ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. N 2648р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТА ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОПЕРАЦИЯМ

Во исполнение п. 1.2. графика реализации проекта "Формирование филиалами ОАО "РЖД" и их структурными подразделениями нормативно- целевых бюджетов затрат по производственным операциям", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 31 мая 2013 г. N 1250р:
1. Утвердить Концепцию внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям (далее - Концепция).
2. Руководителям департаментов, управлений, филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" принять к руководству и исполнению Концепцию, утвержденную настоящим распоряжением.

Старший вице-президент ОАО "РЖД"
В.В.Михайлов

 

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 02.12.2013 г. N 2648р

КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТА ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОПЕРАЦИЯМ

1. Общие положения

 

Концепция внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям (далее - Концепция) определяет общие принципы и порядок формирования филиалами ОАО "РЖД" и их структурными подразделениями нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям (далее - НЦБЗ).
Суть внедрения Концепции заключается в ответе на вопрос: "Как добиться максимизации финансового результата от перевозочных видов деятельности, используя нормативы для определения затрат по минимально допустимому техническому и технологическому уровню?"
Целью реализации Концепции является совершенствование управления факторами затрат по перевозочным видам деятельности.
Реализация нормативно-целевых бюджетов затрат является необходимым условием внедрения процессного подхода к управлению затратами.

2. Используемые сокращения

 АСБУ       -  Автоматизированная система бюджетного управления

 АС НЗ      -  Единая корпоративная автоматизированная система взаимодействия
подразделений на основе соглашений и наряд-заказов

 АСУ Т      -  Автоматизированная система управления локомотивным хозяйством

 АСУ-ЦТР    -  Автоматизированная система управления ремонтом тягового
подвижного состава

 ГВЦ        -  Главный вычислительный центр

 ДЖВ        -  Дирекция железнодорожных вокзалов

 ДОСС       -  Дирекция скоростного сообщения

 ДТВ        -  Региональная дирекция тепловодоснабжения - структурное
подразделение ЦДТВ

 ЕК АСУИ    -  Единая корпоративная автоматизированная система управления
инфраструктурой

 ЕК АСУТР   -  Единая корпоративная автоматизированная система управления
трудовыми ресурсами

 ЕК АСУФР   -  Единая корпоративная автоматизированная система управления
финансами и ресурсами

 ЕКПО       -  Единый классификатор производственных операций

 ИС         -  Информационные системы

 ИС НР МТР  -  Информационная система нормирования материально-технических
ресурсов

 МВЗ        -  Место возникновения затрат

 Модуль СО  -  Модуль "Контроллинг" в системе SAP R/3

 НЦБЗ       -  Нормативно-целевой бюджет затрат по производственным операциям

 ТО         -  Техническое обслуживание

 TP         -  Текущий ремонт

 ПКТБ ЦУНР  -  Проектно-конструкторско-технологическое бюро по нормированию
материально-технических ресурсов

 РЦКУ       -  Региональный центр корпоративного управления

 УРРАН      -  Система Управления Ресурсами, Рисками и надежностью на этапах
жизненного цикла объекта

 ФФ         -  Функциональный филиал

 ЦД         -  Центральная дирекция управления движением

 ЦДИ        -  Центральная дирекция инфраструктуры

 ЦДМВ       -  Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава

 ЦДПО       -  Центральная дирекция пассажирских обустройств

 ЦДРП       -  Центральная дирекция по ремонту пути

 ЦДТВ       -  Центральная дирекция по тепловодоснабжению

 ЦМ         -  Центральная дирекция по управлению терминально-складским
комплексом

 ЦСС        -  Центральная станция связи

 ЦТ         -  Дирекция тяги

 ЦТК        -  Центр по технологической координации

 ЦТР        -  Дирекция по ремонту тягового подвижного состава

 ЦУУ        -  Управление по управленческому учету и отчетности

 ЦФТО       -  Центр фирменного транспортного обслуживания

 ЦЭУ        -  Департамент экономики

 ЭЭ         -  Трансэнерго

 

