ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

УТВЕРЖДАЮ
Президент ОАО "РЖД"
В.И.Якунин
2 октября 2012 г. N 281

 

КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ ХОЛДИНГА "РЖД" ЗА РУБЕЖОМ

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время участие холдинга "РЖД" в зарубежных проектах создания и модернизации железнодорожной инфраструктуры связано, прежде всего, с деятельностью ОАО "Зарубежстройтехнология" (далее - ОАО "ЗСТ"). В связи с приостановлением работ по проекту в Ливии и неопределенностью с дальнейшими перспективами реализации данного проекта, на текущий момент финансовое состояние данной компании является неудовлетворительным, что сдерживает ее развитие на глобальном рынке железнодорожных инфраструктурных проектов и ограничивает возможности продвижения бренда холдинга "РЖД" на данном рынке.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования используемых в настоящее время подходов к осуществлению холдингом "РЖД" внешнеэкономической деятельности в сфере инфраструктурных железнодорожных проектов. Настоящая Концепция призвана способствовать достижению основных целей развития внешнеэкономической деятельности холдинга "РЖД" в сфере инфраструктурных проектов, среди которых:
- повышение эффективности системы управления инфраструктурными проектами холдинга "РЖД" за рубежом;
- рост доходов холдинга "РЖД" за счет реализации высокомаржинальных инфраструктурных проектов за рубежом;
- выход на зарубежные рынки и повышение глобальной конкурентоспособности холдинга "РЖД".
Для достижения поставленных целей ОАО "РЖД" необходимо решить следующие задачи:
- функциональное совершенствование системы управления инфраструктурными проектами ОАО "РЖД" за рубежом;
- эффективное обеспечение выполнения существующих обязательств ОАО "РЖД" по реализации проектов в Ливии, Иране, Сербии;
- разработка организационно-правовых форм и финансово-экономических схем финансирования реализации инфраструктурных проектов за рубежом в рамках Специализированных ДЗО;
- создание новых ДЗО ОАО "РЖД" и наделение их соответствующими полномочиями для реализации инфраструктурных проектов за рубежом;
- повышение операционной и финансовой эффективности деятельности Специализированных ДЗО.
В основе Концепции лежит принцип централизации функций по стратегическому планированию ВЭД на уровне ОАО "РЖД" и оперативному управлению инфраструктурными проектами на уровне Специализированного ДЗО, а также создания компаний специального назначения для реализации отдельных зарубежных проектов в целях диверсификации рисков.
Практика построения системы управления с разделением центров ответственности применяется ведущими мировыми компаниями. Концепция разработана с учетом опыта крупнейших европейских и азиатских компаний, таких как CRCC (Китай), China Railway Group (Китай), Deutsche Bahn (Германия), SNCF (Франция) (см. Приложение 1).
В Концепции также представлены общие принципы финансирования инфраструктурных проектов в зависимости от типа и стадии реализации проекта, а также выявлены ключевые риски реализации данных проектов и сформированы меры минимизации данных рисков.