УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
06.09.2012 г. N 1778р


МЕТОДИКА
ОТБОРА, ОЦЕНКИ И РАНЖИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ФИЛИАЛОВ ОАО "РЖД" ПО СОКРАЩЕНИЮ РАСХОДОВ


1. Общие положения

1.1. Назначение документа

1.1.1. Настоящий документ содержит описание правил по отбору, оценке и ранжированию предложений функциональных филиалов ОАО "РЖД" по сокращению расходов, с целью дальнейшего их включения в собственные Программы инвестиционных и организационно-технологических мероприятий, направленных на снижение производственных издержек.
1.1.2. Методика отбора, оценки и ранжирования предложений функциональных филиалов ОАО "РЖД" по сокращению расходов (далее - Методика) направлена на определение:
- единых требований к наличию исходных данных, лежащих в основе предложений функциональных филиалов ОАО "РЖД" по сокращению расходов;
- единых требований к уровню проработки предложений функциональных филиалов ОАО "РЖД" по сокращению расходов для их оценки и ранжирования;
- единых критериев оценки и методов ранжирования предложений функциональных филиалов ОАО "РЖД" по сокращению расходов;
- единых требований к инструментам и методам формирования Программ инвестиционных и организационно-технологических мероприятий, направленных на снижение производственных издержек (далее - Программы).

1.2. Область применения

1.2.1. Настоящая Методика является обязательной для применения всеми функциональными филиалами ОАО "РЖД" при формировании собственных Программ.
1.2.2. Действия Методики распространяются на мероприятия, направленные на снижение производственных издержек в области технико-технологического и организационно развития и не требующие инвестиций.
Деятельность функциональных филиалов ОАО "РЖД" по формированию условий для разработки предложений по сокращению расходов и повышению эффективности должна быть регулярной и непрерывной с учетом стратегических задач ОАО "РЖД" по сокращению расходов.

1.3. Ссылки на нормативные документы

Настоящая Методика разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.3.1. Поручение президента ОАО "РЖД" от 26.04.2012 г. N ПП-68 "О разработке программы мероприятий по повышению эффективности деятельности ОАО "РЖД" на период 2013 - 2015 гг. ".
1.3.2. Поручение старшего вице-президента ОАО "РЖД" В.А. Гапановича от 02.07.2012 г. П-ВГ-341 "О разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности на период 2013-2015 гг. ".
1.3.3. Распоряжение ОАО "РЖД" от 11.04.2008 г. N 772р "Об утверждении перечня отдельных видов работ (услуг), которые могут быть переданы филиалами ОАО "РЖД" на аутсорсинг".
1.3.4. Положение от 27.04.2006 г. N 530 "Об использовании аутсорсинга филиалами ОАО "РЖД".
1.3.5. Концепция единой технической политики холдинга "Российские железные дороги" от 18.06.2009 г. N 64.

1.4. Порядок внесения изменений

1.4.1. Организацию работ по внесению изменений в Методику осуществляет Департамент развития системы управления.
Изменения, вносимые в документ, оформляются в виде дополнений (изъятий) или путем издания новой редакции Методики.
1.4.2. Изменения текста указываются в разделе 6. "Контроль версий Методики".

2. Общие требования по формированию Программы

Формирование Программы осуществляется функциональным филиалом ОАО "РЖД" в несколько этапов:
1. Организация сбора предложений от структурных подразделений функционального филиала.
2. Учет предложений структурных подразделений по сокращению расходов в проекте Программы филиала.
3. Проведение в органе управления функционального филиала оценки и ранжирования мероприятий проекта Программы.