3. Термины и определения

В настоящей Концепции используются следующие термины и определения:
Измеритель - это единица измерения работы (производственной операции), выраженная натуральными показателями (т-км брутто, локомотив, вагон, стрелочный перевод, количество технических обслуживаний и пр.). Измерители учитывают специфические характеристики выполняемой производственной операции, в силу чего для одной производственной операции может существовать несколько измерителей.
Классификатор статей управленческого учета затрат - перечень статей затрат, классифицированных по аналитическим признакам управленческого учета и обладающих 4-хзначной кодировкой.
Классификатор производственных операций - это справочник, детализирующий статьи управленческого учета затрат по производственным операциям, содержащий информацию: код и наименование статьи затрат, код и наименование производственной операции, вид заказа, измеритель производственной операции, единица измерения, документ, определяющий нормативную базу.
Место возникновения затрат (далее - МВЗ) - это обобщающий термин подразделений различных уровней иерархии, руководство которых отвечает за выполнение поставленных задач в рамках выделенного бюджета затрат. К первому уровню иерархии МВЗ относятся ОАО "РЖД", второй уровень иерархии - это филиалы и дирекции; третий уровень иерархии - это структурные подразделения филиалов; четвертый уровень иерархии - это цеха, участки и прочие организационные составляющие структурных подразделений.
Наряд-заказ - (в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 8 февраля 2013 года N 311р) это документ, определяющий обязательства одних филиалов (дирекций) перед другими или аналогично для их структурных подразделений на полигонах железных дорог на календарный месяц по количественным и качественным параметрам заказываемых и выполняемых работ в перевозочном процессе, а также показателей их выполнения (по объему и качеству).
Непроизводительные потери - потери, возникающие вследствие недостатков организации и управления производством, нарушений взаимных обязательств и планово-учетной дисциплины. Непроизводительные потери входят в фактическую себестоимость продукции. Устранение непроизводительных потерь является одним из факторов снижения себестоимости.
Нормативный способ управления себестоимостью - система принятия управленческих решений по установленным причинам отклонений величины фактической себестоимости продукции (работ, услуг) от ее нормативной плановой себестоимости. Нормативная себестоимость продукции (работ, услуг) определяется на основе норм расхода ресурсов на единицу измерителя продукции (работы, услуги) и плановых цен. Важнейшим критерием успеха применения данного подхода является своевременная актуализация действующих норм под влиянием разных факторов.
Производственная операция (далее - ПО) - минимальная экономически обоснованная часть процесса производства, выполняемая под одним или несколькими совместно обрабатываемыми предметами производства; в целях настоящей Концепции это детализация статьи затрат до видов работ, на которые установлены нормы времени, нормы расхода МТР и ТЭР.
УРРАН - Управление Ресурсами, Рисками и Надежностью на этапах жизненного цикла - внедряемая в ОАО "РЖД" методология сокращения стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры и подвижного состава при условии обеспечения высокого уровня надежности технических средств и требуемого уровня безопасности перевозочного процесса.

4. Предпосылки внедрения нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям

В настоящее время образованы основные функциональные вертикали, завершается формирование бизнес-блоков "Пассажирские перевозки", "Транспортно-логистический", "Инфраструктура".
До момента создания в ОАО "РЖД" вертикально-интегрированных филиалов железная дорога была единым координатором всего технологического процесса на своей территории, хозяйствующей единицей, объединяющей в своем составе все линейные подразделения (станции, локомотивные и вагонные депо, дистанции пути, сигнализации, централизации и блокировки и т.д.). Проводимая в Компании структурная реформа управления создала новые условия, при которых технологический процесс остается горизонтальным, а затраты и планируются, и учитываются по вертикально-интегрированным филиалам. В новых условиях возникает необходимость в создании дополнительных инструментов управления затратами.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе одним из основных направлений развития ОАО "РЖД" определена оптимизация расходной базы и получение за счет этого дополнительных возможностей для дальнейшего развития Компании.

