ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
27 ноября 2012 г. N 2401р

СОГЛАСОВАНО
с Первичной профсоюзной
организацией ОАО "РЖД",
постановление "Роспрофжел"
от 30 июля 2012 г. N 12/9

 

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ЭКИПИРОВЩИКА ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

ИОТ РЖД-4100612-ЦВ-005-2012

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для экипировщиков пассажирских поездов пассажирского хозяйства открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Инструкция) разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г., других нормативных документов по охране труда, эксплуатационной и технологической документации и устанавливает основные требования охраны труда для экипировщика пассажирских поездов (далее - экипировщик), выполняющего операции по снабжению пассажирских вагонов (далее - вагонов) водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, пунктах технического обслуживания, на технических станциях (далее - пункт экипировки).
Применение настоящей Инструкции дочерними обществами ОАО "РЖД" устанавливается соглашениями о взаимодействии ОАО "РЖД" и дочернего общества в соответствии с Регламентом взаимодействия ОАО "РЖД" с дочерними обществами по вопросам охраны труда, окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности, непроизводственного травматизма, утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 4 апреля 2007 г. N 577р.
1.2. На основе настоящей Инструкции в структурных подразделениях разрабатывается и утверждается Инструкция по охране труда для экипировщика с учетом местных условий и специфики деятельности.
1.3. К самостоятельной работе по снабжению вагонов водой, твердым топливом и инвентарем в пунктах экипировки допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие:
медицинский осмотр;
обучение по профессии;
вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда;
инструктаж по пожарной безопасности;
стажировку;
проверку знаний требований охраны труда.
1.4. В процессе работы экипировщик проходит:
повторные инструктажи (не реже одного раза в три месяца);
внеплановые и целевые инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;
обучение и проверку знаний по электробезопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
периодические медицинские осмотры в установленном порядке.
1.5. Экипировщик должен знать:
воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при производстве экипировочных работ;
назначение и действие запорных и сигнализационных устройств водонапорной башни и гидроколонок;
устройство гидроколонок и порядок их содержания;
способы предупреждения замерзания гидроколонок;
устройство систем отопления и водоснабжения вагонов, а также электрообогревных головок для подачи воды;
способы подключения водоналивных рукавов к гидроколонкам и водоналивным головкам вагонов;
места хранения топлива и порядок пополнения его запасов в вагонах;
назначение и устройство применяемых в работе средств механизации;
сигналы оповещения о пожаре, места расположения средств пожаротушения;
места расположения аптечки или сумки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.
1.6. Все виды экипировочных работ на вагонах следует производить после закрепления и ограждения состава в соответствии с техническо- распорядительным актом железнодорожной станции и утвержденным технологическим документом, разработанным применительно к условиям работы.
1.7. Снабжение вагонов водой, твердым топливом и инвентарем проводится под руководством мастера (бригадира) экипировочной бригады, который должен контролировать применение экипировщиками безопасных приемов выполнения работ, использование ими средств индивидуальной защиты и защитных приспособлений.
1.8. Трудоемкие процессы при выполнении экипировочных работ необходимо выполнять с использованием средств механизации (автомобилей, электрокар, ручных тележек и др.).
1.9. Допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) не должна превышать для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала величии, указанных выше.
1.10. Запрещается производить экипировочные работы при движении поезда.
1.11. Экипировщик должен:
выполнять входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте механизмы, материалы, приспособления, инструмент, инвентарь, а так же средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира), оператора пункта технического обслуживания и выполнять его команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов и водителями транспортных средств, а также требования, передаваемые по громкоговорящей связи;
проходить по территории пункта экипировки по утвержденным установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;
соблюдать меры безопасности при переходе через железнодорожные пути при производстве экипировочных работ, обходя сооружения, устройства, приспособления, механизмы и материалы, расположенные на междупутье;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта на территории пункта экипировки в темное время суток, в условиях плохой видимости (туман, снегопад) и гололеде;
уметь пользоваться средствами пожаротушения;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.
