7.3 Оценка существующих потерь в потоке. Примеры типовых потерь при эксплуатации тяги
7.3.1 Согласно принципу 1 бережливого производства в любом технологическом процессе составляющие его этапы можно разделить на три вида - добавляющие ценность, скрытые потери и явные потери (рисунок 5).

См. Рисунок 5 - Три типа процессов в потоке создания ценности

7.3.2 К группе "зеленых" операций относятся те, которые добавляют ценность конечному продукту/услуге (то есть продвигают его к итоговому состоянию, которое требуется клиенту). Это непосредственно сам этап перевозки локомотивом с бригадой поезда. Также сюда относятся основные этапы технологического процесса, без которых невозможно осуществить перевозку:
- экипировка, техническое обслуживание и ремонт локомотивов;
- прицепка локомотива к поезду, проба автотормозов;
- отдых бригады;
- инструктаж бригады перед поездкой и т.п.
7.3.3 Все прочие операции в технологическом процессе по терминологии бережливого производства являются потерями - то есть действием (или бездействием), которое потребляет ресурсы, но не создает ценности для потребителя.
7.3.4 Потери должны по возможности исключаться из процесса. При этом "красные" потери являются явными, то есть их возникновение легко физически увидеть в процессе или отследить в отчетных данных, так как они приносят большой ущерб в работе. В отличие от них "желтые" потери присутствуют в значительно большем количестве, но являются скрытыми, то есть вред от них менее заметен и, как правило, сотрудники привыкают к ним, считают их неизбежной частью процесса. Примером явных потерь являются неплановые отказы локомотивов, простои в ожидании поездов. Примером скрытых потерь является передислокация локомотивов и бригад между станциями, перемещение по станции с заниженной скоростью или кружным маршрутом.
7.3.5 Общим законом бережливого производства является повышение эффективности процесса, т.е. увеличение доли процессов, добавляющих ценность, за счет устранения потерь. Причем бережливое производство направлено на выявление и минимизацию в первую очередь именно скрытых потерь. Так как для устранения явных "красных" потерь, как правило, все возможные технологические меры уже приняты и дальнейшее улучшение возможно лишь за счет технических изменений в процессе, что требует времени и значительных инвестиций. Большая часть скрытых потерь после их выявления может быть устранена малозатратными изменениями технологии работы.

Примечание - Отнесение операции к группе "зеленых" не означает, что ее невозможно оптимизировать. Необходимо понимать, что, например, за отдых бригад клиент не платит напрямую, поэтому число данных операций во всем процессе необходимо минимизировать до обоснованного уровня (например, за счет использования бригад с оборота).