5. Формирование целевых параметров и бюджетов затрат по производственным операциям на железнодорожные перевозки

Формирование целевых параметров и бюджетов осуществляется в соответствии с Регламентом формирования и контроля исполнения консолидированных бюджетов Холдинга "РЖД" (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 18 октября 2010 года N 2149р).
При формировании величины затрат Компания ограничена многими факторами.
Предельная величина затрат в целом по Компании определяется на основании параметров бюджета производства (в первую очередь, роста объемов перевозок) с учетом индексации тарифов, инфляции, доли зависящих затрат, сложившейся базы предыдущего периода и других параметров.
Данный подход определен Методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (утверждена приказом ФСТ России от 30 августа 2013 г. N 166-т/1).
Зависимость бюджета затрат от бюджета производства обусловлена зависимостью трудовых, материальных и, как следствие, финансовых затрат от объема производства.

6. Формирование нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям

Целевые параметры затрат по филиалам формируются исходя из факторов и ограничений внешней и внутренней среды.

См схему Взаимоувязывание целевых параметров с нормативно-целевым бюджетом затрат

На уровне структурных подразделений филиала показатели бюджета производства декомпозируются до измерителей по статьям затрат и производственным операциям, целевые параметры бюджета затрат - до, соответственно, затрат по статьям и производственным операциям.
Связующим звеном между измерителями по производственным операциям и затратами по ним должны выступать нормы расхода ресурсов и плановые цены.
Нормативно-целевой бюджет затрат - это инструмент, призванный формализовать увязку:
- целевых параметров бюджетов производства и затрат;
- производственных планов (по операциям);
- норм расхода ресурсов;
- плановых цен;
- ненормируемых прямых и косвенных затрат.

См схему Формирование и исполнение нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям

7. Статьи затрат, рассматриваемые в рамках бюджетного управления

Не все статьи подпадают и могут подпадать под порядок расчета нормативных затрат. Принципиально с точки зрения нормативно-целевого бюджета затрат можно выделить:
- прямые затраты
- условно-переменные
- нормируемые статьи затрат
- нормативные затраты
- отклонения
- расчетные на измеритель затраты
- условно-постоянные
- косвенные затраты
- условно-переменные
- нормируемые статьи затрат
- нормативные затраты
- отклонения
- расчетные на измеритель затраты
- условно-постоянные.

--------------------------------
I. Статьи затрат, по которым осуществляется отражение затрат по перевозочным видам деятельности, необходимо разделить на указанные категории, закрепив при этом в виде отдельного справочника наиболее существенные статьи затрат, рассматриваемые в рамках бюджетного управления (по принципу 80/20).
--------------------------------

По перевозочным видам деятельности 80% прямых затрат формируют следующие 20% статей затрат (без амортизации, укрупненно):

ЦФТО:
Работа агентств и агентов ТЦФТО
Оказание др.услуг (выполнение работ) грузоотправителям и грузополучателям

ЦД:
Прием к отправлению и выдача грузов
Прием и отправление поездов
Маневровая работа на станциях
Работа дежурно-диспетчерского персонала

ЦМ:
Погрузочно-разгрузочные работы
Переработка грузов механизмами

ЦДИ-П:
Содержание пути и постоянных устройств
Содержание искусственных сооружений
Содержание защитных лесонасаждений
Работы по снего-, водо- и пескоборьбе
Диагностика пути и искусственных сооружений
Обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов
Охрана и содержание переездов

ЦДИ-Ш:
Техническое обслуживание средств железнодорожной автоматики и телемеханики

ЦДИ-Э:
ТО и TP контактной сети и ЛЭП, тяговых подстанций, устройств наружного освещения, трансформаторных подстанций, проч.

