ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. N 2674р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТА ОАО "РЖД" "СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"

В целях совершенствования системы управления энергоэффективностью производственной деятельности ОАО "РЖД":
1. Утвердить и ввести в действие стандарт СТО РЖД 08.017-2012 "Система управления энергоэффективностью производственных процессов. Основные положения" (далее - Стандарт).
2. Начальнику Департамента технической политики Назарову А.С. обеспечить:
разработку и представление до 1 февраля 2013 г. на утверждение в установленном порядке комплексного плана мероприятий на 2013 - 2014 годы по внедрению Стандарта в ОАО "РЖД";
внесение до 1 декабря 2013 г. изменений в документы ОАО "РЖД" по прилагаемому перечню в связи с введением в действие Стандарта.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

СТО РЖД 08.017-2012

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Дата введения - 2013.03.01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Фундаментальный Институт Независимой Экспертизы, Консалтинга и Сервиса" (ООО "ФИНЭКС")
2 ВНЕСЕН Департаментом технической политики ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением ОАО "РЖД" от 24.12.2012 г. N 2674р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Воспроизведение и\или распространение настоящего стандарта, а также его применение сторонними организациями осуществляется в порядке, установленном ОАО "РЖД"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает единые организационно-методические основы реализации системы энергоменеджмента (далее - СЭнМ) в ОАО "РЖД".
Примечание - В международной стандартизации [1].
Стандарт предназначен для применения аппаратом управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД" в ходе разработки, внедрения, документирования, улучшения и поддержания в рабочем состоянии СЭнМ.
Примечание - В международной стандартизации [1].
Типовой порядок внедрения СЭнМ включен в Приложение А настоящего стандарта.
Настоящий стандарт включает описание управленческих процедур и перечень связанной с ними документации.
Отдельные требования настоящего стандарта применимы к действиям иных организаций при заключении с ними соответствующих договоров, контрактов и соглашений:
- организаций - поставщиков энергопотребляющего оборудования;
- организаций - поставщиков топливно-энергетических ресурсов;
- организаций - потребителей топливно-энергетических ресурсов, для которых ОАО "РЖД" является энергоснабжающей организацией;
- организаций, оказывающих образовательные услуги, выполняющих подрядные работы.
При чрезвычайных ситуациях, возникших в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, положения настоящего стандарта возможно не применять.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях
ГОСТ Р ИСО 10012-2008 Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию
ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества
ГОСТ Р ИСО 10015-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по обучению
ГОСТ Р ИСО 10019-2007 Менеджмент организации. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг
ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования
ГОСТ Р ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента
ГОСТ Р 53905-2010 Энергосбережение. Термины и определения
ГОСТ Р 54195-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по определению показателей (индикаторов) энергоэффективности
ГОСТ Р 54197-2010 Ресурсосбережение. Промышленное производство. Руководство по планированию показателей (индикаторов) энергоэффективности
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
СТК 1.04.005-2010 Обучение и повышение квалификации персонала
СТО РЖД 1.12.002-2008 Показатели технического состояния систем тепловодоснабжения ОАО "РЖД"
СТО РЖД 1.21.001-2007 Организация технической учебы работников ОАО "РЖД". Общие положения
СТО РЖД 1.21.002-2008 Политика управления топливно-энергетическими ресурсами

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Примечания:
1 Внутренние аудиты, иногда называемые аудиты первой стороной, проводятся обычно самой организацией или от ее имени для внутренних целей и могут служить основанием для декларации о соответствии системы. Во многих случаях, особенно в небольших организациях, независимость может быть продемонстрирована отсутствием ответственности за работу, подвергаемую аудиту.
2 Внешние аудиты, обычно называемые второй стороной и аудитами третьей стороной. Аудиты второй стороной проводятся сторонами, заинтересованными в деятельности организации, например, потребителями или другими лицами от их имени. Аудиты третьей стороной проводятся внешними независимыми организациями. Эти организации осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004.
3 Если две и более системы менеджмента подвергаются аудиту вместе, это называется комплексным аудитом.
4 Если две или несколько организаций совместно проводят аудит проверяемой организации, это называется совместным аудитом.
5 Техническим аудитом называется проверка технического состояния машин, оборудования, механизмов, зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, систем и сетей, также проверка технической и проектной документации с выражением мнения относительно применяемых технических/технологических решений, способов управления производством и соответствия технического состояния инженерно-сложных систем и оборудования требованиям нормативных актов.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.9.1]
3.2 критерии аудита: совокупность политики, процедур или требований.
3.3 свидетельства аудита: записи, изложение фактов или другая информация, которые имеют отношение к критериям аудита и могут быть проверены.
3.4 базовый уровень потребления топливно-энергетических ресурсов: количественные значения потребления ТЭР, используемые для сравнения уровней потребления ТЭР до и после выполнения мероприятий по улучшению энергоэффективности при прочих равных параметрах производственной деятельности.
Примечания:
1 Базовый уровень потребления ТЭР соответствует определенному периоду времени (базовому периоду).
2 Базовый уровень потребления ТЭР может быть скорректирован с помощью параметров (переменных факторов), которые влияют на характер использования и количество потребляемых ТЭР, например: уровень производства, температура внешней среды и т.д.
3.5 запись: документ на бумажном или ином носителе, содержащий сведения о достижении результатов и свидетельствующий о выполнении заданных показателей.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.7.6]
Примечание - Документами в форме записей являются распоряжения, протоколы, приказы, отчеты и т.п.
3.6 значимое потребление ТЭР (значимое энергопотребление): количественная характеристика потребляемых ТЭР, оказывающих существенное влияние на показатель энергоэффективности и/или имеющих значительный потенциал для улучшения ее уровня.
Примечания
1 Критерии значимости определяются в ходе внедрения СЭнМ.
[ISO 50001, пункт 3.27]
2 В качестве критериев значимости могут быть выбраны, в частности, объем потребляемых ТЭР, объем потерь ТЭР и т.д.
3.7 корректирующее действие: действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия.
Примечание - Несоответствие может иметь несколько причин.
3.8 коррекция: действие, направленное на устранение обнаруженного несоответствия.
[ISO 50001, пункт 3.3]
3.9 несоответствие: невыполнение требования.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.6.2]
3.10 область применения: деятельность, установки и решения, на которые распространяется СЭнМ.
Примечание - Область применения может иметь несколько границ.
[ISO 50001, пункт 3.26]
3.11 организационная структура: распределение ответственности, полномочий и отношений между участниками процесса взаимодействия.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.3.2]
3.12 подрядная организация: строительная, ремонтно-строительная, строительно-монтажная или иная сторонняя организация, выполняющая работы или оказывающая услуги для ОАО "РЖД" в соответствии с договором.
3.13 показатель энергоэффективности: количественная величина или мера уровня энергоэффективности.
[ISO 50001, пункт 3.13]
Примечания
1 Показателем энергоэффективности может быть абсолютная, удельная или относительная величина потребления или потерь ТЭР для продукции любого назначения или технологического процесса.
[ГОСТ Р 53905-2010, раздел 2, пункт 2.1, подпункт 17].
2 Для регулируемых видов деятельности предусмотрены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения.
3 В качестве показателей энергоэффективности могут применяться нормы расхода ТЭР на производство единицы продукции (работы).
3.14 предупреждающее действие: действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.6.4]
3.15 процедура: установленный способ осуществления деятельности или процесса.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.4.5]
3.16 процесс: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.4.1]
Примечания
1 Входом процесса является материалы и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходов.
[ГОСТ Р ИСО 52380.1, пункт 2.6]
2 Выходом процесса является результат преобразования входов. К выходам относят:
а) то, что соответствует требованиям;
б) то, что не соответствует требованиям;
в) отходы;
г) информацию о процессе.
[ГОСТ Р ИСО 52380.1, пункт 2.7]
3.17 рабочие инструкции: детальное описание порядка выполнения поставленных заданий и ведение записей по ним.
Примечания
содержать сведения об используемых В случае необходимости в них могут быть
1 Рабочие инструкции могут быть документированы.
2 К рабочим инструкциям могут быть отнесены пояснительные записки, блок-схемы, планы, модели, технические записки к чертежам, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования, плакаты, видеоматериалы, опросные листы и их комбинации.
3 Рабочие инструкции должны материалах, оборудовании и документации включены критерии приемки.
[ГОСТ Р ИСО/ТО 10013, пункт 3.1]
3.18 регулируемые виды деятельности: виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов).
[N 261-ФЗ, статья 2 пункт 10]
3.19 результативность системы энергоменеджмента: степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных энергоцелей и энергозадач, а также улучшения уровня энергоэффективности.
[ГОСТ Р ИСО 9000, пункт 3.2.14]
3.20 система энергоменеджмента (система управления энергоэффективностью производственных процессов, система управления ТЭР): набор взаимоувязанных друг с другом и взаимодействующих между собой элементов, основывающихся на энергетической политике, целях, процессах и процедурах, и позволяющих достигать этих целей.
[ISO 50001, пункт 3.9]
3.21 сравнительный анализ энергоэффективности: процесс сбора, анализа и выявления связей данных о характеристиках потребления ТЭР с целью их оценивания и сравнения.
[EN 16231, пункт 3.3]
3.22 топливо: вещество, которое может быть использовано в хозяйственной деятельности для получения тепловой, электрической и механической энергии, выделяющейся при его сгорании.
[ГОСТ Р 53905-2010, раздел 2, пункт 2.2, подпункт 25]
3.23 топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР): совокупность природных и производственных энергоносителей, запасенная энергия которых при существующем развитии техники и технологии доступна для использования в хозяйственной деятельности.
[ГОСТ Р 53905-2010, раздел 2, пункт 2.2, подпункт 36]
3.24 уровень энергоэффективности: измеримые результаты, связанные с энергоэффективностью, характером использования и количеством потребляемой энергии.
Примечание - Результаты могут быть измерены относительно политики, целей и задач, а также иных требований и выражаются посредством показателей энергоэффективности.
[ISO 50001, пункт 3.12]
3.25 форма: установленный образец документа, в который вносятся данные, необходимые для реализации СЭнМ.
Примечание - После заполнения форма становится записью. [ГОСТ Р ИСО/ГО 10013, пункт 3.2]
3.26 характер использования ТЭР: способ или область применения ТЭР.
[ISO 50001, пункт 3.18]
Пример - Вентиляция, освещение, отопление, охлаждение, транспортировка, обработка, производственные процессы.
3.27 анализ использования ТЭР: определение уровня энергоэффективности на основе сбора, оценки и анализа данных и другой информации, позволяющей определить возможности по повышению энергоэффективности.
[ISO 50001, пункт 3.15]
3.28 энергетическое обследование; энергоаудит: сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых топливно-энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
[N 261-ФЗ, статья 2 пункт 7; ГОСТ Р 53905-2010, раздел 2, пункт 2.1, подпункт 16]
Примечание - Для некоторых организаций, указанных в федеральном законе об энергосбережении, энергетическое обследование является обязательным.
[N 261-ФЗ, статья 16 пункт 1]
3.29 энергетическая политика: обязательства высшего руководства ОАО "РЖД" по повышению энергетической эффективности, которая может быть представлена в виде отдельного документа (рекомендуется), либо данные обязательства, содержащиеся в составе энергетической стратегии холдинга.
[ISO 50001, пункт 3.14]
3.30 энергопланирование: процесс, включающий в себя планирование и контроль за использованием ТЭР, а также анализ деятельности, которая может влиять на показатели энергоэффективности.
[ISO 50001, пункт 4.4]
3.31 энергоруководство: описание элементов деятельности структурного подразделения ОАО "РЖД", с помощью которых оно обеспечивает выполнение требований ISO 50001, а также какой персонал вовлечен в эту деятельность.
3.32 энергосистема; энергетическая система; система энергообеспечения: совокупность установок и сетей, объединенных между собой общностью в непрерывном процессе генерации, передачи, распределения и потребления ТЭР.
[ГОСТ Р 53905-2010, раздел 2, пункт 2.3, подпункт 58]
3.33 энергоцель: заданный количественный /качественный результат или перечень достижений, предназначенных для повышения уровня энергоэффективности.
[ISO 50001, пункт 3.11]
3.34 энергоэффективность, энергетическая эффективность:
характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Примечание - Как входные значения, так и выходные значения потребления ТЭР должны быть определены количественно и качественно, и быть измеримыми.
[N 261-ФЗ, статья 2 пункт 4; ISO 50001, пункт 3.8]

