ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 ноября 2012 г. N 2270р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ НА СБОРКУ, УКЛАДКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПУТИ С АНКЕРНЫМ РЕЛЬСОВЫМ СКРЕПЛЕНИЕМ ПАНДРОЛ-350 НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛАХ

С целью реализации современных требований к планированию, организации и технологии работ по сборке, укладке и эксплуатации железнодорожного пути с анкерными рельсовыми скреплениями Пандрол-350.
1. Утвердить и ввести в действие с 1 декабря 2012 г. прилагаемую Инструкцию на сборку, укладку и эксплуатацию пути с анкерным рельсовым скреплением Пандрол-350 на железобетонных шпалах (далее - Инструкция).
2. Начальникам дирекций инфраструктур, руководителям причастных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить до 1 декабря 2012 г. изучение Инструкции причастными работниками и ее использование при планировании и выполнении работ со скреплением Пандрол-350.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 12.11.2012 г N 2270р

ИНСТРУКЦИЯ
НА СБОРКУ, УКЛАДКУ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПУТИ С АНКЕРНЫМ РЕЛЬСОВЫМ СКРЕПЛЕНИЕМ ПАНДРОЛ-350 НА ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ШПАЛАХ

Настоящая Инструкция является нормативным документом по сборке, укладке и эксплуатации железнодорожного пути с анкерным рельсовым скреплением ПАНДРОЛ-350 на железобетонных шпалах (далее - скрепление ПАНДРОЛ-350).
Скрепление ПАНДРОЛ-350 сертифицировано, сертификат соответствия N ССФЖТ RU.ЦП07.A.09142 от 15.05.2012 года.
Требования настоящей Инструкции распространяются на бесстыковой путь со скреплением ПАНДРОЛ-350.

1. Конструктивные особенности

1.1 Конструкция скрепления ПАНДРОЛ-350 (Приложение А) предусматривает закрепление рельса безболтовым способом с помощью анкера и прутковых пружинных клемм.
1.2 Четыре анкера (приложение Б), замоноличенные в подрельсовых зонах железобетонной шпалы при ее формовке, по два анкера на каждой рельсовой нити охватывают подошву рельса. Изготовление и контроль качества анкера производят в соответствии с требованиями ТУ 3185-004-59753858-2009 [1]
1.3 Две W-образные пружинные прутковые клеммы (приложение В), прямолинейные концы (усы) которых размещены в выступах анкера. На П-образном изгибе в средней части клеммы закреплен прижимной изолятор (приложение Г), обеспечивающий электроизоляцию подошвы рельса и анкера. Клеммы поставляются с прижимными изоляторами, допускается поставка клемм без прижимных изоляторов. Изготовление и контроль качества клемм производят в соответствии с требованиями ТУ 3185-001-59753858-2009 [2]. Изготовление и контроль качества прижимных изоляторов производят в соответствии с требованиями ТУ 3185-003-12497-2009 [3].
1.4 Два боковых изолятора (приложение Д) надежно закреплены на анкере, предназначены для фиксации ширины колеи и обеспечения электроизоляции подошвы рельса от выступов анкеров. Для регулировки ширины колеи и устройства переходных кривых используют изоляторы боковые с различной толщиной рабочей полки (6-10 мм) (Приложение Е). Изготовление и контроль качества боковых изоляторов производят в соответствии с требованиями ТУ 3185-005-59753858-2009 [4].
1.5 В узле скрепления ПАНДРОЛ-350 используют подрельсовую прокладку толщиной от 9,4 до 10 мм. Прокладку изготавливают из полимерного композита (Приложение Ж), полиуретана (Приложение 3) или термоэластопласта (Приложение И), с выступами для препятствия ее смещению. Изготовление и контроль качества прокладок осуществляют по ТУ 2539-002-59753858-2009 [5].
1.6 Железобетонные шпалы ШП-350 44x3 (Приложение К) с замоноличенными анкерами применяются для железных дорог колеи 1520 мм. Изготовление и контроль качества шпал производят в соответствии с рабочими чертежами РЧ 2011-09.00.000, требованиями ТУ 5864-274-01124323-2011 [6]. К каждой отгружаемой партии шпал прикладывается паспорт на соответствие ТУ и сортности. Допускается изготовление железобетонных шпал для железных дорог колеи 1520 мм типа ШП-350 4x10 со стержневым армированием в соответствии с рабочими чертежами РЧ 2011-05.00.000 и требованиями ТУ 5864-267-01124323-2011 [7].
Для участков пути в кривых малых радиусов, от 349 м до 300 м включительно, с шириной колеи 1530 мм, применяются железобетонные шпалы типа ШП-350К.
1.7 Масса и количество деталей в узле скрепления ПАНДРОЛ-350 приведены в таблице 1. Общая масса деталей в узле скрепления 4,45 кг, в том числе съемных 1,67 кг.

