2. Целевая схема организации процесса управления инфраструктурными проектами за рубежом в рамках холдинга "РЖД"

Учитывая преимущества и недостатки описанных вариантов, в качестве наиболее оптимального предлагается комбинированный вариант, предусматривающий централизацию функций по стратегическому планированию на уровне ОАО "РЖД" и оперативному управлению реализацией инфраструктурных проектов на уровне Специализированного ДЗО/SPV.
В целях диверсификации рисков в зависимости от специфики реализации определенного зарубежного инфраструктурного проекта создается SPV - компания специального назначения.
В соответствии с целевой схемой реализация Предпроектного этапа осуществляется на уровне Аппарата управления ОАО "РЖД" и / или Специализированное ДЗО, реализация Предконтрактного этапа - на уровне Специализированного ДЗО, а реализация Контрактного этапа - на уровне SPV.
Проведение работ на Предпроектном и Предконтрактном этапах может осуществляться за счет ОАО "РЖД" на основании договоров на оказание услуг со Специализированным ДЗО, либо за счет собственных средств Специализированного ДЗО. Более подробная схема финансирования работ на различных этапах реализации проекта показана в разделе IV настоящей концепции.
Целевое распределение функций управления инфраструктурными проектами холдинга "РЖД" за рубежом представлено на схеме ниже.

См. Рисунок 8. - Целевая схема организации процесса управления инфраструктурными проектами за рубежом в рамках холдинга "РЖД"

Функции по управлению инфраструктурными проектами на уровне Аппарата управления ОАО "РЖД":
- Разработка стратегии внешнеэкономического развития ОАО "РЖД";
- Предпроектная подготовка - принятие решения об инициации проектов;
- Подготовка и реализация стратегических инфраструктурных проектов для РФ и ОАО "РЖД";
- Согласование ТЭО, сметы расходов, бюджета и проектов договоров, подготовленных Специализированным ДЗО;
- Принятие решения о выборе организационно-правовой формы реализации проекта и создании SPV;
- Принятие корпоративных решений (учреждение, докапитализация, заключение контрактов, продажа доли участия и пр.);
- Мониторинг, контроль статуса и финансового результата проектов, реализуемых Специализированным ДЗО и SPV.
Вышеуказанная работа проводится в формате коллегиального исполнительного органа ОАО "РЖД", участником которого являются представители Специализированного ДЗО.
Функции по управлению инфраструктурными проектами на уровне Специализированного ДЗО:
- Мониторинг рынка и подготовка предложений о перспективных проектах;
- Предконтрактная подготовка (разработка ТЭО проекта; сметное планирование расходов по проекту; разработка бюджета проекта; определение условий и технологий работ; подготовка конкурсных предложений; разработка и согласование проекта договора генподряда с ОАО "РЖД" и зарубежным Заказчиком);
- Инициирование создания SPV;
- Контрактный этап и контроль хода реализации проекта (как управляющая компания).
Функции по управлению инфраструктурными проектами на уровне SPV:
- Контрактный этап и управление проектом (привлечение специализированных организаций, прием их работы; управление закупками ТМЦ; сдача готового объекта Заказчику);
- Инициирование корпоративных решений (учреждение, докапитализация, заключение контрактов, продажа доли участия и пр.);
- Ведение обособленной финансовой отчетности.
Среди преимуществ целевой схемы управления можно выделить:
- Выстраивание эффективной вертикали управления инфраструктурными проектами за рубежом на всех стадиях: от поиска и инициации проектов до управления реализацией инфраструктурных проектов;
- Сосредоточение контрольных функций по утверждению перспективных проектов, одобрению заключения сделок, а также функции курирования сделок и контрактов дочерних обществ и филиалов ОАО "РЖД" за рубежом на уровне Аппарата управления ОАО "РЖД";
- Централизация делегированных функций и ответственности за управление зарубежными проектами на уровне Специализированного ДЗО;
- Формирование проектных компаний для каждого инфраструктурного проекта, наделение полномочиями SPV для эффективной реализации проекта;
- Возможность оптимизации ресурсов за счет более четкого планирования и привлечения персонала на различных этапах реализации инфраструктурных проектов в соответствии с потребностями и согласованным уровнем бюджета;
- Повышение уровня контроля бизнес-процессов на всех этапах реализации проектов и оперативности принятия управленческих решений;
- Диверсификация рисков (проектных, политических, правовых и валютных) за счет их распределения по проектам в рамках отдельных SPV.
Применение целевой схемы позволит достичь следующих качественных эффектов для холдинга "РЖД":
- повышение прозрачности деятельности в области управления инфраструктурными проектами ОАО "РЖД" за рубежом;
- рост качества выполнения работ и оказания услуг за счет более глубокой специализации компаний-исполнителей;
- эффективное управление финансовыми рисками за счет реализации проектов в рамках отдельных SPV, перенос операционных рисков с ОАО "РЖД" на Специализированное ДЗО. При этом сохраняется высокая степень вовлеченности ОАО "РЖД" в процесс принятия решений о реализации каждой отдельной стадии реализации проектов;
- диверсификация доходов ОАО "РЖД" за счет высокомаржинальной деятельности по инжинирингу и строительству инфраструктурных объектов за рубежом;
- зарубежная экспансия и повышение конкурентоспособности ОАО "РЖД" на международном рынке инфраструктурных проектов.