ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
от 05.09.2012 N 1773р

СТО РЖД 07.009-2011

 

СТАНДАРТ ОАО "РЖД"

УСТРОЙСТВА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЕМ 3 КВ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СХЕМОТЕХНИЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Дата введения 2013-01-01

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Проектно-конструкторским бюро по электрификации железных дорог (ПКБ ЭЖД) - филиалом ОАО "РЖД"
2 ВНЕСЕН Управлением электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО "РЖД" от 05.09.2012 г. N 1773р
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на электрические распределительные устройства напряжением 3 кВ (далее - распределительные устройства) вновь сооружаемых и реконструируемых тяговых подстанций и устанавливает классификацию их по схемотехническим решениям, обозначения и требования по применению.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД", филиалами ОАО "РЖД" и иными структурными подразделениями ОАО "РЖД".
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО "РЖД".

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 14693-90 Устройства комплектные распределительные негерметизированные в металлической оболочке на напряжение до 10 кВ. Общие технические условия
ГОСТ 17703-72 Аппараты электрические коммутационные. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 18311-80 Изделия электротехнические. Термины и определения основных понятий
ГОСТ Р 53685-2009 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 17703, 18311, ГОСТ Р 53685, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (электрическое) распределительное устройство: Электроустановка, предназначенная для приема и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины [секции шин], устройства управления и защиты.
Примечание - К устройствам управления относятся аппараты и связывающие их элементы, обеспечивающие контроль, измерение, сигнализацию и выполнение команд.
[ГОСТ 24291-90, статья 3]

3.2 электроустановка: Энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.
[ГОСТ 19431-84, статья 25]

3.3 энергоустановка: Комплекс взаимосвязанного оборудования и сооружений, предназначенный для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления энергии.
[ГОСТ 19431-84, статья 24]

3.4 присоединение (электрического) распределительного устройства: Часть распределительного устройства, относящаяся к трансформатору, генератору или другой цепи.
[ГОСТ 24291-90, статья 34]

Примечание - К другим цепям применительно к объекту стандартизации настоящего стандарта относятся также преобразовательные (выпрямительные или выпрямительно-инверторные) агрегаты.

3.5 секция (системы) сборных шин: Часть системы сборных шин, отделенная от другой ее части коммутационным аппаратом.
[ГОСТ 24291-90, статья 44]

3.6 секционированная система (сборных) шин: Система сборных шин, состоящая из нескольких секций.
[ГОСТ 24291-90, статья 45]

3.7 уполномоченное подразделение: Подразделение аппарата управления ОАО "РЖД", ответственное за проведение единой технической политики ОАО "РЖД" в области технического обслуживания, ремонта, модернизации и развития хозяйства электроснабжения железных дорог.

4 Классификация

Распределительные устройства по схемотехническим решениям классифицируют:
а) по наличию (отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента на:
1) распределительные устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами;
2) распределительные устройства со стационарным расположением оборудования;
б) по количеству присоединений питающих линий;
в) по количеству присоединений преобразовательных агрегатов;
г) по наличию (отсутствию) схемотехнической возможности сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети на:
1) распределительные устройства с возможностью сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети;
Примечание - К данной категории относятся также распределительные устройства, в которых возможность сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети предусмотрена лишь на части присоединений питающих линий.
2) распределительные устройства без возможности сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети;
д) по наличию (отсутствию) секционирования сборных шин на:
1) распределительные устройства с несекционированными сборными шинами (положительной и отрицательной);
2) распределительные устройства с секционированной сборной положительной шиной и несекционированной сборной отрицательной шиной;
3) распределительные устройства с несекционированной сборной положительной шиной и секционированной сборной отрицательной шиной;
4) распределительные устройства с секционированными сборными шинами (положительной и отрицательной).

Примечания:
1 Критерии применения секционирования сборных положительной и отрицательной шин изложены в 6.2.3 - 6.2.4.
2 К отдельным шкафам, образующим комплектное распределительное устройство, применимы классификационные признаки, установленные ГОСТ 14693. Эти классификационные признаки следует рассматривать как относящиеся к отдельным шкафам, а не к распределительным устройствам в целом.

5 Обозначения

Структура обозначения распределительных устройств с несекционированной сборной положительной шиной приведена на рисунке 1. Структура обозначения распределительных устройств с секционированной сборной положительной шиной приведена на рисунке 2.

