ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 ноября 2012 г. N 2369р

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЙ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕЛЬСОВЫХ ЦЕПЕЙ ЧАСТОТОЙ 50 ГЦ НА СТАНЦИЯХ, ОБОРУДОВАННЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ОБОГРЕВОМ СТРЕЛОК

На сети дорог имели место нарушения нормальной работы рельсовых цепей частотой 50 Гц, вызванные снижением сопротивления изоляции расположенных поблизости линий электропередачи напряжением до 1000 В, предназначенных для электрического обогрева стрелок.
В целях предотвращения таких случаев:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2013 г. Технические решения по дополнительному оборудованию питающих фидеров 0,4 кВ для станций с рельсовыми цепями частотой 50 Гц устройством, обеспечивающим их отключение при понижении уровня изоляции кабельных линий ниже допустимого Э238.00.000 Д (далее - Технические решения) в прилагаемой редакции.
2. Начальникам региональных дирекций инфраструктуры:
а) организовать ознакомление с настоящим распоряжением и Техническими решениями всех причастных руководителей региональных дирекций инфраструктуры;
б) обеспечить применение Технических решений при проектировании, монтаже и вводе в эксплуатацию устройств электрического обогрева стрелок.
3. Начальникам региональных дирекций инфраструктуры (за исключением Калининградской, Красноярской, Восточно-Сибирской и Забайкальской):
а) в срок до 20 декабря 2012 г. разработать и утвердить рассчитанный на 2013 - 2014 годы план-график реализации Технических решений на всех станциях, где линии электропередачи напряжением до 1000 В, предназначенные для электрического обогрева стрелок, пересекают железнодорожные пути с рельсовыми цепями частотой 50 Гц или сближаются с такими путями, копию плана-графика направить в Центральную дирекцию инфраструктуры;
б) обеспечить реализацию утвержденных планов-графиков и контроль исполнения.
4. Начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Супруну В.Н. организовать выборочный контроль исполнения утвержденных в региональных дирекциях инфраструктуры планов-графиков при плановых выездах руководителей и работников дирекции на железные дороги.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
и ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 23.11.2012 г. N 2369р

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ ПИТАЮЩИХ ФИДЕРОВ 0,4 КВ ДЛЯ СТАНЦИЙ С РЕЛЬСОВЫМИ ЦЕПЯМИ ЧАСТОТОЙ 50 ГЦ УСТРОЙСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ИХ ОТКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ПОНИЖЕНИИ УРОВНЯ ИЗОЛЯЦИИ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ НИЖЕ ДОПУСТИМОГО
Э238.00.000 Д

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 В результате анализа всех имеющихся схем постоянного контроля изоляции они оказываются неработоспособными в сетях с глухозаземленной нейтралью, поскольку контролируемое сопротивление изоляции, измеряемое в мегаомах, шунтируется нейтралью, имеющей значительно меньшее сопротивление. Для отключения электроустановки при понижении уровня изоляции кабельных линий ниже допустимого требуется полный отказ от заземления нейтрали и переход на сеть с изолированной нейтралью, с устройством рабочих проводников и заземления IT по ГОСТ Р 50571.1-2009, оснастив ее дополнительно автоматом контроля изоляции АКИ-2М.
1.2 Технические решения предназначены только для сетей IT. Для отключения электроустановки в подстанции КТП-63/6(10)/0,4-04-У1 при понижении уровня изоляции кабельных линий ниже допустимого необходимо применить автомат контроля изоляции АКИ-2М.
1.3 Для перехода на изолированную нейтраль необходимо в КТП дополнительно установить изолирующий трансформатор, равный по мощности понижающему трансформатору.

