Функциональная задача 4.
Сильные стороны:
интегрированность системы социальной поддержки персонала и системы управления персоналом и социальной сферы (обеспечение персонала во внепроизводственной среде направлено на развитие конкурентоспособности холдинга "РЖД" как работодателя и повышение мотивированной вовлеченности персонала в эффективную работу);
широкая система социальной поддержки персонала во всей внепроизводственной сфере;
наличие мощной системы корпоративных объектов социальной, медицинской, физкультурно-спортивной и культурной инфраструктуры, негосударственных детских образовательных учреждений, снижающей зависимость от внешних условий;
большой набор социальных гарантий по коллективному договору ОАО "РЖД";
развитие системы социальной поддержки на принципе выбора, учитывающего наиболее важные для работника формы поддержки;
повышение ответственности работника за выбор социальных гарантий;
совершенствование системы социальной поддержки с учетом интересов ОАО "РЖД" в отношении наиболее значимых групп персонала;
положительные эффекты децентрализации (наличие локальных программ филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" с учетом местной специфики);
система социальной поддержки персонала является мощным мотивационным фактором;
реализация современных подходов при оптимизации системы социальной поддержки персонала;
стимулирование развития корпоративной культуры;
система негосударственного пенсионного обеспечения - одна из лучших в стране по объему, надежности, спектру решаемых задач и дифференцированных механизмов реализации;
возможность использования корпоративной социальной инфраструктуры для оказания услуг сторонним пользователям в целях частичной компенсации социальных расходов холдинга "РЖД";
постоянное сотрудничество с Российским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛом) на основе социального партнерства.
Проблемные зоны:
неполная согласованность локальных нормативных актов, обеспечивающих осуществление корпоративной социальной политики, при внедрении современных подходов;
необходимость дополнительного финансирования в условиях удорожания программ и при их расширении;
недостаточная координация с другими мотивационными программами (мотивация одних и тех же категорий работников в рамках социальных программ, оплата труда без учета совокупного эффекта);
иногда сохраняется отсутствие адресности при предоставлении социальных гарантий;
сложность учета пользователей социальных благ, предоставляемых через профсоюз, для целей мотивации;
высокие расходы на содержание объектов социальной сферы;
сложность вовлечения объектов социальной сферы в гражданско-правовой оборот.
Риски:
недостаточность финансирования;
недостаточная информированность персонала и неактивное участие в программах;
психологическая ориентация части персонала на распределительную систему социальных льгот, негативная реакция на введение индивидуализированных, нацеленных на адресную мотивацию компонентов и механизмов;
сложность оценки эффективности социальных программ;
рост стоимости услуг на внешнем рынке, удорожание для структур холдинга "РЖД" реализации отдельных программ;
дифференциация социальных гарантий внутри холдинга "РЖД" при самостоятельной реализации дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД" социальной политики;
возрастание стоимости социальных программ и проектов при их самостоятельной реализации филиалами ОАО "РЖД" и его дочерними и зависимыми обществами вне централизованных программ;
сокращение доступа персонала к объектам социальной инфраструктуры при выделении их в дочерние и зависимые общества и ведении бизнес-деятельности.
Специфические риски при оптимизации системы социальной поддержки:
рост расходования финансовых средств;
негативный эффект опасений работников в части ухудшения их социального положения при внедрении новой системы социальной поддержки персонала.
Специфические риски при реализации жилищной политики:
ухудшение макроэкономической конъюнктуры, повышение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и кризис ликвидности, влекущие удорожание кредитных продуктов;
высокие темпы роста инфляции и превышающие их темпы роста стоимости жилья;
слабая координация на региональном уровне между территориальными подразделениями филиалов и ДЗО ОАО "РЖД".