1.12. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения для обогрева использовать предусмотренные перерывы в работе.
Порядок предоставления регламентированных перерывов работникам устанавливается приказом (распоряжением) по структурному подразделению в соответствии с Гигиеническими требованиями к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г., N 21, в зависимости от температуры и скорости движения воздуха.
1.13. Во время работы на экипировщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, транспортные средства и механизмы;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
пониженная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную.
1.14. Экипировщик в соответствии с Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 582н, обеспечивается специальной одеждой и обувью:
костюм "Механизатор-Л";
ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве;
комплект для защиты от воды или плащ для защиты от воды;
головной убор сигнальный;
перчатки с полимерным покрытием;
очки защитные открытые;
респиратор противоаэрозольный;
нарукавники из полимерных материалов;
сапоги резиновые;
жилет сигнальный - 2 класса защиты.
Зимой дополнительно:
костюм для защиты от пониженных температур "Механизатор";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
рукавицы утепленные или
перчатки утепленные или
перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве в I и II поясах;
сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом поясах или валенки (сапоги валяные) в III, IV и особом поясах;
галоши на валенки (сапоги валяные).
В IV и особом поясах дополнительно:
полушубок.
1.15. Личную одежду и спецодежду хранить в отдельных шкафчиках в гардеробной. Запрещается выносить специальную одежду, специальную обувь и другие СИЗ за пределы пункта экипировки.
1.16. Экипировщик следит за исправностью спецодежды, своевременно сдает ее в стирку и ремонт, содержит шкафчики в чистоте и порядке.
1.17. Экипировщик должен выполнять требования пожарной безопасности:
применять стандартные электронагревательные приборы;
пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, имеющими устройства тепловой защиты, с подставками из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающими опасность возникновения пожара;
курить в отведенных для этой цели местах, предусмотренных приказом по структурному подразделению, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных первичными средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком;
не пользоваться открытым огнем вблизи подвижного состава;
не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
1.18. Принимать пищу в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование.
Перед едой тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.
1.19. При нахождении на железнодорожных путях экипировщик должен соблюдать требования безопасности:
проходить к месту работы и с работы по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";
вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как, в местах прохода могут находиться предельные и пикетные столбики и другие препятствия;
при прохождении по междупутью группой идти по одному, друг за другом:
переходить железнодорожные пути под прямым углом, предварительно убедившись, что нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;
переходить железнодорожные пути, занятые вагонами, пользуясь переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;
сходить с площадки, повернувшись лицом к вагону, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава на соседнем железнодорожном пути и отсутствии под ногами посторонних предметов;
обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на пути, на' расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.
1.20. При нахождении на железнодорожных путях экипировщику запрещается:
переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;
становиться или садиться на рельс;
садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;
находиться на междупутье при безостановочном следовании поездов по смежным железнодорожным путям;
находиться на территории и в помещениях пункта экипировки в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;
переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов;
при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;
1.21. Экипировщик должен соблюдать требования электробезопасности.
Запрещается:
наступать на электрические провода и кабели;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;
приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением.
приближаться на расстояние менее 8 м к провисающим, оборванным и лежащим на земле проводам и допускать приближения к ним посторонних лиц, т.к. они представляют опасность для жизни. Их следует считать находящимися под напряжением.
При обнаружении оборванных и лежащих на земле проводов экипировщик должен принять необходимые меры к ограждению опасного места и, пользуясь любым видом связи, информировать о случившемся вышестоящего руководителя и район контактной сети (энергодиспетчера) и далее действовать по их указаниям.
Экипировщик, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны шагами, не превышающими длину стопы, не отрывая ноги от земли.
1.22. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте, и установится нормальная видимость окружающих предметов.
1.23. Выходя на путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.
1.24. В случае получения травмы или заболевания прекратить работу, информировать руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт.