3. Требования к предложениям по сокращению расходов

3.1. Предложения по сокращению затрат в первую очередь должны быть направлены на совершенствование технологических процессов (бизнес-процессов), улучшение технологии работы железнодорожного транспорта. Ценовой фактор (ввиду инфляционных тенденций), а также фактор списания материалов, повторного использования вместо новых (ввиду заведомо сокращенного срока эксплуатации и затрат на более частую замену) должны использоваться в качестве вспомогательных мероприятий.
Совершенствование технологических процессов должно быть направлено на повышение производительности труда или сокращение удельного расхода материалов, топливно-энергетических ресурсов, услуг сторонних подрядчиков. Каждое из указанных следствий должно быть оценено в денежном выражении и входить в состав величины экономического эффекта.
В состав величины экономического эффекта не включаются оценки дополнительных (внешних) эффектов (например, улучшение безопасности движения поездов), не влияющие на текущие затраты функционального филиала.
3.2. Подготовленное предложение по сокращению расходов должно быть проработано до уровня, позволяющего обоснованно оценить экономический эффект от его реализации, вероятность и сроки его получения, а также организационную реализуемость и сроки внедрения соответствующего предложения.
3.3. При подготовке информации необходимо руководствоваться принципом существенности величины экономического эффекта. Если величина экономического эффекта от реализации подготовленного предложения составляет 15 (пятнадцать) млн. рублей и выше, то данное предложение должно содержать подробное описание всех допущений (п. 8 обязательной информации). Нецелесообразно описывать указанные допущения при расчете экономического эффекта, если его величина составляет 1 (один) млн.рублей.
Подготовленное предложение должно содержать следующую обязательную информацию:
1. Краткое описание предложения.
2. Величину ожидаемого экономического эффекта. При этом величина экономического эффекта должна быть оценена как в денежном, так и, по возможности, в натуральном выражении (тоннах, человеках, КВт-час и др.). Экономический эффект в денежном выражении оценивается, исходя из возможности сокращения текущих затрат филиала и их исключения из бюджета текущего периода. Оценка величины экономического эффекта посредством использования расходных ставок, оценки негативных воздействий на окружающую среду и с помощью оценки других внешних эффектов не допускается.
3. Величину затрат, необходимую для реализации мероприятия, включая единовременные и текущие (из расчета на 1 год).
4. Сведения об ответственном за реализацию предложения.
5. Масштаб внедрения.
6. Срок полезного использования результатов внедрения.
7. Влияние на технологию работы других функциональных филиалов ОАО "РЖД" (имеет ли предлагаемое новшество локальный характер или требует изменения в работе других функциональных филиалов ОАО "РЖД").
Если предлагаемое предложение затрагивает деятельность других функциональных филиалов ОАО "РЖД", то необходимо привести информацию о филиале (хозяйстве), в деятельности которого будет получен экономический эффект от реализации мероприятия: непосредственно функциональный филиал - разработчик мероприятия (полный или частичный экономический эффект) или смежный функциональный филиал (полный или частичный экономический эффект).
8. Краткое описание методики оценки и источников получения экономического эффекта. В случае если при расчете экономического эффекта были сделаны допущения или использовалось технико-экономическое обоснование (ТЭО), существенно влияющее на изменения экономического эффекта, необходимо указать допущения и приложить ТЭО к расчету.
9. Порядок выявления и оценки фактического эффекта в случае внедрения предложения.
10. Дополнительные эффекты (эффекты, не имеющие прямого экономического выражения) от реализации предложения (повышение качества выполнения работ (услуг), улучшение безопасности движения, повышение качества информации для принятия решений и т.д.) при их наличии.
11. Описание организации внедрения предложения (укрупненный план мероприятий, необходимых для внедрения предложения, предполагаемый состав участников и исполнителей, ориентировочные сроки, необходимые для внедрения предложения, состав факторов, определяющих сроки и сложность внедрения).

3.4. Предложения, составленные с нарушениями требований, не подлежат включению в Программу.
3.5. Не допускается включать в Программу мероприятия, реализация которых зависит от принятия соответствующих решений сторонними организациями без предоставления развернутого обоснования, подтверждающего его реализуемость, в том числе:
пересмотр цен и номенклатуры по централизованным поставкам материалов и услуг при сохранении объемов закупок (за исключением мероприятий, согласованных с "Росжелдорснаб" в рамках установленного задания по снижению стоимости закупок);
пересмотр внутренних и внешних нормативных документов (отказ от медицинского освидетельствования, закрытие станций) и другие.
Также не допускается включать в Программу мероприятия, которые не приводят к снижению затрат для ОАО "РЖД" в целом (передача активов или затрат другому функциональному филиалу-балансодержателю, предъявление другим функциональным филиалам счетов за пользование электроэнергией и т.д.).
Не принимаются к рассмотрению предложения, являющиеся требованиями по выполнению должностных инструкций и норм. Например, усиление контроля за расходом ресурсов или ужесточение, введение действенного контроля за исполнением функций.

