4.12 Краны воздухопровода
4.12.1 Краны пробковые.
4.12.1.1 Снятые для ремонта краны очистить, разобрать, детали тщательно промыть, затем насухо вытереть и осмотреть.
4.12.1.2 Пробки кранов и втулки в корпусе при наличии рисок проверить на станке и притереть. Притертая пробка должна всей рабочей поверхностью плотно прилегать к поверхности втулки в корпусе крана.
4.12.1.3 Проверить правильность нанесения риски на квадрате пробки. Риска вдоль корпуса крана соответствует открытому положению, поперек -закрытому, кроме стоп-кранов. Ручка крана должна быть плотно насажена на квадрат и иметь зазор не более установленного документацией.
4.12.1.4 Проверить совпадение отверстий в пробке и корпусе при открытом положении крана. Контрольные и атмосферные отверстия прочистить и проверить на соответствие чертежному размеру.
4.12.1.5 В концевых кранах осмотреть кулачковое устройство и уплотняющие резиновые кольца, которые должны иметь высоту не менее 8,4 мм. Подрезка колец не допускается.
4.12.1.6 Пружины при потере упругости или просадке более 2,5 мм от чертежного размера заменить новыми.
4.12.2 Краны шаровые.
4.12.2.1 Краны подлежат снятию с электропоезда и ремонту только в случае появления утечки из-за нарушения резиновых уплотнений шпинделя и штуцеров, а также фторопластовых уплотнений затвора.
4.12.2.2 При ремонте произвести замену негодных уплотнений.
После замены уплотнений затвора из фторопласта необходимо выдержать кран в крайнем положении "закрыто", а кран трехходовой в крайних положениях "открыто-закрыто" в течение 24 ч при комнатной температуре.
4.12.2.3 На ремонтируемом кране отвинтить винты крепления крышки, снять крышку и извлечь шпиндель, после чего на шпинделе заменить резиновое кольцо. У кранов с рукояткой рукоятку снимать по мере необходимости.
4.12.2.4 Отвинтить штуцер и последовательно извлечь резиновые и фторопластовые кольца и шаровую пробку, после чего заменить резиновые и фторопластовые кольца. У трехходовых кранов отвинтить средний штуцер и заменить резиновое кольцо, уплотняющее резьбу. У трехходового крана с атмосферным отверстием отвинтить средний штуцер и заменить вставленную в него резиновую манжету. Поверхность шаровой пробки предохранять от повреждений.
4.12.2.5 После замены уплотнений собрать кран.
4.12.3 Смазывание кранов пневматических сетей.
4.12.3.1 Поверхности трения "сталь-чугун" или "чугун-латунь" разобщительных и переключательных пробковых кранов смазать смазкой ЖТ-79Л ТУ 0254-002-01055954-01.
4.12.3.2 Резьбовые соединения (поверхность трения "металл-металл") разобщительных кранов смазать смазкой графитной УСсА ГОСТ 3333.
4.12.3.3 Внутренние обработанные поверхности и резьбовые соединения, поверхности трения "металл-металл" шаровых разобщительных кранов смазать смазкой ЖТ-79Л ТУ 0254-002-01055954-01.
4.12.4 Испытания кранов пневматических сетей.
4.12.4.1 После ремонта краны испытать на плотность затвора, герметичность мест соединений, а концевые краны - также на плотность мест прилегания колец. Краны с атмосферным отверстием и водоспускные краны испытывать только на герметичность затвора.
4.12.4.2 Пробковые краны испытывать под давлением 0,6 МПа (6,0 кгс/кв.см), шаровые краны - под давлением от 0,7 до 0,8 МПа (от 7,0 до 8,0 кгс/кв.см) в открытом и закрытом положении.
4.12.4.3 При обмыливании контрольного отверстия концевых кранов допускается образование мыльного пузыря, удерживающегося не менее 10 с.
4.12.4.4 При обмыливании соединения корпуса и крышки, а также мест прилегания пробки к корпусу со стороны квадрата для посадки ручки образование мыльных пузырей не допускается.
4.12.4.5 Герметичность затвора кранов с атмосферным отверстием и водоспускных кранов определять по падению давления в резервуаре 5 л в течение 5 мин. Падение давления должно быть не более +/-0,01 МПа (+/- 0,1 кгс/кв.см). Допускается производить испытания обмыливанием или опусканием в воду, при этом не допускается образование мыльных пузырей или пузырьков воздуха в течение 1 мин.
4.12.4.6 Испытание на герметичность затвора кранов разобщительных и двойной тяги производить при закрытом положении пробки. Давление подавать в один патрубок при открытом другом (на трехходовых кранах - открытых поочередно других).
4.12.4.7 Испытания на герметичность корпуса и мест соединений производить при положении пробки, обеспечивающем поступление воздуха в рабочие полости крана (в трехходовых кранах - поочередно во все рабочие полости). Давление подавать в один патрубок при заглушенном другом (в трехходовых кранах - в центральный патрубок при закрытых других).