ЦДИ-В:
ТО грузовых вагонов на станциях
TP порожних вагонов при подготовке под погрузку (ТР-1)
Текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой (ТР-2)

ЦДРП:
Капитальный ремонт пути
Обслуживание и ремонт путевых машин и механизмов
Рельсосварочные работы в пути

ЦТ:
Работа электровозов и тепловозов (в различных видах движения)
Экипировка электровозов и тепловозов (работающих в различных видах движения)
Сервисное обслуживание электровозов и тепловозов (работающих в различных видах движения)

ЦТР:
ТО и TP электровозов и тепловозов (работающих в различных видах движения)
Сервисное обслуживание электровозов и тепловозов (работающих в различных видах движения)

ДОСС:
Работа скоростных поездов в пассажирском движении в дальнем следовании

ЦДМВ:
Обеспечение электроэнергией на тягу для работы электропоездов (сданных в аренду и иных собственников) в пассажирских перевозках в пригородном сообщении
Работа электропоездов в хозяйственном движении

ДЖВ:
Оказание услуг на вокзалах
Обслуживание и TP зданий, сооружений, оборудования, связанных с пассажирскими перевозками в дальнем следовании

ЦДПО:
Обслуживание и TP зданий, сооружений, оборудования, связанных с пассажирскими перевозками в пригородном сообщении

Трансэнерго:
Содержание, обслуживание, текущий ремонт, сбор и передача данных системы коммерческого учета электроэнергии в части потребления электроэнергии для собственных нужд

ЦДТВ:
Обслуживание, содержание и ремонт объектов водоснабжения и водоотведения
Обслуживание, содержание и ремонт объектов генерации тепловой энергии (котельных и др.)

ГВЦ:
ТО и TP средств вычислительной техники, сети передачи данных, инженерного оборудования и АСУ

ЦСС:
ТО устройств железнодорожной связи

Железная дорога (РЦКУ):
Содержание восстановительных поездов
Содержание зданий и сооружений
Метрологическое обеспечение.

См схему Формирование сводного нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям в переходный период

Закрепленные статьи затрат, по которым действует нормативная база (нормы времени, нормы расхода МТР и ТЭР и т.п.), подлежат включению в нормативно-целевой бюджет затрат в виде расчета нормативных затрат по производственным операциям как произведение планового измерителя * норм расхода * плановых цен.
Для того, чтобы обеспечить включение указанных нормативных затрат по закрепленным статьям затрат в целевые параметры бюджетов, предусмотрен следующий подход.
Целевые параметры бюджета затрат, которые формируются в АСБУ в детализации по видам эксплуатации и элементам затрат, подлежат дальнейшей детализации (в отдельной вспомогательной форме) на прямые и косвенные, условно-переменные и условно-постоянные и т.д.
При этом косвенные затраты сначала формируются в целом по филиалу, а затем, через % затрат, относимых на перевозочные виды деятельности, определяются затраты, отнесенные на перевозки.
Итоговая величина сформированных прямых и косвенных затрат должна соответствовать установленному целевому параметру в АСБУ.

--------------------------------
II. Нормативные затраты формируются только по закрепленному перечню статей. Для согласования нормативных бюджетов с целевыми параметрами формируется вспомогательная форма, в которой целевые параметры бюджета затрат делятся на прямые и косвенные, условно-переменные, в том числе нормируемые, и условно-постоянные. При этом указываются наиболее существенные и рассматриваемые в рамках бюджетного управления статьи затрат. По нормируемым статьям к вспомогательной форме прикладывается соответствующее количество нормативных бюджетов затрат (отдельно по каждой статье, во вспомогательной форме указывается только итого).
--------------------------------

Таким образом, через взаимоувязывание сначала наряд-заказов с бюджетом производства и затем - с бюджетом затрат (с использованием инструмента НЦБЗ), обеспечивается возможность перевода наряд-заказов в денежный эквивалент и формирования ответственности за невыполнение параметров наряд-заказов.
При анализе исполнения НЦБЗ должны выделяться следующие факторы:
- объемный (выполнение параметров наряд-заказов, выявление непроизводительных потерь и их виновников);
- расходный (соответствие использования ресурсов в натуральном выражении нормативному расходу, выявление непроизводительных потерь и их виновников);
- ценовой (соответствие фактических цен списания в производство плановым).

