3. Содержание корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"

Корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД" включает три взаимосвязанных этапа, реализация которых основана на принципе обратной связи (рис. 1):
идентификация;
оценка;
управление.

См. Рис. 1. Корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД"

Первые два этапа реализуются в рамках аналитического блока, третий - в рамках блока управленческих решений.
Совокупность потенциальных рисков холдинга "РЖД" выявляется и оценивается в рамках аналитического блока корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД". Оценка и учет масштабов влияния выявленных на данном этапе рисков на деятельность холдинга "РЖД" станут базой для выработки и реализации стратегических направлений совершенствования работы холдинга "РЖД".
Идентификация внешних и внутренних рисков, оказывающих влияние на функционирование холдинга "РЖД" и результаты его деятельности, предполагает качественный анализ рисков холдинга "РЖД", включающий выявление внешних и внутренних рисков холдинга "РЖД", установление зависимости ключевых показателей деятельности от выявленных рисков и установление зависимости и взаимовлияния между рисками, и производится преимущественно экспертными методами. Также при необходимости возможно применение и других процедур, например, логико-вероятностного моделирования ситуаций возникновения рисков, в том числе связанных с отклонением показателей бюджета от плановых показателей.
Далее в ходе количественного анализа проводится определение вероятности наступления каждого риска на заданном временном интервале и оценка степени влияния рисков на ключевые показатели деятельности и целевые параметры развития холдинга "РЖД", определенные Стратегией развития холдинга "РЖД". Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и степени их возможного воздействия на производственные и финансовые результаты деятельности холдинга "РЖД" позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и значительные по величине потерь риски, которые станут объектом дальнейшего анализа для принятия управленческих решений. Степень влияния рисков характеризуется как относительной величиной - вероятностью наступления, так и абсолютными показателями - отклонениями реальных результатов деятельности холдинга "РЖД" от запланированных.
Возможность корректной оценки конкретного вида риска будет зависеть от того, насколько типичным является анализируемое событие. Такие события, как колебания уровня спроса на услуги железнодорожного транспорта, динамика доли холдинга "РЖД" в высокорентабельных сегментах транспортного рынка, изменение уровня доходов и транспортной подвижности населения, интенсивность развития альтернативных транспортных маршрутов в обход России, уровень производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга "РЖД" и т.п., могут прогнозироваться с использованием методов статистического анализа. Прогнозировать наступление нетипичных событий традиционными способами невозможно. Такие риски требуют индивидуального рассмотрения и детального анализа больших объемов информации, поэтому они будут оцениваться прежде всего экспертным методом.
Управление рисками и снижение их негативного влияния на достижение стратегических целей холдинга "РЖД" и в целом на эффективность деятельности холдинга "РЖД" осуществляются в рамках блока управленческих решений. Основными задачами данного этапа являются разработка мероприятий по снижению влияния рисков на эффективность деятельности холдинга "РЖД" и достижение стратегических целей холдинга "РЖД". Решение этих задач будет осуществляться в одном из следующих направлений:
реализация управленческих решений для предотвращения возникновения риска (активное управление рисками). Это направление предусматривает предотвращение возникновения риска путем нейтрализации его источников и эффективно преимущественно в отношении внутренних рисков холдинга "РЖД";
осуществление мероприятий по снижению ущерба от наступления риска без воздействия на вероятность его возникновения (активное управление рисками). Это направление предусматривает разработку группы мероприятий по снижению ущерба в случае наступления неблагоприятных событий и предназначено в первую очередь для управления внешними рисками холдинга "РЖД";
принятие решения о сохранении риска и неиспользование противодействующих управленческих решений (пассивное управление рисками). Это направление целесообразно при условии, что затраты на нейтрализацию риска составляют гораздо большую сумму по сравнению с ущербом при его допущении.
В целом задачей активного управления рисками является минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков, тогда как пассивное управление рисками предполагает, как правило, либо отказ от рискованных проектов, либо сознательное сохранение риска при его низкой вероятности или слабой степени влияния на деятельность холдинга "РЖД".
Выбор оптимального направления воздействия на риск (профилактика риска, снижение риска или сохранение риска) осуществляется на основании сравнительной оценки эффективности каждого варианта. С этой целью проводится сопоставление дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий по каждому направлению с возможным отклонением вследствие наступления риска. На основании этого сопоставления принимается решение об осуществлении антирисковых мероприятий или отказе от них с учетом того, что начиная с определенного уровня затраты на прямое снижение риска растут более быстрыми темпами по сравнению с уровнем снижения риска. В связи с этим дальнейшее снижение уровня риска может быть достигнуто либо путем значительного увеличения затрат на антирисковые мероприятия, либо путем совершенствования методов управления рисками.