1.25. При получении травмы другим работником, а также обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции или неисправностей оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, защитных приспособлений, средств индивидуальной защиты и пожаротушения экипировщик информирует об этом мастера (бригадира), а в его отсутствие -вышестоящего руководителя и оказывает первую помощь работнику, получившему травму.
1.26. За нарушение требования настоящей Инструкции экипировщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Экипировщик перед началом работы должен:
получить от мастера (бригадира) задание на смену, а при направлении на новый участок работы - дополнительные указания о мерах безопасности;
уточнить местонахождение объекта работ, безопасный маршрут следования к нему и последовательность выполнения работ.
При изменении метеорологических условий необходимо пройти целевой инструктаж по охране труда.
2.2. Экипировщик должен надеть полагающуюся специальную одежду и обувь, сигнальный жилет и привести их в порядок; спецодежду застегнуть на все пуговицы.
Специальная одежда должна быть исправной и не сковывать движений.
Головной убор не должен препятствовать прохождению звуковых сигналов.
Специальную одежду и обувь экипировщик не должен снимать в течение всего рабочего времени.
2.3. При нахождении на железнодорожном пути или при выполнении работ на железнодорожных путях носить сигнальный жилет со световозвращающими полосами.
2.4. Перед началом работ проверить наличие, состояние и исправность инструмента, приспособлений, инвентаря и средств индивидуальной защиты.
Неисправные инструмент, приспособления, инвентарь заменить исправными.
2.5. При выполнении работ по загрузке вагонов твердым топливом, экипировщик должен использовать средства индивидуальной зашиты -респиратор, защитные очки.
2.6. Перед выполнением работ по заправке вагонов водой - проверить состояние водоналивных рукавов, правильное и надежное крепление шланга с наконечником хомутами или другими приспособлениями.
2.7. Убедиться в отсутствии посторонних предметов на междупутьях, скопления снега и льда, наличии решеток на водосточных лотках, крышек люков подземных коммуникаций.
2.8. При обнаружении неисправностей и недостатков информировать мастера (бригадира) и далее выполнять его указания.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При заправке вагонов водой экипировщик должен соблюдать требования охраны труда:
3.1.1. Получить разрешение мастера (бригадира) на начало производства работ перед заправкой вагонов водой;
3.1.2. Прекратить работу, при объявлении о начале маневровых работ, убрать от вагона водоналивные рукава, инструменты, другие предметы и отойти на середину междупутья;
3.1.3. Использовать специально предназначенные для заправки вагонов водой водоналивные рукава, длина которых не должна превышать 25 метров, запрещается наращивать водоналивной рукав более 2-х соединений;
3.1.4. При перемещении водоналивного рукава по междупутью следить за тем, чтобы он не скручивался и не зацеплял за водоразборные колонки, устройства и другие предметы, расположенные на междупутье;
3.1.5. Запрещается протягивать водоналивные рукава через железнодорожный путь под вагоном или через тамбур вагона;
3.1.6. Присоединять и отсоединять водоналивные рукава при закрытом кране на водоразборной колонке;
3.1.7. Заполнение систем водоснабжения и водяного отопления вагона водой осуществлять снизу, из-под вагона, через наливные головки вагона.
3.1.8. Присоединять водоналивной рукав сначала к наливной головке вагона, а затем к водоразборной колонке;
3.1.9. Открыть ключом кран на колонке, предварительно убедившись в том, что оголовок водоналивного рукава и заправочный штуцер наливной головки вагона имеют плотное соединение.
3.1.10. При заполнении системы водоснабжения вагона водой экипировщик и проводник вагона должны следить за тем, чтобы не было переполнения баков для запаса воды в вагоне, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутье.
3.1.11. При обмерзании наливных головок вагона в зимнее время заполнение системы водоснабжения вагона производить через резервную наливную головку, расположенную в котельном отделении и не подверженную обмерзанию.
3.1.12. Заполнение системы водоснабжения вагона производить с использованием инвентарного наливного шланга длиной около 4 м, подсоединенного к водоналивному рукаву водоразборной колонки через открытую тамбурную дверь.
