ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 декабря 2012 г. N 2433р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИИ НА УКЛАДКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ"

С целью создания нормативной базы для укладки и эксплуатации стрелочных переводов. Предназначенных для криволинейных участков пути:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2013 г. прилагаемую Инструкцию на укладку и эксплуатацию стрелочных переводов, предназначенных для криволинейных участков пути (далее - инструкция).
2. И.о начальников дирекций инфраструктуры, руководителям причастных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить использование инструкции при планировании и выполнении работ по укладке и эксплуатации стрелочных переводов. Предназначенных для кривых участков пути.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Управления пути и сооружений Гришова А.И.

Вице-президент ОАО "РЖД"
А.В.Целько

 

 

УТВЕРЖДЕНА
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 3 декабря 2012г. N 2433р

ИНСТРУКЦИЯ
НА УКЛАДКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКОВ ПУТИ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая инструкция предназначена для применения в стрелочном хозяйстве на железнодорожных путях дорог общего пользования.
Инструкция содержит в себе материалы, позволяющие производить расчеты и разбивку на местности участков кривых для укладки в путь типовых и специальных криволинейных стрелочных переводов.
В инструкции также даны нормы устройства и содержания рельсовой колеи на стрелочных переводах, эксплуатируемых в криволинейных участках пути, и на участках их сопряжений с кривыми, в которые они уложены.
Приложения к инструкции содержат справочные материалы по криволинейным стрелочным переводам, выпускаемым российскими стрелочными заводами.
Применение методик, изложенных в настоящей инструкции позволяет оптимизировать условия работы стрелочных переводов, эксплуатируемых в кривых, и, тем самым, снизить расходы на их обслуживание, и увеличить сроки службы их элементов.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящей Инструкции использованы ссылки на следующие нормативные документы:
Правила технической эксплуатации железных дорог РФ ПТЭ-2011, утверждены приказом Минтранса России N 286 от 21.12.2010 г.;
Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути, N ЦП-774, утверждена МПС России  01.07.2000 г.;
Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской федерации ЦД-790, утверждена 16.10.2003 г.;
Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, утверждена МПС России 28.07.1997 г. N ЦП 485;
Технические указания на сборку, укладку и эксплуатацию пути на деревянных и железобетонных шпалах с упругими скреплениями, ЦПТ 82/4;
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, 2901.00.000ИМ;
Формуляр 2901.00.000ФО;
Монтажные чертежи 2901.00.000МЧ;
Руководство по эксплуатации гарнитуры электропривода 17610-00-00 РЭ;
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, 2925.00.000ИМ;
Формуляр 2925.00.000ФО;
Монтажные чертежи 2901.00.000МЧ;
Руководство по эксплуатации гарнитуры электропривода 17663-00-00 РЭ;
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, 2851.00.000ИМ;
Формуляр 2851.00.000ФО;
Монтажные чертежи 2851.00.000МЧ;
Руководство по эксплуатации гарнитуры электропривода 17549-00-00 РЭ;
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, 2802.00.000ИМ;
Формуляр 2802.00.000ФО;
Монтажные чертежи 2802.00.000МЧ;
Руководство по эксплуатации гарнитуры электропривода 17590-00-00 РЭ;
Инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия, 2878.00.000ИМ;
Формуляр 2878.00.000ФО;
Монтажные чертежи 2878.00.000МЧ;
Руководство по эксплуатации гарнитуры электропривода 17564-00-00 РЭ;
Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений, утверждены МПС России 24.02.1999 г. N ПОТ РО-32-ЦП-652-99;
Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО "РЖД", утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 30.10.2009 г. N 2211р;
Стандарт МПС России ОСТ 32.154-2000 "Соединения и пересечения путей железных дорог", Технические условия, утвержден 05.10.2000 г.;
"Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети" ДУ-46, утвержден МПС СССР в 1969 г.;
Классификатор дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов, утвержден ОАО "РЖД" 01.12.2008г. N 1.20.003-2008.

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Типовой стрелочный перевод - стрелочный перевод предназначенный для работы в прямом участке железнодорожного пути.
Криволинейный (либо специальный криволинейный) стрелочный перевод - стрелочный перевод предназначенный для работы в криволинейном участке железнодорожного пути.
Прямолинейный участок пути, для укладки типового стрелочного перевода - спрямленный участок кривой, позволяющий разместить на нем типовой стрелочный перевод в соответствии с его проектной геометрической схемой.
Сопряжение - участок пути, обеспечивающий переход от основной кривой к участку на котором размещается стрелочный перевод.
Сопрягающая кривая - часть сопряжения, криволинейный участок пути, с радиусом отличающимся от радиуса основной кривой.
Сопрягающая прямая - часть сопряжения, прямолинейный участок пути в составе сопряжения.
Расчетная длина стрелочного перевода - для стрелочного перевода на деревянных брусьях - практическая длина стрелочного перевода, для стрелочного перевода на железобетонных брусьях - практическая длина стрелочного перевода плюс длина закрестовинной части перевода на которой расположены железобетонные брусья.

4 УКЛАДКА ТИПОВЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ В КРИВОЛИНЕЙНЫЕ УЧАСТКИ ПУТИ

При укладке типовых одиночных стрелочных переводов на криволинейных участках пути необходимо часть кривой основного пути заменить путями стрелочного перевода, либо спрямить участок основного пути для укладки на нем стрелочного перевода.
При этом в зависимости от местных условий могут быть использованы следующие способы укладки и разбивки:
а) укладка переводов по касательным к круговой кривой основного пути;
б) укладка переводов на спрямленном по хорде участка кривой;
в) укладка переводов на спрямленном по касательной к участку кривой;
г) укладка переводов на спрямленном по секущей участка кривой.
По касательным к круговой кривой основного пути можно укладывать как обыкновенные, так и симметричные одиночные стрелочные переводы. По другим указанным способам укладывают на кривых только обыкновенные одиночные стрелочные переводы.
Для скоростных линий эти схемы неприменимы, так как при таких схемах укладки скорости движения по стрелочным переводам в кривых существенным образом ограничиваются. Для скоростных переводов необходимо применять специальные методы вписывания стрелочного перевода в кривую.

4.1 УКЛАДКА ОДИНОЧНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ В КРИВОЛИНЕЙНЫЕ УЧАСТКИ ПУТИ ОБЫЧНЫХ ЛИНИЙ

4.1.1 Укладка одиночного обыкновенного стрелочного перевода по касательной к круговой кривой основного пути

К этому способу прибегают в тех случаях, когда стрелочный перевод необходимо уложить наружу от основной кривой. Схема укладки показана на рис. 4.1.

См. Рисунок 4.1 - Укладка обыкновенного стрелочного перевода по касательной к круговой кривой основного пути

Разбивку по данному способу производят следующим образом. От точки С, находящейся на оси основного криволинейного пути, откладывают величину f и получают точку D - центр стрелочного перевода. Участок пути AB основной кривой разбирают. По касательной BD = T откладывают размер b - расстояние от центра перевода до хвостового стыка крестовины. По касательной АD = T откладывают размер а - расстояние от центра перевода до переднего стыка рамных рельсов. Провешивают прямую основного направления по линии ADE и на этом направлении откладывают размер в от точки D в сторону точки Е. Численные значения величины а и b берут из паспорта стрелочного перевода (схема геометрических размеров).
Из прямоугольного треугольника OAD

             "альфа"
T = Rtg ─────── ,                                                      (4.1)
2

где R - величина радиуса кривой основного пути, при котором возможно разбивка и укладка перевода рассматриваемым способом;
"альфа" - угол, соответствующий сопряжению стрелочного перевода и кривой.

Условие возможности укладки стрелочного перевода может быть представлено как

              "альфа"
b <= Rtg ─────── >= a                                                  (4.2)
2

Расстояние СD = f, на которое выносится центр стрелочного перевода, найдется из прямоугольного треугольника OAD как

             R
f = ─────────── - R                                                    (4.3)
"альфа"
cos ───────
2

 

Длина дуги ACB определится как

                          "пи"
"длина дуги" ACB = ──────── R "альфа"°                                 (4.4)
180°

Последовательность расчета следующая.
Задаваясь радиусом кривой определяем величины Т, f и "длину дуги" ACB. При R > 450 м величины Т во всех случаях больше величин b типовых одиночных обыкновенных стрелочных переводов, т.е. условие укладки обеспечено. Однако при этом получаются большие размеры сдвижек центра перевода (f) и длины дуг ACB. Особенно значительна величина f для переводов марки 1/9.
При принятии Т = b или Т = 25 м, радиусы круговой кривой основного пути имеют определенные размеры, а величины f и "длина дуги" ACB являются наименьшими.
В связи с излишней длиной отдельных элементов получающейся при разбивке стрелочных переводов рассмотренным способом, область использования его является ограниченной, и целесообразность применения может быть определена лишь в каждом конкретном случае в зависимости от местных условий.