2 ОПИСАНИЕ И РАБОТА

2.1 Описание и работа устройства
2.1.1 Назначение
Автомат контроля изоляции АКИ-2М, именуемый в дальнейшем АКИ-2М, обеспечивает отключение питающих фидеров 0,4 кВ для станций с рельсовыми цепями 50 Гц, при понижении уровня изоляции кабельных линий ниже допустимого. В приложении А представлена схема подключения АКИ-2М в КТП 63/6(10)/0,4.
АКИ-2М, настроенные на 27 кОм, предназначены для использования на участках с рельсовыми цепями переменного тока 50 Гц.
АКИ-2М обеих градаций номинальной пороговой чувствительности обеспечивают защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током путем разрыва цепи обмотки контактора, отключающего силовой трансформатор питания электропотребителей в КТП.
2.1.2 Технические характеристики
2.1.2.1 Напряжение питания однофазного переменного тока частотой 50 Гц: допустимые отклонения в пределах от минус 33 до плюс 22 В.
2.1.2.2 Установленная пороговая чувствительность к сопротивлению изоляции - 27 кОм.
2.1.2.3 Допустимые предельные отклонения пороговой чувствительности:
- в нормальных климатических условиях - на 27 кОм +/- 7%;
- при воздействии климатических факторов +/- 20%;
- при отклонениях напряжения однофазного источника и наличии или отсутствии напряжения трехфазной контролируемой сети +/-20%.
2.1.2.4 Время срабатывания АКИ-2М по размыканию контактов выходного контрольного реле КИ при снижении сопротивления изоляции скачком от 00 до 1 кОм - не более 0,6 с.
2.1.2.5 Ток утечки на "землю" контролируемого источника, вносимый АКИ-2М - не более 2,5 мА.
2.1.2.6 Напряжение постоянного тока на выходе АКИ-2М для контроля изоляции сети питания электропотребителей - от 105 до 140 В.
2.1.2.7 Длительность перерыва в напряжении питания, при котором сохраняется автоматическое восстановление нормальной работы АКИ-2М - не менее 1,6 с.
2.1.2.8 Время, через которое происходит блокирование АКИ-2М в выключенном состоянии после отпадания якоря контрольного реле КИ от 3 до 9 с.
2.1.2.9 Напряжение постоянного тока на параллельно включенных обмотках контрольного реле КИ при нормальном сопротивлении изоляции контролируемой сети и номинальном напряжении питания - от 3,5 до 5,5 В.
2.1.2.10 Ток, потребляемый АКИ-2М при номинальном напряжении питания - не более 35 мА.
2.1.2.11 Время подготовки АКИ-2М к включению - не более 20 с.
2.1.2.12 Сопротивление изоляции монтажа АКИ-2М относительно каркаса в нормальных климатических условиях - не менее 50 МОм.
2.1.2.13 Электрическая прочность изоляции цепей 220 В - не менее 2000 В. Электрическая прочность изоляции выходных цепей на реле КИ - не менее 500 В.
2.1.2.14 Масса АКИ-2М - не более 2 кг.
2.1.3 Устройство и работа
2.1.3.1 Схема АКИ-2М состоит из следующих функциональных узлов:
- источник питания;
- измерительная цепь;
- формирователь контролируемого потенциала 1;
- формирователь контролируемого потенциала 2;
- формирователь опорного напряжения;
- микроконтроллер;
- устройство согласования;
- полосовой электронный фильтр;
- усилитель мощности;
- выходное устройство;
- решающее устройство.
Для защиты АКИ-2М от импульсных перенапряжений, которые могут возникнуть в первичной сети питания при атмосферных разрядах, первичная обмотка силового трансформатора защищена варистором с балластным резистором, выполняющим одновременно роль предохранителя. Схема подключения АКИ-2М представлена в приложении Б.
Пространственное разнесение точек заземления, а также точек подключения к фазам контролируемой сети, осуществлено для контроля отрыва входов АКИ-2М от указанных мест подключения в КТП.
Если сопротивление изоляции кабельных линий не ниже установленной, и нет обрыва в цепях контактов АКИ-2М 32-33, 42-43 и 82-83, то на выходе выв. 18 появляется сигнал типа меандр частотой (1064 +/- 2) Гц.
Решающее устройство выполнено на внешних реле КИ и МКИ. Первоначальное включение и блокировку АКИ-2М после снижения сопротивления изоляции или при неисправностях схемы обеспечивают внешние реле КИ и МКИ решающего устройства. После возбуждения через собственный размыкающий контакт 31-33, контрольное реле КИ удерживается под током через добавочный резистор, который обеспечивает ускорение отпадания якоря реле при уменьшении сопротивления изоляции ниже нормы.
Поскольку это реле размыкает цепь питания контактора, выключающего эл. потребителей, быстродействие АКИ-2М обеспечивает защиту обслуживающего персонала от поражения электрическим током.
Реле МКИ, обмотка которого получает питание от стабилизированного источника +15 В, имеет большое замедление (3 - 9 с) на отпадание, так как служит для обеспечения автоматического восстановления нормальной работы АКИ-2М при снятии кратковременного сигнала пуска, после перерывов в подаче напряжения питания, при кратковременных сбоях АКИ-2М, вызванных помехами или же кратковременным снижением сопротивления изоляции.
Первоначальное включение МКИ производится при замыкании контакта реле ВО включения эл. потребителей.
2.1.3.2 АКИ-2М конструктивно выполнен на базе платы реле НШ, к которому прикреплен кронштейн, и к кронштейну плата устройства, которое закрывается сополимерным прозрачным кожухом.