Таблица 1

         Наименование деталей         

   Масса, кг 

  Количество   
единиц в узле 

                  1                   

      2      

        3      

 Анкер                                

    1,39     

        2      

 Клемма пружинная прутковая           

    0,65     

        2      

 Изолятор прижимной                   

    0,03     

        2      

 Изолятор боковой                     

    0,035    

        2      

 Изолятор боковой регулировочный (6мм)

    0,025    

        2      

 Изолятор боковой регулировочный (7мм)

    0,03     

        2      

 Изолятор боковой регулировочный (9мм)

    0,04     

        2      

 Изолятор боковой регулировочный      
(10мм)                               

    0,045    

        2      

 Прокладка подрельсовая               

    0,24     

        1      

1.8 Основные параметры и характеристики скрепления ПАНДРОЛ-350.
1.8.1 В рабочем положении усилие прижатия клеммы к подошве рельса не менее 1,2 тонны.
1.8.2 Рельсовое скрепление обеспечивает возможность механизированной и автоматизированной сборки рельсошпальной решетки.
1.8.3 Конструкция скрепления ремонтнопригодна на протяжении всего срока службы, обеспечивает замену вышедших из строя элементов конструкции (включая анкера) без ограничения скорости движения. Замена анкеров производится по отдельному технологическому процессу, утвержденному Управлением пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".

2. Правила приемки

2.1. Приемку комплектующих элементов скрепления проводят при проведении входного контроля на предприятиях, выполняющих сборку скрепления ПАНДРОЛ-350 и эксплуатирующих организациях. Приемка анкеров выполняется на шпальных заводах.
2.2. Приемка включает в себя проверку соответствия требований к внешнему виду и соответствия геометрических размеров элементов, контролируемых при серийном производстве.
2.3. Приемка анкеров осуществляется партиями. Объем партии устанавливается изготовителем шпал.
2.3.1. Соответствие анкеров требованиям ТУ 3185-004-59753858-2009 [1] по химическому составу и физико-механическим показателям подтверждается паспортом качества, а при необходимости сертификации анкеров в системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте сертификатом соответствия.
2.3.2. Проверке подлежат геометрические размеры, контролируемые при серийном производстве анкеров, по чертежу ПФК-350.004.08081 (Приложение Б).
2.3.3. Проверке геометрических размеров подвергается 0,01% от партии, но не менее 5 штук.
2.4. Приемка клемм производится партиями. Партия должна состоять из клемм, изготовленных из одной марки стали одной плавки. Объем партии устанавливается предприятием, производящим сборку скрепления.
2.4.1. Соответствие клемм требованиям ТУ 3185-001-59753858-2009 [2] по химическому составу и физико-механическим показателям подтверждается паспортом качества и сертификатом соответствия.
2.4.2. Проверке подлежат геометрические размеры, контролируемые при серийном производстве клемм, по чертежу ПФК-350.001.13047 (Приложение В).
2.4.3. Проверке геометрических размеров подвергается 0,01% от партии, но не менее 5 штук.
2.5. Приемка прижимных изоляторов производится партиями. Объем партии устанавливается предприятием, производящим сборку скрепления.
2.5.1. Проверке подлежат геометрические размеры, контролируемые при серийном производстве прижимных изоляторов, по чертежу ПФК-350.003.12497 (Приложение Г).
2.5.2. Проверке геометрических размеров подвергается 0,01% от партии, но не менее 5 штук.
2.6. Приемка боковых изоляторов производится партиями. Объем партии устанавливается предприятием, производящим сборку скрепления.
2.6.1. Для боковых изоляторов и регулировочных боковых изоляторов проверке подлежат геометрические размеры, контролируемые при серийном производстве по чертежам ПФК-350.005.07551, ПФК-350.005.08691 (6мм), ПФК-350.005.09816 (7мм), ПФК-350.005.08272 (9мм), ПФК-350.005.08690 (10мм) (Приложения Д и Е).
2.6.2. Проверке геометрических размеров подвергается 0,01% от партии, но не менее 5 штук.
2.7. Приемка прокладок подрельсовых амортизирующих производится партиями. Объем партии устанавливается предприятием, производящим сборку скрепления.
2.7.1. Проверке подлежат геометрические размеры, контролируемые при серийном производстве прокладок подрельсовых амортизирующих, по чертежам ПФК-350.002.08623, ПФК-350.002.13168, ПФК-350.002.00638 (Приложения Ж, 3, И).
2.8. При получении неудовлетворительных результатов приемочных испытаний элементов анкерного рельсового скрепления Пандрол-350 проводят повторные испытания на удвоенном количестве изделий. Если результаты повторных испытаний окажутся неудовлетворительными, то данная партия изделий выбраковывается.