--------------------------------
III. При этом отдельному анализу подлежат косвенные расходы (составляющие порядка 30% в структуре затрат по перевозочным видам деятельности), как на предмет соответствия их фактической величины плановой, так и на предмет корректности планового распределения косвенных затрат между видами деятельности.
--------------------------------

8. Обеспечение соответствия нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям целевым параметрам

В условиях проведения антикризисных мероприятий в ОАО "РЖД" при реализации Концепции присутствует риск, что расчетные показатели нормативно-целевого бюджета затрат будут выше плановой величины целевых параметров, сформированной с учетом параметров утвержденного Финансового плана Компании.
Так, например, в 2013 году на работу Компании оказало крайне негативное влияние замедление экономического роста в стране, обусловленное в том числе и ухудшением мировой конъюнктуры. В течение года неоднократно происходило понижение прогноза роста ВВП РФ.
С учетом негативных тенденций на заседаниях Антикризисного комитета пересматривался прогноз погрузки. Следствием сложившейся ситуации стало существенное снижение доходных поступлений и дополнительная оптимизация расходов.
В связи с этим при планировании возникает необходимость оптимизации расчетных затрат филиала в рамках выделяемого ему финансирования.
Филиал осуществляет формирование оптимальной величины затрат: с одной стороны, соответствующей целевым параметрам бюджета затрат, с другой стороны, обеспечивающей выполнение производственной программы и соответствие технологическим требованиям и требованиям безопасности.
Вместе с тем, для того чтобы хотя бы частично компенсировать недостаток финансирования, необходимо приложить все усилия для минимизации так называемых "непроизводительных потерь".
Эти потери связаны с работой в условиях наличия внешних и внутренних факторов, приводящих к таким ситуациям, как:
- возникновение непроизводительных потерь, связанных с задержкой грузовых поездов по проследованию (что приводит к падению участковой скорости, завышению рабочего парка, нерациональному использованию трудовых ресурсов локомотивных бригад, потере динамики производительности локомотива);
- неграфиковые остановки поездов в пути следования;
- штрафы за просрочку доставки грузов;
- непроизводительные потери, связанные с несвоевременным началом, передержкой, срывом "окна";
- неплановые ремонты;
- и т.п.
Формирование нормативно-целевого бюджета затрат предполагает выделение нормативных затрат, связанных с выполнением:
- нормативов эксплуатационной работы, тяговых ресурсов и локомотивных бригад, выполнения операций на путях общего и необщего пользования;
- норм простоя тягового подвижного состава при выполнении плановых видов ремонта и технического обслуживания;
- установленной периодичности проведения ремонтных работ;
- норм выработки путевых машин и механизмов;
- установленного времени на пропуск поездов и ограждение места работ;
- норм обслуживания основных средств;
- норм расхода ресурсов (норм времени, расхода МТР и ТЭР);
- и т.п.
В результате формирование и анализ исполнения нормативно-целевого бюджета затрат позволяют выявить:
- затраты, обоснованно требующие дополнительного финансирования (в первую очередь нормативные);
- отклонения от нормативных затрат;
- затраты, возможные к рассмотрению при оптимизации;
- "защищенные" статьи затрат;
- непроизводительные потери, возможные к минимизации, при соблюдении установленной технологии перевозочного процесса.

--------------------------------
IV. При осуществлении мероприятий по оптимизации затрат в первую очередь рассматриваются затраты, не относящиеся к категории "нормативные". То же относится к так называемым "защищенным" статьям, в частности, к налогам и сборам.
--------------------------------

В результате выявления затрат, возможных к оптимизации, непроизводительных потерь, а также затрат, обоснованно требующих дополнительного финансирования, осуществляется корректировка целевых параметров.

