространения карста на территории России по данным МЧС РФ приведена в приложении
Опасность карста для железнодорожных сооружений обусловлена:
- вероятностью образования в основании сооружений различных поверхностных проявлений карста в виде провалов, оседаний и др.;
- наличием и формированием в основании инженерных сооружений, а также в зонах, примыкающих к тоннелям, подземных проявлений карста в виде полостей, обводненных сильно трещиноватых и разуплотненных зон и т.п.;
Прогнозирование карстовой опасности в виду глубины расположения карстующихся пород, протяженности участков и стохастического характера проявления представляет достаточно сложную геотехническую задачу. Но, как показывает отечественный и мировой опыт, при планомерном проведении определенной системы мониторинга и превентивных противокарстовых мероприятий даже на весьма карстоопасных участках может быть достигнут необходимый уровень безопасности движения поездов.
Необходимость разработки данной Инструкции вызвана тем, что действующая с 1997 г. "Инструкция по текущему содержанию пути в карстоопасных районах" (ЦПИ-22/1), утвержденная Департаментом пути и сооружений МПС России, не согласуется с изменившейся за последние годы в стране и на железнодорожном транспорте нормативной базой и в первую очередь с Федеральными законами: "О техническом регулировании"; "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; "Градостроительный Кодекс Российской Федерации"; "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; "Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта"; и отраслевыми инструкциями: "Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути", "Инструкция по содержанию земляного полотна железнодорожного пути", "Инструкция по содержанию искусственных сооружений" и "Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО "Российские железные дороги".
Кроме того, за прошедший период были усовершенствованы методы инструментальной диагностики и мониторинга за состоянием земляного полотна железных дорог, что также нашло отражение в выпущенной нормативной и рекомендательной литературе.
Данная Инструкция предназначена для работников, деятельность которых связана с текущим содержанием пути на карстоопасных участках, в том числе служб и дистанций пути, центров диагностики, инженерно- геологических баз, путеобследовательских и мостообследовательских станций.
Инструкция разработана по заказу Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТе) на кафедре "Путь и путевое хозяйство" при участии работников ОАО "Противокарстовая и береговая защита", а также специалистов Горьковской и Свердловской железных дорог.