3. Общая последовательность сборки рельсошпальной решетки

3.1. Сборка узлов скрепления производится на заводе железобетонных шпал. Скрепление сконструировано таким образом, что все его элементы надежно закрепляются на шпале и удерживаются на ней, в том числе при дальнейшей транспортировке. Допускается производить сборку скрепления на звеносборочной базе в соответствии с настоящей Инструкцией.
3.2. В скреплении различают три положения клеммы относительно анкера (Приложение Л):
- рабочее положение;
- монтажное положение (положение "парковки");
- положение для замены бокового изолятора.
3.3. Сборка-разборка узлов скрепления производится с помощью монтажного (Приложение М) и демонтажного (Приложение Н) ключей. Допускается применять гидроприводные машины и механизмы.
3.4. Алгоритм сборки (разборки) узла скрепления:
3.4.1 На анкера надевают боковые изоляторы.
3.4.2 В подрельсовой зоне устанавливают подрельсовую прокладку- амортизатор.
3.4.3 Клеммы с прижимным изолятором устанавливаются в анкера в монтажное положение - на этом этапе сборки шпалы со скреплением поставляются на звеносборочные базы.
3.4.4 Закрепление рельса происходит путем установки клемм в рабочее положение.
3.4.5 Разборка узла скрепления производится в обратном порядке алгоритму сборки.
3.5. Монтаж рельсошпальной решетки начинают с раскладки шпал по эпюре перпендикулярно оси пути. На шпалах скрепления должны быть собраны в монтажном положении. Правильное положение шпал проверяют по шнуру, который прикладывается к внутренним граням бокового изолятора. После проверки правильного положения шпал в подрельсовые зоны производят установку инвентарных рельсов. После установки инвентарных рельсов клеммы переводятся в рабочее положение с использованием монтажного ключа или механизма.
3.6. Сборка рельсошпальной решетки со скреплением ПАНДРОЛ-350 на звеносборочных базах ПМС должна производиться по опытному технологическому процессу [10], разработанному ПТКБ ЦП и утвержденному Центральной дирекцией по ремонту пути. Собранные звенья укладываются в штабели, в соответствии с существующими нормативами на сборку звеньев с железобетонными шпалами.
3.7. Работы по демонтажу рельсошпальной решетки со скреплением ПАНДРОЛ-350 выполняют в обратной последовательности.
3.8. Для соединения между собой собранных звеньев РШР со скреплением ПАНДРОЛ-350 используются шестидырные двухголовые накладки по ГОСТ 8393-73. При монтаже скрепления в стыках пути клеммы надвигаются до упора в стыковую накладку.

4. Общие положения производства работ по укладке в путь, сварке и принудительному вводу в оптимальную температуру закрепления рельсовых плетей на участках бесстыкового пути со скреплением ПАНДРОЛ-350

4.1. При укладке рельсошпальной решетки в путь следует руководствоваться опытным технологическим процессом, разработанным ПТКБ ЦП и утвержденным Центральной дирекцией по ремонту пути.
4.2. При подготовительных работах, перед производством ремонтнопутевых работ допускается перевод в положение "парковки" клемм на части шпал, кроме пристыковых, с ограничением скорости движения по участку согласно нормам, указанным в таблице 2.

Таблица 2.

