8. Механизм реализации функциональных задач развития кадрового потенциала
С учетом достигнутых конкурентных преимуществ в различных направлениях деятельности по управлению персоналом необходимо сосредоточиться на тех направлениях и потенциальных возможностях, которые при оптимальном расходовании ресурсов позволяют добиться наибольшего эффекта.
Для каждой из функциональных задач определяются качественно новые или наиболее важные направления их реализации, а также план основных мероприятий по реализации Стратегии развития кадрового потенциала ОАО "РЖД" на период до 2015 года (Приложение N 2), с учетом совершенствования существующих технологий.
9. Целью функциональной задачи "обеспечение квалифицированным персоналом" является развитие системы гарантированного обеспечения персоналом, профессиональная подготовка, квалификация и компетенции которого отвечают развивающимся потребностям холдинга "РЖД".
Основные направления реализации указанной функциональной задачи:
1) определение перспективных потребностей в персонале;
2) совершенствование профориентационной работы, повышение престижности работы в холдинге "РЖД" и привлечение персонала;
3) системное взаимодействие с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, а также сотрудничество с ведущими российскими образовательными учреждениями;
4) разработка профессиональных стандартов, требований к кандидатам на занятие должностей, а также моделей профессиональных компетенций, профилей должностей;
5) модернизация и унификация технологий отбора и найма персонала;
6) совершенствование системы адаптации новых работников;
7) оптимизация численности персонала в связи с внедрением, изменением технологий работы;
8) дальнейшее повышение эффективности работы с кадровым резервом.
Определение перспективных потребностей в персонале будет обеспечиваться за счет:
1) совершенствования методик расчета потребностей в привлечении и подготовке персонала по различным профессионально-квалификационным группам, филиалам и ДЗО, в том числе с выделением групп персонала, численность которых в различной степени зависит от объемов перевозок;
2) поэтапного перехода к планированию потребностей в персонале на среднесрочный период.
Совершенствование профориентационной работы, повышение престижности работы в холдинге "РЖД" и привлечение персонала будут достигаться за счет:
1) развития деятельности по рекламе холдинга "РЖД" как социально ответственного работодателя;
2) расширения форм профориентационных мероприятий, проведения "дней открытых дверей";
3) совместных мероприятий в границах деятельности железных дорог с участием филиалов и их территориальных подразделений и ДЗО;
4) поддержания единого корпоративного банка данных вакансий, заявок на поиск кандидатов и предложений от них;
5) поэтапного расширения функциональности корпоративного сайта как информационного и рекламного источника о корпоративной кадровой политике;
6) организации практики для студентов, не связанных с холдингом "РЖД" договорными обязательствами, для написания курсовых и выпускных (дипломных) работ, проведения открытых конкурсов на дипломные проекты, расширения возможностей летнего временного трудоустройства студентов (включая студенческие строительные отряды) для расширения возможностей отбора лучших учащихся;
7) продолжения практики применения корпоративного образовательного кредита, в том числе распространения его на обучение в магистратуре.
Совершенствование профориентационной работы позволит сохранить и увеличить число кандидатов на трудоустройство, обучение по договорам с подразделениями холдинга "РЖД" в условиях демографического спада, повысить требования к абитуриентам за счет расширения возможности выбора кандидатов с лучшим уровнем базовых знаний.
Реализации данного направления должны способствовать также мероприятия, предусматриваемые в рамках функциональных задач 2 и 4, по развитию механизмов социальной поддержки и внедрению дополнительных механизмов привлечения и удержания работников остродефицитных специальностей, работников, занятых в отдаленных районах.
Системное взаимодействие с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, а также сотрудничество с ведущими российскими образовательными учреждениями, кроме традиционных форм сотрудничества, будет сосредоточено на:
1) совместных усилиях по расширению форм и модернизации профориентационной работы за счет проведения мероприятий в образовательных учреждениях среднего профессионального и общего образования;
2) совершенствовании деятельности по довузовской подготовке и отбору наиболее перспективных кандидатов на целевой прием, в т.ч. числе из географически отдаленных районов;
3) расширении сотрудничества для использования конкурентных преимуществ отраслевой образовательной системы в период демографического спада: при наборе студентов, обеспечении производственной практики, реализации договоров об образовательном кредите и целевой подготовке;
4) развитии системного взаимодействия при разработке профессиональных стандартов, определении корпоративных требований к профессиональным компетенциям персонала и внедрении их в учебный процесс, организации оценки квалификации;
5) согласовании, утверждении в установленном порядке и реализации в учебном процессе корпоративных составляющих образовательных программ, основанных на ценностях "РЖД" и модели корпоративных компетенций;
6) содействии внедрению инновационных компонентов отраслевого образования, формированию научно-образовательных центров, позволяющих повысить качество подготовки специалистов для холдинга "РЖД", усилить кадровый, исследовательский и инновационный потенциал;
7) сотрудничестве в развитии корпоративной системы непрерывного профессионального образования персонала в соответствии с функциональной задачей настоящей Стратегии "непрерывное развитие персонала на основе компетентностного подхода и переход к самообучающейся организации";
8) развитии всестороннего взаимодействия в сфере подготовки и повышения квалификации персонала с Минтрансом России, Минобрнауки России и Росжелдором.