3.1.13. Следить, чтобы не было течи в соединении резервной головки и головки водоналивного рукава.
3.1.14. После заполнения системы водоснабжения вагона водой отключить кран на водоразборной колонке.
3.1.15. После отключения крана на водоразборной колонке отсоединить водоналивной рукав от водоразборной колонки и опустить его конец в водосток колонки, а затем отсоединить рукав от наливной головки вагона и слить оставшуюся в рукаве воду в канализацию.
3.1.16. При заполнении системы водоснабжения вагона водой не допускается разлив воды на железнодорожный путь и междупутье.
3.1.17. Запрещается направлять струю воды на контактный провод.
3.1.18. При движении поезда по смежному пути необходимо отойти от проходящего поезда на безопасное расстояние, остановиться, опустить водоналивной рукав на землю, повернуться лицом к движущемуся поезду и дождаться его прохода или остановки, затем продолжить работу.
3.1.19. При обнаружении неисправности водоразборной колонки во время заправки вагона водой, прекратить работу и доложить об этом мастеру (бригадиру).
3.1.20. По окончании заправки вагона водой водоналивные рукава закрепить в подвешенном состоянии на водоразборной колонке или отнести на хранение в специально отведенное место.
3.1.21. Водоналивные рукава хранить на стеллажах в помещениях, отапливаемых в зимнее время.
3.1.22. При замерзании оголовка водоналивного рукава в зимнее время отнести его в помещение для отогревания.
3.1.23. При снабжении водой транзитных поездов водоналивные рукава складывать на междупутья или платформы за габариты подвижного состава.
3.1.24. В зимнее время ежедневно очищать водоразборные колонки и прилегающую к ней зону от снега и наледи и посыпать ее песком.

3.2. Требования охраны труда при загрузке экипировщиком вагонов твердым топливом и инвентарем.
3.2.1. Загрузку вагонов твердым топливом и инвентарем производить с использованием автомобилей, тракторных прицепов, электрокар и других транспортных средств.
3.2.2. В темное время суток погрузочно-разгрузочные работы осуществлять при нормированной освещенности рабочей зоны.
3.2.3. При выполнении работ по погрузке и разгрузке топлива и инвентаря экипировщик должен пользоваться исправными приспособлениями и механизмами.
3.2.4. При выполнении работ по перевозке, погрузке и разгрузке топлива, применять защитные очки и респираторы.
При работе в респираторе периодически (один раз в час) отдыхать, сняв при этом респиратор.
Фильтр респиратора необходимо менять по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.
3.2.5. При загрузке кузова транспортного средства твердым топливом и инвентарем экипировщик следит, чтобы груз не возвышался над бортами кузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площади кузова, и при необходимости закреплять так, чтобы во время транспортировки исключалась возможность их падения или смещения.
3.2.6. При загрузке кузова транспортного средства твердым топливом и инвентарем место для перевозки экипировщиков не загромождать грузом.
3.2.7. К работе по загрузке вагонов твердым топливом и инвентарем приступать после получения разрешения мастера (бригадира) на начало производства работ.
3.2.8. Нахождение на подножке транспортного средства при его загрузке и разгрузке не допускается.
3.2.9. При. проезде в кузове транспортного средства экипировщику не разрешается входить и выходить на ходу транспортного средства, проезжать на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах или стоя в кузове. Сидеть в кузове следует ниже уровня бортов транспортного средства. Проезд в прицепной тележке не допускается.
3.2.10. При нахождении в кузове движущегося автомобиля экипировщику запрещается:
перекладывать твердое топливо и инвентарь;
пересаживаться с места на место;
садиться на борта кузова, крышу кабины водителя.
Запрещается проезд в кузове буксируемых или буксирующих транспортных средств.
3.2.11. К загрузке и разгрузке транспортного средства приступать после полной его остановки.
3.2.12. Экипировщику запрещается находиться сзади транспортного средства, выполняющего маневры под загрузку или разгрузку.
