Приложение Е

cправочное

МЕТОД КОНТРОЛЯ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА

Данный метод контроля стрессового состояния машиниста локомотива основан на использовании прибора "Стрессометр", позволяющего осуществлять регистрацию, индикации и сохранения данных по динамике ЧСС обучаемого, учитывая тип выполняемого им учебного задания.
Прибор "Стрессометр" позволяет с помощью фотоплетизмографического датчика пульса, выполненного в виде клипсы на мочку уха, непосредственно на портативном корпусе индицировать для машиниста его уровень нервно-психического напряжения и с помощью удлинителя передавать данные на компьютер машиниста-инструктора.
Полученные данные используются для формирования у машиниста навыков саморегуляции ФС в процессе отработки режимов управления локомотивом в стандартных и нештатных ситуациях. Для достижения этой цели используется индикация уровня НПН (по показателю ЧСС) в условиях выполнения учебных заданий различной степени сложности. Отображение на мониторе машиниста-инструктора данных ЧСС позволяют, при необходимости, оперативно вмешиваться в процесс обучения (рис.1).

См. Рис.1. Общий вид рабочего окна на мониторе машиниста-инструктора для отображения показаний прибора "Стрессометр"

Инструкция для обучающегося: "В процессе выполнения учебного задания Вы можете самостоятельно оценивать уровень своего психического напряжения. Обращайте внимание на то, какие поездные ситуации, рабочие действия и мыслительные операции вызывают у Вас наибольшее напряжение, о чем можно судить по сигналам цветовой индикации прибора (красный и желтый сигналы)".
В протоколе обследования фиксируется кривая пульсограммы с разметкой типов выполняемых учебных заданий. Регистрация и сохранение в базе данных случаев индикации состояния стресса, позволяет машинисту-инструктору целенаправленно позже возвращаться к дополнительной проработке учебных заданий определенного типа.
В таблице 1 приведены критериальные показатели для средних значений частоты пульса обучаемых при выполнении тренировочных заданий.

Критериальные значения функционального состояния работоспособности (РС) обучаемых по данным ЧСС

Таблица 1




Показатели ФС  

       Оценка ФС практическое вождение поезда машинистом     

1 уровень     

2 уровень       

3 уровень       

4 уровень

Состояние     
спокойствия   

Состояние       
оптимальной     
активации       

Состояние        
заметного       
возбуждения     


Стресс   

Степень овладения
практическими  
навыками    

Ведение поезда
не вызывает   
затруднений   

Ситуация необыч-
ная, но я знаю, 
что мне делать  

Я с трудом      
выбираю один из 
вариантов       
действий        

Я не знаю,
что мне  
делать   

Частота сердечных
сокращений, ЧСС  

     65-90    

     91-105     

     106-120    

   >120  

  Цвет лампочек  
стрессометра  

     синий    

     зеленый    

     желтый     

 красный