9.4.2.5 Второй важной задачей в стандартизации процессов диспетчерского планирования является описание порядка действий в возникающих нештатных ситуациях - для выполнения необходимых корректировок планов работ и минимизации урона от возникших отклонений.
9.4.2.6 Как правило, в нормативных документах достаточно подробно регламентированы критические нештатные ситуации, например уход поезда на перегон или порядок приема поезда на станцию при отказе устройств СЦБ.
9.4.2.7 Наряду с этим существует большое количество малозаметных, скрытых нештатных ситуаций, которые в совокупности наносят больший ущерб, чем явные случаи брака (см. раздел 6, "желтые" и "красные" виды потерь) - например, передержка "окна" на перегоне или отказ локомотива в транзитном поезде. Так как подобные ситуации не стандартизированы, персонал в каждом случае действует в зависимости от своего опыта, ответственности, занятости и т.п. - не всегда наиболее оптимальным образом.
9.4.2.8 Поэтому целесообразно разработать стандарты (памятки) действий для персонала по ряду нештатных ситуаций. Количество подобных стандартов будет зависеть от частоты возникновения нештатных ситуаций в данном подразделении, вероятной тяжести их последствий.
Пример - Порядок действий в случае обнаружения неисправностей локомотива согласно СТК КБШ ж.д. 2.10.003 (таблица 8).
Таблица 8 - Действия в случае обнаружения неисправности локомотива
N | Действия | Время |
1. В случае обнаружения неисправности локомотива в пути следования | ||
1.1 | В нечетном направлении |
|
1.1.1 | По приему локомотива по ст. Кропачево | По факту неисправности |
1.1.2 | В случае выявления неисправностей в пути | По факту неисправности |
1.1.3 | ДНЦ участка передает данную информацию | По факту неисправности, |
1.1.4 | ТНЦ-4 ДЦУП докладывает о случае | По факту неисправности, |
1.1.5 | ТНЦ-4 ДЦУП сообщает ТНЦ-ДС Дема сообщает | По факту отцепки от |
1.1.6 | ТНЦ-ДС Дема сообщает ДСЦС Дема отцепки от | По факту отцепки от |
1.1.7 | ДСЦС планирует новую точку готовности | По факту отцепки от |
1.2 | В четном направлении |
|
| ... |
|
2. Действия при обнаружении неисправности локомотива по прибытию на станцию | ||
2.1 | Машинист докладывает дежурным по станции | По факту неисправности |
2.2 | ДСП ЭЦ-1, ЭЦ-2, ЭЦ-3 незамедлительно | По факту |
2.3 | В случае отцепки неисправного локомотива | По факту отцепки от |
2.4 | ДСЦС планирует новую точку готовности | По факту отцепки от |