Приложение А
(рекомендуемое)
Требования к рабочему месту составителя поездов

Работа составителя поездов заключается в маневровой работе с вагонами и поездами и перестановке вагонов с одного пути станции на другой. Работа осуществляется в технологическом процессе формирования - расформирования составов с горки. Рабочим местом является сортировочная горка - зона расцепки вагонов. Основными инструментами при работе являются тормозные башмаки, специальная вилка для расцепления автосцепок.

Таблица А.1 - Требования к рабочему месту составителя поездов


N

 Элемент рабочего 
места       

      Наличие и размещение     

        Назначение       

  Ссылка на нормативный документ 

                                                  Рабочая зона                                                      

 1

Рабочая зона      
асфальт, настил   
или засыпка       
шпальных ящиков   

В зоне расцепления вагонов на  
горбе горки (включая пути,     
междупутья и зону отдыха)      
площадка (настил) должна       
находиться в одном уровне с    
нижней гранью головки рельсов, 
расстояние от концов шпал до   
края балластного слоя с обеих  
сторон пути не менее 1,5 метров

Для безопасного          
перемещения составителей 
поездов (расцепщиков) и  
обеспечения безопасных   
условий труда            

П.8.8 Правил и норм              
проектирования сортировочных     
устройств на железных дорогах    
колеи 1520 мм                    

Пп. 2.1.23, 3.4 Правил по охране 
труда в хозяйстве перевозок      
федерального железнодорожного    
транспорта от 20.09.2001 г.      
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01            

                                              Разметка и указатели                                                  

 1

Знаки "Работать   
расцепным         
рычагом", "Начало 
зоны расцепа",    
"Коней зоны       
расцепа"          

В зоне видимости составителя   
поездов                        

Обеспечение наглядной    
агитацией рабочего  места
составителя поездов,     
обеспечения безопасных   
условий труда            

П.2.1.23 Правил по охране труда  
в хозяйстве перевозок            
федерального железнодорожного    
транспорта от 20.09.2001 г.      
N  ПОТ РО-32-ЦД-855-01           

 2

Указатели "Маршрут
служебного        
прохода"          

По    территории    станции    к
служебным  помещениям,   рабочим
местам (зонам), ширина  проходов
- не менее 1 метра             

Обеспечение безопасности 
при нахождении на        
железнодорожных путях     

Пп. 3.10, 3.11 Правил по охране  
труда в хозяйстве перевозок      
федерального железнодорожного    
транспорта от 20.09.2001 г.      
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01            

                                          Наличие и размещение инструмента и инвентаря                              

 1

Переносная        
радиостанция      

В индивидуальном пользовании   

Для служебных переговоров
с ДСП Г, ДСЦ, о.п.ц,     
обеспечения безопасности 
роспуска составов и      
правильного               
взаимодействия между     
работниками в процессе   
выполнения операций      
формирования-            
расформирования составов 
с горки                  

- П.8.8 Правил и норм            
проектирования сортировочных     
устройств  на   железных дорогах 
колеи 1520 мм.                   
- ГОСТ 16019-2001 Аппаратура     
сухопутной подвижном радиосвязи. 
Требования по стойкости к        
воздействию механических и       
климатических факторов и методы  
испытаний.                        
- ГОСТ 12252-86 Радиостанции с   
угловой модуляцией сухопутной    
подвижной службы. Типы, основные 
параметры, технические требования
и методы измерений.              
- ГОСТ 16600-72 Передача речи по 
трактам радиотелефонной связи.   
Требования к разборчивости речи и
методы артикуляционных измерений.
- Пп. 2.1.23, 3.5 Правил по      
охране труда в хозяйстве         
перевозок федерального           
железнодорожного транспорта от   
20.09.2001 г.                    
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.           

 2

Переговорные      
колонки парковой  
связи громкого    
оповещения        

На горбе горки в зоне          
расцепления вагонов на         
междупутье прямого участка     
ширимой не менее 5300 мм в     
местах согласованных           
начальником станции            

 3

Стеллаж для       
специальной вилки 

В районе знака "Работать       
расцепным рычагом"             

Для размещения (хранения)
специальных вилок и      
обеспечения безопасных   
условий труда             

П.2.1.23 Правил по охране труда  
в хозяйстве перевозок            
федерального железнодорожного    
транспорта от 20.09.2001 г.      
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.           

 4

Специальная вилка 
для расцепления   
автосцепок        

В индивидуальном пользовании   

Для расцепления          
автосцепок, и обеспечение
безопасных условий труда 

- П.3.7 Инструкции по охране     
труда для составителя поездов    
железнодорожной станции открытого
акционерного общества "Российские
железные дороги" от 22.02.2007 г.
N ВП-1880.                       
-  П.2.1.25  Правил  по   охране 
труда   в   хозяйстве    перевозок
федерального      железнодорожного
транспорта от 20.09.2001 г.      
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.           

