ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2012 г. 2690р

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЕРЕВОЗОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ В ПРЯМОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПРИВАТНЫХ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УКРАИНУ И ОБРАТНО

В целях дальнейшего расширения применения электронного документооборота в прямом международном железнодорожном сообщении на перевозки приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Украину и обратно:
1. Утвердить прилагаемую Временную технологию перевозки приватных порожних вагонов из Российской Федерации в Украину в прямом международном сообщении и обратно по безбумажной технологии (далее - Временная технология).
2. Генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию) обеспечить в срок до 25 декабря 2012 г. подписание Соглашения о взаимодействии ГИВЦ Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины и ОАО "НИИАС" при осуществлении трансграничного электронного документооборота.
3. Возложить на Удостоверяющий центр ОАО "НИИАС" реализацию процедуры взаимного подтверждения и признания электронной подписи в ОАО "РЖД" при данных перевозках.
4. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Павловскому А.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию), директору Главного вычислительного центра Вишнякову В.Ф. обеспечить в срок до 18 января 2013 г. внесение необходимых изменений и ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения в соответствии с Временной технологией.
5. Начальнику Департамента информатизации и корпоративных процессов управления Павловскому А.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., генеральному директору ОАО "НИИАС" Погодину А.Е. (по согласованию), директору Главного вычислительного центра Вишнякову В.Ф. обеспечить, начиная с 23 января 2013 г., проведение опытной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с Временной технологией.
6. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А. по результатам опытной эксплуатации обеспечить, начиная с 1 февраля 2013 г., перевозки приватных порожних вагонов, следующих из Российской Федерации в Украину и обратно, по электронным документам в соответствии с Временной технологией.
7. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., исполняющему обязанности начальника Департамента корпоративных коммуникаций Луневу М.М. обеспечить размещение Временной технологии на корпоративном сайте ОАО "РЖД".
8. Генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А. информировать пользователей услуг железнодорожного транспорта:
об оформлении электронных перевозочных документов в прямом международном сообщении при перевозке приватных порожних вагонов, следующих из Российской Федерации в Украину и обратно, начиная с 1 февраля 2013 г.;
о размещении Временной технологии на корпоративном сайте ОАО "РЖД".
9. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Бабаева С.М.

Первый вице-президент ОАО "РЖД"
В.Н. Морозов

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
25.12.2012 г. N 2690р

ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ПЕРЕВОЗКИ ПРИВАТНЫХ ПОРОЖНИХ ВАГОНОВ В ПРЯМОМ МЕЖДУНАРОДНОМ СООБЩЕНИИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УКРАИНУ И ОБРАТНО ПО БЕЗБУМАЖНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В данном документе используются следующие сокращения:
ЭП              -  электронная подпись
ЭЦП             -  Электронная цифровая подпись
АС              -  автоматизированная система
АС ЭТРАН        -  Автоматизированная система централизованной подготовки и
оформления перевозочных документов
РЖД             -  Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УЗ              -  Государственная администрация железнодорожного транспорта
Украины "Укрзализныця"
ЦФТО            -  Центр фирменного транспортного обслуживания
СТЦ             -  Станционный технологический центр
EDI-система     -  Система электронного обмена данными между иностранными
железными дорогами
ЛАФТО           -  Линейное агентство фирменного транспортного обслуживания
ППВ             -  передаточная поездная ведомость
ИППВ            -  исходная передаточная поездная ведомость
ДУЦ             -  Доверенный удостоверяющий центр
ПАК Автомат     -  Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий
EDI                автоматическое формирование ЭП

