7.3.6 Для системного подхода к выявлению потерь принята классификация, включающая в себя 8 типов потерь (скрытые потери от перепроизводства, ненужная обработка, лишние запасы, необоснованная транспортировка материалов, излишние перемещения рабочих, время ожидания, дефекты и их устранение, интеллектуальные потери) <2>, примеры по которым приведены в таблице 2.

--------------------------------
<2> Для изучения основ бережливого производства рекомендуется пройти соответствующее обучение.

Таблица 2 - Примеры потерь при эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад

           Тип потерь            

                  Примеры                

Скрытые         потери          от
перепроизводства     (производство
продукции  раньше  или  в  большем
количестве,   чем    может    быть
принято   в    работу    следующим
этапом)                          

Явка бригад в депо при действующем запрете
на отправление поездов со станции.       
Подача на ремонт в депо локомотивов      
группой. Пачкообразный выход локомотивов 
из ПТОЛ (актуально для ПТОЛ, в которых   
отсутствует сквозное проследование).     
Подача локомотива под неготовый к        
отправлению состав.                      
Дублирование информации в различных      
информационных системах.                 
Дублирование приказов, телеграмм         
и отчетов по уровням управления.         
Сдача и прием поездов по стыкам          
сверх нормативного графика (проблема     
отчетного часа).                         
Неравномерность в требуемом объеме       
локомотивов/бригад для движения поездов в
период проведения "окон".                

Ненужная   обработка   (выполнение
излишней работы над объектом)    

Раздельное проведение ТО и экипировки    
(возможно совмещение данных операций,    
более актуально для тепловозов)          
Маневровая работа с вагонами,            
требующими особых условий                
(при необоснованной маркировке           
собственниками вагонов как ЗРГ)          

Лишние        запасы        (сверх
необходимости в настоящее время) 

Скопление локомотивов на станции в большем
количестве, чем требуется в ближайшие 3  
часа для отправления поездов.            
Пересодержание штата бригад.             

Необоснованная     транспортировка
материалов           (передвижения
подвижного      состава,      тяги
неоптимальным  маршрутом  либо   с
меньшей скоростью, чем возможно) 

Барьерные места, снижающие допустимую    
скорость движения на перегоне.           
Неоптимальный маршрут ведения поезда     
бригадой на перегоне.                     
Езда локомотивных бригад "пассажирами"   
Нерациональный маршрут перемещения       
маневрового локомотива по станции.       
Дополнительная маневровая                
работа с собственными вагонами.          

Ненужные перемещения рабочих     

Нерациональные перемещения бригады от ДОЛБ
до депо, от депо до парка отправления, в 
самом парке                              

Время      ожидания      (ожидание
завершения    работ    предыдущего
этапа-поставщика)                

Смена кабины локомотива.                 
Ожидание закрепления состава для         
отцепки локомотива.                      
Ожидание захода на ТОиР при занятости    
канав.                                   
Ожидание бригадой поезда после явки в    
депо.                                    

Дефекты и их  устранение  (затраты
на исправление несоответствий)   

Неплановые отказы локомотивов по  прибытию
(особенно в транзитных поездах).         
Неисправность локомотива, обнаруженная   
бригадой в парке отправления             

Интеллектуальные  потери   (потери
времени,      идей,       навыков,
возможностей усовершенствования  и
приобретения      опыта      из-за
невнимательного    отношения     к
сотрудникам)                     

Малое число рационализаторских предложений
из-за трудностей в оценке эффекта        
Загруженность работников "текучкой" и    
совещаниями, нехватка времени для        
формирования инициатив по улучшению      

Примечание - Потери присутствуют практически на всех этапах эксплуатации тяги. Потери могут быть как очень значительными (задержки поездов в ожидании тяги, простои локомотивов в ожидании ТО занимают несколько часов), так и практически незаметными (потеря 10 мин. бригадой из-за излишних перемещений в парке), но за счет большого числа малые потери в сумме могут приносить даже больший урон. Причем большая часть потерь взаимосвязана, то есть возникновение одних одновременно влечет за собой другие. Например, внеплановое ТО локомотива (потеря из-за дефектов) также приводит к дополнительному простою поездов в ожидании смены локомотива, дополнительным маневровым перемещениям.