3 ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

3.1 Перед установкой в КТП АКИ-2М должно быть проверено и настроено в соответствии с приведенными техническими решениями.
3.2 Для подключения заземления в КТП предусмотрены контакты 82 и 83.
3.3 Установка и включение АКИ-2М в КТП должна производиться в соответствии со схемой электрической подключений АКИ-2М.
Электропитание АКИ-2М должно осуществляться от источника переменного тока ПХ-ОХ 220 В.
Для уменьшения зависимости пороговой чувствительности АКИ-2М к сопротивлению изоляции от наличия или отсутствия трехфазного напряжения в контролируемой сети необходимо соблюдать порядок подключения фаз к контактам разъема 33, 43, 12 и 23 АКИ-2М.
3.4 Провода от контактов 32, 33, 42 и 43 АКИ-2М должны подключаться к точкам К1-К4 силовых цепей питания электропотребителей.
3.5 Заземляющие провода от контактов 82 и 83 АКИ-2М должны проводиться раздельно и подключаться к различным точками 1 и 2 заземлителя в КТП.
3.6 Реле КИ и МКИ должны размещаться рядом с АКИ-2М. Выключение пускателя электропотребителей должно производиться с помощью вспомогательного реле ВТ типа АПШ-220 или АШ2, имеющего усиленные контакты.
3.7 АКИ-2М обеспечивает непрерывный контроль изоляции сети питания электропотребителей и поэтому на пульте ДСП должна быть раздельная индикация включения электропотребителей и исправности изоляции кабельных линий любых потребителей, питающихся от КТП.
3.8 Первоначальное включение АКИ-2М происходит при возбуждении реле ВО включения электропотребителей.
При выключении реле ВО электропотребители отключаются, а автомат АКИ-2М остается включенным.
Если при включенных электропотребителях срабатывает АКИ-2М, то повторное его включение происходит с выдержкой времени 1,5 мин, создаваемой временем отпадания МКИ и нагрева и остывания термического контакта реле ОКИ.
3.9 При включенных электропотребителях после перерыва в энергоснабжении и отпадания якоря реле КИ происходит автоматическое восстановление работы АКИ-2М. Для этого введены реле ПКИ и ОКИ. В исходном состоянии схемы при нормальной изоляции и включенном АКИ-2М реле КИ, МКИ, ПКИ и ВТ находятся под током, а ОКИ - без тока. При выключении питания переменного тока ПХ-ОХ или снижении сопротивления изоляции отпадает реле КИ и как следствие ВТ и ПКИ. Реле ВТ отключает электропотребители. С выдержкой времени 3-10 с отпадает якорь реле МКИ. Через тыловые контакты 11-13 ОКШ и 81-83 ПКИ включается нагрев термоэлемента ОКИ, связанного с контактом 51-52-53 реле ОКИ. После замыкания контакта 51-52 ОКИ через контакты 51-53 КИ и 71-73 МКИ срабатывает и самоблокируется реле ПКИ. После этого отключается термоэлемент ОТ ОКИ и начинается его остывание. После замыкания контакта 51-53 ОКИ через фронтовой контакт 41-42 ПКИ срабатывает реле ОКИ. Фронтовым контактом 41-42 ОКИ создается цепь возбуждения реле МКИ и 61-62 ОКИ - реле КИ. После срабатывания реле МКИ реле ОКИ остается на самоблокировке через контакты 71-72 МКИ и 11-12 ОКИ, а реле ПКИ отпадает.