1.2. Настоящая технология устанавливает порядок перевозок приватных порожних вагонов в прямом международном сообщении из Российской Федерации в Украину и обратно, осуществляемых РЖД и УЗ по электронным накладным без оформления перевозочных документов на бумажном носителе с применением квалифицированной электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и с применением электронной цифровой подписи (ЭЦП) в соответствии с законом Украины от 22 мая 2003 г. N 852-IV "Об электронной цифровой подписи".
Согласно п. 2 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью, до даты признания утратившим силу Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью.
1.3. Настоящая технология применяется при наличии между ОАО "РЖД" и грузоотправителем в Российской Федерации договора об электронном обмене документами.
1.4. Оформление накладной СМГС на перевозку приватных порожних вагонов, следующих в обоих направлениях, производится в электронном виде без печати комплекта перевозочных документов.
1.5. Проверка подлинности и целостности электронного документа осуществляется средствами Доверенных удостоверяющих центров сторон (УЦ ГИВЦ УЗ - со стороны УЗ и УЦ ОАО "НИИАС" - со стороны РЖД). Вопросы взаимодействия ДУЦ сторон определяются в отдельном соглашении.
Юридическая значимость электронного документа, полученного от его составителя, признается получателем в случае, если проверка, проведенная ДУЦ Стороны получателя (в соответствии с соглашением между ДУЦ Сторон), квалифицированной ЭП или ЭЦП, сформированной на данном ЭД ДУЦ Стороны составителя, дала положительный результат.
1.6. Обмен электронными накладными СМГС осуществляется между серверами автоматизированных систем РЖД и УЗ через EDI-систему по криптографически защищенному каналу передачи данных.
1.7. Изменения, вносимые в электронную накладную СМГС на любом этапе перевозки, подтверждаются квалифицированной ЭП ответственных работников в АС ЭТРАН.

2. ОФОРМЛЕНИЕ НАКЛАДНЫХ СМГС НА ПРИВАТНЫЕ ПОРОЖНИЕ ВАГОНЫ, СЛЕДУЮЩИЕ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УКРАИНУ

2.1. Грузоотправитель оформляет электронную накладную СМГС на порожние приватные вагоны в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).
2.2. Грузоотправитель после заполнения электронной накладной СМГС подписывает своей квалифицированной ЭП сформированную АС ЭТРАН электронную накладную СМГС.
2.3. При получении заготовки электронной накладной СМГС от грузоотправителя на приватные порожние вагоны агент ЦФТО печатает в АС ЭТРАН вагонный лист с отметкой "С электронной накладной" и передает его приемосдатчику в случае отсутствия на рабочем месте приемосдатчика АС ЭТРАН.
Грузоотправитель вправе самостоятельно напечатать с использованием АС ЭТРАН вагонный лист.
2.4. Приемосдатчик принимает вагоны без предъявления грузоотправителем бумажной железнодорожной накладной СМГС, после приема приватных порожних вагонов от грузоотправителя заполняет и подписывает вагонный лист, после чего возвращает его агенту ЦФТО.
Агент ЦФТО, на основании вагонного листа, завершает оформление электронной накладной СМГС в АС ЭТРАН, передает в Автоматизированную систему оперативного управления перевозками (АСОУП) информацию в формате сообщения 410 в объеме накладной СМГС, после чего подписывает электронную накладную СМГС квалифицированной ЭП.
Оформленный в бумажном виде вагонный лист агент ЦФТО под роспись в книге формы ГУ-48 передает в СТЦ.
2.5. В АС ЭТРАН фиксируется результат оформления электронной накладной СМГС, подписанной квалифицированной ЭП грузоотправителя, в сопроводительной ведомости корешков дорожных ведомостей и вагонных листов ГУ-4/Э ВЦ, с отметкой "С ЭЦП".
2.6. В АС ЭТРАН обеспечивается грузоотправителю просмотр электронной накладной СМГС и распечатка машинопечатной копии электронной накладной СМГС (дубликат накладной) на бумажном носителе по форме бланка СМГС.
2.7. Передача электронной накладной СМГС из АС ЭТРАН в АС УЗ обеспечивается через EDI-систему в соответствии с Приложением к Временной технологии.
2.8. Перевозка от станции отправления в Российской Федерации до передаточной станции РЖД осуществляется в сопровождении вагонного листа ГУ-38а или ГУ-38б (в зависимости от вида отправки) на бумажном носителе со специальной отметкой "С электронной накладной".
2.9. В случае необходимости составления акта общей формы ГУ-23, относящегося к данной перевозке, ответственный работник станции РЖД на основании электронной накладной СМГС составляет акт общей формы ГУ-23 с помощью системы ЕАСАПР. Распечатанный акт общей формы ГУ-23 прикладывается к вагонному листу и следует до станции назначения.
2.10. В случае возникновения нештатных ситуаций при перевозке от станции отправления в Российской Федерации до передаточной станции РЖД, когда требуется полная информация в объеме накладной СМГС, в АС ЭТРАН агенту ЦФТО обеспечивается просмотр и распечатка машинопечатной копии электронной накладной СМГС на бумажном носителе по форме бланка СМГС.

3. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ ПРИ СДАЧЕ ПОЕЗДА НА ПЕРЕДАТОЧНОЙ СТАНЦИИ РЖД

3.1. По прибытии вагонов на передаточную станцию РЖД вагонные листы с отметкой "С электронной накладной" в установленном порядке, под роспись в книге сдачи формы ГУ-48, поступают из СТЦ в ЛАФТО передаточной станции РЖД.
3.2. Агент ЦФТО передаточной станции, используя сведения электронной накладной СМГС, регистрирует факт прибытия в книге прибытия грузов формы ГУ-42/Э ВЦ.
3.3. Вагонные листы передаются из ЛАФТО в СТЦ под роспись в журнале ф. ГУ-48 "Прием/сдача документов из/в СТЦ".
3.4. После подписания ППВ в соответствии с технологией работы передаточной станции агент ЦФТО, используя АС ЭТРАН, производит завершение перевозки по территории Российской Федерации с применением квалифицированной ЭП.
3.5. Результат сдачи на УЗ фиксируется в АС ЭТРАН в "Сопроводительной ведомости дорожных ведомостей на выданные грузы" формы ФДУ-91/Э ВЦ.
3.6. Дальнейшая передача приватных порожних вагонов производится по электронным накладным СМГС в сопровождении бумажного вагонного листа, и бумажной ППВ. Вагоны считаются принятыми с момента подписания ППВ представителями УЗ.

4. РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ ПРИ ПРИЕМЕ ПОЕЗДА НА ПЕРЕДАТОЧНОЙ СТАНЦИИ РЖД

4.1. Передача электронной накладной от УЗ в РЖД производится в соответствии с Приложением к Временной технологии.
4.2. При предъявлении УЗ на согласование РЖД исходной передаточной ведомости, содержащей вагоны, следующие по электронной накладной СМГС, агент ЦФТО удостоверяется в наличии в АС ЭТРАН заготовок электронных накладных СМГС на принимаемые вагоны, сформированных по данным, полученным от EDI-системы, и подписанных ЭЦП. В случае отсутствия в АС ЭТРАН информации, необходимой для формирования электронной накладной СМГС, при получении отрицательного ответа о подлинности ЭЦП, целостности электронного документа, ответственный представитель пограничной станции РЖД уведомляет ответственного представителя УЗ о необходимости предоставления бумажного комплекта перевозочных документов, подписанных установленным порядком.
4.3. В случае обнаружения расхождения сведений в электронной накладной СМГС и ИППВ агент ЦФТО составляет акт общей формы ГУ-23, на основании которого вносятся изменения в ИППВ.
4.4. После согласования ППВ уполномоченным представителем РЖД агент ЦФТО производит оформление в АС ЭТРАН перевозочного документа, предусмотренное на входной пограничной станции для перевозчика, и подписывает электронную накладную СМГС своей квалифицированной ЭП от лица перевозчика.

