Норма времени на один оборот локомотивной бригады по участку обслуживания определяется как сумма необходимых затрат рабочего времени по его категориям, то есть:
Т = То + Тпрт + Тпз + Тв + Тсл.пас.,
где:
То - основное время в пути туда и обратно по графику движения поездов, час;
Тпрт - норма времени на регламентированные технологические перерывы, час;
Тпз - норма подготовительно-заключительного времени, час;
Тв - норма вспомогательного времени, час;
Тсл.пас. - время следования пассажиром, час.
При работе со сборными поездами к норме времени на один оборот локомотивной бригады добавляется время для производства маневровой работы на промежуточных станциях.
В случае, когда графиком работы локомотивных бригад в одном из направлений предусмотрено следование локомотивных бригад пассажиром, то величины То, Тпрт, Тпз, Тв в расчете учитываются в одном направлении.
На следование пассажиром устанавливается местная норма времени (Тсл.пас.) для каждого участка обслуживания, отдельно для каждого из направлений.
При невозможности следования пассажиром постоянно с одним поездом, в расчет принимается среднее время движения по графику поездов, с которыми локомотивные бригады фактически следовали пассажирами по данному участку в данном направлении за предшествующий календарный год.
Нормы основного времени (То) и регламентированных перерывов (Тпрт) поездов грузового движения определяются следующим образом:
предварительно из графика (или расписания) движения поездов производится выборка времени нахождения каждого поезда в движении и времени нахождения его на промежуточных станциях. Результаты выборки заносятся в форму Приложения 28;
по итоговым данным выборки путем деления суммарного времени по соответствующей графе на общее количество поездов определяется среднее время на один поезд по категориям затрат (То) и (Тпрт) отдельно по каждому роду поезда.
Если смена локомотивных бригад осуществляется на станции без захода локомотива в депо, то графиковая стоянка транзитных поездов сверх времени, необходимого на приемку и экипировку локомотива, должна быть учтена, как время регламентированных технологических перерывов, включаемое в норму оборота локомотивной бригады.
Время нахождения в пути локомотивных бригад пассажирского и пригородного движения определяется в соответствии с графиком движения поездов.
Нормы вспомогательного (Тв) и подготовительно-заключительного (Тпз) времени устанавливаются в депо по нормативам, приведенным в настоящих Методических указаниях, с учетом местных условий, технологических процессов работы станции и локомотивного депо. То есть в зависимости от расположения парков приема, формирования и отправления поездов; схем экипировки локомотивов; технической оснащенности и мощности экипировочных устройств; расстояний вынужденных проходов локомотивной бригады и проездов локомотивов при их сдаче-приемке; серий эксплуатируемых локомотивов и других факторов.
Нормативы на передвижение локомотива от контрольного поста до места прицепки к составу и после отцепки от состава до прохода контрольного поста, а также время регламентированных технологических перерывов, устанавливаются в зависимости от технологических процессов работы станций. Указанные нормативы разрабатываются совместно специалистами станций, эксплуатационных вагонных и локомотивных депо. Перед установлением нормативов должны быть изучены условия и организация труда локомотивных бригад, деповских и станционных работников, деятельность которых непосредственно связана с подготовкой локомотива к поездке. При этом необходимо выявить "узкие места" и до ввода нового графика осуществить конкретные организационно-технические мероприятия, направленные на увеличение времени полезной работы локомотивов и уменьшение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад.
Нормы основного, вспомогательного времени, подготовительно-заключительного времени и регламентированных технологических перерывов для локомотивных бригад по участкам обслуживания для каждого пункта смены локомотивных бригад, по станциям основного и оборотного депо составляются по форме, приведенной в приложении 29, с указанием серии локомотива и вида движения. При заполнении данной формы необходимо нормативы затрат рабочего времени применять строго в соответствии с настоящими Методическими указаниями, предусматривая также максимально возможное совмещение и сокращение времени на выполнение технических операций при экипировке локомотивов и других операций, используя опыт передовых депо ОАО "РЖД".
Далее заполняется "Ведомость затрат рабочего времени локомотивных бригад по элементам их работы за каждую поездку за месяц по участкам обслуживания и родам поездов" по форме, приведенной в приложении 30. По каждому роду поезда в ведомости заполняется четыре строки:
время по действующему графику;
фактические затраты времени по действующему графику;
время по новому графику;
время, принятое к расчету.
Строка "По действующему графику" выбирается из формы, приведенной в приложении 28, составленной к действующему графику.
Строка "Фактические затраты по действующему графику" заполняется по данным выборки из маршрутов машиниста.
Строка "По новому графику" - графы 7,8, 16, 17 заполняются по данным формы, приведенной в приложении 28, а графы 4, 5, 6, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19 по данным формы, приведенной в приложении 29.
Строка "Принятое к расчету" заполняется исходя из анализа данных строк "По действующему графику", "Фактические затраты по действующему графику", "По новому графику". Основная цель при этом - снижение фактических затрат рабочего времени на поездку за счет повышения уровня выполнения графика движения поездов и более эффективного использования локомотивов.
В результате расчета по каждому участку обслуживания и роду поезда определяется рабочее время на поездку локомотивной бригады в оба конца (графа 21), а также количество поездов (поездок) исходя из среднемесячной за расчетный год нормы времени одного работника (графа 22).
Формы, приведенные в приложении 29 и 30 составляются в основном локомотивном депо, заверяются инженером по организации и нормированию труда, начальником депо. В случаях, когда на участке возникают осложнения в продвижении поездов, не учтенные графиком и по причинам, не зависящим от локомотивных бригад (длительные предупреждения о снижении скорости из-за стихийных бедствий, повреждений пути, выполнений ремонтных и строительных работ, производимой реконструкции железнодорожных узлов и станций, назначение дополнительных пассажирских и специальных поездов, резкое изменение вагонопотока), действующие нормы корректируются. Для корректировки норм анализируются фактические затраты времени на поездку по соответствующему участку обслуживания за предшествующий период (с момента введения действующих норм оборота локомотивных бригад). При корректировке нормы времени на оборот локомотивной бригады элементы "Время нахождения поезда в движении по перегонам" и "Время нахождения поезда на промежуточных станциях" принимаются на основе данных анализа. Целью этого анализа является улучшение использования локомотивов и рабочего времени локомотивных бригад. Далее, в соответствии с настоящими Методическими указаниями определяется новая норма времени на оборот локомотивной бригады.
Если осложнения в продвижении поездов можно предусмотреть заранее, норма времени корректируется предварительно на основании соответствующего нового вариантного графика движения поездов.
Вновь разработанные или измененные нормы времени на оборот локомотивных бригад по конкретным участкам обслуживания с указанием срока их применения проходят согласование:
для эксплуатационных локомотивных депо - с руководителем дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", с руководителем службы вагонного хозяйства дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", с руководителем региональной дирекции управления движением;
для моторвагонных депо - с руководителем дирекции пригородных пассажирских перевозок, а также с руководителем региональной дирекции управления движением.
Согласованные нормы времени на оборот локомотивных бригад с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации на железной дороге вводятся в действие распорядительным документом заместителя начальника железной дороги (руководителя регионального центра корпоративного управления) порядком и в сроки, установленные Трудовым Кодексом Российской Федерации.