9. Ведение Единого классификатора производственных операций и Типового классификатора мест возникновения затрат

Необходимым условием для внедрения нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям является внедрение
- Единого классификатора производственных операций (далее - ЕКПО)
и
- Типового классификатора мест возникновения затрат (далее - Классификатор МВЗ).
С точки зрения планирования и учета затрат в ТДС/ТФС ЕК АСУФР указанные аналитики являются составной частью "заказа управленческого учета", который имеет следующую структуру:
ХХХХ YY ZZZZ РР, где
ХХХХ - балансовая единица;
YY - место возникновения затрат (МВЗ);
ZZZZ - статья затрат в соответствии с Классификатором статей управленческого учета затрат;
РР - детализация статьи затрат в том числе по производственным операциям, именно эта аналитика отражает ЕКПО.
"Производственная операция" - это детализация статьи затрат. В Номенклатуре доходов и расходов несколько сотен статей затрат, по каждой в среднем 50-100 производственных операций.
Под данным термином имеется ввиду вид работ, по которому установлен измеритель, действуют технолого-нормировочные карты, соответственно, есть нормы времени, нормы расхода материально- технических ресурсов.
С целью детализации бюджета затрат по производственным операциям, их плановым измерителям, нормам расхода, ценам и другим факторам необходимо разработать и ввести Единый классификатор производственных операций, который должен быть выстроен на базе действующего Классификатора статей управленческого учета затрат, детализации затрат по производственным операциям, других нормативных документов ОАО "РЖД".
С позиции учета для отражения этих затрат предназначен 11-12 знак заказа ТДС/ТФС. Для некоторых филиалов (пример - ЦТР) эта аналитическая составляющая уже проработана. Все затраты детализируются по видам ремонта и сериям локомотивов. По ряду филиалов и статей затрат аналитика требует существенной доработки.
Так, по текущему содержанию пути действует порядка 300 технолого- нормировочных карт, а затраты отражаются в целом по статье 2101 "Текущее содержание пути".
Необходимость внедрения ЕКПО обусловлена следующим:
- не все производственные операции охвачены нормами;
- детализация процессов нормирования, производственного планирования и учета не увязана между собой;
- нет единого держателя нормативной базы.
Детализация МВЗ в составе линейных подразделений при планировании и учете затрат также должна соответствовать принципам построения нормативной базы и детализации производственного планирования.
Например, в составе локомотивного ремонтного депо (или соответствующей укрупненной балансовой единицы) в соответствии с нормативами трудоемкости (на примере ТР-3 электровозов постоянного тока) предлагается выделение следующих (или аналогичных) МВЗ:
Слесарные работы, выполняемые комплексными бригадами по ремонту:
- механического оборудования;
- электрического оборудования;
Выполняемые на специализированных участках по ремонту:
- механического оборудования;
- электрических машин и т.д.
В составе дистанции пути (или соответствующей укрупненной балансовой единицы) предлагается выделение МВЗ в привязке к участку и бригаде.

                 Детализация в       Детализация       Детализация
нормативах     =        в        =        в
трудоемкости        калькуляции           МВЗ

10. Взаимосвязь нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям с мероприятиями, проводимыми по внедрению процессного подхода в Компании

Концепция является частью проводимых в Компании работ по внедрению процессного подхода к управлению затратами, а также частью мероприятий, направленных на интеграцию системы бюджетного управления и системы наряд-заказов.
Общий принцип взаимоувязки основных процессов Компании и нормативно-целевых бюджетов затрат представлен на рисунке:

См. схему Объемы перевозок и Графики движения поездов

Для учета соответствия показателей бюджета производства с показателями по наряд-заказу должны быть обозначены так называемые общие точки соприкосновения - сопоставимые показатели и измерители.

--------------------------------
V. Необходимо обеспечить полную взаимосвязь показателей бюджета производства, измерителей по наряд-заказам, измерителей по статьям затрат и по производственным операциям. Плановые данные по наряд-заказам должны быть увязаны с данными ИС производственного планирования, фактические значения должны находить отражение в соответствующей статистической отчетности.
--------------------------------

Для того, чтобы рассчитать плановые затраты по наряд-заказам необходима соответствующая детализация плановых данных, как минимум до производственных операций с установленными нормами времени и нормами расхода МТР и ТЭР.
На основании установленных параметров бюджета затрат по каждому филиалу формируется детализирующая бюджет затрат информация по конкретным производственным операциям, их плановым измерителям, нормам расхода, ценам и другим факторам в рублевом эквиваленте.
Сумма плановых данных по затратам в расчете на единицу измерителя по наряд-заказу и есть денежный эквивалент наряд-заказа.
Следует отметить, что реализация как нормативно-целевых бюджетов, так и системы наряд-заказов не предполагает:
- принципиального изменения порядка формирования бюджетов и отчетности 7-у,
- планирования затрат филиала-исполнителя филиалом-заказчиком услуг;
- передачу затрат по внутрихозяйственному обороту через 79 счет.