 

   3 -    1     2      - 3 (3) ┌────────────────────────────────────────────────────────┐

 

  ──┬──               ────┬────┤Цифра  "3"  с  тире  -   общий   признак,   определяющий│
│     │     │         │    │принадлежность    распределительного    устройства     к│
│     │     │         │    │напряжению   3   кВ.   Одинаков   для   всех   категорий│
└─────┼─────┼─────────┼────┤распределительных   устройств,    составляющих    объект│
│     │         │    │стандартизации настоящего стандарта                     │
│     │         │    ├────────────────────────────────────────────────────────┤
│     │         │    │Цифра, обозначающая классификационный признак по наличию│
└─────┼─────────┼────┤(отсутствию) выкатного или подъемно-опускного элемента: │
│         │    │1  -  для  распределительных   устройств   с   выкатными│
│         │    │элементами или подъемно-опускными элементами;           │
│         │    │2 -  для  распределительных  устройств  со  стационарным│
│         │    │расположением оборудования (см. раздел  4,  перечисление│
│         │    │а)                                                      │
│         │    ├────────────────────────────────────────────────────────┤
└─────────┼────┤Цифра,   обозначающая   классификационный   признак   по│
│    │количеству присоединений преобразовательных агрегатов   │
│    ├────────────────────────────────────────────────────────┤
│    │Тире и цифры, обозначающие:                             │
└────┤первая,  вне  скобки  -  классификационный  признак   по│
│количеству присоединений питающих линий на сборных шинах│
│(всего);                                                │
│вторая,  в  скобке  -   классификационный   признак   по│
│количеству  присоединений  питающих  линий  на   сборных│
│шинах, на которых предусмотрена возможность сборки  схем│
│профилактического подогрева проводов тяговой сети       │
└────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 1 - Структура обозначения распределительных устройств с несекционированной сборной положительной шиной

 

 3 -  1    4    - 4 (2)  -   3 (3)    *  ┌────────────────────────────────────────────────────┐
─┬──           ────┬────    ───┬───      │                                                    │
│    │    │       │           │      │  │Аналогично показанному на рисунке 1                 │
└────┼────┼───────┼───────────┼──────┼──┤                                                    │
│    │       │           │      │  ├────────────────────────────────────────────────────┤
└────┼───────┼───────────┼──────┼──┤Аналогично показанному на рисунке 1                 │
│       │           │      │  ├────────────────────────────────────────────────────┤
└───────┼───────────┼──────┼──┤Аналогично показанному на рисунке 1                 │
│           │      │  ├────────────────────────────────────────────────────┤
│           │      │  │Тире и цифры, обозначающие:                         │
│           │      │  │первая, вне скобки -  классификационный  признак  по│
└───────────┼──────┼──┤количеству присоединений питающих  линий  на  первой│
│      │  │секции сборных шин (всего);                         │
│      │  │первая, в  скобке  -  классификационный  признак  по│
│      │  │количеству присоединений питающих  линий  на  первой│
│      │  │секции  сборных  шин,   на   которых   предусмотрена│
│      │  │возможность сборки схем профилактического  подогрева│
│      │  │проводов тяговой сети                               │
│      │  ├────────────────────────────────────────────────────┤
│      │  │Тире и цифры, обозначающие:                         │
└──────┼──┤первая, вне скобки -  классификационный  признак  по│
│  │количеству присоединений питающих  линий  на  второй│
│  │секции сборных шин (всего);                         │
│  │первая, в  скобке  -  классификационный  признак  по│
│  │количеству присоединений питающих  линий  на  второй│
│  │секции  сборных  шин,   на   которых   предусмотрена│
│  │возможность сборки схем профилактического  подогрева│
│  │проводов тяговой сети                               │
│  ├────────────────────────────────────────────────────┤
└──┤Звездочка (в случаях, указанных в 6.3.3)            │
└────────────────────────────────────────────────────┘

 

Рисунок 2 - Структура обозначения распределительных устройств с секционированной сборной положительной шиной

 

Примеры структурно-функциональных схем распределительных устройств и их обозначений приведены на рисунках 3 - 7.

См. Рисунок 3 - Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами, с секционированными положительной и отрицательной сборными шинами, семью присоединениями питающих линий, две из которых имеют возможность сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети, и тремя присоединениями преобразовательных агрегатов (обозначение 3-13-4(2)-3(0)*)

См. Рисунок 4 - Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами, с секционированными положительной и несекционированной отрицательной сборными шинами, восемью присоединениями питающих линий, не имеющими возможности сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети, и двумя присоединениями преобразовательных агрегатов (обозначение 3-12-4(0)-4(0))

См. Рисунок 5 - Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами, с несекционированными положительной и секционированной отрицательной сборными шинами, тремя присоединениями питающих линий, две из которых имеют возможность сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети, и двумя присоединениями преобразовательных агрегатов (обозначение 3-12-3(2))

См. Рисунок 6 - Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства с выкатными или подъемно-опускными элементами, с несекционированными положительной и отрицательной сборными шинами, двумя присоединениями питающих линий, не имеющими возможности сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети, и одним присоединением преобразовательного агрегата (обозначение 3-11-2(0))

См. Рисунок 7 - Пример структурно-функциональной схемы распределительного устройства со стационарным расположением оборудования, с секционированными положительной и отрицательной сборными шинами, пятью присоединениями питающих линий, три из которых имеют возможность сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети, и двумя присоединениями преобразовательных агрегатов (обозначение 3-22-3(3)-2(0))

