4 Общие требования к организации функционирования учебно-тренировочных центров

4.1 Общие положения
4.1.1 Учебно-тренировочные центры (УТЦ), включают в себя уже имеющиеся учебные центры и дорожные технические школы и могут формироваться:
- при всех локомотивных депо (I уровень - периодичность обучения не реже 1 раза в квартал);
- при каждой железной дороге РФ (дорожные УТЦ - II уровень, периодичность обучения не реже одного раза в год);
- при крупных региональных центрах РФ (региональные УТЦ - III уровень, периодичность обучения не реже 1 раза в 3 года);
- при головных учебных центрах ОАО "РЖД" (IV уровня - периодичность обучения не реже 1 раза в 5 лет).
4.1.2 В УТЦ проходят профессиональную подготовку следующие категории обучаемых:
- лица, проходящие первичную подготовку по специальности помощник машиниста;
- работники, которых предполагается перевести на вождение поездов по интенсивным технологиям (в скоростном режиме, вождение поездов на длинные плечи и без помощников - в одно лицо);
- работники со стажем работы, для которых по срокам требуется подтверждение квалификации;
- работники со стажем работы, для которых требуется повышение квалификации;
- работники со стажем работы для профессиональной подготовки к действиям в нештатных ситуациях.
4.1.3  В УТЦ могут применяться (внедряться) следующие обучающие системы и тренажерные комплексы (ТК):
- для изучения устройства локомотива и его органов управления;
- для запоминания расположения органов управления;
- для выработки навыков управления локомотивом и поездом;
- для изучения профиля пути, расположения постоянных сигналов, знаков и указателей на участках обслуживания, особенностей управления поездом на этих участках;
- для формирования базовых профессионально-важных качеств работников локомотивных бригад;
- для обучения работников локомотивных бригад приемам технического обслуживания локомотивов;
- для отработки энергосберегающих режимов вождения поездов;
- для обучения вождению тяжеловесных поездов;
- для изучения режимных карт;
- для изучения работы новых приборов и систем безопасности, в т.ч. перспективных;
- для управления новым подвижным составом и др.
4.1.4 Требования по оснащению УТЦ тренажерами
4.1.4.1 Семейство тренажеров, применяемых в УТЦ, зависит от уровня
учебно-тренировочных центров (п. 4.1.1) и может включать в себя как тренажеры узкого назначения для решения отдельных задач из перечисленных в п.  4.1.2, 4.1.3 и 4.1.5, так и полномасштабные тренажеры (тренажерные комплексы) для решения широкого круга задач.
4.1.4.2  УТЦ в зависимости от поставленных задач и объемов подготовки соответствующих специалистов может быть оснащен несколькими тренажерами.
4.1.4.3  В зависимости от уровня тренажера последний может быть выполнен:
- в виде макета пульта управления на сенсорных мониторах,
- в виде реального пульта управления конкретной серии локомотива с органами управления и отображения информации,
- в виде кабины с пультом управления конкретной серии локомотива с органами управления и отображения информации,
- в виде динамической платформы и кресла, специализированной кабиной.
4.1.4.4 Использование динамического кресла и динамической платформы, специализированного программного обеспечения тренажера позволяет с учетом продольно-динамических усилий в составе моделировать акселерационные ощущения (ускорения, толчки и т.п.) и отрабатывать машинистами навыки управления локомотивом и поездом, с обеспечением допустимого уровня продольно-динамических сил в составе, без разрыва автосцепок; вождение тяжеловесных поездов, вождение поездов по сложному профилю и плану пути и т.д.
4.1.4.5 Использование кабины с динамической платформой и креслом позволяет воспроизводить "среду", максимально приближенную к реальным условиям эксплуатации. Программное обеспечение позволяет воспроизводить видео- и аудио-эффекты, нештатные ситуации, погодные условия и т.д. Видеосистема обеспечивает реальное или анимационное (3D) изображение участков пути следования, допускается комбинированное - совместное применение реального и 3D изображения. Аудио система позволяет воспроизводить шумовые эффекты работы двигателей, вспомогательных машин, электрического и пневматического оборудования и др.

 

Примечание редакции.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с оригиналом.