4.1.2 Укладка одиночного симметричного стрелочного перевода по касательным к круговой кривой пути

Укладку и разбивку одиночного симметричного стрелочного перевода по данному способу производят таким же образом, как и разбивку обыкновенного перевода.
Согласно рис. 4.2 элементы для разбивки определяются из прямоугольного треугольника AOD

См. Рисунок 4.2 - Укладка симметричного стрелочного перевода по касательной к круговой кривой основного пути

             "альфа"
T = Rtg ─────── ,                                                      (4.5)
4

при T = b

               b
R = ────────────                                                       (4.6)
"альфа"
tg ───────
4

Расстояние CD = f из того же треугольника OAD будет

               R
f = ──────────── - R                                                   (4.7)
"альфа"
cos ───────
4

Длина дуги ACB

                           "пи"     "альфа"°
"длина дуги" ACB = ──────── R ────────                                (4.8)
180°         2

При R>=700 м получаются очень большие сдвижки f, особенно для стрелочных переводов марки 1/6. Более приемлемые размеры необходимых величин для разбивки имеют место при наименьших величинах Т.

4.1.3 Укладка одиночного обыкновенного стрелочного перевода на спрямленном по хорде участке криволинейного основного пути

При разбивке по данному способу (рис. 4.3) дугу АВ кривой основного пути радиуса R заменяют спрямленным участком ММ, лежащим на хорде КК и удаленном от кривой на расстоянии f = СD, и двумя круговыми кривыми АМ и МВ радиусов r<R.

См. Рисунок 4.3 - Укладка одиночного обыкновенного стрелочного перевода на спрямлении по хорде

В зависимости от исходных данных элементы для разбивки могут быть определены решением одной из следующих двух задач.

Задача 1-ая.
Наперед известны и принимаются:
1) R - радиус круговой кривой основного пути,
2) L - длина прямолинейного участка пути, на котором укладывается типовой одиночный обыкновенный стрелочный перевод
3) r - радиусы дуг АМ и МВ, сопрягающих участок L=ММ с круговой кривой основного пути.
Необходимо определить:
1) угол "фи";
2) расстояние СD = f;
3) длины дуг АВ, АМ и МВ;
4) координаты х1, у1, х2 и у2;
5) координаты для разбивки круговых кривых АМ и МВ радиуса r.
Согласно рис. 4.3 решение представится в следующем виде.
Из прямоугольного треугольника ОО1d

                      L
"фи" = arcsin ──────                                                   (4.9)
2(R-r)

Расстояние, на которое сдвигается основной путь, будет

     f = (R - r) (1 - cos "фи")                                            (4.10)

Длина дуг

                       "пи" R · 2 "фи"
"длина дуги" AB = ───────────────                                     (4.11)
180°

                        "пи" r "фи"
"длина дуги" AМ = ──────────────                                      (4.12)
180°

Координаты точек М и С относительно точки А, найдутся из выражения:

     y1 = r (1-cos "фи")      y2 = R (1-cos "фи")

     x1 = r · sin "фи"        x2 = R· sin "фи"                             (4.13)

Координаты для разбивки круговых кривых АМ и МВ радиусов r можно брать из таблиц для разбивки круговых кривых.

 

Примечание редакции.
В следующем абзаце символ "обелюс" заменен на символ "деление" - см. рисунок.

 

L - принимают обычно равной сумме практической длины стрелочного перевода Lр и двух прямых участков пути по 15:20 метров. Последние нужны для того, чтобы расчетный экипаж не сбивал направление перевода при входе и выходе с кривой. Таким образом, L = MM = Lp+2(15:20) м; r - радиусы сопрягающих кривых, принимаются в зависимости от скорости прохода поездов по направлению АММВ. При скоростях, не превышающих установленные ПТЭ нормы при следовании подвижного состава на боковые пути, целесообразно принимать r не менее величины радиуса переводной кривой. При более высоких скоростях r следует принимать по величине, приближающейся к R.

Задача 2-ая.
Известны и принимаются:
1) R; 2) f и 3) L.
Необходимо определить:
1) величину радиуса r;
2) угол "фи";
3) длины дуг АВ, АМ и МВ;
4) х1, у1 и х2, у2.
В этом случае решения будут следующие:
из рис.4.3 видно, что

        R = СD + Dd + dO;
но CD = f,
Dd = r

и из прямоугольного треугольника O1dO,
произведя соответствующие преобразования, получим:

                     2
f     L
r = R - ─── - ───                                                     (4.14)
2     8f

Если найденное значение r отвечает указанным выше требованиям, то величина f принята удачно.
При окончательно принятом f и вычисленном r, угол "фи" определяют по формуле (4.9), длины дуг АВ и АМ - по формулам (4.11) и (4.12), а величины х1, у1 и х2, у2 - по выражениям (4.13).
Этот способ является наиболее простым по расчетам, практическому осуществлению самой разбивки и эксплуатации перевода.
Однако сдвижки f в большинстве случаев получаются весьма значительных размеров, осуществить которые при соблюдении других надлежащих требований практически невозможно, так как сдвижки f > 0,5 м вызывают большие затраты средств и времени. Более того, иногда местные условия даже и при значительных затратах не позволяют сдвинуть путь на ту или иную величину.
Наиболее приемлемые численные значения f при r = 300 м, имеют место при R>=1000 м.
От  точки  С  (рис.  4.3)  откладывают  расстояние  f  и, получив точку D -
середину  оси  спрямленного  участка ММ, отмечают ее колышком. От точки С по оси
круговой  кривой  основного пути откладывают в обе стороны по половине дуги АВ и
получают точки А и В. Откладывая от точки D расстояние х2 по перпендикуляру к CD
и  восстановив  из  точек А и В перпендикуляры к х2 в виде расстояний у1 получим
точки  Р.  Провешив  точки  PDP,  найдем направление спрямленного участка PMDMP.
L
Отложив  от  точки  D  в  обе  стороны по ─ , получим спрямленный участок ММ, на
2
котором  укладывается  обыкновенный стрелочный перевод с ответвлением в наружную
или  внутреннюю сторону. Расстояние между точками Р и М контролируется величиной
Х1.
После этого целесообразно путь на дуге АВ разобрать. Произвести разбивку круговых кривых АМ и МВ обычным порядком и уложить путь на этих кривых от точек А и В и на прямой ММ с обоих концов одиночного обыкновенного стрелочного перевода.

4.1.4 Укладка одиночного обыкновенного стрелочного перевода на спрямленном по касательной участке криволинейного основного пути

При этом способе разбивки (рис. 4.4) дугу АВ круговой кривой основного пути радиуса R заменяют спрямленным участком ММ, лежащим на касательной КК к кривой в точке D, и двумя круговыми кривыми СМ и МС радиусов r<R и двумя спрямленными участками АС и СВ, являющимися перпендикулярами к R в точках соответственно А и В.

См. Рисунок 4.4 - Укладка обыкновенного стрелочного перевода по касательной к кривой основного пути

     Расчетная   схема   для  разбивки  в  данном  случае  характерна  тем,  что
спрямленные  участки  АС  и  СВ  между  круговыми  кривыми  радиусов r и R равны
L
половине участка ММ, т.е. АС = СВ = ─ .
2
Для определения элементов, необходимых для разбивки, наперед известными должны быть:
1) R - радиус круговой кривой основного пути;
2) r - радиусы круговых кривых СМ и МС;
3) L = ММ - длина спрямленного по касательной участка пути, на котором укладывается типовой одиночный обыкновенный стрелочный перевод длиной Lр
Определению подлежит:
1) угол "фи";
2) расстояние f1 = f2;
3) длины дуг АВ, СМ и МС;
4) координаты х, х1 и у1, х2 и у2.
Из прямоугольного треугольника OO1D1 или ОО1Л (рис. 4.4) видно, что

     "фи"             L
──── = arctg ──────── ;
2           2(R-r)

     или                                                                   (4.15)

                        L
"фи" = 2 arctg ──────── ;
2(R-r)

Из того же треугольника

             O1D1           L
OO1 = ───────── = ────────────
"фи"          "фи"
sin ────    2 sin ────
2             2

                    L
f1 = f2 = ──────────── + r - R                                         (4.16)
"фи"
2 sin ────
2

Длины дуг АВ, СМ и МС определятся по выражениям:

                       "пи" R · 2 "фи"
"длина дуги" AB = ───────────────                                     (4.17)
180°

 

                                         "пи" r "фи"
"длина дуги" СМ = "длина дуги" МС = ────────────                      (4.18)
180°

Координаты х, х1 и у1, х2 и у2 определяться согласно рис. 4.4

          L           "фи"
x = ─── + r · tg ────                                                 (4.19)
2             2

           L                  ┐
x1 = ─── + r · sin "фи"  │
2                  │
>                                           (4.20)
y1 = r (1 - cos "фи")    │

                              ┐
x2 = R · sin "фи"        │

>                                           (4.21)
y2 = R (1 - cos "фи")    │

Из сравнения рассмотренных двух способов разбивки и укладки стрелочных переводов на кривых усматриваются следующие недостатки способа разбивки по касательной.
1) Вместо дуги АВ круговой кривой основного пути в плане получается система, состоящая из пяти элементов (рис. 4.4): трех прямолинейных участков АС, ММ и СВ, двух круговых кривых СМ и МС радиуса r, что осложняет условия содержания; при способе спрямления по хорде дуга АВ заменяется лишь тремя элементами (рис. 4.3);
2) Криволинейные участки АВ, заменяемые другими элементами плана, а также радиусы кривых СМ, получаются большими, чем при способе "по хорде";
3) При разбивке "по касательной" поперечные сдвижки пути и общие затраты на производство работ значительно больше, чем при способе спрямления кривой по хорде.
Применение способа разбивки перевода по касательной оправдано местными условиями, не допускающими сдвижки пути внутрь кривой.
Если этот способ принят для осуществления, то разбивка производится следующим образом.
От  точки  D  - середины спрямленного участка ММ по касательной к кривой АВ
L
откладывают  в  обе  стороны  расстояния ─ и х и получают точки М и К. Затем эти
2
точки  провешивают для проверки и достижения положения их на прямой КК. Закрепив
колышками  точки  М,  М,  К  и К, от точек К откладывают вторично расстояния х и
получают  точки  А  и  В,  расположенные  на  оси  основного пути. От этих точек
L
откладывают  на  направлениях  АК  и  ВК расстояния АС и ВС, равные ─ и получают
2
точки  С.  Пользуясь расчетными данными х1, у1, х2, у2 проверяют положение точек
А,  В  и  С, как имеющих вполне определенные координаты в прямоугольной системе.
Закрепив  и  эти  точки,  приступают  к рихтовке пути, выписав предварительно из
соответствующих  таблиц  координаты  для разбивки круговых кривых СМ и МС. Кроме
того,  на  участке  ММ можно сделать разрыв рельсовой колеи со снятием рельсов в
том  месте,  где  будет  укладываться  стрелочный  перевод  длиной  Lр.  Получив
необходимую  систему  в  плане,  приступают  к  разбивке  и  укладке стрелочного
перевода как на обычном прямом участке пути.

4.1.5 Укладка одиночного обыкновенного стрелочного перевода на спрямленном по секущей участке криволинейного основного пути

Данный способ разбивки предусматривает замену дуги АВ радиуса R основного пути (рис. 4.5) спрямленными участками АС, ММ и СВ и круговыми кривыми СМ и МС радиусов r<R.

См. Рисунок 4.5 - Укладка обыкновенного стрелочного перевода на спрямлении по секущей

Заданными или принятыми величинами здесь должны быть:
1) R - радиус круговой кривой основного пути;
2) r - радиусы круговых кривых СМ и МС;
3) L = ММ - длина спрямленного по секущей участка пути, на котором будет укладываться типовой одиночный стрелочный перевод длиной Lр.
Определяют:
1) стрелу f - расстояние, на которое смещается путь;
1) углы "фи" и "пси";
2) стрелу f1 = f2;
3) длины дуг АВ, СМ и МС;
4) координаты х, х1 и у1, х2 и у2.
Выражение для f можно получить следующим образом. Так как, согласно рис.4.5

f = R - OD, а из прямоугольного треугольника ОМD
___________
/      2
/ 2    L
f = R -   / R  - ───                                                  (4.22)
\/        4

 

Углы "фи" и ф при известных R, L, r и f найдутся следующим образом.
Из прямого треугольника О1D2O (из рис. 1.6 видно), что

     O1D2
──── = tg "фи"
OD2

следовательно

                        L
"фи" = arctg ────────────                                             (4.23)
2 (R - r -f)

Из прямоугольного треугольника ОЛО1 следует, что

     ЛО
─── = cos "фи"
ОО1

Откуда

                        R - r
ф = arccos  ───────────────────────                                   (4.24)
__________________
/  2
/  L               2
/  ─── + (R - r - f)
\/    4

Стрела f1=f2, лежащая на радиусе, делящем угол СО1М на части "фи" и ф определится из выражения

f1 = OO1 + r - R,

следовательно
__________________
/
/   L  2             2
f1 = f2 =    / ( ─── ) + (R - r - f) + r - R                           (4.25)
\/     2

Длина дуг АВ, СМ и МС найдутся как и в предыдущих случаях, а именно:

                        "пи"
"длина дуги" AB = ──── 2R ("фи" + ф)                                 (4.26)
180°

 

                                          "пи"
"длина дуги" СМ = "длина дуги" МС = ──── r ("фи" + ф)                (4.27)
180°

Координаты точек К, С и А определятся согласно рис. 4.5 из следующих выражений:

 

                 L       "фи" + ф
х = DM + T = ─ + rtg ────────
2           2

         L
x1 = ─ + r · sin ("фи" + ф)
2                                                                 (4.28)

    y1 = r [1 - cos ("фи" + ф)]

    x2 = R · sin ("фи" + ф)

    y2 = (R - f) - R cos ("фи" + ф)

Численные значения элементов для разбивки по данному способу более приемлемы, чем при предыдущем способе. В частности, сдвижки и длины дуг получаются меньшими, чем при разбивке по "касательной", хотя и большими, чем при способе по "хорде".
Однако, основной недостаток (малые радиусы сопрягающих кривых), присущий разбивке по "касательной", остается в силе и для рассматриваемого способа. Тем не менее местные условия иногда все же могут вызвать к применению и этот способ разбивки и укладки типовых стрелочных переводов на кривой.
При этом, после расчета геометрических элементов производят разбивку по аналогии с предыдущим способом следующим образом:
От точки D1 откладывают расстояние f = D1D и находят точку D. К линии D1D проводят перпендикулярно линию ММ = L и находят точки М. Затем от точки D1 в обе стороны откладывают длины, равные половине дуги АВ и получают, таким образом, точки А и В.
Пользуясь расчетными данными х1, у1, х2 и у2, определяют положение точек А, В и С.
После этого приступают к разбивке кривых СМ и МС, к отрихтовке участков АМ и МВ и к спрямлению участка ММ.
На нем и укладывают стрелочный перевод как на обычном прямом участке пути.

4.2 УКЛАДКА ОДИНОЧНЫХ ОБЫКНОВЕННЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ НА КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ СКОРОСТНЫХ ЛИНИЙ

4.2.1 Варианты укладки одиночных обыкновенных стрелочных переводов в пути высокоскоростных линий

Стрелочные переводы проекта 2726 (скоростные) и 2956 (высокоскоростные) предназначены для работы в прямых участках пути.
Возможность укладки скоростных стрелочных переводов в кривых позволяет экономить значительные материальные средства, т.к. альтернативой этого является реконструкция с выносом стрелочных переводов в прямые участки пути.
Для реализации схем, рассмотренных в разделе 4.1, в пределах кривой необходимо устройство специальных сопряжений. При таких схемах укладки скорости движения по стрелочным переводам в кривых ограничиваются, поэтому для скоростных участков эти схемы не целесообразны.
Для скоростных участков возможен иной принцип вписывания стрелочного перевода в кривые. В соответствии с этим принципом стрелочный перевод укладывается в кривую без изменения кривизны самой кривой, то есть радиус основного пути равен радиусу кривой.
Реализация этого принципа позволяет устанавливать по переводу, лежащему в кривой скорость, величина которой ограничивается только отсутствием возвышения наружного рельса в пределах перевода. В случае же укладки перевода по схеме "вираж" (наклон всего перевода) ограничение скоростей может вообще не устанавливаться.
Возможности применения предлагаемого принципа ограничиваются конструктивными особенностями стрелочного перевода. В этом случае необходимо обеспечить нормальную работу всех элементов стрелочного перевода, возможность перевода и надежной фиксации остряков стрелки и сердечника крестовины, соблюдение допусков содержания для элементов конструкции и перевода в целом.
Возможны три варианта укладки стрелочного перевода:
- металлические части перевода по размерам и геометрии совпадают с проектными, укладка перевода в кривую осуществляется за счет изменения его эпюры (Схема 1);
- для укладки перевода в кривую необходимы изменения геометрических размеров и формы металлических частей, которые можно осуществить без принципиальной переработки проекта (Схема 2);
- применение переводов проектов 2726 и 2956 в кривых невозможно, необходимо применение специальных переводов или укладки перевода на спрямлении (вариант 3).