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
АСКУЭ - автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии;
АСКУ ТЭР - автоматизированная система комплексного учета ТЭР;
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
СЭнМ - система энергетического менеджмента на основе требований стандарта ISO 50001;
ФЗ - федеральный закон;
СРО - саморегулируемая организация;
СМИ - средства массовой информации;
ТУ - технические условия;
ТЭР - топливно-энергетические ресурсы.

4 Требования к системе энергетического менеджмента

4.1 Общие требования

4.1.1 В ОАО "РЖД" на каждом организационном уровне управления: высшем (президент ОАО "РЖД", вице-президенты), центральном (департаменты и управления ОАО "РЖД", функциональные филиалы), территориальном (железные дороги, территориальные подразделения функциональных филиалов), линейном (структурные подразделения нижнего уровня управления, находящиеся в подчинении территориальных подразделений, в случае их наличия, либо в прямом подчинении филиалов) должна быть создана СЭнМ, которая будет являться составной частью общей системы управления ОАО "РЖД".
4.1.2 В ОАО "РЖД" должны быть назначены лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности:
на высшем уровне управления - президентом ОАО "РЖД";
на центральном уровне управления - руководителем департамента, управления, функционального филиала;
на территориальном уровне управления - руководителем железной дороги или территориального подразделения функционального филиала;
на линейном уровне управления - руководителями линейных структурных подразделений филиалов (депо, дистанций, железнодорожных станций и т.п.).
К лицам, ответственным за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности относят:
на высшем уровне управления - старшего вице-президента -главного инженера ОАО "РЖД";
на центральном уровне управления - главного инженера (в случае его отсутствия - заместителя начальника функционального филиала, заместителя начальника департамента, заместителя начальника управления);
на территориальном уровне управления - главного инженера железной дороги или территориального подразделения функционального филиала;
на линейном уровне управления - главного инженера линейного структурного подразделения (в случае его отсутствия - заместителя начальника линейного структурного подразделения).
4.1.3 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны определить область применения и границы СЭнМ. Установленные область применения и границы СЭнМ должны быть согласованы с лицом, ответственным за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности вышестоящего уровня управления ОАО "РЖД".
Областью применения СЭнМ являются отдельные виды деятельности, основные и вспомогательные технологические процессы и операции, проекты и решения.
Примеры:
1 Услуги по грузовым (в том числе, железнодорожные контейнерные перевозки; оказание услуг по перевозке багажа, грузобагажа, почты и т.п.) и пассажирским перевозкам погрузочно-разгрузочная деятельность и т.д.
2 Деятельность по ремонту тягового подвижного состава, электрических машин, колесных пар, узлов и агрегатов локомотивов и т.д.
3 Деятельность по оказанию услуг по передаче электроэнергии.

4.1.4 В качестве границ СЭнМ выступают границы железных дорог, а также границы объектов структурных подразделений (эксплуатационные локомотивные депо, вокзальные комплексы, производственные площадки и ремонтные участки).
4.1.5 Обеспечить разработку и внедрение СЭнМ должны лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, назначенные в подразделениях на каждом организационном уровне управления ОАО "РЖД".
4.1.6 Документирование и функционирование СЭнМ, а также поддержание ее в рабочем состоянии (далее - реализация СЭнМ) и улучшение должны осуществлять сотрудники ОАО "РЖД", исходя из следующих ключевых принципов:
а) лидерство высшего руководства в вопросах повышения энергоэффективности и энергосбережения;
б) вовлечение в реализацию СЭнМ персонала на всех организационных уровнях управления;
в) мотивация персонала на улучшение функционирования СЭнМ;
г) компетентность персонала при реализации СЭнМ;
д) ответственность персонала в рамках его компетенции за реализацию программ энергосбережения и мероприятий в области энергоменеджмента;
е) возможность СЭнМ для оценки соответствия настоящему стандарту посредством внутренних и внешних аудитов, а также сертификации.
Примечание - В международной стандартизации [1].