3.2.13. Перед началом загрузки вагона твердым топливом и инвентарем убедиться в том, что расстояние между транспортным средством и вагоном не более 0,5 м.
3.2.14. Закрывать и открывать борта кузова транспортного средства должны не менее двух работников. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза.
3.2.15. Запрещается прыгать с тамбурной площадки или с подножек вагона.
3.2.16. Перед началом проведения работ по загрузке вагона твердым топливом и инвентарем убедиться в том, что тамбурные двери (противоположная боковая и торцевая) закрыты на ключ.
3.2.17. При входе и выходе из вагона убедиться в надежности закрепления откидной площадки тамбура фиксатором и исправности поручней и подножек вагона.
3.2.18. В момент подъема откидной площадки тамбура, экипировщик должен находиться от нее на безопасном расстоянии.
3.2.19. При необходимости перехода из вагона в вагон экипировщик должен убедиться в том, что переходные площадки-фартуки обоих вагонов находятся в опущенном положении.
3.2.20. По переходным площадкам следует передвигаться осторожно, становиться на поверхность верхнего фартука площадки всей ступней, а рукой опираться на специальную скобу межвагонного суфле, особенно в зимнее время, когда переходные площадки могут быть покрыты льдом и снегом.
3.2.21. Двери закрывать и открывать следует плавно, без стука, держась только за ручки дверей.
3.2.22. Спускаясь вниз по подножкам из тамбура, необходимо держаться руками за поручни, скользя по ним и не отрывая рук до тех пор, пока ноги не коснутся земли.
3.2.23. При начале маневровых работ на экипировочных железнодорожных путях экипировщик должен прекратить работу, убрать от вагона инвентарь, инструмент, другие предметы и отойти на середину междупутья.
3.2.24. При движении вагона запрещается:
запрыгивать с земли на подножку вагона, садиться или сходить с нее;
стоять у открытой тамбурной двери;
висеть на поручнях вагона или переходить с подножки одного вагона на подножку другого вагона.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Действия экипировщика при возникновении аварий и аварийных ситуаций.
4.1.1. На пунктах экипировки могут возникнуть аварийные ситуации:
столкновения подвижного состава;
сход подвижного состава с рельсов;
загорание вагона или возникновение пожара и другие аварийные ситуации.
4.1.2. При возникновении аварийной ситуации или аварии экипировщику: - прекратить работу и сообщить о случившемся мастеру (бригадиру). Выполнять указания мастера по устранению возникшей аварийной ситуации и предупреждению несчастных случаев.
При наличии пострадавших в результате аварии принять участие в оказании им первой помощи.
4.1.3. Экипировщик должен явиться к месту происшествия по сигналу тревоги и принять участие в оказании пострадавшему первой помощи и устранении аварийной ситуации.
4.1.4. При ликвидации аварийной ситуации действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий, находящемся в пункте экипировки.
4.1.5. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану и мастеру (бригадиру).
Приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.
4.1.6. Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается углекислотными и порошковыми огнетушителями.
4.1.7. При пользовании углекислотным огнетушителем не следует браться за раструб огнетушителя и подносить раструб огнетушителя ближе 2 м к контактной сети и пламени.
4.1.8. Тушить горящие предметы водой и воздушнопенными огнетушителями можно после указания руководителя работ или другого ответственного лица о том, что напряжение снято с контактной сети, и она заземлена.
4.1.9. Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, может быть допущено без снятия напряжения. При этом следить, чтобы струя воды или пены не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.
4.1.10. Тушение пожара внутренними пожарными кранами производят два человека: один раскатывает рукав от крана к месту пожара, второй по команде работника, раскатывающего рукав, открывает кран.
4.1.11. При тушении пламени песком совок, лопату и иные подобные инструменты не следует поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.
4.1.12. При тушении очага загорания кошмой, пламя накрывать так, чтобы огонь из-под кошмы не попадал на человека, тушащего пожар.