6 Требования по применению

6.1 Общие требования
Выбор распределительного устройства по классификационным признакам, приведенным в разделе 4, производят на этапе подготовки технических условий на сооружение или реконструкцию тяговой подстанции службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соответствующей железной дороги, а для тяговых подстанций, питающих одну или несколько межподстанционных зон, пересекающих границы железных дорог - по согласованию службой электрификации и электроснабжения дирекции инфраструктуры соседней железной дороги.
6.2 Требования по применению распределительных устройств с определенными классификационными признаками
6.2.1 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление а), следует отдавать предпочтение распределительным устройствам с выкатными элементами.
Применение распределительных устройств с подъемно-опускными элементами или со стационарным расположением оборудования допускается при наличии обоснования и по согласованию с уполномоченным подразделением.
6.2.2 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление б), следует руководствоваться следующими правилами:
а) в распределительных устройствах должны быть предусмотрены отдельные присоединения с выключателем:
1) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции секций контактной сети каждого из главных путей перегонов каждого из направлений;
2) для подключения питающих линий ближайшей к тяговой подстанции секции контактной сети локомотивного и моторвагонного депо;
3) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции станционных секций контактной сети, в которые входят главные пути в пределах станций;
4) для подключения питающих линий ближайших к тяговой подстанции секций контактной сети, не связанных с главными путями в пределах станций (только на тяговых подстанциях, расположенных на станциях со значительным путевым развитием и по согласованию с уполномоченным подразделением);
5) для подключения питающих линий пунктов группировки (только на стыковых тяговых подстанциях и тяговых подстанциях, расположенных на станциях стыкования);
6) для подключения питающих линий пунктов подготовки пассажирских поездов к рейсу (только тех, которые расположены на той же станции, что и тяговая подстанция, по согласованию с уполномоченным подразделением);
б) в распределительных устройствах должны быть предусмотрены отдельные присоединения без выключателей:
1) для подключения катода и анода каждого из преобразовательных агрегатов к положительной и отрицательной сборным шинам соответственно;
2) для подключения фильтрустройства;
3) для подключения цепей, предназначенных для сборки схем профилактического подогрева проводов контактной сети и(или) плавки гололеда на проводах контактной сети.
6.2.3 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление г), следует руководствоваться наличием (отсутствием) необходимости применения профилактического подогрева проводов тяговой сети на прилегающих к тяговой подстанции межподстанционных зонах.
6.2.4 При выборе по классификационному признаку, указанному в разделе 4, перечисление д), следует руководствоваться следующими правилами:
а) если тяговая подстанция имеет не более трех присоединений питающих линий с выключателями (считая по правилу, приведенному в 6.2.2, перечисление а)), то применяют распределительное устройство с несекционированной положительной сборной шиной;
б) если тяговая подстанция имеет четыре и более присоединений питающих линий (считая по правилу, приведенному в 6.2.2, перечисление а)), то применяют распределительное устройство с положительной сборной шиной, секционированной двумя последовательно включенными разъединителями на три секции - две рабочие и одну соединительную;
в) секционирование сборной отрицательной шины обязательно на тяговых подстанциях, на которых предусмотрена возможность сборки схем профилактического подогрева проводов тяговой сети. На тяговых подстанциях, где такая возможность не предусматривается, применяют несекционированную сборную отрицательную шину.
6.3 Дополнительные требования
6.3.1 В распределительных устройствах с секционированной сборной положительной шиной распределение присоединений с выключателями питающих линий между первой и второй секциями сборной положительной шины определяют при проектировании исходя из необходимости обеспечить движение поездов по всем главным путям (возможно, с использованием продольных разъединителей контактной сети) при снятии напряжения с одной из секций сборной положительной шины.
6.3.2 На стыковых тяговых подстанциях и тяговых подстанциях, расположенных на станциях стыкования, если станция стыкования имеет 2 и более пунктов группировки, то кольцевая питающая линия пунктов группировки должна иметь возможность присоединения к первой и второй секциям сборной положительной шины.
6.3.3 В распределительных устройствах с секционированной сборной положительной шиной, имеющих четное количество присоединений преобразовательных агрегатов, катоды преобразовательных агрегатов распределяют между первой и второй секциями сборной положительной шины равномерно. При нечетном количестве присоединений преобразовательных агрегатов катод одного из них соединяют с соединительной секцией сборной положительной шины. В обозначении распределительных устройств с такой схемой применяется звездочка (см. рисунок 2).
6.3.4 В распределительных устройствах с секционированной сборной отрицательной шиной, к не связанной с отсасывающей линией секцией сборной отрицательной шины присоединяют анод того из преобразовательных агрегатов, который предназначен для профилактического подогрева проводов тяговой сети.
6.3.5 Соединение катодов и анодов преобразовательных агрегатов соответственно с положительной и отрицательной секциями сборных шин выполняют через двухполюсный разъединитель с общим на два полюса двигательным приводом.