4.2 Ответственность руководства

4.2.1 Высшее руководство
4.2.1.1 К высшему руководству ОАО "РЖД" в рамках СЭнМ относятся: президент, первый вице-президент, старшие вице-президенты, вице-президенты.
Высшее руководство ОАО "РЖД" должно обеспечивать всемерную поддержку реализации СЭнМ и способствовать непрерывному повышению ее результативности.
4.2.2 Представитель высшего руководства
4.2.2.1 На каждом уровне управления должен быть назначен представитель высшего руководства по энергоменеджменту (далее - руководитель СЭнМ).
Назначенный руководитель СЭнМ:
- организует формирование аппарата, ответственного за энергосбережение и повышение энергоэффективности в ОАО "РЖД";
- организует обеспечение выделения ресурсов (финансовых, трудовых, информационных и т.п.), необходимых для реализации и улучшения СЭнМ.
- распределяет функциональные обязанности между сотрудниками подразделений своего уровня управления в области СЭнМ, координирует и контролирует их работу;
- обеспечивает выполнение следующих функций:
а) определение области применения и границ СЭнМ;
б) соответствия показателей энергоэффективности характеру видов осуществляемой деятельности;
в) учет уровня энергоэффективности в ходе перспективного планирования;
г) проведение анализа СЭнМ на своем уровня управления.
На всех уровнях управления руководителям СЭнМ необходимо обеспечить получение результатов деятельности (эффективность использования ТЭР, выполнение плана мероприятий в рамках СЭнМ) и требуемой отчетности не реже 1 раза в квартал в следующем порядке:
- департаментам и управлениям ОАО "РЖД" со стороны функциональных филиалов ОАО "РЖД" и железных дорог - филиалов ОАО "РЖД";
- функциональным филиалам ОАО "РЖД" со стороны территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- территориальным подразделениям функциональных филиалов ОАО "РЖД" и железным дорогам - филиалам ОАО "РЖД" со стороны их структурных подразделений.
4.2.2.2 Руководитель СЭнМ должен быть назначен:
- на высшем уровне управления - президентом ОАО "РЖД";
- на центральном уровне управления - руководителями функциональных филиалов, начальниками департаментов и управлений ОАО "РЖД";
- на территориальном уровне управления - начальниками территориальных подразделений функциональных филиалов, начальниками железных дорог;
- на линейном уровне управления - начальниками структурных подразделений железных дорог или территориальных подразделений функциональных филиалов.
На территориальном уровне управления координация работы в рамках СЭнМ должна быть возложена на главных инженеров железных дорог.
4.2.2.3 Разграничение ответственности на каждом организационном уровне осуществляется следующим образом:
- Департамент технической политики ОАО "РЖД" - за координацию, методологию, нормативное обеспечение в области СЭнМ в целом по ОАО "РЖД";
- Департамент технической политики ОАО "РЖД" совместно с руководителями филиалов и их территориальных подразделений ОАО "РЖД" - за отчетность перед высшим руководством об уровне энергоэффективности;
- Департамент технической политики ОАО "РЖД" - за отчетность перед высшим руководством о результативности СЭнМ на уровне филиалов ОАО "РЖД".
4.2.2.4 Руководителем СЭнМ должен быть назначен:
- на высшем уровне управления - старший вице-президент - главный инженер ОАО "РЖД";
- на центральном уровне управления - заместитель начальника департамента или управления ОАО "РЖД", главные инженеры функциональных филиалов либо их заместители;
- на территориальном уровне управления - главные инженеры железных дорог или территориальных подразделений функциональных филиалов;
- на линейном уровне управления - главные инженеры структурных подразделений железных дорог или территориальных подразделений функциональных филиалов ОАО "РЖД".
В случае отсутствия в филиале или подразделении ОАО "РЖД" должности главного инженера, руководителем СЭнМ может выступать один из заместителей начальника филиала или подразделения ОАО "РЖД".

4.3 Энергетическая политика

4.3.1 Энергетическая политика ОАО "РЖД" определяет основные направления по повышению уровня энергоэффективности производственной деятельности ОАО "РЖД", оптимизации потребления всех видов ТЭР и энергоемкости производственных процессов.
Энергетическая политика является отдельным документом или составной частью энергетической стратегии ОАО "РЖД".
Энергетическая политика включает в себя следующие обязательства:
- соответствие деятельности организации законодательным, отраслевым и корпоративным требованиям, относящимся к характеру использования и количеству потребляемых ТЭР, а также энергоэффективности;
- обеспечение выделения ресурсов, необходимых для достижения поставленных энергоцелей и энергозадач со стороны высшего руководства ОАО "РЖД";
- повышение уровня энергоэффективности и оптимизации потребления ТЭР на всех действующих объектах.
Энергетическая политика реализуется посредством внедрения и постоянного улучшения СЭнМ ОАО "РЖД".
4.3.2 Информирование персонала об энергетической политики осуществляют:
- на центральном уровне управления - заместитель начальника департамента или управления ОАО "РЖД", главный инженер, в случае его отсутствия начальник функционального филиала, либо его заместители;
- на территориальном уровне управления - главный инженер железной дороги или территориального подразделения функционального филиала, в случае его отсутствия руководитель территориального подразделения функционального филиала, либо его заместители;
- на линейном уровне управления - главный инженер, в случае его отсутствия - руководитель линейного структурного подразделения филиала ОАО "РЖД", либо его заместители.
4.3.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" обеспечивает периодическую актуализацию энергетической политики.
Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, на всех организационных уровнях должны обеспечить информирование персонала ОАО "РЖД" об энергетической политике всеми доступными способами: размещение на информационных стендах, в корпоративных средствах массовой информации, локальной сети, web-сайте и т.д.
4.3.4 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен обеспечить оценку степени выполнения энергетической политики посредством:
- анализа СЭнМ со стороны руководителя СЭнМ и уполномоченных им лиц;
- периодического анализа СЭнМ со стороны высшего руководства;
- регулярных внутренних аудитов.

4.4 Энергопланирование
4.4.1 Общие положения
4.4.1.1 Энергопланирование должно быть согласовано с энергополитикой и быть направлено на непрерывное улучшение уровня энергоэффективности. Энергопланирование должно включать анализ производственной деятельности организации, которая может влиять на уровень энергоэффективности.
4.4.1.2 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны осуществлять и документировать процесс энергопланирования.
4.4.1.3 Процесс энергопланирования изложен в Приложении Б настоящего стандарта.

4.4.2 Законодательные и иные требования
4.4.2.1 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен осуществлять процесс мониторинга законодательных, отраслевых и корпоративных требований, которые связаны с характером использования, количеством потребляемых ТЭР и энергоэффективностью, организовать работу по формированию реестра законодательных и иных требований в области СЭнМ.
4.4.2.2 Процесс мониторинга вновь принятых, а также применяемых в текущей производственной деятельности ОАО "РЖД" законодательных и иных требований в области СЭнМ включает следующую деятельность:
- мониторинг федерального законодательства, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регионального и местного законодательства, относящихся к области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- мониторинг нормативных документов по стандартизации, относящихся к области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
- анализ законодательных, отраслевых и корпоративных требований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности на предмет того, каким образом их необходимо учесть в процессе реализации СЭнМ и ее улучшения;
- формирование реестра законодательных, отраслевых и корпоративных требований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (далее - Реестр).
4.4.2.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен обеспечить ежеквартальную актуализацию Реестра.
4.4.2.4 Руководители СЭнМ должны доводить информацию об изменениях Реестра до сведения руководителей подразделений ОАО "РЖД" в ходе инструктажей, производственных совещаний, посредством рассылки информации на электронном или бумажном носителе и посредством проведения обучения.
4.4.2.5 Лицом, ответственным за осуществление мониторинга, ведение Реестра, анализа и оценки выполнения законодательных, отраслевых и корпоративных требований в области СЭнМ должен быть назначен один из заместителей начальника Департамента технической политики ОАО "РЖД".

4.4.3 Анализ эффективности использования ТЭР
4.4.3.1 Должен осуществляться анализ эффективности использования ТЭР, при этом на территориальном уровне управления координацию работ выполняют главные инженеры железных дорог или территориальных подразделений функциональных филиалов, на центральном уровне управления - главные инженеры функциональных филиалов и руководители подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", отвечающие за работу СЭнМ, на высшем уровне управления - старший вице - президент - главный инженер ОАО "РЖД".
Анализ эффективности использования ТЭР необходимо документировать и поддерживать в актуальном состоянии, при этом топливно-энергетические центры железных дорог должны осуществлять анализ характера использования и количества потребляемых ТЭР в целом по регионам железных дорог, а территориальные подразделения функциональных филиалов - по соответствующим дирекциям.
Анализ эффективности использования ТЭР должен включать:
- анализ выполнения заданных нормативов расхода ТЭР по бизнес-процессам;
- анализ состояния систем и методов учета ТЭР;
- анализ причин превышения лимитов потребления и необоснованных потерь ТЭР;
- анализ изменения показателей технического состояния потребляющих систем;
- формирование перечня направлений для улучшения уровня энергоэффективности, их ранжирование и оформление документами в форме записей.
4.4.3.2 Анализ эффективности использования ТЭР осуществляется с периодичностью не реже 1 раза в квартал.
4.4.3.3 В ходе анализа подлежит обновлению информация, связанная с определением значимости потребления ТЭР и определением направлений по энергосбережению и повышению уровня энергоэффективности.
4.4.3.4 Для выполнения анализа эффективности потребления ТЭР необходимо использовать:
- результаты обязательных энергетических обследований, проводимых во исполнение федерального законодательства [2] сторонними энергоаудиторскими организациями и собственным квалифицированным персоналом;
- результаты сравнительного анализа плановых и фактических показателей энергоэффективности в разрезе направлений использования и количества потребляемых ТЭР.