11. Изменение подходов к расчету "права"

Внедрение НЦБЗ потребует частичного пересмотра подходов к расчету "права".
До НЦБЗ: Изменение объемов перевозок -> Расчет "права".
При НЦБЗ: Изменение объемов перевозок -> Изменение данных наряд- заказов и измерителей по производственным операциям -> Перерасчет НЦБЗ = расчет "права".

12. Интеграция ИС нормирования, производственного планирования, учета и планирования затрат

Внедрение нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям предполагает 100% обмен данными на уровне транзакционной системы между системами
- производственного планирования (таких как ЕК АСУИ, АСУ Т, а также АС НЗ),
- нормирования (ЕК АСУТР, ИС HP МТР),
- бюджетного управления (АСБУ) и
- учета затрат (ЕК АСУФР).

См схему ОРГАНИЗАЦИЯ ПОТОКОВ ДАННЫХ - ИНТЕГРАЦИЯ

Для целей интеграции указанных систем необходимо произвести доработку и синхронизацию в них нормативно-справочной информации (детализация операций, нормативная база). Должно быть исключено дублирование внесения данных в информационных системах.
Образование единого информационного поля подразумевает однократное введение данных, что исключает противоречивость данных, "задвоение" работ и увеличение трудоемкости.
Обеспечение импорта укрупненных до производственных операций нормативных прямых затрат из систем производственного планирования в модуль "Контроллинг" ЕК АСУФР и ввода недостающих плановых данных непосредственно в указанную информационную систему позволит получить не только нормативные прямые затраты по операции, но и распределенные плановые косвенные затраты аналогично фактическому распределению.
Посредством укрупнения плановых данных из ЕК АСУФР по результатам планирования себестоимости по производственным операциям осуществляется формирование сводных по региональной дирекции затрат в формате целевых параметров с последующим их переносом в АСБУ ОАО "РЖД" с целью автоматизированного сопоставления с установленными целевыми параметрами бюджетов.

13. Формирование плановых значений нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям - этапы автоматизации

Этапы автоматизации:
- средствами MS Office (-);
- формирование плановых значений в SAP R/3 по заказам (I вариант) или
- формирование плановых значений в ИС производственного планирования и импорт данных в SAP R/3 по заказам (II вариант).


 

      -     

                 I вариант               

      II вариант    

Этап                       

      1     

    1   

   2    

          3          

     1    

    2   

ИС                         

  MS Office 

 SAP R/3

 SAP R/3

       SAP R/3       

 ИС произ.
план-ия 

 SAP R/3

Абсолютные значения затрат 
по заказам                 

 

    X   

 

 

 

    X   

Калькуляция                

      X     

 

   X    

          X          

     X    

 

Измерители вводятся вручную

      X     

    X   

 

 

     X    

 

Измерители импортируются из
ИС производственного       

 

 

   X    

          X          

 

    X   

ИС                         

  MS Office 

   SAP  
R/3  

 SAP R/3

        SAP R/3      

 ИС произ.
план-ия 

 SAP R/3

планирования               

 

 

 

 

 

 

Нормы вводятся вручную     

      X     

    -   

   X    

 

 

    -   

Нормы импортируются из ИС  
HP МТР, ЕК АСУТР           

 

 

 

          X          

     X    

 

Плановые цены проставляются
вручную                    

      X     

 

   X    

 

 

 

Плановые цены проставляются
автоматически              

 

 

 

          X          

     X    

 

Ввод прямых ненормируемых  
затрат                     

      X     

    X   

   X    

          X          

 

    X   

План-факт анализ           

      X     

    X   

   X    

          X          

 

 

Факторный анализ           

 

 

   X    

          X          

 

 

Абсолютные значения        
косвенных затрат,          
распределенных на перевозки

 

    X   

   X    

 

 

 

Формирование косвенных     
затрат в целом и           
распределение на перевозки,
прочие виды деятельности и 
др.                        