5. ПЕРЕВОЗКА ОТ ПЕРЕДАТОЧНОЙ СТАНЦИИ РЖД ДО СТАНЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5.1. Перевозка от передаточной станции РЖД до станции назначения осуществляется в сопровождении вагонного листа на бумажном носителе со специальной отметкой "С электронной накладной" и актов общей формы ГУ-23, составленных на территории УЗ и РЖД (при их наличии).
5.2. В пути следования все предусмотренные соответствующими нормативными документами отметки вносятся железнодорожными станциями в АС ЭТРАН и отражаются в электронной накладной СМГС в графе "Отметки железной дороги", при этом сведения подтверждаются квалифицированной ЭП ответственных работников.
5.3. В случае необходимости составления акта общей формы ГУ-23, относящегося к данной перевозке, ответственный работник попутной станции на основании электронной накладной СМГС составляет акт общей формы ГУ-23 с помощью системы ЕАСАПР. Распечатанный акт общей формы ГУ-23 прикладывается к вагонному листу и следует до станции назначения.
5.4. Агент ЦФТО вносит изменения в электронную накладную СМГС и подтверждает квалифицированной ЭП подлинность сведений о составлении акта общей формы в АС ЭТРАН.
5.5. Сведения об отцепленных и переадресованных в пути следования от передаточной станции до станции назначения вагонах вносятся в АС ЭТРАН и подтверждаются квалифицированной ЭП уполномоченных работников.
5.6. По прибытии на станцию назначения приватных порожних вагонов, перевозимых по электронной накладной СМГС, вагонные листы с отметкой "С электронной накладной" и акты общей формы ГУ-23 (при их наличии) в установленном порядке поступают в ЛАФТО.
5.7. Агент ЦФТО, используя данные электронной накладной СМГС АС ЭТРАН, регистрирует сведения в книге прибытия формы ГУ-42/Э ВЦ с примечанием "ЭЦП".
5.8. Агент ЦФТО и получатель приватных порожних вагонов завершают оформление электронной накладной СМГС с использованием АС ЭТРАН действующим порядком, при этом результат раскредитования электронной накладной СМГС фиксируется в АС ЭТРАН в "Сопроводительной ведомости дорожных ведомостей формы ФДУ-91/Э ВЦ".
5.9. При отсутствии между ОАО "РЖД" и получателем приватных порожних вагонов договора об электронном обмене документами раскредитование перевозочных документов осуществляется действующим порядком с применением распечатанных и заверенных установленным порядком машинопечатных копий электронной накладной по форме бланка СМГС.

 

 

Приложение

СХЕМЫ ТРАНСГРАНИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПРИ ОБМЕНЕ ЭЛЕКТРОННЫМИ СООБЩЕНИЯМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ЭП, МЕЖДУ РЖД И УЗ

1. Схема передачи электронного документа из автоматизированной системы РЖД в автоматизированную систему УЗ

Схема передачи электронного документа из АС РЖД в АС УЗ представлена на рисунке 1 и состоит из следующих шагов:
См. рисунок 1
1. В АС ЭТРАН на станции отправления подготавливается электронная накладная с ЭП, предназначенная для трансграничной передачи.
2. После оформления электронной накладной с ЭП в АС ЭТРАН на станции отправления данные об отправке, включая признак электронности, передаются в EDI-систему.
3. В EDI-системе формируется сообщение IFTMIN (железнодорожная накладная) с признаком электронности, которое передается по действующей технологии и в соответствии с пунктом 2 Приложения N 2 к Соглашению между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины об электронном обмене данными при перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении, подписанному 31 декабря 2004 года N 1622-17/05, в Информационно-вычислительный центр УЗ по факту оформления перевозочного документа на станции приема груза к перевозке (информация об отправке).
4. На пограничной передаточной станции после проведения необходимых процедур в соответствии с технологическим процессом работы станции по факту "прибытия" электронной накладной из АС ЭТРАН передаются в EDI-систему сведения из этой накладной с признаком электронности и статусом "готов к сдаче".
5. По факту получения электронной накладной со статусом "готов к сдаче" и признаком электронности EDI-система формирует сообщение IFTMIN, которое направляется в УЦ ОАО "НИИАС" для автоматического подписания электронной подписью на сертификате РЖД с использованием ПАК Автомат-EDI.
6. Текстовый документ в формате IFTMIN подписывается на ПАК Автомат-EDI и ДУЦ РЖД в соответствии с порядком, определенным соглашением между ДУЦ Сторон.
7. Посредством EDIFACT документ передается через транспортную подсистему EDI-системы в сеть передачи данных "Инфосеть-21" и далее в АС УЗ.
8. АС УЗ формирует запрос на проверку подписи РЖД, подписывает его ключом пользователя УЗ и передает его на проверку в ДУЦ УЗ.
9. ДУЦ УЗ на основании запроса пользователя УЗ осуществляет проверку электронной подписи под ЭД, полученным от РЖД в соответствии с порядком, определенным соглашением ДУЦ Сторон.
10. На основании результата проверки электронной подписи под ЭД, полученным от РЖД, ДУЦ УЗ формирует квитанцию для пользователя УЗ, подписанную сертификатом ДУЦ УЗ на национальном алгоритме УЗ и сообщение IFTMIN.
11. АС УЗ передает сообщение IFTMIN адресату на дальнейшую обработку.
12. Адресат - пользователь АС УЗ принимает документ в работу в соответствии с принятыми бизнес процессами.