4.4.4 Базовый уровень потребления ТЭР
4.4.4.1 Управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД", на основе анализа эффективности использования ТЭР, за определенный календарный период времени (базовый период) для филиалов ОАО "РЖД" должны быть установлены значения базового уровня потребления ТЭР. Базовым уровнем потребления ТЭР будет являться период, наиболее характерный для сравнения с текущим и плановым уровнем потребления ТЭР. При определении базового периода следует учитывать динамику удельного расхода ТЭР на тягу поездов на железных дорогах ОАО "РЖД" и динамику потребления основных видов ТЭР ОАО "РЖД" в нетяговой энергетике, которые приведены в Энергетической стратегии холдинга "Российские железные дороги", а также требования законодательства Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в структурных подразделениях ОАО "РЖД", должны определять изменения в уровне энергоэффективности в сравнении с базовым уровнем потребления ТЭР.
Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД" производит оценку изменений на основе сравнения соответствующих значений базового уровня с показателями энергоэффективности, рассчитанными для текущих значений использования ТЭР. В результате сравнения возможны варианты:
- улучшение уровня энергоэффективности (расчетные показатели ниже значений базового уровня потребления ТЭР);
- ухудшение уровня энергоэффективности (расчетные показатели выше значений базового уровня потребления ТЭР);
- отсутствие изменения уровня энергоэффективности (расчетные показатели равны значениям базового уровня потребления ТЭР).
4.4.4.2 Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД" должно осуществлять корректировку значений базового уровня потребления ТЭР при следующих условиях:
- выбранные показатели энергоэффективности не соответствуют характеру использования ТЭР;
- произошли существенные изменения в производственных процессах;
- произошло изменение установленной мощности электрооборудования, применяемого структурными подразделениями ОАО "РЖД", или показателей потребляемой мощности электрооборудования при изменении режимов его работы;
- произошло изменение объемов производственной деятельности структурными подразделениями ОАО "РЖД".
4.4.4.3 Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД" должно поддерживать данные о базовом уровне потребления ТЭР в актуальном состоянии с оформлением соответствующих документов в форме записей.

4.4.5 Показатели энергоэффективности
4.4.5.1 Показатели энергоэффективности предназначены для осуществления мониторинга, оценки и измерения уровня энергоэффективности.
4.4.5.2 Исходя из требований федерального законодательства [2] для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должны применяться показатели энергоэффективности, установленные с учетом рекомендаций ГОСТ Р 54195 для определения показателей (индикаторов) энергоэффективности и ГОСТ Р 54197 для планирования показателей (индикаторов) энергоэффективности:
- в Приложении 1 к программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "РЖД";
- в Приложении к распоряжению ОАО "РЖД" "Состав показателей энергетической эффективности деятельности филиалов ОАО "РЖД" и перечень подразделений и филиалов ОАО "РЖД", ответственных за их выполнение".

4.4.6 Энергоцели, энергозадачи и планы мероприятий в области энергоменеджмента
4.4.6.1 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен документировать и поддерживать актуальными энергоцели и энергозадачи. Энергоцели и энергозадачи должны учитывать необходимость повышения энергоэффективности производственной деятельности ОАО "РЖД", а для филиалов ОАО "РЖД" - утвержденные установленным порядком параметры энергосбережения и потребления ТЭР.
4.4.6.2 Для достижения энергоцелей и выполнения вытекающих энергозадач должны быть установлены временные рамки их достижения. Энергоцели должны соответствовать энергетической стратегии ОАО "РЖД".
4.4.6.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен обеспечивать разработку, мониторинг выполнения и подготовку предложений по корректировке энергоцелей, энергозадач и программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "РЖД".
4.4.6.4 В ходе анализа достижения энергоцелей и выполнения энергозадач Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен учитывать:
- законодательные, отраслевые и корпоративные требования в области СЭнМ;
- достигнутый уровень энергопотребления и возможности по повышению уровня энергоэффективности, определенные в ходе анализа эффективности использования ТЭР;
- финансовые, операционные, организационные условия, технологические варианты повышения уровня энергоэффективности.
4.4.6.5 Планы мероприятий должны включать:
- мероприятия по повышению энергоэффективности;
- определение ответственных исполнителей;
- объем необходимых средств, источники финансирования и сроки выполнения конкретных задач;
- указание на вид и количество экономии ТЭР;
- указание метода проверки улучшения уровня энергоэффективности (обязательное энергетическое обследование, энергоаудит).

4.5 Внедрение и функционирование СЭнМ

4.5.1 Общие положения
4.5.1.1 Планы мероприятий процесса энергопланирования необходимо использовать для внедрения СЭнМ, а также в ходе текущей производственной деятельности.

4.5.2 Компетентность, обучение и осведомленность
4.5.2.1 Высшее руководство должно обеспечивать соответствие и повышение компетентности всех лиц, связанных со значительным использованием ТЭР, на основе соответствующего образования, обучения, профессиональных навыков и опыта работы.
4.5.2.2 Руководители СЭнМ на всех организационных уровнях совместно с подразделением по управлению персоналом не реже 1 раза в год должны определять потребности в обучении лиц, связанных с контролем значимого потребления ТЭР и функционированием СЭнМ (для рабочих кадров - в соответствии с Методическими рекомендациями [3]).
4.5.2.3 Подразделение по управлению персоналом ОАО "РЖД" должно обеспечивать обучение для удовлетворения этих потребностей, учитывая требования СТО РЖД 1.21.001 по организации технической учебы работников ОАО "РЖД", СТК РЖД 1.04.005 по обучению и повышению квалификации персонала в ОАО "РЖД", Временного регламента [4], а также ГОСТ Р ИСО 10015.
4.5.2.4 Подразделение по управлению персоналом совместно с лицами, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно сформировать перечень вопросов (тестов) и учитывать уровень компетентности в вопросах энергоэффективности и энергосбережения при приеме на работу новых работников, при профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации ранее принятых работников.
4.5.2.5 Подразделение по управлению персоналом должно оформлять следующие документы в форме записей и поддерживать их в рабочем состоянии: планы об обучении, отчеты о технической учебе, личные карточки и т.д.
4.5.2.6 Информирование персонала по вопросам в области СЭнМ должно осуществляться:
- при проведении вводных и повторных инструктажей;
- при проведении инструктажей работников подрядных организаций;
- при проведении технической учебы согласно СТО РЖД 1.21.001;
- при повышении квалификации, подготовке, переподготовке и обучении по смежным профессиям, на производственно-технических курсах и курсах целевого назначения;
- при проведении оперативных и производственных совещаний.
4.5.2.7 Департамент технической политики ОАО "РЖД" совместно с Управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД" и другими причастными департаментами и управлениями должен в соответствии с СТО РЖД 1.21.002 разработать Положение о стимулировании деятельности персонала на повышение энергоэффективности, предусмотрев в нем следующие виды материального и морального стимулирования:
- проведение конкурсов между подразделениями на звание "Подразделение высокой энергоэффективности";
- проведение конкурсов между отдельными сотрудниками на лучшее предложение или рационализаторское решение, повышающее энергоэффективность;
- премирование и выплата денежных вознаграждений;
- объявление благодарности;
- награждение грамотами, дипломами и специальными корпоративными знаками отличия;
- размещение информации о достижениях отдельных подразделений, коллективов и лиц в СМИ (газетах, бюллетенях, журналах), на web-сайте организации, совещаниях и т.п.