     Радиус    
кривой, м  

Допускаемая скорость (км/ч) при закреплении клемм скрепления
в период подготовительных работ              

   на каждой 
второй шпале

   на каждой 
третьей шпале

  на каждой  
четвертой  
шпале    

   на каждой  
пятой шпале 

 более 1000    

      60     

      60     

      40     

      25      

 от 600 до 1000

      60     

      40     

      25     

не допускается

 менее 600     

не допускается

не допускается

не допускается

не допускается

4.3. Принудительный ввод плетей в оптимальную температуру закрепления выполняют с помощью натяжных устройств (ГНУ) или нагревательных установок в соответствии "Технологическим процессом постановки плетей бесстыкового пути в расчетную температуру закрепления" [11], а также с учетом специфики работы на участках бесстыкового пути со скреплением ПАНДРОЛ-350, приведенной ниже.
4.4. Работы по принудительному вводу плетей с применением гидравлического натяжного устройства выполняют после вывешивания плетей на парные, заранее установленные на каждой 15-той шпале, роликовые опоры (Приложение О). Допускается вывешивать плети с использованием скользящих пластин (полиэтилен, полиамид, полипропилен) с установкой их на каждой 10-той шпале. При использовании нагревающих установок с открытым огнем необходимо в местах их зарядки снимать боковые и прижимные изоляторы вместе с клеммами и располагать их на расстоянии 15-20 см от рельса.
4.5. После выполнения работ по укладке, по вводу в оптимальную температуру закрепления рельсовых плетей, а также после проведения сварочных работ [12] должен быть выполнен контроль прижатия рельсов пружинными клеммами к шпалам. Также контроль выполняют при весеннем и осеннем осмотрах пути при помощи прибора "АпАТэК-ИПК-П" (или аналогичного), на 15-20 шпалах в начале, середине и на конце плети. Усилие прижатия должно соответствовать приведенному в п. 1.8.1 настоящей Инструкции.
4.6. Все остальные работы по принудительному вводу плетей в оптимальную температуру закрепления аналогичны работам в пути со скреплением КБ, а порядок их выполнения должен соответствовать п. 4.7 ТУ-2000 [9].
4.7. Сдачу и приемку в эксплуатацию отремонтированного участка пути со скреплением ПАНДРОЛ-350 осуществляют в соответствии с действующими нормативными документами.

5. Общие положения по текущему содержанию пути со скреплением ПАНДРОЛ-350

5.1 Содержание пути со скреплением ПАНДРОЛ-350 осуществляют в полном соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" [18], "Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути" [13], "Техническими указаниями по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути" [9] и "Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ" [16].
5.2 Контроль за стабильностью положения плетей в продольном направлении осуществляют по смещениям контрольных сечений относительно "маячных шпал". Эти сечения отмечают поперечными полосами шириной 10 мм, наносимыми светлой несмываемой краской на верх подошвы и шейку рельсов внутри колеи в створе с боковой гранью анкера, верх которого окрашивают светлой несмываемой краской (Приложение П).
5.3 В качестве "маячной" выбирается шпала, расположенная против пикетного столбика. Верх конца "маячной" шпалы окрашивается яркой краской. Для создания сопротивления сдвигу по балласту, "маячная" шпала должна быть хорошо подбита. Клеммы на "маячной" шпале должны быть установлены в монтажном положении.
5.4 Оборудование "маячных" шпал с окраской их концов осуществляют до укладки плетей, а нанесение полос на рельсе и головке анкера производят сразу же после закрепления плетей на постоянный режим работы.
5.5 Перед выполнением текущих или ремонтных работ, связанных с балластной призмой (подбивка шпал, выправка пути, очистка балласта и т.д.), на всех "маячных" шпалах клеммы должны быть установлены в рабочее положение, проведена проверка вертикальных полос на рельсе относительно боковых граней анкера на "маячных" шпалах. Если в процессе производства работ произошло смещение "маячной" шпалы относительно полос на рельсе, то после завершения работ шпалы возвращают в первоначальное положение.
5.6 Работы по выправке бесстыкового пути со скреплением ПАНДРОЛ-350 в плане и профиле производят в соответствии с "Правилами и технологией выполнения основных работ при текущем содержании пути " [14] и с соблюдением требований п.4.3 ТУ-2000 [9]. Для регулировки ширины колеи используют боковые изоляторы с различной толщиной рабочей полки (6-10 мм) представленных в приложении Е.
5.7 Для выполнения работ по текущему содержанию бесстыкового пути со скреплением ПАНДРОЛ-350 дистанции пути должны иметь специализированный инструмент, для монтажа - демонтажа клеммы, приведенный в Приложении М и Н.
5. 8 Признаками дефектности элементов скрепления ПАНДРОЛ-350 являются: трещины, изломы, разрывы либо иные повреждения элементов, не позволяющие дальнейшую эксплуатацию в пути.