4.1.13. При загорании на человеке одежды необходимо, как можно быстрее погасить огонь, но при этом нельзя сбивать пламя незащищенными руками. Воспламенившуюся одежду необходимо быстро сбросить, сорвать, либо погасить, заливая водой. На человека в горящей одежде можно накинуть ткань, одеяло, брезент, которые после ликвидации пламени - убрать.
4.1.14. При пользовании воздушно-пенными (порошковыми, углекислотными) огнетушителями струю пены (порошка, углекислоты) направлять в сторону от людей.
При попадании пены (порошка, углекислоты) на незащищенные участки тела стереть ее платком или другим материалом и тщательно смыть чистой водой.
4.1.15. При обнаружении посторонних подозрительных предметов запрещается осуществлять какие-либо действия с ними. Изолировать доступ людей и немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), работникам правоохранительных органов.

4.2. Действия работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при травмах.
4.2.1. При электротравме освободить пострадавшего от действия электрического тока.
4.2.2. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока:
не прикасаться голыми руками к пострадавшему, пока он находится под действием электрического тока;
следить за тем, чтобы не оказаться в зоне шагового напряжения и не допустить контакта с токоведущей частью электрооборудования.
4.2.3. В электроустановках, напряжением до 1000В отключить электрооборудование (отключить рубильник, снять предохранители, выполнить разъем штепсельного соединения).
4.2.4. При невозможности отключения электроустановки, перерубить провод топором с сухой деревянной рукояткой или отбросить провод от пострадавшего сухим предметом, не проводящим электрический ток.
4.2.5. Оттащить пострадавшего от токоведущих частей или провода за одежду, если она сухая и отстает от тела, предварительно надев диэлектрические перчатки или обмотав руку сухой тканью или одеждой. Действовать при этом следует одной рукой.
4.2.6. В электроустановках, напряжением выше 1000В для отделения пострадавшего от токоведущих частей надеть диэлектрические перчатки, боты и, действуя изолирующей штангой (клещами), оттащить пострадавшего от токоведущих частей или провод от пострадавшего на расстояние не менее 8 м.

4.3. Действия работников по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему при отсутствии у него пульса и видимого дыхания.
4.3.1. Расстегнуть на пострадавшем одежду, обеспечить приток свежего воздуха, приступить к реанимационным мероприятиям - искусственному дыханию и непрямому массажу сердца.
Кончиками безымянного пальца и мизинца (4 и 5 пальцы) контролировать удары пульса на сонной артерии.
При отсутствии у пострадавшего пульса и видимого дыхания, приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Искусственное дыхание:
а) пострадавшего уложить на спину, на твердую поверхность, подложить под лопатки пострадавшего валик из одежды;
б) голову пострадавшего максимально запрокинуть назад;
в) открыть рот пострадавшего и осмотреть ротовую полость, при судорожном сжатии жевательных мышц открыть рот при помощи ложки или другого предмета;
г) очистить ротовую полость пострадавшего от слизи и рвотных масс носовым платком;
д) прикрыть пальцами носовые ходы пострадавшего;
е) левой рукой придерживать голову пострадавшего в запрокинутом положении;
е) правой рукой выдвинуть вперед и вверх нижнюю челюсть, придерживая челюсть за скуловые дуги большим и средним пальцами, указательным пальцем приоткрыть ротовую полость;
ж) накрыть рот пострадавшего любой чистой материей или носовым платком с гигиенической целью;
з) находясь с правой стороны от пострадавшего, сделать глубокий вдох, обхватив губами рот пострадавшего, произвести вдувание воздуха.
Частота дыхательных циклов 12-15 в 1 минуту, т.е. одно вдувание за 5 секунд.
В момент вдувания воздуха глазами контролировать подъем грудной клетки.
При появлении признаков самостоятельного дыхания у пострадавшего оказание помощи сразу не прекращают, продолжая до тех пор, пока число самостоятельных вдохов не будет соответствовать 12-15 в 1 минуту.
При этом по возможности синхронизируют ритм вдохов с восстанавливающимся дыханием у пострадавшего.