4.5.3 Обеспечение связей, коммуникации
4.5.3.1 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны обеспечивать условия для того, чтобы работники ОАО "РЖД" и иные заинтересованные стороны могли направлять замечания и предлагать улучшения в части реализации СЭнМ:
- представителю высшего руководства по энергоменеджменту;
- в топливно-энергетические центры железных дорог, комиссии по ресурсосбережению и повышению энергоэффективности;
- внутренним аудиторам;
- непосредственному руководителю.
4.5.3.2 Запросы и обращения, содержащие замечания и предложения, должны быть рассмотрены указанными лицами или переданы иным лицам в рамках их компетенции для анализа и принятия управленческого решения. Они могут быть рассмотрены комиссионно с участием подрядных организаций под председательством руководителя СЭнМ. Результаты рассмотрения замечаний и предложений должно в обязательном порядке сообщать обратившемуся лицу. При работе с запросами и обращениями рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО 10002.
4.5.3.3 Перечень каналов внутренних коммуникаций и обратной связи для реализации СЭнМ:
- печатные материалы (бюллетени, газеты);
- производственные совещания;
- обучение и инструктажи;
- корпоративная локальная сеть и электронная почта;
- телефонная связь (стационарная и сотовая);
- обращение, в том числе при личном приеме, к руководителю СЭнМ;
- наглядная информация на стендах.
4.5.3.4 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, на всех организационных уровнях должны обеспечивать периодическое размещение и актуализацию на информационных стендах сведений (с учетом требований о неразглашении коммерческой тайны) о характере использования и количестве потребляемых ТЭР (за соответствующий период времени), а также динамику этих данных во времени или информацию об их корреляции со значимыми параметрами, например, объемом производства или климатическими условиями. Данную информацию необходимо дополнять периодической публикацией примеров успешного опыта других подразделений или организаций в области энергосбережения.
4.5.3.5 Решение о взаимодействии с внешними заинтересованными сторонами относительно реализации энергетической политики, СЭнМ и уровня энергоэффективности ОАО "РЖД" принимается высшим руководством ОАО "РЖД". Внешними сторонами, заинтересованными в эффективности и результативности СЭнМ, являются:
- федеральные органы законодательной и исполнительной власти (федеральные министерства, службы, агентства) и их территориальные органы;
- региональные органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления;
- федеральные, региональные и местные СМИ: телеканалы, газеты и журналы, включая электронные;
- организации-поставщики энергопотребляющего оборудования;
- организации-поставщики ТЭР;
- потребители ТЭР, для которых ОАО "РЖД" является энергоснабжающей организацией;
- организации, выполняющие подрядные, проектные и иные работы;
- образовательные учреждения высшего, среднего и дополнительного профессионального образования;
- организации, выполняющие обязательные энергетические обследования (энергоаудиторские организации), а также СРО, членами которых они являются;
- население региона, в котором ОАО "РЖД" осуществляет деятельность;
- общественные объединения граждан и неправительственные организации;
- организации железнодорожного транспорта сопредельных государств.
4.5.3.6 Департамент по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО "РЖД" должен организовать взаимодействие в области энергоменеджмента с заинтересованными сторонами.
4.5.3.7 Высшее руководство ОАО "РЖД" может заключать с внешними сторонами соглашения о взаимодействии, обмене информацией и т.п.
4.5.3.8 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, могут информировать внешние заинтересованные стороны о реализации СЭнМ посредством:
- размещения информационных материалов по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в печатных и электронных СМИ, а также через web-сайт;
- участия в совещаниях, встречах, конференциях, проводимых с участием представителей ОАО "РЖД" и внешних сторон.
4.5.3.9 Обращения и запросы внешних сторон по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны регистрироваться в установленном порядке. Департаментом технической политики ОАО "РЖД" эти обращения и запросы подлежат рассмотрению в течение 1 месяца с момента их регистрации. По результатам рассмотрения запросов Департамент технической политики ОАО "РЖД" обратившейся стороне направляет мотивированный ответ. Результаты рассмотрений обращений и запросов должны использоваться для улучшения СЭнМ.

4.5.4 Документация
4.5.4.1 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен определить и поддерживать в актуальном состоянии информацию об основных элементах СЭнМ и описании их взаимодействия. Лицами, ответственными за организацию работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, информация может быть представлена в Департамент технической политики ОАО "РЖД" как в бумажном, так и в электронном виде. Документация СЭнМ включает перечень документов, перечисленных в Приложении В настоящего стандарта.
4.5.4.2 Лицам, ответственным за организацию работы по энергосбережению и повышению, при документировании СЭнМ необходимо учитывать рекомендации ГОСТ Р ИСО/ТО 10013 который содержит руководящие указания по разработке, внедрению и поддержанию в рабочем состоянии документации, необходимой для обеспечения результативности систем менеджмента.
4.5.4.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен осуществлять деятельность по управлению документацией СЭнМ.
Примечание - Примерная структура документации СЭнМ и виды документов представлены в Приложении Б к настоящему стандарту.
4.5.4.4 Департамент технической политики ОАО "РЖД" совместно с Департаментом управления делами ОАО "РЖД" должен разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии Процедуру управления документацией СЭнМ, которая предназначена для:
- утверждения документов до их издания;
- анализа и актуализации документов, относящихся к СЭнМ, по мере необходимости;
- обеспечения четкой идентифицируемости документов посредством соответствующего обозначения и реквизитов в процессе документооборота;
- обеспечения идентифицируемости внесенных изменений и текущего статуса пересмотренного документа (т.е. документа после внесения в него изменений и/или дополнений);
- обеспечения доступности соответствующих версий документов, относящихся к СЭнМ, в местах их использования;
- обеспечения идентификации и контроля распространения документов внешнего происхождения, определенных как необходимые для планирования и функционирования СЭнМ в ходе анализа законодательных и иных требований;
- предупреждения непреднамеренного использования устаревших документов.

4.5.5 Операционный контроль
4.5.5.1 Руководители СЭнМ должны обеспечивать выполнение операций в рамках технологических процессов посредством:
- разработки и установления критериев эффективности технологических операций с учетом значимого потребления ТЭР там, где их отсутствие может привести к существенному отклонению уровня потребления ТЭР;
- эксплуатации и обслуживания оборудования, процессов и систем в соответствии с режимными картами, технологическими регламентами и системой планово-предупредительных ремонтов;
- доведения мер операционного контроля до сведения персонала организации, в том числе подрядных организаций.
4.5.5.2 В структурных подразделениях, а также для персонала подрядных организаций, операционный контроль проводят руководители цехов, технологи, механики, мастера, согласно технологическим регламентам и инструкциям.

4.5.6 Проектирование
4.5.6.1 Структурные подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие функции заказчика при проектировании новых, модернизации и реконструкции действующих установок, оборудования, объектов, систем и процессов, обязаны обеспечивать операционный контроль за соответствием положений технического задания на проектирование, установленным и перспективным требованиям и показателям энергоэффективности для соответствующих установок, оборудования, объектов, систем и процессов.
4.5.6.2 Департаменту капитального строительства ОАО "РЖД" совместно с Департаментом технической политики ОАО "РЖД" необходимо осуществлять оценку уровня энергоэффективности в ходе предпроектной деятельности и в расчетах экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений. Результаты оценки подлежат внесению в технические задания, проектную документацию и планирование закупочной деятельности по соответствующему проекту.
4.5.6.3 Выполнение инновационных проектов, разработка и постановка продукции на производство по ГОСТ Р 15.201 наряду с обеспечением качества и безопасности продукции и иными параметрами должны учитывать требования и показатели энергоэффективности.
4.5.6.4 Выполнение проектирования необходимо осуществлять с учетом требований и показателей энергоэффективности.
Примечание - В международной стандартизации [5].

4.5.7 Закупки продукции, оборудования и ТЭР
4.5.7.1 При закупках продукции, оборудования и ТЭР, имеющих значительное влияние на уровень энергоэффективности, должна быть обеспечена разработка и применение специальных критериев оценки уровня энергоэффективности в ходе планируемого срока эксплуатации (жизненного цикла) оборудования.
4.5.7.2 Информирование и оценку поставщиков по данным критериям лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, должны осуществлять в ходе предзакупочной деятельности, инспекционного и приемочного контроля продукции, технического аудита, процедуры оценки соответствия производственных систем.
4.5.7.3 При закупках ТЭР и другой продукции и оборудования, которые могут иметь значительное влияние на потребление ТЭР, должны информировать поставщиков, что их приобретение оценивается с точки зрения уровня энергоэффективности.
Расчет стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта необходимо осуществлять в соответствии с Регламентом.
4.5.7.4 Заказчиками ТЭР со стороны структурных подразделений ОАО "РЖД" для заключения договоров на поставку электрической и тепловой энергии, следует получить и выполнить технические условия, выданные вышестоящей смежной сетевой организацией, основанные на требованиях, предусмотренных законодательством.

