6.5 Электродвигатель П31М
6.5.1 Двигатель разобрать в следующей последовательности:
- снять крышки коллекторных люков 1 (рисунок 6.6) и клеммной коробки;

См. рис. 6.6. - Электродвигатель П31М

- извлечь щетки, отвинтив гайки крепления к щеткодержателям их шунтов. Отсоединить провода от кронштейнов щеткодержателей;
- снять крышку (лабиринт) 2 подшипника;
- распрессовать и снять подшипниковый щит 6;
- распрессовать подшипниковый щит 12, выведя его из сопряжения со станиной 8 и извлечь, не повреждая обмотки и коллектор, якорь 9 вместе с подшипниковым узлом со стороны, противоположной коллектору;
- разобрать подшипниковые узлы, сняв подшипники и внутренние крышки (лабиринты) 3 и 13 с вала якоря;
- извлечь траверсу из подшипникового щита (при необходимости), снять щеткодержатели и кронштейны (пальцы) щеткодержателей.
6.5.2 Произвести проверку и ремонт магнитной системы, в соответствии с п. 6.2.2. Местные повреждения изоляции проводов восстанавливать наложением двух слоев ленты из стеклолакоткани ЛСМ-1 ТУ 3491-079-05758799-2002 с перекрытием 1/2 ширины и одного слоя ленты ЛЭС 0,1x20 ГОСТ 5937 с перекрытием 1/2 ширины. Изолированное место покрыть электроизоляционной эмалью ГФ-92ХС, красно-коричневая, ГОСТ 9151. Сопротивление изоляции обмоток магнитной системы в холодном состоянии должно быть не менее 1 МОм. Измерения производить мегаомметром на 500 В.
6.5.3 Проверить и отремонтировать якорь в соответствии с п. 6.2.3. Проверку состояния шариковых подшипников и их посадку на шейки вала производить по Инструктивным указаниям (п. 29 приложения А).
Сопротивление изоляции обмотки якоря в холодном состоянии, измеренное мегаомметром на 500 В, должно быть не менее 1 МОм.
6.5.4 Проверить и отремонтировать подшипниковые щиты, крышки (лабиринты), траверсу, кронштейны (пальцы) щеткодержателей, щеткодержатели по п. 6.2.4 - 6.2.6. Испытание кронштейнов щеткодержателей на электрическую прочность изоляции производить переменным напряжением 1800 В частоты 50 Гц в течение 1 мин.
6.5.5 Проверить состояние коробки выводов, ее панели, надежность крепления выводных шпилек, отсутствие трещин в панели. При повреждении коробки выводов произвести ее ремонт с заменой, при необходимости, панели и контактных элементов крепления выводов.
6.5.6 Сборку двигателя производить в последовательности, обратной разборке, с обеспечением выполнения норм приложения Е.
Смазку подшипниковых узлов производить смазкой Буксол ТУ 0254-107-01124328-2001. Свободные пространства между шариками, сепараторами и кольцами заполнить смазкой полностью, а углубления в крышках (лабиринтах) заполнить от 1/3 до 2/3 объема углублений.
Сборку подшипниковых узлов производить в соответствии с Инструктивными указаниями (п. 29 приложения А).
В гнезда щеткодержателей установить щетки в соответствии с техническим паспортом двигателя или марки ЭГ-61, размерами 10x12,5x32 мм. Все щетки должны быть одной марки. Нажатие на щетку должно составлять от 3,2 до 4,4 Н. Непараллельность продольных осей окон щеткодержателей и коллекторных пластин на длине пластины не должна превышать 1 мм.
После притирки щеток к коллектору площадь прилегания каждой щетки должна быть не менее 75 %.
Проверку установки щеток на нейтраль производить по ГОСТ 10159. Отметку (контрольную полосу) на подшипниковом щите и траверсе нанести после проверки коммутации в процессе приемо-сдаточных испытаний.
После сборки проверить двигатель на соответствие нормам, проверить легкость вращения якоря от руки и правильность направления вращения при подключении двигателя к источнику постоянного тока.
6.5.7 Провести приемо-сдаточные испытания двигателя в соответствии с ГОСТ 2582 и Руководством (п. 35 приложения А).
Программа испытаний приведена в п. 6.2.8.
Сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и друг относительно друга в практически холодном состоянии должно быть, не менее 1 МОм. Измерения выполнять мегаомметром на 500 В.
Сопротивление обмоток постоянному току не должно отклоняться от номинальных величин, приведенных в приложении И, более чем на +/- 10 %.
Испытание двигателя на нагревание производить в течение 1 ч в номинальном режиме, параметры которого приведены в приложении Ж. Превышение температуры обмоток определять по методу сопротивления, расчет производить по ГОСТ 11828. Температуру коллектора определять непосредственным измерением контактным способом по поверхности рабочей части. Превышения температуры обмотки якоря должно быть не более 120 °С, обмоток добавочного и главных полюсов - не более 130 °С, коллектора - не более 95 °С.
Допустимое отклонение частоты вращения от номинального значения (1000 об/мин) - не более +/- 6 %.
Испытание двигателя на повышенную частоту вращения производить на холостом ходу в течение 2 мин при частоте вращения 2000 об/мин.
Испытание электрической прочности междувитковой изоляции производить в течение 5 мин напряжением 143 В.
Температура нагрева подшипниковых узлов нагретого в процессе испытаний двигателя должна быть не более 80 °С.
Радиальное биение рабочей поверхности коллектора должно быть не более 0,05 мм. Разница между величинами биения коллектора в холодном и нагретом состояниях должна быть не более 0,03 мм.
Проверку коммутации производить при токе 14,4 А в течение 1 мин и пятикратным пуском двигателя способом, соответствующим работе его на электропоезде. Оценку коммутации в каждом из двух режимов производить по ГОСТ 183, степень искрения не должна превышать 1 1/2 балла.
Сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками в нагретом состоянии должно быть не менее 0,5 МОм.
Испытание электрической прочности изоляции обмоток относительно корпуса двигателя и между обмотками производить переменным напряжением 1000 В частоты 50 Гц в течение 1 мин.
6.5.8 Признанный годным по результатам приемо-сдаточных испытаний двигатель осмотреть, очистить внутренние поверхности от щеточной пыли и копоти, укомплектовать деталями внешнего крепления. Произвести наружную окраску двигателя, за исключением контактных поверхностей заземления и таблички, эмалью ПФ-115, серая, ГОСТ 6465 или ГФ-92ХС, серая, ГОСТ 9151.