4.2.2 Укладка стрелочных переводов с проектными размерами и измененной эпюрой

При укладке стрелочных переводов по варианту с проектными размерами и измененной эпюрой для переводов проектов 2726 и 2956, ограничивающими элементами являются крестовина с гибко-поворотным сердечником и рельсовые элементы соединительных путей перевода.
При определении возможности реализации такого способа следует руководствоваться данными, приведенными на рис. 4.6.

См. Рисунок 4.6 - Возможность использования стрелочных переводов проектов 2726 и 2956 в криволинейных участках высокоскоростных линий

С учетом возможности обеспечения надежной работы стрелочного перевода может быть допущено неприлегание сердечника к усовику крестовины 2 мм. Как видно из рис. 4.6 это требование без изменения геометрии металлических частей перевода обеспечивается при укладке стрелочного перевода в кривые с радиусом 2600 м и более. В этом случае требуется только изменение эпюры стрелочного перевода.

4.2.3 Стрелочные переводы с изменением размеров металлических частей и эпюры

При радиусах менее 2600 м требуется дополнительно производить изгиб короткой ветви сердечника крестовины, корректировать (в сторону уменьшения) длины рубок соединительных путей и ходового рельса ответвленного направления.
Без нарушения работы крестовины и переводного механизма можно допустить гибы поворотной ветви сердечника в пределах 4 мм. Из рис. 4.6 видно, что такой величине гиба соответствует радиус кривой 1400 м.
Таким образом при радиусах кривых в пределах 1400 м <= R < 2600 м переводы могут быть уложены в кривую с радиусом основного пути равным радиусу кривой, однако при этом, кроме изменения эпюры перевода, требуется производить гиб короткой поворотной ветви сердечника до 4 мм и корректировку длин рельсовых элементов l1 - l3.
Длины рельсовых элементов l1 - l3, подлежащих корректировке, приведены в таблице 4.1. Величина гиба поворотной ветви сердечника определяется из рис. 4.6.

Таблица 4.1 - Длины рельсов соединительных путей, в зависимости от радиуса кривой основного пути (для укладки по Схеме 2)

       R, м       

      l1, мм      

      l2, мм      

      l3, мм      

      прямая      

       11823      

       11770      

       19599      

       3000       

       11813      

       11754      

       19578      

       2800       

       11813      

       11753      

       19576      

       2600       

       11812      

       11751      

       19574      

       2400        

       11811      

       11749      

       19572      

       2200       

       11810      

       11747      

       19569      

       2000       

       11809      

       11745      

       19566      

       1800       

       11807      

       11742      

       19562      

       1600       

       11805      

       11739      

       19557      

       1400       

       11803      

       11735      

       19550      

При радиусах кривых менее 1400 м, требуются существенные изменения размеров металлических частей перевода, поэтому для таких радиусов требуется разработка специальных проектов криволинейных стрелочных переводов.

 

  5 УКЛАДКА СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ В КРИВЫЕ РАЗЛИЧНЫХ
РАДИУСОВ

  5.1 УКЛАДКА КРИВОЛИНЕЙНОГО СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА В КРИВУЮ С РАДИУСОМ КРИВИЗНЫ
МЕНЬШИМ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ОСНОВНОГО ПУТИ ПЕРЕВОДА

     Схема такой укладки стрелочного перевода показана на рис. 5.1.

     См.  Рисунок  5.1  -  Схема  укладки  криволинейного стрелочного перевода в
кривую с радиусом меньшим радиуса основного пути перевода

     В  общем  случае  сопряжение  перевода  с  кривой, в которую он должен быть
уложен,  обеспечивается с  помощью сопрягающих кривых радиуса R  прямых  вставок
с
длиной l  между сопрягающей  и основной кривой.
c

     Исходными данными для расчета являются:
L   -  длина  стрелочного  перевода  с  учетом  длины закрестовинной части,
n
размещаемой на брусьях (длина участка, размещаемого на шпалах не учитывается);
R  - радиус основного пути перевода;
n
R  - радиус кривой, в которую перевод укладывается по рабочей грани головки
k
наружного рельса.
Подлежат определению:
R  - радиус сопрягающей кривой;
c
l   - длина сопрягающей кривой;
ck
l  - длина прямой вставки;
c
f  - сдвижка середины расчетной длины перевода Ln;
n
f  - сдвижка сопрягающей кривой относительно основной;
c
{X ,Y }, {X ,Y }, {X ,Y } - координаты для разбивки основных точек сопряжения;
A  A     B  B     C  C
T  - тангенсы для разбивки сопрягающей кривой.
c

     Сопряжение возможно, если между кривизной сопрягаемых элементов имеет место
соотношение:

     R > R > R
n   k   c

     причем   наибольший   радиус  сопрягающей  кривой  Rc  возможен,  если  она
непосредственно  примыкает  к  стрелочному переводу. В этом случае в точке А они
"альфа"
П
должны  иметь  общую  касательную  с  углом  наклона равным ─────── . Сопряжение
2
сопрягающей  кривой  с  основной  в общем случае должно осуществляться с помощью
прямой  вставки  l ,  так как длина касательной  к основной кривой СЕ больше или
c
равна длине касательной к точке сопряжения перевода с сопрягающей кривой ЕА.
Из рассмотрения геометрии сопряжения имеют место следующие соотношения.
Угол стрелочного перевода:

                 L
П
"альфа"  = ────                                                        (5.1)
n    R
П

     Расстояние  между  центрами  стрелочной  кривой  основного  пути перевода и
кривой в которую он уложен:

     ОО  = R - R - f                                                        (5.2)
1    n   k   n

     Расстояние  между  центрами  стрелочной  кривой  основного  пути перевода и
сопрягающей кривой:

     ОО  = R - R                                                            (5.3)
2    n   с

     Отрезки О D  и  О D:
1       2

                   "альфа"                      "альфа"
П                            П
О D = ОО ·cos ──────── - ОО  = (R - R )·cos ──────── - (R - R - f )    (5.4)
1      2         2        1     n   с         2         n   k   n

 

                        "альфа"
П
О D = (R - R )·sin ────────                                            (5.5)
2      n   с         2

     Для  определения  длины  сопрягающей  кривой необходимо знать угол "бета" ,
c
который можно определить по двум его составляющим "дельта" и "гамма".

                                                      "альфа"
П
"альфа"      О  D    (R - R )·sin ────────
П      2        П   С         2
tg ("дельта" + ──────── ) = ───── = ────────────────────────────────────── = T      (5.6)
2        O  D                "альфа"                       d
1                         П
(R - R)·cos ──────── - R + R + f )
П   С        2        П   К   П

 

                             "альфа"
П
"дельта" = аrctg (T ) - ────────                                       (5.7)
d        2

     Расстояние  между  центрами  кривой  в которую уложен перевод и сопрягающей
кривой равно:

                            "альфа"
П
(R - R )·sin ────────
П   С          2
О О =   ───────────────────────────                                     (5.8)
1 2                      "альфа"
П
sin ("дельта" + ──────── )
2

     Угол "гамма" равен:

                                                "альфа"
П
R  - R  · sin ("дельта" + ──────── )
K    C                      2
сos "гамма" =  ─────────────────────────────────────  = K               (5.9)
"альфа"                 c
П
(R - R )·sin ────────
П   С          2

 

     "гамма" = аrccos (К )                                                   (5.10)
с

     Полный угол сопрягающей кривой:

     "бета" = "дельта" + "гамма"                                             (5.11)
c

     Длина сопрягающей кривой:

     l   = R  "бета"                                                         (5.12)
cк    с      c

     Длина прямой вставки:

     l = (R - R ) · tg "гамма"                                               (5.13)
c    k   с

     Длина тангенса сопрягающей кривой:

                "бета"
с
Т = R · tg ────────                                                     (5.14)
с   с         2

     Координаты начала стрелочного перевода:
"альфа"
П
X = R  · sin ────────                                                   (5.15)
A   n           2

                      "альфа"
П
Y = Rn ·(1 - cos ──────── ) + f                                         (5.16)
A                   2         n

 

     Приращения "Дельта"X  и "Дельта"Y  находятся из соотношений (рис. 5.2.):
B            B