4.6 Проверка функционирования СЭнМ

4.6.1 Мониторинг, измерения и анализ
4.6.1.1 В запланированные интервалы лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, должны обеспечить мониторинг, выполнение измерений и анализ производственной деятельности ОАО "РЖД", в части использования ТЭР, которая определяет уровень энергоэффективности, в том числе с использованием:
- автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии;
- автоматизированной системы комплексного учета ТЭР;
- единой автоматизированной системы учета дизельного топлива;
- автоматизированной системы централизованной интегрированной обработки маршрута машиниста.
Департаментом технической политики ОАО "РЖД" должна быть обеспечена разработка и систематическое обновление методической базы для проведения мониторинга энергетической эффективности и анализа показателей текущей деятельности ОАО "РЖД" в области СЭнМ.
4.6.1.2 Объектом мониторинга являются:
- значимое потребление энергии, а также другие результаты анализа эффективности использования ТЭР;
- показатели энергоэффективности;
- оценка фактического количества потребляемой энергии в сравнении с плановым потреблением.
4.6.1.3 Лицами, ответственными за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в ходе измерений могут быть использованы рекомендации, изложенные в ГОСТ Р ИСО 10012. Результаты, полученные в ходе мониторинга и измерений показателей текущей деятельности ОАО "РЖД" в области СЭнМ, должны быть документированы в форме записей.
4.6.1.4 Лицам, ответственным за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности совместно с Центром метрологии железной дороги - филиала ОАО "РЖД" необходимо разработать и согласовать с причастными балансодержателями документ, определяющий порядок приобретения и замены приборов учета (средств измерений).
4.6.1.5 Лицу, ответственному за метрологическое обеспечение в структурных подразделениях совместно с Центром метрологии железной дороги - филиала ОАО "РЖД" необходимо определять и периодически анализировать потребности в измерениях и метрологическом обеспечении деятельности. Оборудование, используемое в ходе мониторинга и измерений показателей текущей деятельности ОАО "РЖД" в области СЭнМ, должно обеспечивать получение измерений с необходимой точностью и воспроизводимостью результатов измерений, а также иметь действующие свидетельства о поверке (калибровке).
4.6.1.6 Лица, ответственные за энергосбережение и повышение энергоэффективности, должны осуществлять мониторинг использования ТЭР в структурных подразделениях ОАО "РЖД". Результаты этих действий необходимо поддерживать в рабочем состоянии.
4.6.1.7 Весь объем перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых ТЭР подлежит учету. В ходе учетных операций с нефтепродуктами необходимо применять утвержденную инструкцию "О порядке и методах измерений при учетных операциях с нефтепродуктами в подразделениях ОАО "РЖД".

4.6.2 Оценка выполнения законодательных и иных требований
4.6.2.1 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, ежеквартально осуществляют оценку выполнения законодательных требований, а также иных требований, которые связаны с характером использования и количеством потребляемых ТЭР. Записи с результатами такой оценки должны поддерживаться в рабочем состоянии.
4.6.2.2 Оценка осуществляется посредством применения следующих управленческих методов: внутренние аудиты, анализ документации, инспекторские (инспекционные) проверки, анализ реализуемых проектов и программ, наблюдение за деятельностью и т.п.

4.6.3 Внутренний аудит
4.6.3.1 Внутренние аудиты СЭнМ необходимо проводить не реже 1 раза в год для подтверждения:
- соответствия требованиям настоящего стандарта;
Примечание - В международной стандартизации [1].
- соответствия СЭнМ установленным энергоцелям и энергозадачам;
- результативности внедрения СЭнМ и поддержания ее в рабочем состоянии, а также улучшения уровня энергоэффективности.
4.6.3.2 Департамент технической политики ОАО "РЖД" на основе ГОСТ Р ИСО 19011 должен разработать, применять и поддерживать в рабочем состоянии процедуру внутренних аудитов СЭнМ.
Примечание - В международной стандартизации [6].
4.6.3.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен разработать программу и график аудитов с учетом статуса и важности процессов и областей, подвергаемых аудитам, а также результатов предыдущих аудитов.
4.6.3.4 На территориальном уровне управления ОАО "РЖД" должны решаться вопросы подбора и полномочий внутренних аудиторов СЭнМ, а также оценки их компетентности на основе рекомендаций ГОСТ Р ИСО 19011.
Примечание - В международной стандартизации [6].
4.6.3.5 Записи с результатами аудитов Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен поддерживать в рабочем состоянии, а отчеты - передавать для анализа и принятия решения высшему руководству.

4.6.4 Несоответствия, коррекция, корректирующие и предупреждающие действия
4.6.4.1 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны предпринимать меры в связи с обнаружением существующих или потенциальных несоответствий, выполняться коррекции, а также корректирующие и предупреждающие действия. Настоящая деятельность включает:
- анализ несоответствий или потенциальных несоответствий;
- определение причин несоответствий или потенциальных несоответствий;
- оценку действий для устранения несоответствий;
- оценку действий для исключения повторного наступления несоответствий;
- определение и реализация необходимых мероприятий, включая контроль их точного и своевременного выполнения;
- поддержание записей относительно корректирующих и предупреждающих действий;
- анализ результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.
4.6.4.2 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, необходимо обеспечить, чтобы корректирующие и предупреждающие действия соответствовали величине реальных или потенциальных проблем и их влиянию на уровень энергоэффективности.
4.6.4.3 Департамент технической политики ОАО "РЖД" должен обеспечить оказание методической помощи лицам, ответственным за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в анализе несоответствий и их причин, а также в принятии корректирующих и предупреждающих действий.

4.6.5 Управление записями
4.6.5.1 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, для достижения планируемого уровня энергоэффективности, должны оформлять записи в качестве свидетельств выполненной деятельности.
Примечание - В международной стандартизации [1].
4.6.5.2 Лицами, ответственными за энергосбережение и повышение энергоэффективности, должны быть определены:
- перечень регистрируемых записей;
- управленческие меры, направленные на восстановление и сохранение записей;
- носители информации, а также разработаны их формы и маршруты движения;
- степень доступности для записей всем заинтересованным лицам в структурном подразделении и других причастных подразделениях.
4.6.5.3 Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны обеспечивать, чтобы записи носили определенный характер и были прослеживаемы применительно к соответствующей деятельности. При управлении записями рекомендуется использовать ГОСТ Р ИСО 15489-1.

4.7 Анализ со стороны высшего руководства

4.7.1 Общие положения
4.7.1.1 Высшее руководство не реже 1 раза в год должно со своей стороны выполнять анализ СЭнМ, чтобы обеспечить ее постоянную актуальность и результативность.
4.7.1.2 Анализ со стороны высшего руководства должен охватывать всю область применения СЭнМ.
4.7.1.3 Входные и выходные данные анализа формируются руководителем СЭнМ в форме отчета на основе данных, полученных в ходе реализации СЭнМ, а также данных аудитов СЭнМ и отдельных ее элементов.
4.7.1.4 Выходные данные анализа со стороны высшего руководства являются исходными данными для процесса энергопланирования.

4.7.2 Входные данные анализа СЭнМ со стороны высшего руководства
4.7.2.1 Входные данные анализа СЭнМ со стороны высшего руководства должны включать:
- действия, предпринятые по результатам предыдущих анализов со стороны высшего руководства;
- анализ результатов реализации энергетической политики;
- анализ показателей уровня энергоэффективности;
- результаты оценки выполнения законодательных и иных требований;
- степень выполнения энергоцелей и энергозадач;
- результаты аудитов СЭнМ;
- статус корректирующих и предупреждающих действий;
- планируемый уровень энергоэффективности на последующий период;
- рекомендации для улучшения.

4.7.3 Выходные данные анализа СЭнМ со стороны высшего руководства
4.7.3.1 Выходные данные анализа со стороны высшего руководства должны включать следующие решения и действия:
- изменение в уровне энергоэффективности;
- изменение энергетической политики;
- изменение показателей энергоэффективности;
- изменение энергоцелей, энергозадач и иных элементов СЭнМ, соответствующих обязательствам по непрерывному улучшению;
- выделение дополнительных ресурсов для повышения эффективности СЭнМ.

 

 

Приложение А
(справочное)

Типовой порядок внедрения СЭнМ

В схематичном виде типовой порядок внедрения СЭнМ представлен на Рисунке А. 1

См. рисунок А.1

Краткое описание этапов внедрения СЭнМ

Этап 1. Инициирование
1.1 Создание рабочей группы, определение ее полномочий и персонального состава;
1.2 Разработка календарного плана-графика работ по внедрению СЭнМ;
1.3 Определение области применения и границ СЭнМ;
1.4 Назначение Руководителя СЭнМ;
1.5 Выбор организаций, оказывающих консультационные услуги относительно внедрения СЭнМ (при необходимости);
1.6 Определение организационной структуры СЭнМ.

