8.5 Периодичность специального осмотра полосы отвода должна устанавливаться местными инструкциями в зависимости от категории опасности карста (см. таблицу 6.2) с учетом появления свежих карстовых проявлений и внешних неблагоприятных воздействий на карстовый процесс от хозяйственной деятельности (водозабор подземных вод, утечки из водонесущих коммуникаций, добыча полезных ископаемых и др.).
8.6 Периодичность осмотров искусственных сооружений в пределах участков опасного и весьма опасного карста принимается как для слабых и дефектных сооружений.
8.7 Участки пути, на которых имели место повреждения железнодорожного пути вследствие карстовых деформаций, а также участки, отнесенные к опасному и весьма опасному карсту, должны ограждаться сигнальными знаками "Начало карстоопасного участка" и "Конец карстоопасного участка" (приложение Е). Эти знаки устанавливаются в 500 м от границ указанных участков.


8.8 При осмотрах состояния железнодорожного пути и обнаружении неисправностей следует руководствоваться положениями, приведенными в таблице 8.1.
Результаты осмотров пути заносятся в "Книгу записи результатов проверок пути, сооружений и путевых устройств" (ПУ-28), "Паспорт неустойчивого или деформирующего земляного полотна" (ПУ-9), "Книгу противодеформационных сооружений земляного полотна" (ПУ-14).
8.9 Регулярные осадки или просадки пути и нарушения пути в плане в одном и том же месте в пределах карстоопасных участков могут служить симптомами активизации карстовых процессов, поэтому сведения о них дорожный мастер должен установленным порядком передавать в технический отдел дистанции пути.
Эти сведения заносятся в "Паспорт карстоопасного участка" и сообщаются для анализа специалистам инженерно-геологической базы или путеобследовательской станции по земляному полотну.
8.10 Лица, обнаружившие провалы в пределах железнодорожного пути, концентрические трещины на основной площадке и откосах земляного полотна, а также другие деформации, угрожающие безопасности движения поездов, должны принять меры для закрытия движения поездов и немедленно сообщить об этих деформациях вышестоящему должностному лицу (дорожному мастеру, бригадиру пути, а также в дистанцию пути). Участок, на котором обнаружены названные деформации, на время проведения неотложных мер, должен быть огражден в соответствии с "Инструкцией по сигнализации на железных дорогах".
8.11 В случае обнаружения деформаций в виде карстовых провалов, концентрических трещин вблизи железнодорожного пути на расстоянии до 20 м от подошвы насыпи или бровки выемки должны быть приняты меры по ограничению скорости движения поездов (см. таблицу 8.1) и установлению постоянного наблюдения за развитием деформаций.
Ограничение скорости движения поездов должно действовать вплоть до проведения обследования с выявлением причин образования деформаций и при необходимости выполнения мероприятий противокарстовой защиты.

Таблица 8.1 - Визуальные признаки карстовых деформаций и неотложные меры при их обнаружении

     Объект     

  Обнаруженные 
опасные явления

Возможные негативные
последствия    

  Требования к первоначальным действиям персонала    
в случае обнаружения опасных явлений           

       1        

       2       

         3          

                              4                      

Верхнее строение
пути и основная 
площадка        
земляного       
полотна         

Провал или     
локальное      
оседание       

Сход с рельсов      
подвижного состава  

Остановка движения поездов, в том числе по соседним  
путям. Ограждение карстоопасного места в соответствии
с требованиями Инструкции по сигнализации.           
Немедленное сообщение вышестоящему должностному лицу.
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Концентрические
трещины        

Образование провала 
под поездом и, как  
результат, сход с   
рельсов  подвижного 
состава             

Ограничение скорости движения поездов до 25 км/ч.    
Немедленное сообщение вышестоящему должностному лицу.
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Горизонтальная 
деформация     
колеи (резкий  
угол в плане)  

Формирование        
локального оседания.
Повышенная          
вероятность выброса 
пути.               