4. Требования к оценке экономического эффекта предложения

Методика оценки экономического эффекта, применяемая для подготовки предложений, должна удовлетворять следующим требованиям:
- расчет экономического эффекта от внедрения предложения должен осуществляться на основе прогноза изменения расходов по прямым статьям затрат в экономических границах применения. Использование в расчетах косвенно распределенных расходов не допускается;
- в расчете должны быть учтены и отдельно отражены прогнозируемые прямые расходы на внедрение предложения, в случае их отсутствия предложение должно содержать соответствующее указание;
- методика должна учитывать изменение оборотного капитала и расходы на его поддержание, в случаях, если внедрение предложения приведет к изменению уровня запасов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской или кредиторской задолженности;
- расчет экономического эффекта должен осуществляться с дисконтированием по годам сокращения издержек в результате реализации предложения по ставке, устанавливаемой ОАО "РЖД" для оценки эффективности инвестиционных проектов.

5. Требования к отбору, оценке и ранжированию мероприятий

5.1. В ходе выполнения работ по формированию Программы функционального филиала ОАО "РЖД" необходимо:
- вести проект Программы на основании предложений структурных подразделений функциональных филиалов ОАО "РЖД";
- группировать мероприятия в проекте Программы в соответствии с Классификатором мероприятий, представленным в Приложении N 1 к настоящей Методике;

 

- осуществить оценку и ранжирование мероприятий.
5.2. Оценка и ранжирование мероприятий при формировании проекта Программы функционального филиала ОАО "РЖД" осуществляется по критерию экономической эффективности каждого мероприятия.
Приоритет по включению мероприятий в Программу должен быть отдан мероприятиям, имеющим большую прогнозную величину экономического эффекта с высокой вероятностью его получения.
5.3. Мероприятия, не вошедшие в проект Программы по результатам оценки и ранжирования, должны быть повторно рассмотрены и могут быть учтены при формировании проекта Программы на следующий период.
5.4. При необходимости проведения комплексной оценки мероприятий с участием специалистов других функциональных филиалов ОАО "РЖД", аппарата управления ОАО "РЖД", а также сторонних организаций и независимых специалистов в органе управления функционального филиала ОАО "РЖД" может быть сформирована рабочая группа.
Методика проведения комплексной оценки представлена в Приложении N 2.

6. Контроль версий Методики

Таблица 6.1. Контроль версий Методики


N  

 Номера листов (страниц)                  

Всего листов
(стр.) в 
регламенте

N       
документа

Входящий N      
сопроводительного
документа       

Подпись

Дата

Измененных

Замененных

Новых

Аннулированных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 1

Классификатор мероприятий
Программы инвестиционных и организационно-технологические мероприятий, направленных на снижение производственных издержек

1. Технические
1) оптимизация режимов работы технологического оборудования в целях обеспечения максимальной отдачи от потребления материально-технических ресурсов и(или) сокращение непроизводственных потерь материально-технических ресурсов;
2) своевременное проведение ремонтно-профилактических работ;
3) сокращение непроизводительных потерь топливно-энергетических ресурсов.

2. Технологические
1) реконструкция (модернизация) технологического оборудования, включая технические решения по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов на технологические нужды;
2) совершенствование технологических процессов в целях сокращения их материало-, трудо- и капиталоемкости;
3) внедрение современных методов диагностики с целью сокращения материало-, трудо- и капиталоемкости работ по диагностике;
4) внедрение прогрессивных норм расхода материально-технических ресурсов;
5) вторичное использование материально-технических ресурсов;
6) замещение топливно-энергетических ресурсов.