При условии исправности изоляции кабельных линий потребителей и соединении через нагрузку контактов 32-33-42-43 АКИ-2М срабатывает реле КИ и отключает цепь самоблокирования ОКИ. Реле ОКИ имеет замедление на отпадание за счет подключения к его обмотке конденсатора и резистора.
Время замедления ОКИ достаточно для срабатывания и самоблокирования реле ПКИ через фронтовые контакты 51-52 КИ и 31-32 ОКИ. Через фронтовые контакты 71-72 КИ и 31-32 ПКИ срабатывает реле ВТ и включает электропотребители. Таким образом схема приходит в исходное состояние.
Если изоляция кабельных линий нарушена, то реле КИ на выходе АКИ-2М не включается, реле ОКИ возбудившись от МКИ и имея дополнительное замедление на длительное время (не менее 5 с) размыкает контактом 21-23 цепь реле В. Якорь реле В отпадает и контактом 41-42 отключает цепь термоэлемента ОТ ОКИ.
Благодаря этому после потери изоляции кабельных линий электропотребителей происходит однократная попытка автоматического восстановления работы АКИ-2М.
После этого восстановление контроля изоляции может произвести вручную ДСП отключением и повторным включением электропотребителей ВО.
Потребители должны быть подключены по схеме с изолированной нейтралью IT по ГОСТ Р 50571.1-2009. В приложении В представлено расположение АКИ-2М в КТП-63/6(10)/0,4-04-У1.
Существующие схемы имеют глухозаземленную нейтраль. Для перехода на изолированную нейтраль необходимо изолировать нейтральный провод от заземленных частей конструкций и разземлить нейтраль в начале и в конце линии.
В приложении Г показано расположение элементов схемы в КТП-63/6(10)/0,4-04-У1
Следует иметь в виду, что схема будет являться работоспособной в случае, если потребители, находящиеся на линии 0,4 кВ так же имеют изолированную нейтраль.

 

 

Приложение А
Схема подключения АКИ-2М в КТП 63/6(10)/0,4

См. Рисунок А

Таблица А. Перечень элементов

 Зона 

  Поз.  
обознач.

              Наименование             

Кол.

 Примечание

 

   QS1  

Разъединитель РДЗ-1-35/1000НУХЛ1       

  1 

 

 

 

ТУ 16-91 ИВЕЖ.674213.018ТУ             

 

 

 

 

Привод ПР-09-2БУХЛ1                    

  1 

 

 

 

ТУ 16-91 ИВЕЖ.303423.008 ТУ            

 

 

 

 

 

 

 

 

   А1   

Подстанция КТП-63/6(10)/0,4-04-У 1, с  

  1 

 

 

 

площадкой обслуживания,                

 

 

 

 

ТУ РБ 100211261.023-2003               

 

 

 

   SF1  

Автомат контроля изоляции АКИ-2М       

  1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б
Схема подключения АКИ-2М

См. Рисунок Б1

См. Рисунок Б2

 

 

Приложение В
Расположение АКИ-2М в КТП-63/6(10)/0,4-04-У1

См. Рисунок В

 

 

Приложение Г
Расположение элементов схемы в КТП-63/6(10)/0,4-04-У1

См. Рисунок Г