6.4 Оценка карстового риска должна осуществляться по результатам комплекса инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерно- геодезических, геотехнических, инженерно-экологических), а также выполнения мониторинга. Такая оценка должна в максимальной степени учитывать региональные особенности развития карста и специфику железнодорожных сооружений на рассматриваемом карстоопасном участке пути.
6.5 Карстовый риск определяется как вероятность Рr  повреждения пути и его сооружений карстовыми деформациями (прежде всего, карстовыми провалами) с возможными негативными последствиями экономического, социального и (или) экологического характера. Значение Рr оценивается как удельное значение количества провалов, отнесенное на 1 км пути за единицу времени, равную 10 годам (Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской федерации*).

--------------------------------
* - Атлас природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации / Под общей ред. С.К. Шойгу. - М.: ИГЦ "Дизайн. Информация. Картография", 2005. - 271 с. Масштаб 1:15 000 000

Таблица 6.1 - Уровни тяжести последствий опасных ситуаций при карстовых проявлениях

┌──────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────┐
│             Тип карстового риска             │       Уровень тяжести       │
│                                              │    вероятных последствий    │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность провалов под основной площадкой     │                             │
│земляного полотна диаметром более 3 м (A   )  │      Катастрофический       │
│                                        1-1   │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность провалов под основной площадкой     │                             │
│земляного полотна диаметром не более 3 м и    │                             │
│под земляным полотном вне основной площадки   │         Критический         │
│диаметром более 3 м (А   )                    │                             │
│                      1-2                     │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность провалов диаметром не более 3 м под │                             │
│земляным полотном и в полосе отвода любого    │       Несущественный        │
│диаметра (A   )                               │                             │
│           1-3                                │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность локальных оседаний, просадок,       │         Критический*,       │
│неравномерных осадок под основной площадкой   │       Несущественный        │
│земляного полотна (A   )                      │                             │
│                    2-1                       │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность локальных оседаний, просадок,       │                             │
│неравномерных осадок вне основной площадки    │       Незначительный        │
│земляного полотна (A   )                      │                             │
│                    2-2                       │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность нарушения устойчивость кровли       │                             │
│карстовыхполостей под фундаментами опор       │         Критический         │
│мостов (B1)                                   │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность подземных проявлений карста в       │                             │
│сжимаемой толще основания над подошвой        │       Несущественный        │
│фундамента (В2)                               │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность повышенного водопритока трещинно-   │       Незначительный        │
│карстовых вод в тоннели (В3)                  │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность карстового риска загрязнением       │       Критический**         │
│подземных вод с поверхности в пределах жилых  │      Несущественный         │
│территорий (C1)                               │                             │
├──────────────────────────────────────────────┼─────────────────────────────┤
│Опасность карстового риска загрязнением       │                             │
│подземных вод с поверхности вне жилых         │       Незначительный        │
│территорий (C2).                              │                             │
└──────────────────────────────────────────────┴─────────────────────────────┘

--------------------------------
* - для участков скоростного движения пассажирских поездов
** - осложненная вероятностью разлива наливных продуктов

6.6 Вероятности повреждения пути Рг карстовыми провалами на каждом километре карстоопасного участка при достаточно длинном ряде наблюдений определяются статистическими методами по удельной интенсивности провалообразования лямбда на единице площади в единицу времени.
6.7 При отсутствии статистически достаточного ряда наблюдений на карстоопасном участке пути вероятность повреждения пути Рr карстовыми провалами определяется приближенно по оценке опасности карстовых провалов в зависимости от обнаруженных проявлений карста на откосах земляного полотна и в полосе отвода (таблица 6.2). Качественная оценка частоты возникновения провалов для назначения уровней допустимых рисков также принимается по данным таблицы 6.2.

Таблица 6.2 - Вероятность повреждения пути Рr карстовыми провалами


Опасность карста  

  Вероятность повреждения 
пути провалом Рr штук на 
км пути* за 10 лет    

         Частота        
возникновения опасного
события        

Практически неопасный  

          < 0,01          

      Крайне редкое     

Малоопасный            

        0,01-0,02         

         Редкое         

Умеренно опасный       

        0,02 - 0,05       

        Случайное       

Опасный                

        0,05 - 0,2        

        Вероятное       

Весьма опасный         

          >0,2            

         Частое         

--------------------------------


* При этом зона оценки проявлений карста принимается по 50 м в каждую сторону от бровки основной площадки земляного полотна.