3. Организационные
1) переход от внешних закупок к самообеспечению;
2) переход от самообеспечения к внешним закупкам;
3) снижение расходов на приобретение товаров (работ, услуг) за счет распределения заказов и подрядов на конкурсной основе;
4) оптимизация структуры управления, направленная на исключение дублирующих функций в структурных подразделениях;
5) совершенствование процессов управления (включая информационный обмен) с целью снижения их трудоемкости;
6) сокращение расходов за счет вовлечения в хозяйственный оборот непрофильных и недозагруженных объектов;
7) сокращение издержек и потерь хранения;
8) сокращение затрат на транспортировку, в том числе за счет совершенствования логистики;
9) сокращение штрафов, пеней и других взысканий;

4. Прочие
1) прочие мероприятия по основной деятельности;
2) прочие мероприятия по вспомогательному производству;
3) прочие мероприятия по управленческим и коммерческим расходам.

 

Приложение N 2

Требования к комплексной оценке и отбору мероприятий

С целью проведения отбора и комплексной оценки мероприятий, включаемых в проект Программы, рабочая группа должна оценивать каждое мероприятие по следующим обязательным критериям:
1. Чистый экономический эффект - прогнозная величина экономического эффекта за вычетом фактических затрат на реализацию мероприятия, приведенная к годовой размерности; рассчитывается как разность экономического эффекта (раздел 4.1) и прогнозных затрат на реализацию мероприятия (пункт 6 раздела 3.2), деленная на релевантный срок использования (пункт 5 раздела 3.2). Вес критерия - 0,3.
2. Вероятность получения экономического эффекта (оценка рисков, связанных с чувствительностью величины эффекта к изменению неуправляемых параметров, использованных при расчете эффекта). Вес критерия - 0,2.
3. Отношение чистого экономического эффекта к затратам на реализацию мероприятия. Вес критерия - 0,2.
4. Прогнозный срок внедрения предложения. Вес критерия - 0,1.
5. Организационная сложность внедрения предложения (трудоемкость работ по внедрению, а также чувствительность вероятности завершения внедрения в срок к неконтролируемым функциональным филиалом факторам, включая степень автономности новации по отношению к другим функциональным филиалам). Вес критерия - 0,15.
6. Наличие и величина дополнительных эффектов. Вес критерия - 0,05.
Функциональный филиал ОАО "РЖД" может вводить дополнительные критерии для оценки мероприятий, изменяя при этом веса критериев.
Сумма весов всех критериев должна быть равна 1 (единице).
Шкала для оценки мероприятий по критериям, оцениваемым методом экспертной оценки членами рабочей группы, должна иметь следующие градации значений: "низкий", "норма", "критический", "высокий", с присвоением значений 1,2, 3,4 соответственно.
Приоритет по включению мероприятий в Программу должен быть отдан мероприятиям, имеющим большую прогнозную величину экономического эффекта с высокой вероятностью его получения, коротким сроком реализации и высокой вероятностью успешного внедрения новации.

Методика комплексной оценки и ранжирования мероприятий
Ранжирование мероприятий при формировании проекта Программы функционального филиала ОАО "РЖД" осуществляется на основе интегральной оценки каждого мероприятия в баллах. Мероприятия Программы располагаются в порядке убывания интегральной оценки.
Интегральная балльная оценка каждого мероприятия осуществляется на основе оценок членов рабочей группы, осуществляющей комплексную оценку мероприятий, и вычисляется по формуле:

       m      n
SUM   (SUM   aij * kij) * cj,     где
i=1    i=1

    n - количество членов рабочей группы;
m - количество критериев;
i - порядковый номер члена рабочей группы;
j - порядковый номер критерия;
aij  -  вес i-го члена рабочей группы, осуществляющего комплексную оценку
m
предложений по j-му критерию, при соблюдении равенства: SUM   ai=1
i=1

    kij  -  оценка  i-го  члена  рабочей  группы, осуществляющего оценку
предложений по j-му критерию;

    сj - вес j-го критерия при комплексной оценке мероприятий, при соблюдении

              n
равенства SUM    cj = 1
i=1

3.6. Определение весов критериев экспертов осуществляется каждым функциональным филиалом ОАО "РЖД" самостоятельно.