Непрямой массаж сердца:
а) оказывающий помощь должен выпрямить руки в локтевых суставах, ладонь одной руки установить на нижней половине груди пострадавшего, а ладонь другой - поместить на тыл первой, перпендикулярно к ее оси; пальцы первой кисти должны быть слегка приподняты и не оказывать давления на грудную клетку пострадавшего;
б) производить не менее 60 сжатий сердца в 1 мин;
в) сила нажатия на низ грудной клетки должна быть достаточной, для того чтобы сместить грудину по направлению к позвоночнику на 4-6 см.
Время проведения сердечно-легочной реанимации должно производиться, пока у пострадавшего не появится пульс и видимое дыхание или до прибытия медицинских работников.
4.3.2. После восстановления пульса и самостоятельного дыхания наложить стерильную повязку на место электрического ожога, а при наличии переломов, вывихов - зафиксировать конечности с помощью шин или подручных средств (доска, фанера и т.д.), обеспечить покой пострадавшему.
4.3.3. Независимо от самочувствия пострадавшего следует направить в лечебное учреждение.

4.4. Механические травмы.
4.4.1. При получении пострадавшим механической травмы, сопровождающейся кровотечением, в первую очередь необходимо остановить кровотечение.
4.4.2. При венозном кровотечении (кровь темно-красного цвета вытекает ровной струей) необходимо наложить стерильную давящую повязку; если рана на конечности - поднять ее вверх.
4.4.3. Для остановки артериального кровотечения (кровь алого цвета, выбрасывается вверх пульсирующей струей) необходимо пальцами прижать артерии, согнуть в суставе конечности и зафиксировать, наложить жгут.
4.4.4. Точки прижатия артерий располагаются: на конечностях - выше места кровотечения, на шее и голове - ниже раны или в ране. На рану необходимо наложить стерильную повязку.
4.4.5. Жгут на конечности накладывать выше места ранения, предварительно расправив одежду или подложив ткань без складок, обводя вокруг конечности.
4.4.6. После наложения первого витка жгута следует убедиться в отсутствии пульса. Следующие витки жгута накладывать с меньшим усилием.
4.4.7. После наложения жгута прикрепить к нему записку с указанием даты и времени наложения. Держать наложенный жгут больше 1,0 часа не допускается, т.к. это может привести к омертвению обескровленной конечности.
4.4.8. При длительной транспортировке (через 40 минут в тепле, через 30 минут в холоде) необходимо ослабить жгут на несколько минут, затем снова затянуть выше или ниже прежнего места.
4.4.9. При капиллярном кровотечении (возникает при поверхностных ранах, кровь сочится мельчайшими капельками) прижать марлевый тампон к раненому месту или наложить стерильную повязку.
4.4.10. Перед наложением стерильной повязки кожу вокруг раны необходимо протереть спиртом или йодом движениями в направлении от раны, не прикасаясь к самой ране.
4.4.11. Запрещается промывать рану водой, заливать спиртовые и другие растворы, засыпать порошком, покрывать мазями, накладывать вату непосредственно на рану, удалять из раны сгустки крови, инородные тела, вдавливать вовнутрь раны, выступающие наружу какие-либо ткани или органы.
4.4.12. При обширных ранах конечностей их необходимо иммобилизовать (неподвижно зафиксировать) с помощью шин или подручных средств.
4.4.13. При переломах необходимо освободить пострадавшего от воздействия травмирующих факторов, (в случае открытого перелома - остановить кровотечение и наложить повязку), зафиксировать конечность с помощью шин или подручных средств. Шину располагать так, чтобы она не ложилась на рану и не давила на выступающую кость.
Запрещается самостоятельно вправлять травмированные конечности.
4.4.14. При растяжении связок необходимо наложить на место растяжения тугую повязку и приложить холод.
4.4.15. При ушибах необходимо приложить холод к месту ушиба, наложить тугую повязку, создать покой.

4.5. Ожоги.