Этап 2. Обучение
2.1 Обучение основам энергоменеджмента представителя высшего руководства по энергоменеджменту, членов рабочей группы, руководителей структурных подразделений;
2.2 Обучение внутренних аудиторов СЭнМ.

Этап 3. Энергопланирование
3.1 Разработка энергетической политики, которая может быть разработана либо исходя из положений энергетической стратегии ОАО "РЖД" либо в виде отдельного документа, и доведение ее до сведения всех заинтересованных сторон;
3.2 Формулирование принципов реализации СЭнМ;
3.3 Анализ эффективности использования ТЭР, в том числе посредством обязательных энергетических обследований, энергоаудитов, с использованием сравнительного анализа энергоэффективности;
3.4 Установление значений базового уровня потребления ТЭР;
3.5 Определение показателей энергоэффективности;
3.6 Определение энергоцелей и энергозадач;
3.7 Разработка программы энергосбережения и планов мероприятий по ее реализации.

Этап 4. Документирование
4.1 Разработка Руководства по СЭнМ (далее по тексту - Энергоруководство) на основе требований и настоящего стандарта;
Примечание - В международной стандартизации [1].
4.2 Разработка процедуры внутренних аудитов СЭнМ;
4.3 Разработка процедуры управления документами;
4.4 Разработка процедуры управления записями; 4.5 Разработка процедуры анализа СЭнМ со стороны руководства;
4.6 Разработка процедуры выполнения корректирующих и предупреждающих действий;
4.7 Разработка положения о стимулировании персонала на улучшение энергоэффективности;
4.8 Разработка регламента взаимодействия служб и подразделений в рамках СЭнМ;
4.9 Корректировка иной документации, относящейся к области применения СЭнМ:
в части обучения, технической учебы и инструктажей персонала;
в части закупок оборудования, продукции, ТЭР;
в части оценки компетентности и осведомленности персонала, в том числе подрядных организаций;
в части проектирования;
в части выполнения мониторинга и измерений.
4.10 Интеграция СЭнМ с иными системами менеджмента (например, с системой менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001).

Этап 5. Функционирование
5.1 Введение в действие разработанной документации СЭнМ;
5.2 Опытная эксплуатация и мониторинг результатов внедрения СЭнМ.

Этап 6. Заключительная оценка
6.1 Проведение внутренних аудитов СЭнМ или оценочного аудита на соответствие требованиям настоящего стандарта
Примечание - В международной стандартизации [1].
6.2 Устранение выявленных несоответствий.
Примечания:
- В организационную структуру СЭнМ могут входить следующие звенья:
а) руководитель СЭнМ;
б) рабочие группы СЭнМ;
в) внутренние аудиторы СЭнМ и др.
Схема организационной структуры СЭнМ ОАО "РЖД" представлена на рисунке А.2.

См. рисунок А.2

- Рабочая группа, состоящая из представителей различных подразделений, обеспечивает эффективный механизм, вовлекающий эти подразделения в планирование и внедрение СЭнМ.
- При выборе организаций, оказывающих консультационные услуги по внедрению СЭнМ, должны учитываться рекомендации ГОСТ Р ИСО 10019.
- При выборе организаций, оказывающих образовательные услуги при внедрении СЭнМ, должны учитываться рекомендации ГОСТ Р ИСО 10015.
- Руководитель СЭнМ в структурных подразделениях ОАО "РЖД" должен обеспечить разработку Энергоруководства на бумажном и электронном носителе. Контролируемые копии должны рассылаться во все структурные подразделения организации. Электронная версия должна размещаться во внутренней локальной сети для доступа и ознакомления со стороны персонала.
Корректировка Энергоруководства должна производиться периодически (не реже 1 раза в год по итогам корректировки СЭнМ) по мере накопления опыта реализации СЭнМ, наличия значительных изменений в процессах и документируемых процедурах СЭнМ.
Право вносить предложения по корректировке Энергоруководства и его разделов и/или пунктов должен иметь любой работник организации. Любая корректировка должна оформляется документально и вносится во все контролируемые экземпляры.

 

 

Приложение Б
(обязательное)

Процесс энергопланирования

Процесс энергопланирования, его реализация и мониторинг представлен на рисунке Б.1 и включает в себя выполнение следующих этапов:

См. Рисунок Б.1

- определение и анализ применимых законодательных и иных требований в области СЭнМ;
- анализ эффективности использования ТЭР;
- установление значений базового уровня потребления ТЭР;
- определение показателей энергоэффективности;
- формулирование энергоцелей и энергозадач;
- принятие ежегодной программы энергосбережения, ее реализация (при необходимости - корректировка).

Процесс и структура анализа эффективности использования ТЭР

На основе измерений (приборы коммерческого и технического учета) и иных данных (результаты обязательных энергетических обследований, энергоаудитов, сравнительного анализа энергоэффективности) на периодической основе осуществляется сбор, консолидация и анализ информации об объеме используемых ТЭР применительно к основным и вспомогательным технологическим процессам, входящим в область применения СЭнМ.
Сбор данных о расходе ТЭР на тягу поездов и основных показателях работы локомотивов и моторвагонного подвижного состава выполняется на основе форм статистической отчетности, а также из других источников информации. Сбор данных в части расхода топлива, тепловой и электроэнергии - на основе внутренних форм статистической отчетности по топливу, теплоэнергии, электроэнергии и смазочным материалам в локомотивном хозяйстве ОАО "РЖД".
На основе результатов указанного анализа в ходе текущей операционной деятельности определение и оценка факторов значимого влияния на объем использования энергии.
На линейном уровне управления - периодическое определение установок, оборудования, систем, процессов и персонала, в том числе подрядных организаций, существенным образом влияющих на характер использования и количество потребляемых ТЭР.
Пример - для компаний, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, основным технологическим процессом со значительным потреблением электрознергии и дизельного топлива является тяга поездов. В качестве основного показателя выбран удельный расход ТЭР на единицу выполненной перевозочной работы.
Планирование и нормирование расхода ТЭР на тягу поездов должно осуществляться в соответствии с Положением о планировании и нормировании расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД", анализ расхода ТЭР на тягу поездов - согласно Методике отнесения расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов по видам движения и родам работы локомотивов.
Определение других значимых переменных факторов, влияющих на значимое использование ТЭР (температурные, сезонные факторы и т.д.);
На линейном уровне управления - на основании проектных данных, реостатных и приемо-сдаточных испытаний определение текущих эксплуатационных характеристик установок, оборудования, систем и процессов с выявленным значимым использованием ТЭР.
Планирование расхода дизельного топлива на проведение реостатных испытаний необходимо осуществлять по нормам расхода и Методике расчета расхода дизельного топлива.
Определение мероприятий для улучшения уровня энергоэффективности и их ранжирование с учетом:
- "Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "РЖД";
- "Перечня типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности";
- накопленного собственного опыта и сведений по наилучшим существующим энергосберегающим технологиям.
Мероприятия по повышению уровня энергоэффективности согласно СТО РЖД 1.21.002 подразделяют на организационные, технические, а также инновационные, требующие проведения НИОКР.
Расчет эффективности мероприятий должен осуществляться в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений.

Формулирование энергоцелей и энергозадач

На основе результатов анализа эффективности потребления ТЭР лицами, ответственными за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, осуществляется мониторинг достижения энергоцелей и выполнения энергозадач.
На этапе разработки необходимо осуществлять декомпозицию энергоцелей и энергозадач на основе предложений со стороны структурных подразделений и иных заинтересованных сторон.
На этапе мониторинга достижения энергоцелей и выполнения энергозадач необходимо анализировать причины несоблюдения сроков выполнения поставленных энергозадач.

Формирование и реализация программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны участвовать в разработке программы энергосбережения в соответствии с "Методическими указаниями по формированию и реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в ОАО "РЖД".
Разработку планов мероприятий программы необходимо осуществлять на основе:
- "Перечня типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для различных категорий потребителей топливно-энергетических ресурсов в ОАО "РЖД";
- "Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "РЖД";
- "Положения о порядке формирования и отчете об исполнении программ организационно-технических мероприятий в ОАО "РЖД".
Лица, ответственные за организацию работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, должны обеспечить текущий ежемесячный мониторинг выполнения программы (в разрезе план/факт/прогноз) и планов мероприятий. Результаты их реализации должны включаться в состав входных данных для анализа СЭнМ со стороны высшего руководства.

 

Приложение В
(справочное)

Примерная структура документации Системы энергоменеджмента

Документация СЭнМ имеет несколько уровней (Рис.В.1).