                    "бета"
с
АВ = 2 R · sin ────────                                                 (5.17)
C          2

                     "бета"  + "альфа"
с          П
"Тета" = 90° -  ──────────────────                                      (5.18)
2

                                            "бета"         "бета"  + "альфа"
с              с          П
"Дельта"Y  = АВ · sin"Тета" = 2R · sin ──────── · cos ──────────────────   (5.19)
B                      C          2                 2

 

     См. Рисунок 5.2 - Сопряжение в зоне сопрягающей кривой

 

                                            "бета"         "бета"  + "альфа"
с              с          П
"Дельта"X = АВ · cos"Тета" = 2R · sin ──────── · sin ───────────────────   (5.20)
B                      C          2                 2

     Координаты точки В сопряжения:

     X  = X  + "Дельта"X                                                        (5.21)
B    A            B

     Y  = Y  + "Дельта"Y                                                        (5.22)
B    A            B

     Координаты точки С сопряжения:

                     "альфа"
П
X  = R  · sin ( ──────── + "бета" )                                        (5.23)
c     K             2           с

 

               ┌         "альфа"            ┐
│               П            │
Y  = R  · │ 1 - cos ──────── + "бета"  │                                   (5.24)
c     K  │            2            с  │
└                            ┘

 

     Сдвижка сопрягающей кривой определяется из соотношения:

     R  + f  = R  + О О                                                         (5.25)
k    C    c    1 2

     Отсюда:
"альфа"
П
(R  - R ) · sin ────────
П    C            2
f  = R  - R  +  ──────────────────────────                                 (5.26)
c    c    k                    "альфа"
П
sin("дельта" + ──────── )
2

     Таким  образом  сдвижка  сопрягающей  кривой через угол "дельта" зависит от
выбранной схемы укладки перевода в кривую.
Соотношения  для  конкретных  вариантов  укладки  получаются из приведенных
зависимостей путем задания в них в качестве исходных величин f  и R .
n    с
Так,  например, для случая укладки перевода "по касательной" следует задать
f  = 0, для случая укладки "по хорде", определить f  по формулам (5.27) - (5.30)
n                                                 n
(приведены ниже).
Остальные  случаи  (кроме  укладки перевода целиком внутри кривой) являются
промежуточными,  то  есть  при необходимости иметь конкретную, заранее заданную,
сдвижку   перевода,  величина  f   может  быть  задана  в  соответствии  с  этой
n
потребностью.
Величина  R  определяется   вариантными  расчетами.  Принимать  величину R
с                                                              с
следует   наибольшей   из  возможных,  таким  образом,  чтобы  сопряжение  могло
разместиться  в  пределах  существующей кривой (длина кривой в каждом конкретном
случае  будет своя). Кроме того при выборе величины R следует  оценивать сдвижки
с
в зоне устройства сопрягающих кривых.
В  качестве  примера рассмотрим укладку криволинейного стрелочного перевода
на железобетонных брусьях проекта ПТКБ ЦП 2878 с радиусом основного пути 600 м в
кривую радиуса 500 м. Схема размещения перевода - "по хорде".
Длина части перевода, распложенной на брусьях составляет 43,354 м.
Схему укладки иллюстрирует рис. 5.3.

     См. Рисунок 5.3 - Схема к расчету укладки стрелочного перевода "по хорде"

     Из  рассмотрения  соотношении между геометрическими фигурами схемы рис. 5.3
имеем:

 

                  "альфа"
П
X  = R · sin ────────                                                (5.27)
A    n          2

                   X
A
sin "Пси" = ──────                                                   (5.28)
R
K
"альфа"
П
Y  = R (1 - cos"Пси") = Rn (1 - cos ──────── ) + f                   (5.29)
A    K                                 2         n

                                         "альфа"
П
f  = R (1 - cos"Пси") - Rn (1 - cos ──────── )                       (5.30)
n    K                                 2

 

     Подставляя  в  формулы  (5.1),  (5.27)-(5.30)  значения L , R  и R  получим
n   n    k
сдвижку в средней части перевода f  = 0,078 м = 78 мм.
n
Задаваясь   различными   значениями  радиусов  сопрягающей  кривой  получим
значения сдвижки этой кривой f . Результаты расчетов сведены в табл.5.1.
с

     Таблица  5.1  -  Величина  сдвижки  сопрягающей  кривой  f  (рис.  2.1)   в
с
зависимости  от  ее  радиуса  при  укладке стрелочного перевода проекта 2878 "по
хорде" в кривую радиусом 500 м.

   R , м  
с     

    100   

    150   

   200   

    250   

    300   

   f , м  
с     

   0,247  

   0,241  

  0,164  

   0,169  

   0,176  

   R , м  
с     

    400   

    450   

   475   

          500         

   f , м  
с     

   0,208  

   0,273  

  0,401  

  Укладка невозможна  

     Из  данных,  приведенных  в  табл.5.1,  видно, что наименьшие сдвижки имеют
место при радиусах сопрягающих кривых 200-250 м, однако при этом следует иметь в
виду, что такая укладка потребует ограничения скоростей движения по кривой до 40
км/ч.
Таким  образом укладка криволинейных стрелочных переводов на железобетонных
брусьях  в кривые с радиусом меньшим радиуса основного пути перевода имеет смысл
только если радиусы перевода и кривой близки.

 

  5.2 УКЛАДКА КРИВОЛИНЕЙНОГО СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА В КРИВУЮ С РАДИУСОМ КРИВИЗНЫ
БОЛЬШИМ РАДИУСА ОСНОВНОГО ПУТИ ПЕРЕВОДА

     Схема укладки перевода в кривую приведена на рис. 5.4.

     См. Рисунок 5.4  Схема укладки криволинейного стрелочного перевода в кривую
с радиусом большим радиуса основного пути перевода

     Сопряжение  криволинейного  стрелочного перевода с кривой при такой укладке
обеспечивается  за  счет  прямых  вставок  l  касательных  одновременно к кривой
c
основного пути перевода и кривой в которую он должен быть уложен.
Исходными данными для расчета являются:
L  - полная длина стрелочного перевода;
n
R  - радиус основного пути перевода;
n
R  -  радиус  кривой  в  которую  он  должен  быть уложен по рабочей грани
k
наружного рельса.
Подлежат определению:
l  - длина сопрягающей прямой вставки;
c
{X ,Y }, {X ,Y }- координаты для разбивки основных точек сопряжения;
A  A     B  B
f  - сдвижка середины стрелочного перевода.
n
Рассмотрим геометрические соотношения между элементами сопряжения.
Угол стрелочного перевода равен:

                 L
П
"альфа"  = ────                                                     (5.31)
n    R
П

     После преобразований получим.
Координаты начала сопрягающей прямой:

 

                  "альфа"
П
X  = R · sin ────────                                               (5.32)
A    n          2

 

                      "альфа"
П
Y = Rn ·(1 - cos ──────── )                                         (5.33)
A                   2

     Координаты конца сопрягающей прямой:

                  "альфа"
П
X  = R · sin ────────                                               (5.34)
B    k         2

                        "альфа"
П
Y  = (X  - X )· tg ────────  + Y                                    (5.35)
B     B    A         2         A

 

     Длина сопрягающей прямой:

                         "альфа"
П
l  = (R  - R ) · tg ────────                                        (5.36)
c     k    n          2

 

     Сдвижка середины перевода по отношению к кривой при его укладке в путь:

                               "альфа"
n
(1 - cos ──────── )
2
f  = (R  - R ) · ───────────────────                                (5.37)
n     k    n            "альфа"
n
cos ────────
2

     В   качестве   примера  рассмотрим  укладку  в  кривые  различных  радиусов
криволинейного  стрелочного  перевода  проекта  ПТКБ  ЦП 2878, на железобетонных
брусьях с радиусом основного пути 600,000 м.
Результаты  расчетов  сведены  в  табл.5.2.  В  расчетах  в  качестве длины
перевода  рассматривалась  его  часть  целиком расположенная на брусьях, включая
закрестовинную зону.
Как  видно  из  результатов  расчетов сдвижки оси пути в кривой при укладке
стрелочного  перевода  в  кривые  большего радиуса не столь велики, как в случае
укладки перевода в кривые с радиусом меньше радиуса основного пути перевода. При
этом  скорость  движения по кривой со стрелочным переводом ограничивается только
радиусом кривой самого перевода.
Общий  анализ  всех  данных показывает, что специальные стрелочные переводы
для  кривых  на  железобетонных  брусьях  целесообразно  укладывать  в  кривые с
радиусом большим или равным радиусу основного пути перевода.