2. Схема передачи электронного документа из автоматизированной системы УЗ в автоматизированную систему РЖД

Схема передачи электронного документа из АС УЗ в АС РЖД представлена на рисунке 2 и состоит из следующих шагов:
См. рисунок 2
1. АС УЗ формирует накладную для трансграничной передачи.
2. Сформированная накладная преобразуется в сообщение IFTMIN (формат UN /EDIFACT).
3. Текстовый документ в формате UN /EDIFACT передается в ДУЦ УЗ для подписания ЭЦП в соответствии с порядком, определенным соглашением между ДУЦ Сторон.
4. Посредством системы EDIFACT документ передается через сеть передачи данных "Инфосеть-21" в EDI-систему РЖД.
5. Далее документ попадает в ПАК Автомат-EDI, который формирует запрос на проверку подписи УЗ, подписывает его ключом пользователя РЖД и передает его на проверку в ДУЦ РЖД.
6. ДУЦ РЖД организует процедуру проверки ЭЦП под документом, полученным от УЗ, в соответствии с порядком, определенным соглашением ДУЦ Сторон.
7. На основании результата проверки ДУЦ РЖД формирует квитанцию для пользователя РЖД, подписанную сертификатом ДУЦ РЖД с использованием российских криптографических алгоритмов.
8. ПАК Автомат-EDI РЖД передает сообщения IFTMIN на дальнейшую обработку.
9. Адресат - пользователь АС ЭТРАН принимает документ в работу в соответствии с принятыми бизнес-процессами.

3. Внутренняя схема подготовки и проверки документов для организации трансграничного взаимодействия с ЭП

Внутренняя схема подготовки и проверки документов представлена на рисунках 3, 4 и включает в себя две части.
См. рисунок 3
См. рисунок 4
3.1. Схема автоматизированной подписи при экспорте
Должны быть реализованы две MQ-очереди:
- очередь с документами IFTMIN, которые необходимо подписывать (в данную очередь АС РЖД помещает документы IFTMIN);
- очередь с подписанными документами (в данную очередь комплекс Автомат-EDI помещает подписанные документы в формате PKCS#7).
Выполняются следующие шаги:
1. ПАК Автомат-EDI просматривает очередь входящих IFTMIN документов, загружает и регистрирует их в соответствии с уникальным идентификатором документа IFTMIN.
2. ПАК Автомат-EDI с использованием ПАК ДТС-Агент обеспечивает простановку электронной подписи в соответствии с порядком, определенным соглашением ДУЦ Сторон.
3. Сформированный блок с подписью передается в исходящую MQ-очередь.
3.2. Схема автоматизированной подписи при импорте
Должны быть реализованы две MQ-очереди:
- Очередь с подписанными УЗ документами. В данную очередь EDI-система РЖД помещает полученные от УЗ подписанные на алгоритме УЗ электронные документы в формате PKCS#7:
- Очередь с успешно проверенными документами IFTMIN;
Выполняются следующие шаги:
1. ПАК Автомат-EDI просматривает очередь входящих подписанных документов, загружает и регистрирует их в соответствии с уникальным идентификатором документа IFTMIN.
2. ПАК Автомат- EDI формирует запрос на проверку подписи УЗ в ДУЦ РЖД, подписанный на ключе РЖД.
3. ДУЦ РЖД обеспечивает проверку ЭЦП УЗ в соответствии с порядком, определенным соглашением ДУЦ Сторон.
4. ПАК Автомат- EDI помещает в архив полученную квитанцию.
5. В зависимости от полученной квитанции извлеченный из PKCS#7 документ IFTMIN или передается в исходящую очередь с успешно проверенными документами или в случае неуспешно проверенных документов учитывается в статистике.
6. Полученную квитанцию EDI-система передает в АС ЭТРАН.