4 Методика оценки выраженности акцентуаций характера

Для оценки выраженности акцентуаций характера и общей направленности личности применяется тест "Д", представляющий собой модифицированный вариант методики Лири.
Имеет 8 групп вопросов (октантов) направленности, которые позволяют характеризовать следующие психологические тенденции: 1) лидерство - властность - деспотичность; 2) уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность; 3) требовательность - непримиримость - жестокость; 4) скептицизм - упрямство - негативизм; 5) уступчивость - кротость - пассивную подчиняемость; 6) доверчивость - послушность - зависимость; 7) добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм; 8) отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.
Общий вид стимульного поля на экране монитора приведен на рис. 3.

См. Рис. 3 - Общий вид стимульного поля теста "Д" на экране монитора

Инструкция испытуемому высвечивается на экране монитора.
Текст инструкции: "Вам будут поочередно предъявляться утверждения, отражающие наличие или отсутствие у Вас определенных качеств. Вам необходимо оценить степень согласия с каждым из предъявляемых утверждений в процентах по шкале в диапазоне от 0 до 100 процентов. Число 0% - означает полное отсутствие качества (т.е. Вы не согласны с утверждением), а число 100% - абсолютное преобладание у Вас данного качества (т.е. Вы полностью согласны с утверждением). Подведите курсор к делению шкалы, которое соответствует Вашему мнению и нажмите левую клавишу "мыши".

 

Стимульный материал к тесту "Д" определения выраженности акцентуаций характера

1. Я умею настоять на своем.
2. Я обладаю талантом руководителя.
3. Я люблю давать советы.
4. Я люблю нравиться товарищам.
5. Я уверен в себе.
6. Я человек практичный.
7. Я способен сам позаботиться о себе.
8. Я люблю участвовать в соревнованиях.
9. По характеру я строгий.
10. Я открытый и прямолинейный.
11. Я нетерпим к ошибкам окружающих.
12. Я язвительный и насмешливый.
13. Я не доверяю людям.
14. Я не терплю, чтобы мной командовали.
15. Я долго помню обиды.
16. Я сомневаюсь в честности людей.
17. Я человек уступчивый.
18. В незнакомой компании я смущаюсь.
19. Я человек безынициативный.
20. Я человек робкий.
21. Мне нравится выполнять приказы.
22. Я люблю, когда меня опекают.
23. Мне приятно доставлять другим радость.
24. Я человек доверчивый.
25. Я стремлюсь к сотрудничеству и взаимопониманию.
26. Я ценю мнение товарищей.
27. Многие люди мне нравятся.
28. У меня много друзей.
29. Я люблю помогать людям.
30. Я человек бескорыстный.
31. Я не замечаю недостатков товарищей.
32. Я добродушен.
33. Обычно я пользуюсь уважением у окружающих.
34. Я люблю брать ответственность на себя.
35. Я умею распоряжаться другими.
36. Я способен производить впечатление на окружающих.
37. Я вполне удовлетворен самим собою.
38. Я люблю прихвастнуть.
39. Я эгоистичный человек.
40. Меня интересуют люди с достатком и высоким положением.
41. Я критично отношусь к окружающим.
42. Меня легко вывести из себя.
43. По характеру я человек справедливый.
44. Я довольно безразличен к трудностям других людей.
45. Я часто разочаровываюсь в людях.
46. На меня трудно произвести впечатление.
47. Я никому не доверяю.
48. Я человек легко ранимый.
49. Я застенчивый человек.
50. Мне часто приходится оправдываться.
51. Я неуверенный в себе человек.
52. Я никогда не нарушаю правила.
53. Я стараюсь угодить другим.
54. Я легко даю себя обмануть.
55. Я часто нуждаюсь в помощи.
56. Я не люблю сам принимать решения.
57. Я человек общительный.
58. Я стараюсь избегать конфликтов.
59. Я стремлюсь снискать расположение каждого.
60. Я со всеми соглашаюсь.
61. Я люблю заботиться о других, даже себе в ущерб.
62. Я никогда не сержусь на других.
63. Я умею подбодрить человека.
64. Я всем все прощаю.

