ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

УТВЕРЖДАЮ
Старший Вице-президент ОАО "РЖД"
В.А.Гапанович
11.04.2013 г. N 154

Директор ПКБ ЦТ
Ю.И.Попов
10 апреля 2013 г.

ПРОГРАММА И МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТНЫХ ПОЕЗДОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ТОРМОЗНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУЗОВЫХ ПОЕЗДОВ С ВАГОНАМИ, ОБОРУДОВАННЫМИ КОМПОЗИЦИОННЫМИ ТОРМОЗНЫМИ КОЛОДКАМИ, ПРИ НАГРУЗКЕ НА ОСЬ 23,5 ТС И МЕНЕЕ НА СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

1. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ

Испытаниям подвергается грузовой груженый поезд длиной 65-71 условных единиц вагонов, имеющих массу брутто 92 - 94 тс.

2. ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ

Проведение опытных поездок по определению фактической тормозной эффективности грузовых поездов с вагонами, оборудованными композиционными тормозными колодками, при нагрузке на ось 23,5 тс и менее на сети железных дорог.

3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Данная программа распространяется на испытания грузовых груженых поездов длиной 65-71 условных единиц вагонов, имеющих массу брутто 92 - 94 тс для определения фактической тормозной эффективности грузовых поездов с вагонами, оборудованными композиционными тормозными колодками, при нагрузке на ось 23,5 тс и менее на сети железных дорог.

4. ВИДЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИСПЫТАНИЙ

Настоящая программа предусматривает стационарные и ходовые испытания.
В процессе стационарных испытаний проверяются характеристики и техническое состояние тормозного оборудования вагонов состава грузового груженого поезда.
В процессе ходовых испытаний определяются длины тормозных путей грузового груженого поезда при экстренных торможениях, оценивается его обеспеченность тормозным нажатием на участках сети железных дорог Российской Федерации с различным профилем пути и климатическими условиями.

5. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ

Стационарные испытания проводятся на ПТО станции формирования и отправления или прибытия после проведения полного опробования тормозов.
Техническое обслуживание тормозного оборудования опытных составов должна осуществляться в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, и утвержденным технологическим процессом.
Участки проведения ходовых испытаний и места для выполнения экстренных торможений определяются приказом начальника дороги исходя из следующих параметров:
- максимальная скорость движения поезда не менее 60-80 км/ч;
- кривые радиусом не менее 900 метров;
- весь поезд перед торможением и во время торможения должен находиться на постоянном уклоне (допускается +/-0,001 о/оо);
- торможения должны выполняться на участках пути с уклонами до 0,018 или площадке.
При проведении испытаний применяемое испытательное оборудование и средства измерения располагаются в условиях, обеспечивающих их эксплуатацию в соответствии с паспортными данными.
Стационарные и ходовые испытания проводятся на вагонах, оборудованных композиционными тормозными колодками, с включенными на "Средний" и "Равнинный" или "Горный" (по условиям эксплуатации) режимы работы воздухораспределителями.
Допускаемые погрешности к измерительным приборам и оборудованию:
- для измерения времени +/- 0,5 с;
- для измерения выхода штока +/- 1,0 мм;
- для измерения тормозного пути и скорости движения должна применяться электронная система регистрации параметров движения поезда локомотива (КЛУБ-У, БЛОК, КПД-3П и расшифровки РПС САУТ-ЦМ/485 и аналогичные) или измерительно-вычислительный комплекс вагона-лаборатории (тормозоиспытательного ТИВ, тягово-энергетического ТЭЛ);
- для измерения давления воздуха должны применяться манометры с пределом измерений до 10 кгс/кв.см, классом точности не ниже 1,0;
- для измерения температуры поверхности применяется бесконтактный измеритель температуры;
- технологическая радиосвязь обеспечивается посредством переносных радиостанций.
Все применяемые средства измерений и регистрации должны быть поверены и аттестованы установленным порядком.
Зарядное давление в тормозной магистрали локомотива при испытаниях должно устанавливаться в соответствии с п. 3.2.6 "Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
Для фиксации начала торможения по падению давления в тормозной магистрали, скорости и пройденного тормозного пути с учетом скорости распространения тормозной волны последним вагоном опытного поезда может устанавливаться тормозоиспытательный вагон. В случае постановки в голове состава тягово-энергетической лаборатории, имеющей средства измерений для определения продольных сил в поезде, фиксировать во время каждого экстренного торможения усилия, возникающие на автосцепке. При этом после тягово-энергетической лаборатории должен находиться локомотив прикрытия, не участвующий в тяге.
Экстренные торможения выполняются на участке пути длиной не менее максимально возможного тормозного пути с учетом длины поезда, имеющем постоянный уклон и кривые радиусом не менее 900 м. Обязательным условием начала каждого опыта является наличие не менее двух свободных блок-участков перед опытным поездом.
Экстренные торможения осуществлять с помощью крана машиниста без использования песка и крана вспомогательного тормоза локомотива.

6. РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИСПЫТАНИЙ.