4.5.1. Термические ожоги
4.5.1.1. При ожогах 1 степени (покраснение и отек кожи) необходимо охладить обожженную часть тела под струей холодной воды в течение 10-15 минут или приложить холод.
4.5.1.2. При ожогах 2 степени (образуются пузыри на коже) наложить стерильную повязку, дать обезболивающее лекарство.
4.5.1.3. При ожогах 3 степени (образуются струпы на коже в результате омертвения поверхностных и глубоких слоев кожи) и 4 степени (обугливание тканей кожи, поражение мышц, сухожилий и костей) на обожженные места наложить стерильную повязку, дать обезболивающее, доставить в лечебное учреждение.
Запрещается касаться руками, смазывать мазями или присыпать порошками обожженные участки кожи, вскрывать пузыри, отрывать пригоревшие части одежды и приставшие вещества с обожженного места.
4.5.2. Химические ожоги.
4.5.2.1. С пострадавшего от воздействия кислоты или щелочи немедленно снять одежду, пропитанную химическим веществом, промыть пораженное место большим количеством чистой холодной воды (в течение 10-15 минут), наложить стерильную повязку и направить в лечебное учреждение.
Запрещается использовать растворы кислот и щелочей для нейтрализации химических веществ на коже пострадавшего.
4.5.3. Отравления.
4.5.3.1. При отравлении газами (угарным, углекислым) пострадавшего вывести (вынести) из помещения на свежий воздух или обеспечить приток свежего воздуха в помещение.
4.5.3.2. При остановке дыхания и сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца. При отравлении пострадавшего необходимо направить в лечебное учреждение.

4.6. Травмы глаз.
4.6.1. При ранениях глаза острыми, режущими или колющими предметами, а также повреждениях глаза при сильных ушибах пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение.
4.6.2. Попавшие в глаза предметы не вынимать из глаза, чтобы еще больше не повредить его.
4.6.3. На оба глаза наложить стерильную повязку.
4.6.4. При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.
4.6.5. При ожогах химическими веществами, открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего отправить в лечебное учреждение.
4.6.6. При ожогах глаз горячей водой или паром промывание глаз не допускается. Глаза закрывают стерильной повязкой и пострадавшего направляют в лечебное учреждение.

4.7. Обморок.
4.7.1. При обмороке (обильный пот, похолодание конечностей, слабый и частый пульс, ослабленное дыхание, бледность кожных покровов) необходимо уложить пострадавшего на спину, опустить голову, приподнять ноги, расстегнуть одежду и обеспечить приток свежего воздуха, смочить лицо холодной водой, поднести к носу ватку, смоченную раствором нашатырного спирта, слегка похлопать по щекам.
4.7.2. После выведения пострадавшего из обморочного состояния дать потерпевшему крепкий чай, кофе, направить в лечебное учреждение.

4.8. Переохлаждение и обморожение.
4.8.1. При переохлаждении необходимо доставить пострадавшего в теплое помещение, снять одежду, растереть тело, дать теплое сладкое питье, поместить в ванну с теплой водой (30-40°С), надеть на него теплую одежду, укрыть.
4.8.2. При обморожении пострадавшего следует перевести в теплое помещение, укрыть одеждой от внешнего тепла, дать пострадавшему обильное теплое питье, заставить двигаться, накормить, дать обезболивающее. Если появились пузыри - наложить стерильную повязку.
4.8.3. Запрещается снимать с обмороженных участков одежду, обувь, растирать или смазывать обмороженную кожу чем-либо, вскрывать и прокалывать пузыри.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ экипировщик должен:
сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально предназначенных для них местах или кладовых;
снять спецодежду и средства индивидуальной защиты и убрать их в шкаф гардеробной.
загрязненную и неисправную спецодежду сдать в стирку, химчистку или ремонт.
5.2. Вымыть загрязненные участки тела теплой водой с мылом; экипировщику, работающему с твердым топливом, следует принять душ.
5.3. О неисправностях и недостатках, замеченных во время работы и о принятых мерах к их устранению, сообщить мастеру (бригадиру).