ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. N 2666р

О ВНЕДРЕНИИ ЕДИНОГО АЛГОРИТМА СТАНДАРТА ПИТАНИЯ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

В целях предоставления качественных услуг питания в поездах дальнего следования:
1. Утвердить прилагаемый единый алгоритм стандарта питания в поездах дальнего следования (далее - Единый алгоритм стандарта).
2. Генеральному директору Дирекции скоростного сообщения Пегову Д.В., первому заместителю генерального директора ОАО "Федеральная пассажирская компания" Каляпину В.И. (по согласованию) руководствоваться Единым алгоритмом стандарта, утвержденного настоящим распоряжением при организации питания пассажиров в поездах дальнего следования.

Вице-президент ОАО "РЖД"
М.П.Акулов

 

 

Утвержден
распоряжением ОАО "РЖД"
от 24.12.2012 г. N 2666р

 

АЛГОРИТМ
ЕДИНОГО СТАНДАРТА ПИТАНИЯ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ.

1. Область применения

1.1. Настоящий документ устанавливает общие требования к качеству услуг общественного питания предоставляемых в поездах дальнего следованиях и обязательные требования по их безопасности.
1.2. Положения настоящего документа распространяются на предприятия общественного питания независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющие услуги питания пассажирам в поездах дальнего следования.

2. Основные понятия и определения

2.1. Услуга общественного питания в поездах дальнего следования - результат деятельности предприятий общественного питания по удовлетворению потребностей в питании пассажиров в пути следования.
2.2. Предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для реализации продуктов питания пассажирам и организации их потребления.
2.3. Вагон-ресторан - предприятие общественного питания в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, для изготовления и реализации продукции общественного питания и с возможностью обслуживания пассажиров официантами за столиками, с предоставлением разнообразного ассортимента холодных закусок и горячих блюд, включая фирменные блюда, горячих и прохладительных напитков, аперитивов, десертов.
2.4. Вагон с кафе-буфетом (далее - кафе-буфет) - предприятие общественного питания, оборудованное в части пассажирского вагона поезда, с предоставлением ограниченного по сравнению с вагоном-рестораном ассортимента кулинарной продукции и широким ассортиментом покупных товаров и напитков,
2.5. Вагон-бистро (вагон-бар) - предприятие общественного питания в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования с барной стойкой, с предоставлением пассажирам холодных закусок и горячих блюд, включая фирменные блюда, горячих и прохладительных напитков, аперитивов, десертов.
2.6. Класс обслуживания - уровень организации сервиса и комфорта, а также качества и состава комплекса услуг, предоставляемых пассажиру при проезде в определенном типе вагона.
2.7. Вагон люкс - класса - вагон с двухместным купе повышенной комфортности и вагон с местами для сидения повышенного класса (в скоростных поездах) с предоставлением комплекса услуг, стоимость которых включена в стоимость проезда.
2.8. Вагон бизнес-класса - вагон, предназначенный для перевозки пассажиров с предоставлением комплекса услуг повышенного качества, в том числе гарантированного питания, стоимость которых включена в стоимость проезда.
2.9. Вагон экономического класса - вагон, предназначенный для перевозки пассажиров с предоставлением комплекса услуг, в том числе гарантированного питания, стоимость которых включена в стоимость проезда.
2.10. Вагон базового класса - купейный вагон повышенной комфортности и вагон с местами для сидения (в скоростных поездах) с предоставлением минимизированного комплекса услуг, стоимость которых включена в стоимость проезда.
2.11. Гарантированное питание - рационы питания, включенные в стоимость комплекса услуг, предоставляемых пассажирам.

3. Общие требования

3.1. Предоставление питания пассажирам (приготовление, доставка, отпуск рационов питания) должно осуществляться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил в зависимости от длительности поездки, времени суток, класса обслуживания пассажира.
3.2. Обслуживание пассажиров на местах проезда, а также в вагонах-ресторанах, кафе-буфетах, вагонах-бистро (вагонах-барах) должно осуществляться работниками предприятия общественного питания.
3.3. В зависимости от вида продукции и способа приготовления продукция общественного питания может поступать с заготовочных предприятий и изготавливаться на месте.
3.4. Для обслуживания пассажиров рекомендуется использовать комплексные наборы питания, рационы горячего питания, отдельные блюда, изготовленные в заготовочных предприятиях и напитки, поставляемые централизованно к поезду в количестве, необходимом для обеспечения пассажиров.
3.5. Требования, предъявляемые к продукции питания:
- продукты должны поставляться в индивидуальной упаковке и мелкой промышленной расфасовке с указанием даты выработки, условий хранения и конечного срока реализации в соответствии с утвержденными требованиями;
- после разогрева температура предоставляемых пассажирам блюд, закусок и напитков должна быть для горячих блюд и гарниров - не ниже 65°С, горячих напитков - не ниже 75°С.
- температура холодных блюд и напитков - должна быть не выше 14°С;
3.6. Для раздачи готовых блюд должна использоваться чистая, сухая посуда и столовые приборы. Повторное использование одноразовой посуды и приборов запрещается.
3.7. Раздаточный инвентарь должен быть чистым, в достаточном объеме для каждого вида продукции.

4. Требования к предоставлению услуг питания пассажирам в вагоне-бистро (вагоне-баре)

4.1. Для пассажиров вагонов поезда всех классов в зоне сервисного оборудования должна быть предусмотрена стойка, у которой пассажиры могут покупать продукцию. В зоне бистро для пассажиров могут быть установлены высокие столы для принятия пищи стоя и поверхности, на которые возможно опереться.
4.2. В вагоне-бистро (вагоне-баре) может быть зона салона со столами и сидячими местами с размещением одно против другого.
4.3. Обслуживание пассажиров в вагоне-бистро (вагоне-баре) должно осуществляться барменами - работниками предприятия общественного питания.
4.4. Обслуживание пассажиров питанием в зоне салона может осуществляться официантами.
4.5. Зона бистро может работать по методу самообслуживания.
4.6. Расчеты с посетителями в вагоне-бистро должны осуществляться с применением контрольно-кассовых аппаратов, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а также по безналичному расчету с помощью электронных банковских карт, при расчете за продукцию пассажирам должен вручаться кассовый чек.
4.7. Согласованные с перевозчиком цены на блюда, напитки и продукцию, реализуемые в вагоне-бистро (вагоне-баре), должны быть указаны в меню, оформленных полиграфическим способом на русском и английском языках. На покупную продукцию должны быть оформлены ценники.
4.8. Ассортиментный перечень блюд, реализуемый пассажирам в вагонах-бистро (вагонах-барах) должен быть согласован с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
4.9. Указанный в меню вагона-бистро ассортимент блюд, напитков и продукции, должен обеспечиваться в течение всего времени работы вагона-бистро.
4.10. По желанию пассажиров в вагоне-бистро возможен отпуск покупных товаров и кулинарной продукции (кроме алкогольной продукции) в соответствующей упаковке на вынос.
4.11. Работники предприятия общественного питания, осуществляющие обслуживание пассажиров в вагоне-бистро (вагоне-баре) обязаны:
- обеспечивать чистоту столиков, сидений, салона и зоны бистро;
- принимать заказы от пассажира;
- по возможности в кратчайший срок осуществлять заказ;
- при расчете за услуги вагона-бистро (вагона-бара) все денежные операции производить только через контрольно-кассовые машины, зарегистрированные кейтеринговой компанией с обязательной выдачей фискальных кассовых чеков;
- в поездах международного сообщения осуществлять таможенное оформление вагона-бистро (вагона-бара) и принадлежащих ему товаров.

5. Требования к предоставлению услуг питания пассажирам в кафе-буфете

5.1. Для пассажиров вагонов поезда всех классов в зоне сервисного оборудования должна быть предусмотрена стойка, у которой пассажиры могут покупать продукцию. В зоне кафе-буфета для пассажиров могут быть установлены высокие столы для принятия пищи и поверхности, на которые возможно опереться.
5.2. Обслуживание пассажиров в кафе-буфете должно осуществляться буфетчиками (барменами) - работниками предприятия общественного питания.
5.3. Организация питания пассажиров в кафе-буфете производится преимущественно по методу самообслуживания.
5.4. Расчеты с посетителями в кафе-буфете должны осуществляться с применением контрольно-кассовых аппаратов, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а также по безналичному расчету с помощью платежных карт, при расчете за продукцию пассажирам должен вручаться кассовый чек.
5.5. Цены на блюда, напитки и продукцию, реализуемые в кафе-буфете, в том числе выложенную на буфетную (барную) витрину должны быть указаны в меню или прейскуранте. Дополнительно на товары, которые выложены на буфетной (барной) витрине в кафе-буфете могут быть оформлены ценники. В фирменных поездах меню или прейскурант (вся информация) должны быть оформлены на русском и английском языках. В поездах международного сообщения меню или прейскурант (вся информация) должны быть оформлены на русском и английском языках, и могут быть дополнены на языке страны назначения и языках стран проследования.
5.6. Ассортиментный перечень блюд, реализуемый пассажирам в кафе-буфете должен быть согласован с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
5.7. Указанный в меню кафе-буфета ассортимент блюд, напитков и продукции, должен обеспечиваться в течение всего времени работы вагона-бистро.
5.8. Работники предприятия общественного питания, осуществляющие обслуживание пассажиров в кафе-буфете обязаны:
5.9. следить за чистотой столиков, сидений, салона и зоны буфета (бара);
- принимать заказы от пассажира;
- по возможности в кратчайший срок осуществлять заказ;
- при расчете за услуги в кафе-буфете все денежные операции производить только через контрольно-кассовые машины, зарегистрированные кейтеринговой компанией с обязательной выдачей фискальных кассовых чеков.