6.1 При стационарных испытаниях проверяется и фиксируется:
- соответствие технического состояния тормозного оборудования вагонов "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277;
- тип воздухораспределителя;
- тип двухкамерного резервуара воздухораспределителя;
- наличие авторежима на вагоне и его состояние;
- состояние поверхности колес и колодок всех вагонов поезда;
- время прохождения тормозной волны от момента перевода ручки крана машиниста в тормозное положение до наполнения тормозного цилиндра хвостового вагона до давления 0,4 кгс/кв.см;
- давление в тормозной магистрали хвостового вагона при полностью заряженной тормозной сети поезда;
- действие тормоза вагонов при экстренном торможении, которое оценивается по давлению воздуха в тормозных цилиндрах вагонов, по выходу штока тормозного цилиндра, равномерному прижатию всех тормозных колодок к колесам и параметров тормозной рычажной передачи;
- время наполнения тормозного цилиндра головного и хвостового вагонов до давления 2,5 кгс/кв.см при экстренном торможении с момента постановки ручки крана машиниста в тормозное положение;
- давление в тормозных цилиндрах всех вагонов при экстренном торможении;
- выход штока тормозного цилиндра всех вагонов при экстренном торможении;
- действие тормоза каждого вагона при полном отпуске, которое оценивается по отсутствию давления в тормозном цилиндре, по возвращению штока тормозного цилиндра в исходное положение, отходу всех колодок от колес и параметров тормозной рычажной передачи.
6.2 При ходовых испытаниях фиксируется:
- место начала торможения;
- скорость начала торможения;
- пройденный тормозной путь;
- температура окружающего воздуха и погодные условия (снег, дождь, туман, изморозь и т.п.);
- температуру поверхности тормозных колодок и катания колес на вагоне в голове состава при торможениях. Для этого после полной остановки поезда предусмотреть стоянку на выполнение измерений не менее 5-и минут.

7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ.

7.1 Стационарные испытания.
В процессе стационарных испытаний проверяется соответствие технического состояния тормозного оборудования вагонов "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 и выполняются полные служебные (или экстренные) торможения.

7.2 Ходовые испытания.
Ходовые испытания проводятся путем экстренного торможения поезда на заранее выбранных местах в пути следования.
7.2.1 Зарядное давление в тормозной сети поезда устанавливается в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277.
7.2.2 Управление тормозами поезда производится в соответствии с "Инструкцией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог" ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 с учетом условий оговоренных в п. 5 настоящей программы-методики.
7.2.3 На участке движения опытного поезда заранее, в зависимости от профиля, выбирают не менее 5 мест проведения экстренных торможений. Торможения проводятся с максимальных разрешенных скоростей движения (60-80 км/ч). Для каждого опыта необходимо обеспечить не менее двух свободных блок-участков перед опытным поездом и отсутствие встречных поездов в местах экстренных торможений.

8. ОБРАБОТКА ДАННЫХ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ.

По результатам стационарных испытаний оформляется Акт осмотра состава поезда (Приложение А).
По номограммам и таблицам тормозных путей по результатам ходовых испытаний оценивается величина реализованного расчетного тормозного коэффициента и оценивается обеспечение поезда тормозным нажатием с оформлением Акта ходовых тормозных испытаний (Приложение Б).
К каждой поездке дополнительно должно прилагаться:
- натурный лист поезда
- подробная расшифровка файлов электронной системы регистрации параметров движения поезда в опытной поездке;
- копия "Справки обеспечения поезда тормозами и исправном их действии" (ф. ВУ-45).
- план и профиль пути места торможения.

9. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

С учетом условий эксплуатации на полигоне испытаний и получаемых результатов испытаний программа может быть частично изменена и (или) дополнена.

 

И.о. заведующего отделением
"Автотормозные системы"
ОАО "ВНИИЖТ"
Р.Р.Абзалов

Заведующий лабораторией
отделения
"Автотормозные системы"
ОАО "ВНИИЖТ"
Г.Н.Горюнов

 

 

Приложение А

АКТ
осмотра поезда


 "___"_______________ г.                                      Ст. ________________,
________________ ж.д.

 

 Поезд N_____, весом ____ тс, всего осей _______ , локомотив серии ____ N _______.
Количество вагонов в составе поезда: физических ___________ условных __________:

                                             Тип вагонов                                            

 полувагоны 

 цистерны

 крытые

 платформы

 рефрижераторные

 бункерного
типа   

 специальный

  прочие 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарядное давление в тормозной магистрали локомотива составило ___________ кгс/кв.см, в тормозной магистрали хвостового вагона - ____________ кгс/кв.см.
Плотность тормозной сети поезда при поездном положении ручки крана машиниста составило __________ с, при норме __________ с.
Плотность тормозной сети поезда при положении ручки крана машиниста перекрыша с питанием после ступени торможения составило __________ с.
Время наполнения с момента постановки ручки крана машиниста в VI положение тормозного цилиндра головного вагона составило ________ с, хвостового вагона __________ с (до давления 2,5 кгс/кв.см).
Время прохождения тормозной волны в поезде составило _________с.

 N
N
п/п

   N   
вагона

Тип
BP

 Тип 
камеры
BP 

   Режим 
включения
ВР   

  Наличие
авторежима

 Наличие 
балочки 
авторежима

Зазор между
колодкой и
колесом, 
min/max мм

 Толщина 
колодок 
min/max,
мм   

Размер
"а",мм

 Размер
"А", мм

 Давление в
ТЦ вагона,
кгс/кв.см

  Выход 
штока ТЦ,
мм   

  Состояние
поверхности
колес  

Примечание

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

71.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:
Размер "а" - расстояние от торца муфты защитной трубы до присоединительной резьбы на винте авторегулятора.
Размер "А" - расстояние от корпуса авторегулятора до его привода.
При раздельном торможении значения указывать в соответствующей графе через косую черту.

Подписи: