7.3.4 К группе "зеленых" операций относятся те, которые способствуют перемещению условного изделии от начала потока к конечному потребителю. Для процесса движения поездов в первую очередь это сама перевозка грузов и операции погрузки / выгрузки. Также сюда относятся основные этапы технологического процесса перевозки - переформирования вагонов, смена тяги - без которых невозможно осуществить перевозку. Но необходимо понимать, что, например, за смену тяги клиент не платит напрямую, поэтому число данных операций в целом необходимо минимизировать до обоснованного уровня.
К группе "желтых" и "красных" операций относят потери, которые не добавляют ценность условному изделию и поэтому должны по возможности исключаться из процесса.
При этом "красные" потери являются явными, то есть их возникновение легко физически увидеть в процессе или отследить в отчетных данных, как они приносят большой ущерб в работе. В отличие от них "желтые" потери присутствуют в значительно большем количестве, но являются скрытыми, то есть вред от них менее заметен и, как правило, сотрудники привыкают к ним и считают неизбежной частью процесса.
7.3.5 Бережливое производство направлено на выявление и устранение в первую очередь именно скрытых потерь. Так как для устранения явных "красных" потерь, как правило, все возможные технологические меры уже приняты и дальнейшее улучшение возможно лишь за счет технических изменений в процессе, что требует времени и значительных инвестиций. Большая часть скрытых потерь после их выявления может быть устранена малозатратными изменениями технологии работы.
7.3.6 Для системного подхода к выявлению потерь принята классификация, включающая в себя 8 типов потерь (скрытые потери от перепроизводства, ненужная обработка, лишние запасы, необоснованная транспортировка материалов, излишние перемещения рабочих, время ожидания, дефекты и их устранение, интеллектуальные потери) <2>.
--------------------------------
<2> Для изучения основ бережливого производства рекомендуется пройти соответствующее обучение.
7.3.7 В настоящее время потери (обозначены на карте желтым треугольником) присутствуют на всех этапах продвижения поездов по полигону (таблица 2). Причем большая часть потерь взаимосвязана, то есть возникновение одних одновременно влечет за собой другие. Например, внеплановое ТО локомотива (потеря из-за дефектов) также приводит к дополнительному простою поездов в ожидании смены локомотива, дополнительным маневровым перемещениям.
Таблица 2 - Примеры потерь в движении поездов на полигоне
Тип потерь | Примеры |
Скрытые потери от | Увеличение вагонопотока до размеров, |
Ненужная обработка (выполнение | Повторные отцепки (прицепки) вагонов по |
Лишние запасы (сверх | Занятость путей станций приватным парком |
Необоснованная транспортировка | Барьерные места, снижающие допустимую |
Ненужные перемещения рабочих | Отсутствует для полигона, имеется на |
Время ожидания (ожидание | Ожидание завершения "окна" для открытия |
Дефекты и их устранение (затраты | "Бросание" поездов на перегонах. |
Интеллектуальные потери (потери | Малое число рационализаторских предложений |