7.9 Режимные наблюдения за проявлением карста включают периодические обследования территории в полосе отвода и режимные инструментальные наблюдения, позволяющие провести оценку динамики развития карстовых деформаций в зоне непосредственной близости к пути, изменения режима подземных вод.
7.10 Периодические обследования карстоопасного участка должны проводиться дважды в год в рамках весеннего и осеннего осмотров пути. Они должны выполняться работниками дистанций пути, инженерно-геологических баз и путеобследовательских станций по земляному полотну или с привлечением специалистов других организаций, занимающихся инженерно-геологическими изысканиями. При обследованиях особое внимание должно обращаться на динамику развития карстовых деформаций, появление свежих их форм и признаков: воронок, провалов, понижений поверхности, трещин, а также изменения режима подземных вод.
Периодические обследования могут также включать дешифрирование имеющихся аэро- или космоснимков. Для участков опасного и весьма опасного карста материалы аэрокосмосъемки должны анализироваться не реже чем 1 раз в 3 года при сульфатном и соляном карсте и не реже 1 раза в 5 лет при карбонатном карсте.
7.11 Инструментальные режимные наблюдения за карстовыми деформациями ведутся по двум направлениям: инженерно-геодезические наблюдения за деформациями полотна и наблюдения за стабильностью геометрии рельсовой колеи по данным путеизмерительных вагонов.
Состав, методы наблюдений и объемы работ определяются для каждого объекта отдельно в зависимости от конкретных условий и обосновываются в программе мониторинга.
7.12 Инженерно-геодезические наблюдения за деформациями полотна организовываются на участках весьма опасного карста и состоят из контроля высотного положения полотна, путем нивелирования по маркам, закрепляемым на обочине земляного полотна.
Нивелирование выполняется не реже трех раз в сезон: после схода снежного покрова (март-апрель), в середине лета и перед началом зимы (октябрь). При выявлении по результатам всего комплекса режимных наблюдений перехода участка в нестабильное состояние, а также после ливней или продолжительных дождей проводится дополнительное нивелирование.
7.13 Режимные наблюдения за стабильностью по показаниям путеизмерительного вагона проводятся на всех выделенных объектах. В составе режимных наблюдений производится статистическая обработка записей всех проходов путеизмерительного вагона согласно требованиям и по методике "Технологического регламента диагностики и режимных наблюдений объектов земляного полотна для постоянной эксплуатации".
Обработка показаний путеизмерительных вагонов в составе режимных наблюдения за стабильностью выполняется в Дорожных центрах диагностики.
7.14 Участки опасного и весьма опасного карста для обеспечения необходимого уровня безопасности оборудуются контрольно-оповестительной системой обнаружения деформаций.
Система при возникновении деформаций под основной площадкой земляного полотна должна автоматически передавать на станции, примыкающие к контролируемому участку, извещения об опасных изменениях параметров земляного полотна. Со станций информация должна передаваться на локомотивы и дистанции пути, обслуживающие участок.
Система должна обеспечивать:
- непрерывное круглосуточное функционирование с учетом внешних климатических и механических воздействий;
- непрерывный автоматический контроль деформаций основной площадки земляного полотна, вызванных развитием карстово-суффозионных
процессов основания, по заданным параметрам;
- сохранение результатов измерения контролируемых параметров деформации для последующего анализа;
- установленную точность локализации опасного места деформации не ниже +/- 5 м и выдавать пользователям системы соответствующую информацию.
Технические требования к системе установленным порядком согласовываются железной дорогой.
7.15 По результатам мониторинга инженерно-геологические базы и путеобследовательские станции по земляному полотну с привлечением при необходимости специалистов других организаций выполняют оценку карстовой опасности в пределах всего протяжения выделенных участков и разрабатывают прогноз возможного развития карстовых деформаций, которые являются основой для разработки предложений по изменению порядка текущего содержания участка и назначения допустимых скоростей движения, а также разработки предложений по противокарстовой защите потенциально-опасных участков.