7.3.6 Для системного подхода к выявлению потерь принята классификация, включающая в себя 8 типов потерь (скрытые потери от перепроизводства, ненужная обработка, лишние запасы, необоснованная транспортировка материалов, излишние перемещения рабочих, время ожидания, дефекты и их устранение, интеллектуальные потери) <2>, примеры по которым приведены в таблице 2.
--------------------------------
<2> Для изучения основ бережливого производства рекомендуется пройти соответствующее обучение.
Таблица 2 - Примеры потерь при эксплуатации локомотивов и локомотивных бригад
Тип потерь | Примеры |
Скрытые потери от перепроизводства (производство продукции раньше или в большем количестве, чем может быть принято в работу следующим этапом) | Явка бригад в депо при действующем запрете на отправление поездов со станции. Подача на ремонт в депо локомотивов группой. Пачкообразный выход локомотивов из ПТОЛ (актуально для ПТОЛ, в которых отсутствует сквозное проследование). Подача локомотива под неготовый к отправлению состав. Дублирование информации в различных информационных системах. Дублирование приказов, телеграмм и отчетов по уровням управления. Сдача и прием поездов по стыкам сверх нормативного графика (проблема отчетного часа). Неравномерность в требуемом объеме локомотивов/бригад для движения поездов в период проведения "окон". |
Ненужная обработка (выполнение излишней работы над объектом) | Раздельное проведение ТО и экипировки (возможно совмещение данных операций, более актуально для тепловозов) Маневровая работа с вагонами, требующими особых условий (при необоснованной маркировке собственниками вагонов как ЗРГ) |
Лишние запасы (сверх необходимости в настоящее время) | Скопление локомотивов на станции в большем количестве, чем требуется в ближайшие 3 часа для отправления поездов. Пересодержание штата бригад. |
Необоснованная транспортировка материалов (передвижения подвижного состава, тяги неоптимальным маршрутом либо с меньшей скоростью, чем возможно) | Барьерные места, снижающие допустимую скорость движения на перегоне. Неоптимальный маршрут ведения поезда бригадой на перегоне. Езда локомотивных бригад "пассажирами" Нерациональный маршрут перемещения маневрового локомотива по станции. Дополнительная маневровая работа с собственными вагонами. |
Ненужные перемещения рабочих | Нерациональные перемещения бригады от ДОЛБ до депо, от депо до парка отправления, в самом парке |
Время ожидания (ожидание завершения работ предыдущего этапа-поставщика) | Смена кабины локомотива. Ожидание закрепления состава для отцепки локомотива. Ожидание захода на ТОиР при занятости канав. Ожидание бригадой поезда после явки в депо. |
Дефекты и их устранение (затраты на исправление несоответствий) | Неплановые отказы локомотивов по прибытию (особенно в транзитных поездах). Неисправность локомотива, обнаруженная бригадой в парке отправления |
Интеллектуальные потери (потери времени, идей, навыков, возможностей усовершенствования и приобретения опыта из-за невнимательного отношения к сотрудникам) | Малое число рационализаторских предложений из-за трудностей в оценке эффекта Загруженность работников "текучкой" и совещаниями, нехватка времени для формирования инициатив по улучшению |
Примечание - Потери присутствуют практически на всех этапах эксплуатации тяги. Потери могут быть как очень значительными (задержки поездов в ожидании тяги, простои локомотивов в ожидании ТО занимают несколько часов), так и практически незаметными (потеря 10 мин. бригадой из-за излишних перемещений в парке), но за счет большого числа малые потери в сумме могут приносить даже больший урон. Причем большая часть потерь взаимосвязана, то есть возникновение одних одновременно влечет за собой другие. Например, внеплановое ТО локомотива (потеря из-за дефектов) также приводит к дополнительному простою поездов в ожидании смены локомотива, дополнительным маневровым перемещениям.