8.6 Неравномерные осадки
Этот вид деформаций происходит под действием нагрузки от сооружений и (или) вибродинамических воздействий в условиях:
- открытого карста при наличии на поверхности карстующихся пород заполненных грунтом коррозионных воронок;
- покрытого неглубокого карста при наличии на поверхности карстующихся пород углублений, вертикальных каналов, разрушенных до состояния щебня и муки карбонатных пород;
- покрытого глубокого карста при наличии в сжимаемой толще основания и (или) рабочей зоне земляного полотна погребенных карстовых воронок, локальных разуплотненных зон и других подземных проявлений карста.

8.7 Коррозионные воронки
Коррозионные воронки, расположенные на земной поверхности вблизи земляного полотна, не представляют непосредственной опасности для железнодорожных сооружений. Однако они являются местами повышенной инфильтрации поверхностных и атмосферных вод непосредственно в толщу карстующихся пород, что способствует активизации процесса их растворения и загрязнению геологической среды.

 

Приложение Г

Пример оценки карстового риска для участка железнодорожного пути (справочное)

По данным технического паспорта дистанции пути и натурных осмотров на линии N - М общее протяжение карстоопасного участка составляет 3 км и в него входят 315-317 км км. Линия однопутная, 3 класс пути, земляное полотно представлено насыпью высотой от 2,5 м до 4,0 м, в основании расположены гипсы, на 316 км имеется железобетонный мост длиной 23 м, на 317 км - бетонная водопропускная труба отверстием 2 м.
В ходе натурного осмотра и проведенных обследований были получены следующие данные:

километр 315:
карстующиеся гипсы залегают на глубинах 45 - 50 м;
в покровной грунтовой толще имеется практически водонепроницаемый слой глин толщиной более 25 м, что практически исключает развитие карстово-суффозионных процессов;
в полосе отвода обнаружены 3 карстовые воронки диаметрами 2, 3 и 9 м (среднее значение диаметра d = 4,7 м, максимальное значение d(max) = 9 м); ближайшая к пути воронка находится на расстоянии L = 32 м до подошвы насыпи;
сведения о подземных проявлениях карста отсутствуют;
километр находится в зоне влияния водозабора из горизонта трещинно- карстовых вод.

километр 316:
карстующиеся гипсы залегают на глубинах 35 - 45 м;
в покровной грунтовой толще имеется практически водонепроницаемый слой глин толщиной более 20 м, что практически исключает развитие карстово-суффозионных процессов;
в полосе отвода обнаружены 5 карстовых воронок диаметрами 2, 3, 7, 10 и 11 м (среднее значение диаметра d = 6,6 м, максимальное значение d(max) = 11 м);
ближайшая к пути воронка находится на расстоянии L = 28 м до подошвы насыпи;
сведения о подземных проявлениях карста отсутствуют.

километр 317: карстующиеся гипсы залегают на глубинах от 55 до 62 м; карстовые воронки не обнаружены, сведения о подземных проявлениях карста отсутствуют. значительные техногенные воздействия отсутствуют.
Из анализа данных осмотров и обследования определены опасности карста на данных километрах и даны уровни карстового риска.

Километр 315 по параметрам залегания карстующихся пород и проявлений карста может быть отнесен (если не учитывать техногенные воздействия от функционирования водозабора) к участкам "умеренно опасного карста", для которого вероятность Р поражения пути карстовыми провалами за 10 лет оценивается в пределах 0,02 - 0,05. Однако с учетом техногенных воздействий от действующего водозабора опасность повышена на одну ступень и километр окончательно отнесен к категории "опасного карста" со значением Р = 0,05 - 0,2. При этом с учетом 3 класса пути уровень карстового риска классифицируется как нежелательный.

Километр 316 по параметрам залегания карстующихся пород и проявлений карста может быть отнесен к участкам "опасного карста", для которого вероятность Р поражения пути карстовыми провалами за 10 лет оценивается в пределах 0,05 - 0,2. При этом с учетом 3 класса пути уровень карстового риска классифицируется как нежелательный.

Километр 317 по параметрам залегания карстующихся пород и проявлений карста может быть отнесен к участкам "малоопасного карста", для которого вероятность Р поражения пути карстовыми провалами за 10 лет оценивается в пределах 0,01 - 0,02. При этом с учетом 3 класса пути уровень карстового риска классифицируется как допустимый.