3. Общие требования к организации фокус-групп

Участники фокус-группы - отдельные представители трудовых коллективов, которые владеют информацией по изучаемому вопросу. Важно, чтобы участники одной фокус-группы не состояли в отношениях руководства/ подчинения, не были близко знакомы друг с другом (не работали совместно).
Оптимальное число участников фокус-группы - от 8 до 10 человек. Минимально допустимое число участников - 5 человек, максимально допустимое количество - 12 человек.
Обязательно участие в фокус-группе представителей основных профессий данного коллектива в пропорции к их численности в коллективе, за исключением случаев, когда участники группы выбраны, исходя из специфики изучаемой ситуации и не относятся к основным профессиям.
Желательно формирование смешанных по полу и возрасту групп.
Желательно проводить фокус-группы отдельно:
- для руководителей и специалистов;
- для высококвалифицированных рабочих;
- для рабочих вспомогательных и неосновных профессий.
Возможно приглашение на фокус-группы по желанию - после рассмотрения поданных заявок установленной формы.
Время проведения одной фокус-группы - от 1,5 до 2 часов.
Желательно назначать фокус-группу в рабочее (либо частично рабочее) время. Например, за час до конца смены плюс час после окончания смены.
Место проведения - отдельное помещение с числом стульев на 1- 2 больше числа участников. Лучше, если участники сидят вокруг одного стола. Важно обеспечить отсутствие помех (посетители, звонки) во время проведения фокус-группы.
Основная методика проведения фокус-групп - групповое интервью по согласованному списку вопросов/ тем, свободная дискуссия.
Прочие условия - наличие диктофона, аудиозапись дискуссии (обязательно!), бейджи с именами для каждого участника.

4. Этапы проведения исследования и подготовки отчета

Процесс организации и проведения исследований с помощью метода фокус-групп включает 3 этапа:
- подготовительный этап;
- полевой этап;
- этап обработки и анализа данных.

5. Подготовительный этап исследования

5.1. Планирование исследования:
Определение трудовых коллективов (предприятий, структурных подразделений), которые будут охвачены исследованием, определение количества фокус-групп на конкретных предприятиях, определение общего числа фокус-групп в рамках исследования.

Примечание: В рамках одного трудового коллектива оптимальным является проведение от 3 до 5 фокус-групп по исследуемому вопросу.

Выбор техники отбора участников фокус-группы (определение критериев отбора, определение принципа добровольности).

Примечание:
Критерии, определяющие гомогенность группы: возраст; пол; образование; социальный статус (с учетом должности); профессия.

Критерии, определяемые целями исследования: продолжительность работы в коллективе (от минимальной до максимальной); статус/ роль в коллективе (новичок, профессионал, наставник, лидер и пр.).