См. рисунок В.1

Примечание - Структура адаптирована из ГОСТ Р ИСО/ТО 10013 (Приложение А).
Примерная структура документации СЭнМ представлена в таблице В.1.

Таблица В. 1 - Примерная структура документации СЭнМ

     Наименование уровня   

           Виды документов                        

         Уровень "А"       
(описывает СЭнМ и ее   
элементы)         

- Энергоруководство;                              
- Энергетическая политика;                        
- Энергоцели и энергозадачи.                      

          Уровень "Б"      
(описывает взаимосвязанные
процессы, а также    
деятельность, необходимую 
для внедрения и реализации
СЭнМ)          

- Процедура управления документами;               
- Процедура внутренних аудитов СЭнМ;               
- Программы, планы и отчеты внутренних аудитов;   
- Процедура и документы в форме записей,          
регламентирующие закупки;                       
- Документы в форме записей, регламентирующие     
проектирование;                                  
- Процедура анализа СЭнМ со стороны высшего       
руководства;                                    
- Планы мероприятий в области энергоменеджмента;  
- Программы энергосбережения;                     
- Реестр законодательных и иных требований;       
- Положение о рабочей группе по внедрению СЭнМ;   
- Должностные инструкции работников;              
- Положение о стимулировании деятельности         
персонала на улучшение энергоэффективности;     
- Положения о структурных подразделениях;         
- Регламент взаимодействия структурных            
подразделений ОАО "РЖД" в рамках процесса       
энергосбережения;                               
- Положение о проведении конкурсов и соревнований 
между подразделениями ОАО "РЖД";                
- Положение о проведении конкурсов на лучшее      
предложение в области энергоэффективности;      
- Положение о проведении конкурсов и соревнований 
на рационализаторские решения в области         
энергоэффективности;                             
- Решение высшего руководства о поддержании       
внешних связей в области энергоменеджмента;     
- Приказ о назначении руководителя СЭнМ, об       
образовании, составе и полномочиях рабочей группы
по внедрению СЭнМ в структурных подразделениях  
ОАО "РЖД";                                      
- Положение об обучении персонала и приказы на    
обучение;                                       
- СТО РЖД "Организация технической учебы          
работников ОАО "РЖД". Общие положения";         
- СТО РЖД "Политика управления топливно-          
энергетическими ресурсами";                     
- Методические рекомендации по расчету            
экономической эффективности новой техники,      
технологии, объектов интеллектуальной           
собственности и рационализаторских предложений; 
- Требования к инновационным проектам и           
техническим решениям в области железнодорожного 
транспорта;                                     
- Порядок размещения заказов на закупку товаров,  
выполнение работ, оказание услуг для            
осуществления основных видов деятельности       
ОАО "РЖД";                                     
- Порядок размещения заказов на закупку товаров,  
выполнение работ и оказание услуг дочерними     
обществами ОАО "РЖД" (пример);                  
- Типовое положение о топливно-энергетическом     
центре;                                         
- Положение "О взаимодействии между ОАО "РЖД" и   
подрядными организациями в сфере охраны труда"; 
- Порядок идентификации требований законодательной
и нормативно-технической документации в области 
энергоменеджмента;                              
- Регламент "Организация и проведение внутренних  
аудитов системы энергоменеджмента";             
- Отчеты о проведении внутренних аудитов системы  
энергоменеджмента подразделений ОАО "РЖД";      
- Регламент "Выявление несоответствий системы     
энергоменеджмента, инициирование и реализация    
корректирующих действий и предупреждающих       
действий";                                      
- План корректирующих и предупреждающих действий  
подразделений ОАО "РЖД".                        

  Уровень "В"              
(содержит детальные     
документы рабочего      
характера)              

- Инструкция о порядке разработки, согласования и 
утверждения проектной документации на           
строительство объектов, финансируемых ОАО "РЖД" 
(пример);                                        
- Внутренние формы статистической отчетности по   
топливу, тепловой энергии, электроэнергии и     
смазочным материалам ОАО "РЖД";                 
- Методические рекомендации о планировании и      
нормировании расхода топливно-энергетических    
ресурсов на тягу поездов в ОАО "РЖД";           
- Технологические и рабочие инструкции;           
- Операционные (технологические) карты;           
- Журналы, протоколы и иные документы,            
свидетельствующие о выполнении рабочих операций;
- Инструкции по видам работ.                      

Примечания: 1 Число уровней иерархической структуры может устанавливаться в соответствии с потребностями ОАО "РЖД".
2 Формы могут использоваться на всех уровнях настоящей структуры.

 

 

Библиография

[1] ИСО 50001:2011 (ISO 50001:2011) Системы энергоменеджмента - Требования с руководством по использованию (Energy management systems - Requirements with guidance for use)
[2] Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред. от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ, от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ, от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ).
[3] Методические рекомендации по планированию подготовки и повышения квалификации рабочих кадров, утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 18 февраля 2009 г. N 327р.
[4] Временный регламент взаимодействия Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", эксплуатационных локомотивных депо с техническим школами, учебными центрами железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" и образовательными учреждениями по вопросам подготовки помощников машинистов, машинистов и работников других профессий, повышению класса квалификации машинистов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 21 декабря 2009 г. N 2629р.
[5] ИСО 14006:2011 (ISO 14006:2011) Системы экологического менеджмента - Руководящие указания для встроенного экодизайна  (Environmental management systems - Guidelines for incorporating ecodesign)
[6] ИСО 19011:2011 (ISO 19011:2011) Руководящие указания для аудитов систем менеджмента (Guidelines for Auditing Management Systems)

 

Приложение
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 24.12.2012 г. N 2674р

ПЕРЕЧЕНЬ
документов ОАО "РЖД", в которые необходимо внести изменения в связи с введением в действие СТО РЖД 08.017-2012

1. Распоряжение ОАО "РЖД" от 28 ноября 2008 г. N 2538р "О Методических рекомендациях по расчету экономической эффективности новой техники, технологии, объектов интеллектуальной собственности и рационализаторских предложений" (в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 10.11.2009 г. N 2288р, в части включения в расчеты экономической эффективности новой техники и технологий критерия энергоэффективности).
2. Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения проектной документации на строительство объектов, финансируемое ОАО "РЖД" (утверждена распоряжением ОАО "РЖД" от 27 октября 2005 г. N 1701р; в ред. распоряжений ОАО "РЖД" от 12.10.2009 г. N 2076р и от 13.08.2010 г. N 1748р в части включения в практику разработки проектной документации критерия энергоэффективности).
3. Распоряжение ОАО "РЖД" от 30 декабря 2009 г. N 2752р "О формировании требований к инновационным проектам и техническим решениям в области железнодорожного транспорта" (в части включения в практику инновационной деятельности критерия энергоэффективности).
4. Распоряжение ОАО "РЖД" от 31 июля 2010 г. N 1661р "О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО "РЖД" (в части включения в практику закупок критерия энергоэффективности и информирования об этом поставщиков).
5. Распоряжение ОАО "РЖД" от 29 марта 2010 г. N 632р "О порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг дочерними обществами ОАО "РЖД" (в части включения в практику закупок критерия энергоэффективности и информирования об этом поставщиков).
6. Распоряжение ОАО "РЖД" от 20 апреля 2011 г. N 864р "Об утверждении типового положения о топливно-энергетическом центре" (в части возложения на топливно-энергетические центры железных дорог функций Службы по СЭнМ, вытекающие из требований стандарта ISO 50001).
7. Распоряжение ОАО "РЖД" от 17 августа 2009 г. N 1722р "Об утверждении Положения "О взаимодействии между ОАО "РЖД" и подрядными организациями в сфере охраны труда" (в части расширения области применения данного Положения на взаимодействие с подрядными организациями в области энергосбережения, в т.ч.:
- необходимости обеспечения их осведомленности по вопросам энергоменеджмента;
- обеспечения надлежащего уровня компетентности в вопросах энергоэффективности подрядных организаций при их выборе;
- информирования подрядных организаций по вопросам энергоменеджмента посредством инструктажей;
- обеспечения рассмотрения замечаний, поступивших от подрядных организаций, по вопросам СЭнМ).
8. СТО РЖД 1.21.001-2007 Организация технической учебы работников ОАО "РЖД". Общие положения (в части расширения области технической учебы вопросами энергосбережения и энергоэффективности).
9. СТО РЖД 1.21.002-2008 Политика управления топливно-энергетическими ресурсами (в части гармонизации его норм с требованиями СЭнМ, в т.ч. уточнения круга задач, решаемых в ходе контроля эффективности использования ТЭР на различных организационных уровнях).