6. Требования к предоставлению услуг питания пассажирам в вагоне-ресторане

6.1. В вагоне-ресторане должна быть зона салона со столами и сидячими местами с размещением одно против другого.
6.2. Обслуживание пассажиров в вагоне-ресторане должно осуществляться официантами - работниками предприятия общественного питания.
6.3. Расчеты с посетителями в вагоне-ресторане должны осуществляться с применением контрольно-кассовых аппаратов, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке, а также по безналичному расчету с помощью электронных банковских карт, при расчете за продукцию пассажирам должен вручаться кассовый чек.
6.4. Цены на блюда, напитки и продукцию, реализуемые в вагоне-ресторане, в том числе на продукцию выложенную на буфетную (барную) витрину должны быть указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте, расположенном на буфетной (барной) витрине. В фирменных поездах меню или прейскурант (вся информация) должны быть оформлены на русском и английском языках. В поездах международного сообщения меню или прейскурант (вся информация) должны быть оформлены на русском и английском языках, и могут быть дополнены на языке страны назначения и языках стран проследования.
6.5. Ассортиментный перечень блюд, реализуемый пассажирам в вагоне-ресторане должен быть согласован с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
6.6. Указанный в меню вагона-ресторана ассортимент блюд, напитков и продукции, должен обеспечиваться в течение всего времени работы вагона-ресторана.
6.7. Работники предприятия общественного питания, осуществляющие обслуживание пассажиров в вагоне-ресторане обязаны:
- следить за чистотой столиков, сидений, салона и зоны буфета (бара);
- принимать заказы от пассажира, сразу после размещения его за столиком;
- по возможности в кратчайший срок доставлять заказ;
- при расчете оформлять ресторанный счет, вложенный в папку для счетов;
- при расчете за услуги вагона-ресторана все денежные операции производить только через контрольно-кассовые машины, зарегистрированные кейтеринговой компанией с обязательной выдачей фискальных кассовых чеков.

7. Требования к процессу предоставления гарантированного питания в пассажирских поездах

7.1. До посадки пассажиров директор вагона-ресторана передает проводнику по акту меню по количеству купе обеспечиваемых гарантированным питанием.
7.2. Проводник должен разложить меню на столы до посадки пассажиров.
7.3. В вагоне-ресторане дополнительно должен иметься запас бланков меню гарантированного питания, на случай утраты или порчи выданных проводнику экземпляров.
7.4. Основанием получения гарантированного питания является проездной документ (билет). Проводник должен проверить в проездном документе (билете) класс обслуживания, кратность предоставляемого питания за время нахождения в пути следования рационов питания, сумму стоимости оплаченных услуг.
7.5. После получения и проверки от пассажира проездного документа (билета) проводник заполняет в 2-х экз. в бланке графу с номером места пассажира. Один экземпляр передается директору вагона-ресторана, второй начальнику линейного поезда после окончания рейса.
7.6. После посадки пассажиров на транзитных станциях проводник вагона обязан в течение 10 мин. пригласить работников вагона-ресторана для принятия заказа.
7.7. Ассортимент предлагаемой продукции для организации питания в вагонах повышенной комфортности соответствует "Унифицированному ассортиментному перечню" разработанному причастной службой ОАО "ФПК" и согласованному с Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.
7.8. У пассажиров классов люкс и бизнес, после принятия заказа работник вагона-ресторана должен уточнить - доставить заказ в купе или предоставить рацион гарантированного питания в зале вагона-ресторана.
7.9. Время обслуживания пассажиров рационами гарантированного питания: завтрак с 7 до 10 часов, обед с 11 до 15 часов, ужин с 16 до 21 часа.
7.10. Обслуживание пассажиров класса люкс производится с использованием тканевых салфеток без нарушения структуры ткани, для пассажиров классов бизнес, экономический и базовый используется одноразовые бумажные.
7.11. При обслуживании пассажиров классов люкс и бизнес применяется столовая фарфоровая посуда, столовые приборы из нержавеющей стали, стеклянная посуда. Для пассажиров классов экономический и базовый используется одноразовая столовая посуда и приборы.
7.12. В случае документального факта не предоставления пассажиру оплаченного им при оформлении проездных документов рационов гарантированного питания, должен быть составлен акт, подписанный начальником поезда и директором вагона-ресторана на основании которого филиалом ОАО "ФПК" должен быть осуществлен возврат пассажиру стоимость не предоставленного питания.

8. Требования к обслуживанию пассажиров питанием с ограниченными физическими возможностями

8.1. Доставка питания для пассажиров с ограниченными физическими возможностями осуществляется на места их проезда.
8.2. Вызов работника предприятия общественного питания (вагона-ресторана, вагона-бистро, кафе-буфета) осуществляется с помощью кнопки вызова, либо через работника поездного персонала.
8.3. По желанию пассажира с ограниченными физическими возможностями, ему и сопровождающему доставляются горячие блюда из меню вагона-бистро (вагона-ресторана, кафе-буфета).