ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2012 г. N 1757р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ

В целях совершенствования системы мотивации локомотивных бригад на энергосбережение при использовании топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов утвердить и ввести в действие прилагаемую методику оценки работы локомотивных бригад по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
B.A. Гапанович

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 03.09.2012 г. N 1757р

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ПО ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НА ТЯГУ ПОЕЗДОВ


I. Общие положения

1. Настоящая Методика определяет методологию оценки работы локомотивных бригад Дирекции тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава по эффективности расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов (далее - ТЭР) за поездку (смену).
На дизель-электрической тяге такая оценка осуществляется по каждому виду тяги раздельно.
2. Объем экономии или перерасхода ТЭР за поездку (смену), рассчитанный с учетом корректировки права их расхода в соответствии с настоящей методикой, используется для начисления дополнительного вознаграждения (премии) локомотивной бригады, а также для отображения в качестве результата экономии (перерасхода) в Ведомости расчета премий за экономию топлива (электроэнергии) формы ТХУ-6.
При этом, для статистической отчетности в качестве права расхода ТЭР за поездку (смену) используется рассчитанная по пооперационным нормам.
3. Количество ТЭР при учете их расхода и оценке эффективности использования указывается в целых числах: электроэнергии - в киловатт-часах (кВт·ч), дизельного топлива - в килограммах натурального топлива (кг), других видов топлива - в установленных единицах измерения. Округление при расчетах производится по правилам математики.
4. Право удельного расхода ТЭР указывается с точностью до одного знака после запятой.
5. Настоящая Методика реализуется в системе ЦОММ.

II. Методика оценки работы локомотивных бригад по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов

6. Расхождение между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода за поездку (смену) определяется по формуле:

    Дельта W = W факт - W право,                                  (1)

где W факт - фактический расход ТЭР по данным маршрута машиниста;
W право - право расхода ТЭР, рассчитываемое установленным порядком в системе ЦОММ.

Отрицательное значение этого расхождения определяет величину экономии ТЭР, положительное - перерасход.
7. Для анализа расхождения между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода с принятием мер по обеспечению достоверности учета и корректировки, при необходимости, права расхода ТЭР вводятся следующие показатели:
коэффициент расхождения между фактическим расходом ТЭР и правом их расхода (далее - коэффициент расхождения), определяемый в процентах по формуле:

             |Дельта W|
R = ----------------------- ·100,                               (2)
min (W факт; W право)

где min (W факт; W право) - минимальное из значений W факт и W право;
относительная величина отклонения фактического расхода ТЭР от права их расхода (далее - относительная величина отклонения), определяемая в процентах по формуле:

             |Дельта W|
дельта = ----------- ·100,                                      (3)
W право

В НСИ ЦОММ указываются предельные значения коэффициента расхождения (R предел.) и допустимые значения относительной величины отклонения ("дельта" доп.).
Такие значения устанавливаются для каждого вида тяги, раздельно для локомотивов и МВПС по видам движения и роду работы, в т.ч. предельные значения коэффициента расхождения - Управлением планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО "РЖД" по согласованию с Дирекцией тяги и Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава, допустимые значения относительной величины отклонения - топливно-энергетическими центрами железных дорог (НТЭЦ) по согласованию с соответствующими территориальной дирекцией тяги и дирекцией моторвагонного подвижного состава.
8. Если R >= R предел., то маршрут машиниста возвращается в соответствующее эксплуатационное локомотивное или моторвагонное депо для выяснения и устранения причин такого отклонения. По результатам разбора принимается соответствующее решение, в т.ч. по исправлению маршрута машиниста при необходимости, с последующей повторной его обработкой.
9. Если R < R предел. и "дельта" <= "дельта" доп., то результаты обработки маршрута машиниста принимаются без каких-либо корректировок.
10. Если R < R предел. и "дельта" > "дельта" доп., то право расхода ТЭР корректируется с приведением относительной величины отклонения до допустимой:

1) если W факт > W право, то:

      кор.          W факт
W     = ----------------------                                        (4)
право         "дельта" доп.
(1 +  ------------ )
100

В этом случае перерасход ТЭР с учетом корректировки права их расхода составит:
"дельта" доп.
"дельта" W перерасх. = W факт · ---------------------                  (5)
100 + "дельта" доп.

 

2) если W факт < W право, то:

      кор.          W факт
W     = ----------------------                                        (6)
право         "дельта" доп.
(1 -  ------------ )
100

В этом случае экономия ТЭР с учетом корректировки права их расхода составит:
"дельта" доп.
"дельта" W экономия  = - W факт · ---------------------                (7)
100 - "дельта" доп.

Пример 1.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 4000 кВт·ч, право расхода W право = 2500 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения "дельта" доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |4000 - 2500| /2500) · 100 = 60,0%) больше предельного значения R предел.
Маршрут машиниста в этом случае возвращается на разбор.

Пример 2.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 2500 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения "дельта" доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R= |4000 - 2500| /2500) · 100 = 60,0 %) больше предельного значения R предел.
Маршрут машиниста в этом случае возвращается на разбор.

Пример 3.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 3200 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения "дельта" доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R= |3200 - 4000| /3200) · 100 = 25,0 %) меньше предельного значения R предел.
Значение коэффициента расхождения ("дельта"= |3200 - 4000| /4000) · 100 = 20,0 %) меньше предельного значения "дельта" доп.
Корректировка относительного отклонения не производится.
С учетом этого экономия электроэнергии за поездку составит: 3200 - 4000 = -800 кВт·ч.

Пример 4.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 4000 кВт·ч, право расхода W право = 2900 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения "дельта" доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |4000 - 2900| /2900) · 100 = 37,9 %) меньше предельного значения R предел.
Значение относительной величины отклонения ("дельта"  = |4000 - 2900| /2900) - 100 = 37,9 %) больше допустимого значения "дельта" доп.
кор.
С учетом корректировки права расхода электроэнергии (W    = 4000/(1+25/100)
право
= 3200 кВт·ч) ее перерасход за поездку составит: 4000 - 3200 = 800 кВт·ч.

Пример 5.
Фактический расход электроэнергии за поездку составил W факт = 2900 кВт·ч, право расхода W право = 4000 кВт·ч, установленное предельное значение коэффициента расхождения R предел. = 40 %, установленное допустимое значение относительной величины отклонения "дельта" доп. = 25 %.
Значение коэффициента расхождения (R = |2900-4000| /2900) · 100 = 37,9 %) меньше предельного значения R предел.
Значение относительной величины отклонения ("дельта"  = |2900-4000| /2900) · 100 = 37,9 %) больше допустимого значения "дельта" доп.
кор.
С учетом корректировки права расхода электроэнергии (W    = 4000/(1-25/100)
право
= 3867 кВт·ч) ее экономия за поездку составит: 2900 - 3867 = 580 кВт·ч.