При оптимизации вагонных плеч производится:
- исследование существующих вагонных плеч (анализ расположения пунктов проведения технического осмотра, протяженности гарантийных плеч по направлениям) - для нахождения ниток поездов, которые могут быть изменены;
- оценка возможных изменений в свете влияния на эксплуатационную работу дороги.
- инициирование корректировки внутридорожных вагонных плеч в приказе начальника дороги, либо инициирование подачи предложений в ЦД, ЦВ и другие дороги для изменения междорожных вагонных плеч.
Анализ существующей ситуации производится на основе дорожного приказа об установлении гарантийных плеч осмотра вагонов.
В нем проводится анализ расположения пунктов проведения технического осмотра, протяженности гарантийных плеч по направлениям в целях выявления существующих гарантийных участков осмотра с протяженностью меньше средней (около 600 км) и с целью выявления участков, на которых технический осмотр повторно проводился через очень малое расстояние (от 150 до 300 км). Согласно пункту 12.12 ПТЭ на станциях, где нет ПТО, каждый вагон перед постановкой в поезд должен быть осмотрен и подготовлен для следования до ближайшей станции, имеющей пункт технического обслуживания, но в этом же пункте написано, что порядок предъявления поездов к техническому обслуживанию, на станциях, где нет ПТО, устанавливается начальником железной дороги.

Пример - В марте со станций Новокуйбышевская и Кряж КБШ ж.д. было отправлено 128 поездов назначением далее статут Сызрань-l при том, что на станции Новокуйбышевская имеется ПТО, на станции Кряж ПТП (см. рисунок 7).

См. Рисунок 7 - Анализ существующих и предлагаемые плечи ПТО Новокуйбышевск и ПТП Кряж

Согласно действующих гарантийных плеч данный поток следовал до станции Октябрьск, где проводилось повторное техническое обслуживание. Целесообразно рассмотреть возможность гарантийных плеч для ПTO Новокуйбышевская Новокуйбышевская - Пенза, Новокуйбышевская - Рыбное, Новокуйбышевская - Максим - Горький. Кроме того, необходимо рассмотреть для ПТП Кряж установление гарантийных плеч Кряж - Пенза (380 км), Кряж - Рузаевка (430 км). Прецедент имеется: так для ПТП Аллагуват действует плечо Аллагуват - Кинель протяженностью 640 км. Данные предложения не только снизят простой транзитных поездов по Октябрьску, но и позволят более эффективно использовать емкости 6-го парка станции.

Пример - Наливной маршрут, отравленный со ст. Кротовка, через 38 км стоит по станции Кинель по техническому обслуживанию, занимает путь, за счет чего увеличивает рабочее время локомотивной бригады, простой электровоза, хотя должен следовать через ст. Кинель напроход до ст. Октябрьск. Аналогичная ситуация по ст. Жигулевское Море с прямыми поездами формирования ст. Тольятти и Химзаводская, по ст. Круглое Поле с поездами формирования ст. Тихоново, поездами со ст. Аллагуват по ст. Косяковка и т.п.

Так же, как правило, дорожные приказы об установлении гарантийных вагонных плеч имеют сложную градацию - в зависимости от того, груженый поезд или порожний, транзитный или своего формирования, на какую дорогу сдается и т.п. Одни и те же станции могут давать гарантии на разные плечи (в различных направлениях), что побуждает диспетчерский и дежурный персонал станций и ПТО предъявлять к осмотру все поезда в целях исключения ошибки.
Требуется унификация (единство) принципов определения гарантийных плеч, повышение прозрачности дорожных приказов для их четкого понимания работниками. Данная задача должна решаться на уровне ЦВ и В дорог, при этом ЦД и Д должны выступать инициаторами этого процесса.
По результатам анализа дирекцией управления движением на рассмотрение руководства дороги должны быть поданы предложения об изменении границ внутридорожных гарантийных плеч. Далее служба В должна разработать и представить на согласование приказ об установлении внутридорожных гарантийных плеч либо в случае отказа утвердить предложенные гарантийные плечи предоставить мотивированный отказ с приложением экономического расчета, согласованного с экономической службой дороги.
Экономический эффект от оптимизации гарантийных плеч в первую очередь проявляется для сквозных грузовых поездов и заключается в:
- высвобождении ниток графика поездов;
- снижении времени работы локомотивных бригад;
- снижении потребного числа локомотивных бригад.