По результатам компьютерного обследования по тесту "Д" выдается 35 типов интерпретаций, из них 15 типов характерны для акцентуаций характера
1. Обособлен, замкнут, сверхчувствителен к критическим замечаниям в свой адрес, неудовлетворен своей позицией в микрогруппе. Мышление системное, опирающееся на конкретный опыт.
2. Обнаруживает высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими отношений, собственного мнения от мнения окружающих. Ведущей является потребность в привязанности и теплых отношениях.
3. Проявляет высокий уровень тревожности, эмоциональную неустойчивость, повышенную откликаемость на средовые воздействия, восприимчивость к эмоциональному настроению группы.
4. В характере преобладают такие черты, как независимость, самостоятельность, нетерпимость к критике, категоричность отстаивания собственного мнения, стремление занять особую ведущую позицию в группе, решительность в поступках, самоуверенность, властность. Уровень притязаний завышен.
5. В характере преобладают такие черты, как настойчивость в достижении цели, потребность командовать другими, подчинять людей своей воле, нетерпимость к критике, прямолинейность в высказываниях. Во взаимоотношениях с людьми может проявлять агрессивность, несдержанность. Отмечается завышенная самооценка при сниженной критичности в свой адрес.
6. Характеризуется независимостью мнений, упорством в достижении поставленной цели, нетерпимостью к критике, тенденцией к лидерству, склонностью к конфликтным проявлениям, завышенным уровнем притязаний. К окружающим относится настороженно, недоверчиво. Проявляет бунтарские наклонности.
7. В характере преобладают такие черты, как настойчивость в достижении цели, прямолинейность в высказываниях, умение дать отпор внешнему давлению, нетерпимость к критике, недружелюбие к окружающим и упрямство. В конфликтной ситуации ведет себя агрессивно, непримиримо. Категорично отстаивает свое мнение. Уровень притязаний завышенный.
8. Характеризуется независимостью мнений, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к доминированию, нетерпимостью к критике, склонностью к конфликтным проявлениям, слабой подчиняемостью. В группе держится обособленно. Недоброжелателен по отношению к окружающим.
9. Характеризуется наличием противоречивых тенденций, разнонаправленностью установок поведения. С одной стороны - это доброжелательное отношение к людям, альтруизм, коммуникабельность, ответственное отношение к делу, с другой - категоричность и настойчивость в отстаивании своего мнения, независимость поведения, тенденция к доминированию, что может приводить к появлению повышенной напряженности. Может быть склонен к психосоматическим заболеваниям.
10. Характеризуется независимостью суждений и поступков, негативным отношением к критике извне при тенденции к завышенной самооценке, обидчивостью, склонностью к критицизму, недовольству окружающими. Во взаимоотношениях с людьми проявляет конфликтность, агрессивность. Мало подчиняем.
11. Характеризуется как человек пассивный, застенчивый, но умеющий дать отпор и постоять за себя в сложной обстановке. Проявляет неустойчивость к критическим ситуациям. Может быть несдержан, вспыльчив, агрессивен. Работу выполняет аккуратно с высоким чувством ответственности. Обладает повышенным чувством справедливости. Легко раним.
12. Характеризуется наличием разнонаправленных установок поведения, противоречивостью тенденций. Постоянно происходит борьба мотивов самоутверждения и потребности в привязанности, доброжелательности, общности. Наблюдается конфликт между стремлением соответствовать мнениям окружающих и высоким уровнем побуждений к достижению цели, субъективизмом. Откликается на происходящее вокруг и настроение окружающих, при этом проявляет яркие эмоциональные реакции при отсутствии глубины переживаний. В стрессовых или иных сложных ситуациях не дает себя в обиду, становится прямолинейным и агрессивным.
13. Характеризуется как человек доброжелательный, ответственный, коммуникабельный, но в тоже время - категоричный и настойчивый, прямолинейный в высказываниях, умеющий дать отпор внешнему давлению. Проявляет повышенное чувство справедливости, потребность соответствовать социальным нормам поведения. В стрессовых ситуациях может проявить агрессивность. Склонен к психосоматическим заболеваниям.
14. Характеризуется как человек застенчивый, уступчивый, пассивный. Крайне обидчив, сверхчувствителен к критическим замечаниям в свой адрес, может проявлять конфликтность, "бунтарство", недоверчивость. В группе держится замкнуто, настороженно, стремится избегать широких контактов. Проявляет недовольство собой, неудовлетворенность своей позицией. Работу старается выполнять аккуратно с повышенным чувством ответственности.
15. Характеризуется выраженной противоречивостью черт характера, таких как: эмоциональная неустойчивость, чувствительность и неизменность поведения, гибкость в контактах, дружелюбность и конфликтность, неконформность суждений, подозрительность. С одной стороны, это человек готовый помогать окружающим, ответственный, стремящийся к признанию группой, с другой - недоверчивый, скептический, ориентирующийся только на свое собственное мнение. Для него характерна проблема подавленной враждебности. Эта проблема может привести к проявлению амбициозных и демонстративных черт в характере.
Значения показателя ах, оценка и соответствующая категория приведены в табл. 4

Шкала перевода значений показателя ах теста "Д" в стэны и их интерпретация

Таблица 4

Показа-
тель Ах,
балл 

                        Значения показателя                       

  3-6 

  5-8

9-11

12-16

 17-19

20-23

24-28

29-30

 31-32

  33 

Стены  

   1  

   2 

  3 

  4 

   5 

  6  

  7 

  8 

   9  

  10 

Оценка и
катего-
рия    

 1 категория.
Низкая степень
акцентуации
характера, 
пассивное 
поведение. 

   2 категория.  
Средняя степень
акцентуации  
характера,   
адаптивное   
поведение.   

   3 категория.  
Высокая степень 
акцентуации   
характера,   
экстремальное  
поведение.   

 4 категория.
Чрезмерная 
степень  
акцентуаций
характера, 
сверх-   
экстремальное
поведение. 

 

Кроме текста интерпретации в протоколе компьютерного обследования приводятся также расчетного значения показателя Ах в баллах.
Для расчета обобщенного показателя акцентуаций характера (ах) значения каждого из 8-ми октант, регистрируемые в процессе тестирования (например, 42%, 52%, 68%, 15%, 75%, 80%, 25%, 75%), вычитаются из среднего значения (50%), суммируются и делятся на 8.
При разработке рекомендаций по проведению психокоррекционных и психореабилитационных мероприятий психологу следует ориентироваться на текстовую интерпретацию полученного результата тестирования.