 5

Ручные и звуковые 
сигнальные приборы

В индивидуальном пользовании   

Обеспечение безопасности 
при нахождении на ж.д.   
путях                    

Правила по охране труда в        
хозяйстве перевозок федерального 
железнодорожного транспорта от    
20.09.2001 г.                    
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01            

 6

Емкость для песка 
(шлака)           

На горбе горки, около маршрутов
служебного прохода, на         
расстоянии не менее 2500 мм от 
оси пути, изолированные от     
попадания влаги                

Для хранения песка       
(шлака)                  

- Инструкция по работе           
сортировочной горки станции.     
- П.2.1.23, 3.17 Правил по       
охране труда в хозяйстве         
перевозок федерального            
железнодорожного транспорта от   
20.09.2001 г.                    
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.           

 7

Сухой песок       
(мелкий шлак)     

В специально установленных     
емкостях                       

Обеспечение безопасных   
условий труда            

 8

Стеллаж для       
тормозных башмаков

На обочине пути или междупутье 

Для размещения (хранения)
тормозных башмаков       

- Правила учета, маркировки      
(клеймения), выдачи и хранения   
тормозных башмаков на железных   
дорогах - филиалах ОАО "РЖД",    
утвержденные распоряжением       
ОАО "РЖД" от 30.08.2005 г.       
N 1353р.                          
- П.3.7.2 Техническо-            
распорядительного акта станции.  

 9

Тормозные башмаки 

На стеллаже в зоне расцепления 
вагонов не менее 2-х           

Для закрепления          
подвижного состава       

                                           Санитарно-бытовые помещения                                              

 1

Санитарно-бытовое 
помещение         

Должно быть расположено не     
более, чем в 500 м до рабочего 
места на открытом воздухе, и на
расстоянии не менее 3000 мм от 
оси пути                       

Создание благоприятных и 
здоровых условий труда,  
способствующих снижению  
риска нарушения здоровья,
обеспечение              
температурного режима в  
холодное и жаркое время  
года                      

- СНиП 2.09.04-87*               
Административные и бытовые       
здания.                          
- Пособие по проектированию      
административных и бытовых зданий
и помещений предприятий          
железнодорожного транспорта,     
утвержденное МПС СССР            
30.04.1991 г.                    
- Пп. 4, 8 Правил по охране  труда
в хозяйстве перевозок             
федерального железнодорожного    
транспорта от 20.09.2001 г.      
N  ПОТ РО-32-ЦД-855-01.          

                                                Внешние факторы                                                     

 1

Освещение          

На участке расцепления вагонов 
вертикальную освещенность 10 лк
вдоль оси пути на уровне 1 м от
поверхности земли              

Для обеспечения          
безопасности роспуска    
составов, выполнения     
операций технологического
процесса формирования-   
расформирования составов 
с горки                  

- П.8.8 Правил и норм            
проектирования сортировочных     
устройств на железных дорогах    
колеи 1520 мм.                   
- ГОСТ 16019-2001 Аппаратура     
сухопутной подвижной радиосвязи. 
Требования по стойкости к        
воздействию механических и       
климатических факторов и методы  
испытаний.                       
- ГОСТ 12252-86 Радиостанции с   
угловой модуляцией сухопутной    
подвижной службы. Типы, основные 
параметры, технические требования
и методы измерений.              
- ГОСТ 16600-72 Передача речи по 
трактам радиотелефонной связи.   
Требования к разборчивости речи и
методы артикуляционных измерений.
- Пп. 2.1.23, 3.5 Правил по       
охране труда в хозяйстве         
перевозок федерального           
железнодорожного транспорта от   
20.09.2001 г.                    
N ПОТ РО-32-ЦД-855-01.           

На горбе и спускной части горки
вертикальную освещенность 10 лк
вдоль оси пути на уровне 3 м от
поверхности земли и            
горизонтальную освещенность 10 
лк на поверхности земли        

При освещении горба, спускной  
части горки осветительные      
приборы должны устанавливаться 
на прожекторных мачтах высотой 
28 м и жестких поперечинах или 
порталах высотой от 12 до 21 м 

 

Примеры требований к инструментам и инвентарю для рабочего места составителя поездов приведены на рисунках А.1 и А.2.

См. Рисунок А.1 - Разметка и указатели на рабочем месте составителя поездов

См. Рисунок А.2 - Стеллаж с крепежным устройством для хранения специальных вилок для укладки тормозных башмаков на рельсы