Ограничение скорости движения поездов до 25 км/ч.    
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Незамедлительная выправка пути.                      
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер                                       

Просадка       

Повышенная          
вероятность         
образования провала 
или локального      
оседания            

Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Незамедлительная выправка пути.                      

Откосы земляного
полотна         

Провал или     
локальное      
оседание       

Оползание откосов с 
вероятностью        
повреждения верхнего
строения пути при   
движении поезда     

Ограждение карстоопасного места в соответствии с     
требованиями Инструкции по сигнализации.             
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Временное ограничение скорости до 25 км/ч.           
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер                                       

Концентрические
трещины        

Образование провала 
с возможным         
оползанием откосов  

Ограничение скорости движения поездов до 25 км/ч.    
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер                                       

Водоотводные    
сооружения      

Повреждение    
водоотводного  
сооружения     
карстовыми     
деформациями и 
интенсивное    
формирование   
карстовой      
провальной     
воронки в зоне 
расположения   
водоотводного  
сооружения     

Повышенная          
инфильтрация воды в 
грунт и, как        
следствие,          
увеличение размеров 
деформации с        
повышенной          
вероятностью        
нарушения           
устойчивости        
земляного полотна   

Временное ограничение скорости до 25 км/ч.           
Ограждение карстоопасного места в соответствии с     
требованиями Инструкции по сигнализации.             
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Водопропускные  
трубы           

Провал,        
локальное      
оседание или   
просадка в     
основании трубы

Обрушение насыпи из-
за увеличения       
размеров провала    
вследствие          
возможного размыва  
насыпи              

Остановка движения поездов.                          
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Принятие мер по недопущению размыва насыпи.          
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Трещины на     
входных и      
выходных       
оголовках и    
примыкающих к  
ним участках.  
Интенсивная    
утечка воды в  
грунт через швы
или трещины.   

Повышенная          
вероятность         
образования провала 
при движении поезда 

Ограничение скорости движения поездов до 25 км/ч.    
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            

Опоры мостов  и 
путепроводов    

Провал,        
просадка или   
локальное      
оседание       
непосредственно
в основании    
опоры или на   
расстоянии до 5
м от опор      

Потеря общей        
устойчивости опоры  

Остановка движения поездов.                          
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Трещины в      
грунте при     
расстоянии до  
10 м от  опор  

Повышенная          
вероятность         
образования провала 
в основании опоры   

Ограничение скорости движения до 25 км/ч.            
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация поста наблюдения вплоть до принятия      
неотложных мер.                                      

Опоры контактной
сети и          
светофоров      

Нарушение      
вертикальности 

Образование провала,
просадки или        
оседания            

Временное ограничение скорости движения до 25 км/ч.  
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Остановка движения поездов в случае опасности        
нарушения габарита приближения строений.             

Полоса отвода   

Провалы и      
локальные      
оседания до 20 
м от подошвы   
насыпи (бровки 
выемки).       

Повышенная          
вероятность         
образования провала 
или локального      
оседания под        
земляным полотном   

Временное ограничение скорости движения до 25 км/ч.  
Ограждение карстоопасного места в соответствии с     
Инструкцией по сигнализации.                         
Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация поста наблюдения вплоть до принятия       
неотложных мер.                                      

Провалы и      
локальные      
оседания на    
расстоянии     
более 20 м от  
подошвы насыпи 
(бровки,       
выемки)        

Повышенная          
вероятность         
образования провала 
вблизи земляного    
полотна             

Сообщение вышестоящему должностному лицу.            
Организация усиленного надзора.                      

Несанкционирова
нное           
устройство     
искусственных  
котлованов     

Повышенная          
инфильтрация        
атмосферных вод в   
грунт и, как        
следствие, локальная
активизация         
карстово-           
суффозионных        
процессов           

Сообщение вышестоящему должностному лицу для принятия
мер по засыпке котлованов                            

Засыпка мусором
карстовых      
воронок        

Загрязнение         
геологической среды 

Сообщение должностному лицу