     Таблица  5.2  -  Основные  параметры  сопряжения  при  укладке  стрелочного
перевода проекта 2878 в кривые различного радиуса

   R , м  
k     

    650   

    700   

   750   

    800   

    900   

  l , мм  
c      

   1835   

   3642   

   5449  

   7256   

   10871  

  f , мм  
n      

    33    

    66    

    98   

    131   

    196   

 

6 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ В КРИВОЛИНЕЙНЫХ УЧАСТКАХ ПУТИ

Эксплуатация стрелочных переводов в криволинейных участках пути осуществляется в соответствии с требованиями руководств по эксплуатации стрелочного перевода каждого конкретного проекта.
Нормы содержания геометрии стрелочных переводов приведены ниже.

6.1 НОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ, ОБЩИЕ ДЛЯ ОБЫКНОВЕННЫХ И КРИВОЛИНЕЙНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Нормативные требования по геометрии стрелочных переводов при их монтаже и укладке регламентируются инструкцией по монтажу, пуску, регулированию и обкатке, которая входит в конструкторскую документацию на стрелочный перевод каждого проекта.
Требования к геометрии и параметрам рельсовой колеи для стрелочных переводов изложены в действующей инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути. (В настоящее время действует инструкция ЦП-774, утвержденная 01.07.2000г.)
6.1.1 Ряд требований раздела 3.4 "Стрелочные переводы и глухие пересечения" данной инструкции распространяются на криволинейные стрелочные переводы. (Здесь и далее в разделе 6.1 нумерация разделов и таблиц инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути дана в соответствии с действующим документом ЦП-774).

На криволинейные стрелочные переводы распространяются допуски на содержание ширины колеи в соответствии с таблицей 3.9. При этом допуск на ширину колеи в кривой следует распространить, как на кривую основного, так и на кривую ответвленного пути.

Таблица 3.9 - Нормы устройства криволинейных стрелочных переводов по ширине колеи (при номинальной колее 1520 мм)

     Тип   
стрелочного
перевода 

   Марка 
крестовины

                         Ширина колеи, мм                       

В стыках
рамных
рельсов

В острие
остряков

     В корнях    
остряков    

 В середине
кривых  

В крестовине и
в конце кривой

  на  
боковой
путь

на прямой
путь  

 

     Допускаемые отклонения от норм размеров ширины колеи на криволинейных стрелочных   
переводах                                      

 

По уширению

По сужению 

 

      -  

      -  

 

  4**  

   2   

 

    4   

    2   

 

  4** 

   2  

 

    4    

    2    

 

    10**   

     2     

 

      3      

      3      

--------------------------------
** При боковом износе рельсов допуск на ширину колеи увеличивается на величину фактического бокового износа рельсов (не более максимально допустимого для данного типа рельсов, класса пути, установленных скоростей), при этом ширина колеи во всех случаях не должна быть более 1546 мм.

Нормы устройства желобов в крестовинах криволинейных стрелочных переводов устанавливаются конструкторской документацией. В действующих проектах криволинейных стрелочных переводов они совпадают с нормами устройства желобов для обыкновенных стрелочных переводов.
Допуски на содержание размеров желобов на крестовинах обыкновенных стрелочных переводов могут быть распространены на действующие проекты криволинейных стрелочных переводов (таблица 3.11).

Таблица - 3.11 - Нормы устройства крестовин криволинейных стрелочных переводов по ширине желобов для колеи 1520 мм

 

 

    Тип     
стрелочного
перевода и 
глухого   
пересечения

 

 

 

   Марка  
крестовины

                         Ширина желобов, мм                   

   В острой крестовине   

На отводах усовиков
и контррельсов  
крестовин    

 

    В тупой    
крестовине в 
прямой части 
между усовиком
и сердечником и
между     
сердечником и 
контррельсом 

   в  
горле

   от   
сечения
сердеч-
ника  
20 мм до
сечения
50 мм 

в прямой
части 
контр-
рельса

 в конце 
отводов 

   на  
входах

                                      Допускаемые отклонения                            

 

По уширению 

По сужению  

 

   -      

   -      

 

   6  

   1  

 

   2  

   2  

 

    3    

    2    

 

    5    

    2    

 

   6   

   2   

 

       -       

       -       

Распространяются на криволинейные стрелочные переводы формулировки требований пунктов 3.4.6, 3.4.8, 3.4.9, 3.4.12 - 3.4.19, 3.4.22, 3.4.23. инструкции по текущему содержанию пути ЦП-774, которые могут быть отнесены с криволинейным стрелочным переводам:
3.4.6. Шаг остряка (расстояние между рабочей гранью головки рамного рельса и нерабочей гранью остряка), измеряемой против первой тяги, должен быть не менее 147 мм.
Расстояние между отведенным остряком и рамным рельсом должно обеспечивать проход колес без касания остряка. Для этого разность ширины колеи и величины желоба между остряком и рамным рельсом в конце строжки остряка не должна быть более 1458 мм.
На участках с электрическими рельсовыми цепями между серьгой и остряком устанавливается изолирующая прокладка толщиной не более 4 мм. Для регулировки зазора между остряком и рамным рельсом, допускается устанавливать между рабочими и контрольными сережками и остряковым рельсом металлические прокладки толщиной не более 3 мм со стороны сережки. При этом суммарная толщина изолирующей и металлических регулировочных прокладок должна быть не более 7 мм.
3.4.8. Прилегание остряков к подушкам должно быть плотным. На отдельных брусьях зазор между подошвой остряка и подушкой в пределах участка прилегания к рамному рельсу не должен превышать 1 мм, а вне пределов - 2 мм.
3.4.9. Прилегание остряков к рамным рельсам должно быть плотным. Не допускается отставание остряка от рамного рельса, измеряемое у остряка против первой тяги на 4 мм и более. Просвет между рабочей гранью упорных накладок и шейкой остряка не должен превышать 2 мм.
3.4.12. Устройство переводных кривых на стрелочных переводах производится по ординатам, указанным в конструкторской документации. Нормы их устройства и содержания не должны превышать 2 мм в сторону увеличения и 10 мм в сторону уменьшения, при этом разность отклонений в смежных точках не должна превышать 2 мм. При наличии бокового износа рельсов разрешается содержать ординаты сверх указанных отклонений меньшими на величину бокового износа, но не более 5 мм.
3.4.13. Отвод уширения колеи на стрелочных кривых выполняется согласно эпюре стрелочного перевода
3.4.14. Допускаемый износ рамных рельсов, остряков и крестовин стрелочных переводо  нормируется в зависимости от установленных скоростей движения  Допускаемая величина износа рельсов соединительных путей стрелочных переводов - такая же, как и для рельсов прилегающего пути, в который они уложены.
Указанные нормы износа должны служить основанием для назначения ремонта, смены частей стрелочных переводов, или ограничения скорости движения.
Вертикальный износ рамного рельса контролируется в наиболее изношенном месте по оси его головки, а остряка - в наиболее изношенном месте по оси его головки в сечении, где ширина ее составляет 50 мм и более.
3.4.15. Вертикальный износ сердечника крестовин измеряется по середине поверхности его катания в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 40 мм. Вертикальный износ усовиков крестовин измеряется на расстоянии 14 мм от боковой рабочей грани изнашиваемой части усовика в сечении, где ширина сердечника на уровне измерения равна 20 мм.
Для определения износа усовиков крестовин необходимо к измеренной величине понижения рабочей поверхности усовиков добавить 3 мм, учитывающие возвышение усовиков над сердечником.
3.4.16. Боковой износ рамных рельсов контролируется у острия остряков и в наиболее изношенном месте и определяется как разность новой и изношенной ширины головки на уровне 14 мм ниже поверхности катания головки.
Взаимное положение остряков и рамных рельсов контролируется шаблоном КОР ("Контроль остряка и рамного рельса"). Измерение производится в двух контрольных точках: в острие остряка и на расстоянии 200 мм - для стрелок марки 1/11.
При наличии зазора между наклонной гранью шаблона и головкой рамного рельса должны быть приняты незамедлительные меры по его ликвидации за счет устранения отступлений по прилеганию остряка к рамному рельсу и подушкам башмаков или исправления профиля остряка шлифовкой. Если указанные меры не обеспечивают ликвидацию зазора, должна быть произведена замена остряка и рамного рельса.
3.4.17. Боковой износ остряка контролируется вне пределов боковой строжки и определяется как разность ширины новой и изношенной головок на уровне 13 мм ниже поверхности катания.
3.4.18. Согласно ПТЭ запрещается эксплуатировать стрелочные переводы и глухие пересечения, у которых допущена хотя бы одна из следующих неисправностей:
- разъединение стрелочных остряков с тягами;
- отставание остряка от рамного рельса или подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка против первой тяги, а у сердечника крестовины - в острие сердечника при запертом положении;
- понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника крестовины против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника крестовины поверху составляет 50 мм и более;
- расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
- расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
- излом остряка или рамного рельса;
- излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
- разрыв контррельсового болта в одноболтовом, или обоих болтов в двухболтовом вкладыше.
Ширина рельсовой колеи на стрелочных переводах не должна быть более 1546 мм и менее 1512 мм.
Величины вертикального и горизонтального износов рельсов и других элементов стрелочных переводов, а также их дефектов в зависимости от установленных скоростей движения поездов не должны превышать значений, регламентированных дополнением к НТД/ЦП-1-3-93.
3.4.19. В случае возникновения других неисправностей стрелочных переводов при их эксплуатации следует руководствоваться указаниями, изложенными в классификаторе дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов.
3.4.22. Стрелочные переводы на деревянных брусьях закрепляются от угона противоугонами. Угон рельсовых элементов стрелочных переводов на железобетонных брусьях предотвращается специальными противоугонными устройствами, входящими в конструкцию стрелочного перевода.
3.4.23. Зазоры в стыках на стрелочном переводе при монтаже должны соответствовать эпюрным значениям.
В эксплуатации стыковые зазоры (на эпюре показанные нулевыми) не должны превышать 10 мм. Зазор в стыках поворотных остряков и сердечников должен быть не менее 3 мм. Остальные зазоры содержатся по нормам прилегающих путей.
6.1.2 Положение в плане сопрягающих кривых на участках сопряжения стрелочного перевода с кривой в которую он уложен, нормируется и оценивается, в зависимости от установленных скоростей движения, по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 10 м. Допуски (разность смежных стрел от хорды длиной 10 м) при текущем содержании пути в плане не должны превышать при скоростях движения до 40 км/ч - 6 мм; до 60 км/ч - 5 мм; до 80 км/ч - 4 мм; до 100 км/ч - 3 мм; свыше 100 км/ч - 2 мм.