6. Требования безопасности.

Работы по сборке узла скрепления ПАНДРОЛ-350, монтажу рельсошпальной решетки, замене инвентарных рельсов на рельсовые плети бесстыкового пути, должны производиться в соответствии с требованиями, установленными в "Правилах по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений" [17] и в "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ" [16].

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Общий вид скрепления

См. Приложение А

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Общий вид анкера.
Чертеж ПФК-350.004.08081

См. Приложение Б

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Общий вид клеммы.
Чертеж ПФК-350.001.13047

См. Приложение В

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Общий вид прижимного изолятора.
Чертеж ПФК-350.003.12497

См. Приложение Г

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Общий вид изолятора бокового
Чертеж ПФК-350.005.07551

См. Приложение Д

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Общий вид изолятора бокового регулировочного.

См. Приложение Е

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Общий вид прокладки из полимерного композита
Чертеж ПФК-350.002.08623

См. Приложение Ж

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Общий вид прокладки из полиуретановой смеси
Чертеж ПФК-350.002.13168

См. Приложение З

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ И
Общий вид прокладки из термоэластопласта
Чертеж ПФК-350.002.00638

См. Приложение И

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К
Общий вид шпалы ШП-350 44x3
Чертеж РЧ 2011-09.00.000

См. Приложение К

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Положения клеммы относительно анкера

См. Приложение Л

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ М
Специализированный инструмент для монтажа клеммы.
Чертеж 1-Р19955.00.00 ВО

См. Приложение М

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Н
Специализированный инструмент для демонтажа клеммы.
Чертеж 1-Р18679.00.00 ВО

См. Приложение Н

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ О
Роликовые опоры для вывешивания рельсовых плетей.

См. Приложение О

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ П
"Маячная" шпала для контроля угона пути с клеммой, установленной в положение "парковки".

См. Приложение П

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Р
Перечень документов, на которые даны ссылки в инструкции

1. Анкер скрепления анкерного рельсового ПАНДРОЛ-350. Технические условия. ТУ 3185-004-59753858-2009.
2. Клемма скрепления анкерного рельсового ПАНДРОЛ-350. Технические условия. ТУ 3185-001-59753858-2009
3. Изолятор прижимной скрепления анкерного рельсового ПАНДРОЛ-350. Технические условия. ТУ 3185-003-59753858-2009
4. Изолятор боковой скрепления анкерного рельсового ПАНДРОЛ-350. Технические условия. ТУ 3185-005-59753858-2009
5. Прокладка подрельсовая амортизирующая скрепления анкерного рельсового ПАНДРОЛ-350. Технические условия. ТУ 2539-002-59753858-2009
6. Шпала железобетонная анкерная ШП-350 44x3 для железных для дорог колеи 1520 мм. Технические условия. ТУ 5864-274-01124323-2011.
7. Шпала железобетонная анкерная ШП-350 4х10 для железных для дорог колеи 1520 мм. Технические условия. ТУ 5864-267-01 124323-2011.
8. Конструкторская документация на скрепление анкерное рельсовое ПАНДРОЛ-350. ПФК-350.000.00000 СБ.
9. Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути ТУ-2000.
10. Технологический процесс сборки звеньев рельсошпальной решетки на железобетонных шпалах со скреплением "Пандрол-350" на стенде вручную N к053ц-05.
11. Технологический процесс замены инвентарных рельсов на плети бесстыкового пути со скреплением "Пандрол-350" и ввода их в оптимальную температуру закрепления.
12. Технологический процесс укладки рельсовых плетей бесстыкового пути со скреплением "Пандрол-350", ввода их в оптимальную температуру закрепления и сварки до длины блок - участка.
13. Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути N ЦП-774.
14. Правила и технология выполнения основных работ при текущем содержании пути, N ЦПТ-52.
15. Сборник технологических процессов транспортировки, укладки, сварки длинномерных рельсовых плетей в пути с постановкой их в расчетный интервал температур закрепления.
16. Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. N ЦП-485.
17. Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений ПОТ РО-32-ЦП-625-99.
18. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации N ЦРБ-756.