7.3.4 К группе "зеленых" операций относятся те, которые способствуют перемещению условного изделии от начала потока к конечному потребителю. Для процесса движения поездов в первую очередь это сама перевозка грузов и операции погрузки / выгрузки. Также сюда относятся основные этапы технологического процесса перевозки - переформирования вагонов, смена тяги - без которых невозможно осуществить перевозку. Но необходимо понимать, что, например, за смену тяги клиент не платит напрямую, поэтому число данных операций в целом необходимо минимизировать до обоснованного уровня.
К группе "желтых" и "красных" операций относят потери, которые не добавляют ценность условному изделию и поэтому должны по возможности исключаться из процесса.
При этом "красные" потери являются явными, то есть их возникновение легко физически увидеть в процессе или отследить в отчетных данных, как они приносят большой ущерб в работе. В отличие от них "желтые" потери присутствуют в значительно большем количестве, но являются скрытыми, то есть вред от них менее заметен и, как правило, сотрудники привыкают к ним и считают неизбежной частью процесса.
7.3.5 Бережливое производство направлено на выявление и устранение в первую очередь именно скрытых потерь. Так как для устранения явных "красных" потерь, как правило, все возможные технологические меры уже приняты и дальнейшее улучшение возможно лишь за счет технических изменений в процессе, что требует времени и значительных инвестиций. Большая часть скрытых потерь после их выявления может быть устранена малозатратными изменениями технологии работы.
7.3.6 Для системного подхода к выявлению потерь принята классификация, включающая в себя 8 типов потерь (скрытые потери от перепроизводства, ненужная обработка, лишние запасы, необоснованная транспортировка материалов, излишние перемещения рабочих, время ожидания, дефекты и их устранение, интеллектуальные потери) <2>.

--------------------------------
<2> Для изучения основ бережливого производства рекомендуется пройти соответствующее обучение.

7.3.7 В настоящее время потери (обозначены на карте желтым треугольником) присутствуют на всех этапах продвижения поездов по полигону (таблица 2). Причем большая часть потерь взаимосвязана, то есть возникновение одних одновременно влечет за собой другие. Например, внеплановое ТО локомотива (потеря из-за дефектов) также приводит к дополнительному простою поездов в ожидании смены локомотива, дополнительным маневровым перемещениям.

Таблица 2 - Примеры потерь в движении поездов на полигоне

          Тип потерь           

                  Примеры                 

Скрытые потери от              
перепроизводства (производство 
продукции раньше или в большем 
количестве, чем может быть     
принято в работу следующим     
этапом)                        

Увеличение вагонопотока до размеров,      
превышающих возможности его переработки на
станциях.                                 
Формирование длинносоставных поездов      
(сдвоенных) без выделения для них         
"сквозных" ниток в графике движения.      
Досрочное завершение "окон".              
Прибытие вагонов под погрузку на станцию  
раньше готовности клиента к отгрузке, либо
подача вагонов другого собственника, чем  
указано в заявке на погрузку.             
Дублирование информации в различных       
системах.                                 
Дублирование приказов, телеграмм и отчетов
по уровням управления.                     
Сдача и прием поездов по стыкам сверх     
нормативного графика (проблема отчетного  
часа).                                    
Неравномерность в объеме движения поездов 
из-за проведения "окон".                  

Ненужная обработка (выполнение 
излишней работы над объектом)  

Повторные отцепки (прицепки) вагонов по   
весу (длине) на полигоне ограниченной     
протяженности.                            
Несоответствующие гарантийные плечи ПКО и 
ПТО.                                       

Лишние запасы (сверх           
необходимости в настоящее время)

Занятость путей станций приватным парком  
на отстое.                                
Скопление местных вагонов.                
Организация пассивного дежурства ДСП на   
участках с ДЦ.                            
Пересодержание штата.                     

Необоснованная транспортировка 
материалов (передвижения       
подвижного состава, тяги       
неоптимальным маршрутом либо с 
меньшей скоростью, чем возможно)

Барьерные места, снижающие допустимую     
скорость движения на перегоне.            
Нерациональные маршруты сборных поездов.  
Езда локомотивных бригад "пассажирами"    
Движение поезда не по кратчайшему         
расстоянию.                               
Встречный порожний пробег.                

Ненужные перемещения рабочих   

Отсутствует для полигона, имеется на      
станциях.                                 

Время ожидания (ожидание       
завершения работ предыдущего   
этапа-поставщика)               

Ожидание завершения "окна" для открытия   
движения.                                 
Ожидание поездных локомотивов.            
Ожидание поезда под скрещением, пропуск   
пассажирского.                            

Дефекты и их устранение (затраты
на исправление несоответствий) 

"Бросание" поездов на перегонах.          
Нарушение плана формирования соседних     
станций.                                  
Наличие отказов технических средств       
инфраструктуры и подвижного состава на    
перегонах.                                
Несоответствие плана и факта передачи     
поездов с других диспетчерских участков.  

Интеллектуальные потери (потери
времени, идей, навыков,        
возможностей усовершенствования
и приобретения опыта из-за     
невнимательного отношения к    
сотрудникам)                   

Малое число рационализаторских предложений
из-за трудностей в оценке эффекта.        
Загруженность работников "текучкой" и     
совещаниями, нехватка времени для         
формирования инициатив по улучшению.