6.2 СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ КРИВОЛИНЕЙНЫХ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

6.2.1 Параметры колеи

6.2.1.1 Ширина колеи на стрелочном переводе
Ширина колеи на стрелочном переводе должна соответствовать конструкторской документации. Проектные значения ширины колеи на криволинейных стрелочных переводах приведены в таблице 4.1.

 

Таблица 6.2.1 - Нормы устройства криволинейных стрелочных переводов по ширине колеи


  Проект  
стрелоч- 
ного   
перевода 

   Радиус   
кривой, м: 
основной  
путь/   
ответвлен- 
ный путь  

                                      Проектная ширина колеи, мм                                     

В стыках
рамных 
рельсов

 В острие 
остряков 

   В конце строжки   
остряков      

  В корнях остряков 

   В середине кривой  

  В крес- 
товине и 
в конце 
кривой  

 Основной 
путь   

 Ответв- 
ленный 
путь  

 Основной 
путь   

 Ответв-
ленный 
путь  

  Основной 
путь   

 Ответв- 
ленный  
путь   

 

 

   2759   

   2802   

   2878   

   2925   

   2851   

   2901   

 

  600/200*  

   600/200  
(350)   

   600/200  
(350)   

   750/214  
(390)   
900/225  
(430)   

 

  1530  

  1530  

  1520  

  1521  

  1530  

  1521  

 

   1535   

   1535   

   1528   

   1527   

   1535   

   1527   

 

   1533   

   1520   

   1524   

   1524   

   1521   

   1524   

 

   1533  

   1535  

   1524  

   1524  

   1535  

   1524  

 

   1533   

   1520   

   1524   

   1524   

   1520   

   1524   

 

  1535  

  1535  

  1524  

  1524  

  1535  

  1524  

 

    1520   

    1520   

    1524   

    1524   

    1520   

    1524   

 

   1535  

   1535  

   1524  

   1524  

   1535  

   1524  

 

   1520   

   1520   

   1520   

   1520   

   1520   

   1520   


--------------------------------
* в конструкции стрелочного перевода использована прямолинейная крестовина.

Допуски на ширину колеи в пределах стрелочного перевода при его монтаже и укладке в путь должны соответствовать Руководству по монтажу стрелочного перевода данного проекта.
Допуски на содержание ширины колеи криволинейных стрелочных переводов приведены в разделе 6.1 (таблица 3.9).
Номинальные размеры ширины колеи на криволинейных участках сопряжений должны соответствовать требованиям инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути для кривых соответствующего радиуса. Ширина колеи в начале и конце прямолинейных участков сопряжений устанавливается равной ширине колеи примыкающих криволинейных участков сопряжений в местах примыкания.
Отводы ширины колеи в пределах участков сопряжения стрелочного перевода с кривой, в которую он уложен, должны осуществляться с интенсивностью 1 мм на погонный метр. При невозможности обеспечить такой отвод ширины колеи допускается с учетом установленной скорости движения по кривой, в которой эксплуатируется стрелочный перевод, устанавливать отводы ширины колеи для стрелочных переводов проекта 2878 до 2,3 мм/м, для стрелочного перевода проекта 2925 до 1,9 мм/м, для стрелочного перевода проекта 2901 до 1,6 мм/м.
Оценка отступлений ширины колеи в пределах участков сопряжения вне стрелочного перевода должна проводиться по нормам раздела "Допуски на содержание рельсовой колеи" инструкции по текущему содержанию пути. Оценка отступлений ширины колеи в пределах стрелочного перевода должна проводиться по нормам содержания стрелочных переводов.
6.2.1.2 Ширина желобов на крестовине и контррельсах
Допуски на содержание размеров желобов на крестовинах и в контррельсах обыкновенных стрелочных переводов распространяются на действующие проекты криволинейных стрелочных переводов (таблица 3.11).
Ширина желобов в контррельсовых узлах с контррельсом не связанным с ходовым рельсом может регулироваться при износе контррельса за счет постановки прокладок между контррельсом и его опорной поверхностью. При этом износ контррельса не должен превышать: для контррельсов прямого пути - 13 мм. Для контррельсов ответвленного пути стрелочных переводов износ контррельса не должен превышать - 14 мм.
6.2.1.3 Ординаты стрелочных кривых
Устройство кривых на криволинейных стрелочных переводах производится по ординатам, указанным в таблице 6.2.
Допуски на содержание стрелочных переводов по ординатам не должны превышать 2 мм в сторону увеличения и 10 мм в сторону уменьшения, при этом разность отклонений в смежных точках не должна превышать 2 мм. При наличии бокового износа рельсов разрешается содержать ординаты сверх указанных отклонений меньшими на величину бокового износа, но не более 5 мм.

6.2.2 Параметры возвышения наружного рельса на участке сопряжения

При расположении стрелочного перевода в кривой без возвышения наружных нитей его путей возможны два варианта: первый вариант -установленная по кривой скорость, без учета наличия в ней стрелочного перевода, больше чем конструкционная скорость по расположенному в ней пути стрелочного перевода; второй вариант - установленная по кривой скорость, без учета наличия в ней стрелочного перевода, меньше или равна конструкционной скорости по расположенному в ней пути стрелочного перевода.


