5 Общие положения - принципы применения бережливого производства в процессах эксплуатации тяги

5.1 От качества работы локомотивного парка и контингента во многом зависит эксплуатационная деятельность железной дороги и обеспечение доставки грузов клиентам "точно в срок".
5.2 Рассмотрим задачи основных участников "бережливого" перевозочного процесса в процессе эксплуатации локомотивов и бригад (рисунок 1):

См. Рисунок 1 - Задачи "бережливого" перевозочного процесса на полигоне дороги

5.3 Качественный ремонт и техническое обслуживание локомотивов, обеспечение гарантии в межремонтный пробег являются задачами ЦТР и его структурных подразделений. Задачами структурных подразделений ЦТ являются выдача локомотивных бригад и исправных локомотивов в соответствии с заявками дирекции управления движением, подготовка бригад и выполнение графика движения поездов на перегонах.
5.4 Задачами ЦД как бизнес-вертикали, несущей ответственность за организацию и управление перевозочным процессом, являются (примечание - данные задачи решаются как самостоятельно, так и при взаимодействии с дирекцией тяги):
- нормирование работы локомотивов и локомотивных бригад;
- оперативное планирование потребности в тяге для движения поездов и формирование заказа на выдачу для дирекции тяги, в том числе минимизация потерь от неплановых отказов тяги за счет осуществления заблаговременных корректировок планов поездной работы;
- оперативное управление работой локомотивов и локомотивных бригад, в том числе соблюдение планов и нормативов поставки тяги на ТОиР, отдыха бригад;
- выявление и устранение непроизводительных потерь при эксплуатации тяги.
5.5 При этом решение ряда вышеописанных задач ЦД возможно за счет применения принципов и инструментов бережливого производства, которое направлено на оптимизацию технологических процессов и сокращения потерь в них.
5.6 Согласно Концепции применения технологий бережливого производства в ОАО "РЖД" приняты следующие принципы построения "бережливой" производственно- транспортной системы Компании:
1) Определить ценность конкретного продукта. Ценность имеет только та продукция / услуга, которая за определенную цену и в определенное время способна удовлетворить потребности и пожелания потребителей. Ценность определяется не только конечным, но и внутренними потребителями - хозяйствами ОАО "РЖД".
2) Определить поток создания ценности для продукта. Поток создания ценности - это совокупность всех действий, которые требуется совершить, чтобы определенная продукция / услуга прошла свой путь к потребителю.
3) Обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта Необходимо перейти от разделения работы на партии и выполнения ее по подразделениям к более эффективному способу - когда продукт (продукция, услуга или все вместе) подвергается обработке непрерывно. Надо акцентировать внимание не на структурных подразделениях и оборудовании, а на продукте и его нуждах.
4) Позволить потребителю "вытягивать" продукт (продукция \ услуга запрашивается со стороны потребителя, а не навязывается поставщиком).
5) Делать процессы прозрачными. Все участники процесса (поставщики, структурные подразделения, потребители, сотрудники) должны видеть процесс создания ценности.
6) Стремиться к совершенству (внедрение малозатратных, массовых и постоянных улучшений - подход "кайдзен").
Далее в настоящем руководстве указаны направления и способы реализации каждого из перечисленных принципов.