 

4.1.4.5 В зависимости от уровня тренажера система визуализации выдает внешнюю путевую обстановку обучаемому на тренажере либо на экран монитора компьютера, либо на плоский экран посредством одного проектора, либо на цилиндрический экран (охватывающий весь обзор из кабины тренажера) посредством четырех проекторов.
4.1.4.6  В зависимости от уровня тренажера конструктивно он может быть выполнен без системы подвижности, либо с системой подвижности кресла машиниста, либо с системой подвижности целиком всего тренажера с шестью степенями свободы.
4.1.4.7 Система моделирования звуков и шумов в зависимости от уровня тренажера.
4.1.4.8 УТЦ должен быть оснащен учебными классами. Учебный класс должен быть оборудован компьютерами, а также вдоль стен должны быть размещены жидкокристаллические мониторы больших размеров. ТК вместе с учебными классами должен быть объединен в единую локальную вычислительную сеть (ЛВС). Обмен информационными потоками должен осуществляться по каналам связи со стандартным интерфейсом типа Ethernet.
4.1.4.9  В условиях эксплуатации ТК должен быть устойчивым к воздействию внешних помех, создаваемых сопутствующим электрооборудованием.
4.1.4.10 По устойчивости к воздействию внешних климатических факторов ТК должен соответствовать 1 группе ГОСТ 21552-84.
4.1.4.11 ТК должен обеспечивать работоспособность при электропитании от сети переменного тока частотой 50 +/- 1 Гц напряжением 220 +22-33 В.
4.1.4.12  ТК должен обеспечивать выполнение функций в течение 5 минут при отключении питания внешней сети посредством источника бесперебойного питания, входящего в состав тренажера.
4.1.4.13 Необходимый срок модернизации тренажеров - каждые 3-4 года. Типовые предложения по модернизации существующего парка и разработке новых тренажеров (на примере тренажера "Торвест-Видео") приведены в справочном Приложении И.
4.1.5 Основными мероприятиями, возлагаемыми на УТЦ, являются:
- профессиональное обучение работников локомотивных бригад;
- психологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки;
- разработка методов и программ обучения (переобучение, повышение квалификации) работников локомотивных бригад;
- анализ эффективности проводимых мероприятий и разработка предложений по их совершенствованию;
- обоснование требований к обучающим системам, тренажерам и тренажерным комплексам (при создании их в УТЦ или участии УТЦ в разработке технического задания на создание тренажеров специализированными организациями).
4.1.6 Материально-техническая база УТЦ должна включать:
- административный и учебный корпуса, которые могут быть объединены в одном здании;
- учебный полигон или выделенное место для базирования учебно-тренировочных локомотивов на территории существующего депо.
4.1.7 В учебном корпусе размещаются:
- аудитории для проведения лекционных занятий и самостоятельной подготовки,
- учебные компьютерные классы (УКК),
- класс психологической подготовки,
- тренажерные классы, оснащенные тренажерами в соответствии с п. 4.1.3-4.1.4.
4.1.8 Количество и состав учебных аудиторий, планировка здания учебного корпуса выбираются в зависимости от предполагаемой загрузки УТЦ.
4.1.9 В состав тренажера для обучения режимам вождения поездов должны входить:
- рабочее место инструктора (РМИ) с возможностью формирования сценария учебной поездки,
- рабочее место обучаемого (РМО).
4.1.10 Тренажеры для обучения локомотивных бригад можно использовать для создания тренажерных систем с расширенными возможностями - комплексной подготовки кадров по обеспечению перевозочного процесса с подключением тренажеров дежурных по станции, поездных диспетчеров и др.
4.1.11 Тренажер должен обеспечивать возможность организации дистанционного обучения. С головного учебного центра возможно формирование сценария и контроль обучения машинистов находящихся на удалении.
4.1.12  Для обеспечения эффективного функционирования УТЦ необходима организация обучения специалистов УТЦ, ведающих вопросами обучения локомотивных бригад с использованием тренажеров с выдачей соответствующих документов. Для вновь назначаемых на предприятиях инструкторов по обучению (в т.ч. инженеров по обучению), необходимо прохождение специализированных курсов по использованию тренажеров в учебном процессе.