Таблица 6.2.2 - Ординаты стрелочных кривых криволинейных стрелочных переводов

┌───────────┬────────────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────┐
│  Проект   │ Расстояние │                                    Значение ординаты, мм                                   │Расстояние  │
│стрелочного│     от     ├────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤ от острия  │
│ перевода  │   острия   │                     в кривой при расстоянии от первой точки отсчета, м                     │ остряка до │
│           │  остряка   │                (числитель по основному пути, знаменатель - по ответвленному)               │   конца    │
│           │  до точки  ├────────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬──────┬──────┬─────┬────┬──────┬──────┬─────┬───────────┤   кривой   │
│           │  отсчета   │В первой│    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │    В      │ основного  │
│           │   первой   │  точке │2   │4    │6   │8    │10  │12    │14    │16   │18  │20    │22    │24   │  конце    │   пути,    │
│           │  ординаты, │отсчета │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │стрелочной │     мм     │
│           │     мм     │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │  кривой   │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │           │            │
├───────────┼────────────┼────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼──────┼──────┼─────┼────┼──────┼──────┼─────┼───────────┼────────────┤
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │           │            │
│ 2759      │   8295     │  57    │ 88 │ 126 │170 │ 221 │279 │ 343  │ 414  │  -  │ -  │  -   │  -   │  -  │    780    │   22290    │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ───  │ ───  │ ─── │    ───    │            │
│           │            │  181   │259 │ 350 │455 │ 574 │706 │ 851  │ 1011 │  -  │ -  │  -   │  -   │  -  │     -     │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │           │            │
│ 2802      │  10743     │  96    │135 │ 181 │234 │ 293 │359 │ 404* │  -   │  -  │ -  │  -   │  -   │  -  │    833    │   20855    │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ───  │ ───  │ ─── │    ───    │            │
│           │            │  257   │347 │ 450 │567 │ 697 │841 │ 941  │  -   │  -  │ -  │  -   │  -   │  -  │     -     │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │           │            │
│ 2878      │  10743     │  96    │135 │ 181 │234 │ 293 │359 │ 404* │  -   │  -  │ -  │  -   │  -   │     │           │            │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ───  │ ───  │     │           │            │
│           │            │  257   │347 │ 450 │567 │ 697 │841 │ 941  │  -   │  -  │ -  │  -   │  -   │     │           │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │  -  │    913    │   22365    │
│ 2925      │   4788     │  15    │ 30 │ 51  │ 77 │ 108 │145 │ 187  │ 234  │ 287 │345 │ 408  │ 477  │ ─── │    ───    │            │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ──── │ ──── │  -  │     -     │            │
│           │            │   -    │ -  │  -  │257 │ 347 │450 │ 567  │ 697  │ 840 │996 │ 1159 │ 1326 │     │           │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │ 531 │    631    │   30750    │
│ 2851      │   4789     │  64    │ 90 │ 121 │156 │ 195 │237 │ 288  │ 340  │  -  │ -  │  -   │  -   │ ─── │    ───    │            │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ───  │ ───  │  -  │     -     │            │
│           │            │  257   │346 │ 450 │566 │ 696 │841 │ 996  │ 1158 │  -  │ -  │  -   │  -   │     │           │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │    555    │   26817    │
│ 2901      │  10750     │  64    │ 90 │ 121 │156 │ 195 │239 │ 288  │ 340  │ 398 │459 │ 526  │  -   │  -  │    ───    │            │
│           │            │  ───   │─── │ ─── │─── │ ─── │─── │ ───  │ ──── │ ─── │─── │ ───  │ ───  │ ─── │    609    │   22351    │
│           │            │  257   │346 │ 450 │566 │ 696 │839 │ 996  │ 1158 │  -  │ -  │  -   │  -   │  -  │    ───    │            │
│           │            │        │    │     │    │     │    │      │      │     │    │      │      │     │     -     │            │
└───────────┴────────────┴────────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴──────┴──────┴─────┴────┴──────┴──────┴─────┴───────────┴────────────┘


--------------------------------
* - в конце участка с радиусом ответвленного пути радиусом 200 м.

В первом случае отвод возвышения на участках сопряжения стрелочного перевода и кривой устраивается по установленной скорости и радиусу лимитирующей кривой в соответствии с разделом "Технические условия и нормативы устройства рельсовой колеи инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути". При этом, для обеспечения постоянной скорости подъема колеса (двигающегося по наружной нити кривой) на возвышение, на всем участке сопряжения интенсивность отвода возвышения должна приниматься одинаковой.
Во втором случае скорость движения подвижного состава по кривой не ограничивается наличием в ней стрелочного перевода, поэтому отвод возвышения на участках сопряжения устраивается по обычным нормам установленным для кривых, изложенным в "Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути".
При укладке стрелочного перевода в кривую по схеме "вираж" наибольшее допускаемое возвышение одной рельсовой нити стрелочного перевода над другой составляет 75 мм, поэтому при укладке стрелочного перевода в кривую по схеме "вираж" возможны два случая - возвышение наружной рельсовой нити основной кривой меньше или равно 75 мм и возвышение наружной рельсовой нити основной кривой больше 75 мм.
В первом случае возвышение наружной рельсовой нити пути стрелочного перевода, расположенного на основной кривой, устанавливается равным возвышению наружного рельса основной кривой. Отвода возвышения не требуется.
Во втором случае на стрелочном переводе и в кривой устанавливается возвышение наружной рельсовой нити 75 мм.
Отвод возвышения в начале и в конце кривой устанавливается в соответствии с разделом "Технические условия и нормативы устройства рельсовой колеи инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути".

6.2.3 Параметры кривизны пути на участке сопряжения
Параметры кривизны на участках сопряжений стрелочного перевода и кривой, в которую он уложен, должны контролироваться измерением стрел десятиметровых хорд. Измерения проводятся через каждые 5 погонных метров пути.
Положение криволинейных стрелочных переводов в плане оценивается с учетом его скоростных параметров по разности смежных стрел изгиба рельсовых нитей, измеряемых от середины хорды длиной 10 м.
Допуски на разность смежных стрел на участках сопряжений криволинейных стрелочных переводов и кривой не должны превышать:
- для стрелочного перевода проектов 2759, 2802, 2878 (радиус основного пути 600 м, скорость 70/40 км/ч) - 5 мм;
- для стрелочного перевода проекта 2925 (радиус основного пути 750 м, скорость 80/40 км/ч) - 4 мм;
- для стрелочного перевода проектов 2851, 2901 (радиус основного пути 900 м скорость 90/40 км/ч) - 3 мм.
На примыкающих к переводам криволинейных участках пути в пределах длин не менее длины стрелочного перевода сохраняются аналогичные допуски.


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Характеристики криволинейных стрелочных переводов

N   
п/п 

Наименование          
характеристики        

Показатели для стрелочных переводов проектов                                

 

 

2925.00.000  

2901.00.000   

2851.00.000   

2802.00.000  

2878.00.000   

1   

Тип рельсов           

Р65          

Р65           

Р65           

Р65          

Р65           

2   

Марка крестовины      

1/11         

1/11          

1/11 с гибкими
остряками     

1/11 с гибкими
остряками    

1/11          

3   

Ширина колеи, мм      

1520         

1520          

1520          

1520         

1520          

4   

Полная длина          
стрелочного перевода, 
мм                    

34848        

34858         

33363         

33363        

34858         

5   

Радиус основного пути,
мм                    

750000       

900000        

900000        

600000       

600000        

6   

Радиус бокового пути в
пределах стрелки и    
переводной кривой, мм 

214000       

225000        

225000        

200000       

200000        

7   

То же в пределах      
крестовины, мм        

390000       

225000        

430000        

350000       

8   

Передний вылет рамного
рельса, мм            

1750         

1750          

1750          

1750         

1750          

9   

Передний вылет        
крестовины, мм        

2906         

2906          

2908          

2906         

2906          

10  

Задний вылет          
крестовины, мм        

4089         

4089          

2594          

2594         

4089          

11  

Шаг остряков по оси   
рабочей тяги, мм      

154          

154           

154           

154          

154           

12  

Максимальная          
статическая нагрузка на
рельс от оси          
локомотива/вагона, кН 

250          

250           

245/235       

245/235      

245/235       

13  

Максимальная скорость 
движения пассажирских 
поездов по основному  
пути, км/ч            

80           

90            

90            

70           

70            

14  

- То же по боковому   
пути, км/ч            

40           

40            

40            

40           

40            

15  

Тип брусьев           

Ж/Б          

Ж/Б           

деревянные    

деревянные   

Ж/Б           

16  

Чертеж гарнитуры      
электропривода        

17633-00-00  

17610-00-00   

17549-00-00   

17590-00-00  

17564-00-00    

16  

Наибольшая длина      
отгрузочного места, м 

18,77        

18,77         

12,5          

12,5         

18,77         

17  

Наибольшая масса      
отгрузочного места,, т

3,5          

3,5           

 

 

3,5           


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Схемы разбивки и эпюры укладки криволинейных стрелочных переводов

См. Рисунок 1 - Криволинейный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 радиуса 900 м с гибкими остряками на деревянных брусьях проекта 2851.00.000
а) Эпюра укладки; б) Схема разбивки

 

См. Рисунок 2 - Криволинейный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 радиуса 600 м на железобетонных брусьях проекта 2878.00.000
а) Эпюра укладки; б) Схема разбивки

 

См. Рисунок 3 - Криволинейный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 радиуса 600 м с касательными остряками на деревянных брусьях проекта 2802.00.000
а) Эпюра укладки; б) Схема разбивки

 

См. Рисунок 4 - Криволинейный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 радиуса 750 м на железобетонных брусьях проекта 2925.00.000
а) Эпюра укладки; б) Схема разбивки

 

См. Рисунок 5 - Криволинейный стрелочный перевод типа Р65 марки 1/11 радиуса 900 м на железобетонных брусьях проекта 2901.00.000
а) Эпюра укладки; б) Схема разбивки