      X     
(через %) 

 

 

          X          
(в соответствии с  
циклами фактического
распределения)   

 

    X   


14. Основные участники процесса формирования и контроля исполнения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям и их взаимодействие

Основными участниками внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям являются:
- Департамент экономики,
- Проектно-конструкторско-технологическое бюро по планированию и нормированию материально-технических ресурсов,
- Функциональные филиалы;
- Железные дороги (служба экономики и финансов, технологическая служба);
- Центр по технологической координации;
- Управление по управленческому учету и отчетности.

См схему Формирование нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям на примере Дирекции по ремонту тягового подвижного состава

15. Основные этапы внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям

С учетом актуальности поставленной задачи планируемый срок внедрения Проекта - 2013 - 2016 гг.

--------------------------------
VI. Формирование вспомогательной формы - приложения к целевым параметрам бюджета затрат, детализирующей затраты на прямые и косвенные, с выделением основных закрепленных статей затрат - осуществляется начиная с бюджетной кампании 2014 года. По мере охвата статей затрат Единым классификатором производственных операций по каждой из закрепленных статей затрат будет формироваться нормативный бюджет.
--------------------------------

Это позволит параллельно с выстраиваемой системой наряд-заказов обеспечить отработку формирования нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям.
Определен следующий порядок внедрения нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям:
1. Осуществление на пилотных линейных подразделениях двух дирекций (ЦТР и ЦДИ) анализа готовности систем производственного планирования, нормирования, планирования и учета затрат, а также наряд-заказов к внедрению нормативно-целевых бюджетов затрат. Отработка проектных решений в части нормативных и регламентных документов, нормативно-справочной информации, функциональных требований, решение организационных вопросов и вопросов автоматизации.
2. После отработки вопросов, возникших на первом этапе, осуществление распространения опыта внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по всем аналогичным подразделениям ЦТР и ЦДИ на территории Московской железной дороги. Отработка вопроса формирования сводного нормативно-целевого бюджета затрат в целом по каждой региональной дирекции, участвующей в проекте по внедрению НЦБЗ, сверка данных с целевыми параметрами в АСБУ и при необходимости балансировка получившихся результатов.
3. По результатам отработки всех вопросов в части формирования плановых данных, увязки с наряд-заказами, доработки нормативно- справочной информации и информационных систем в целом по региональной дирекции на территории Московской железной дороги, планируется распространение на территориях Октябрьской, Горьковской и Приволжской железных дорог (по аналогичным региональным дирекциям и линейным подразделениям) с последующим распространением на сеть.
В целях реализации данного порядка по пилотным подразделениям утвержден график реализации проекта "Формирование филиалам ОАО "РЖД" и их структурными подразделениями нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям", утвержденном распоряжением ОАО "РЖД" от 31 мая 2013 года N 1250р.

16. Взаимосвязь внедрения нормативно-целевого бюджета затрат по производственным операциям и решения смежных приоритетных задач Компании

Данные нормативно-целевых бюджетов затрат в целевом состоянии подлежат использованию при обосновании индексации тарифов.
Внедрение нормативно-целевого бюджета затрат предусматривает декомпозицию самих затрат по конкретным производственным операциям до конкретного места возникновения затрат - участка, километра. Это нужно для решения различных задач, в том числе для определения стоимости жизненного цикла одного километра пути в рамках системы УРРАН (Управление Ресурсами, Рисками и надежностью на этапах жизненного цикла), в соответствии с которой одним из критериев при выборе участков при назначении капитальных ремонтов является стоимость текущего содержания участка инфраструктуры и конкретного километра.
Детальная увязка затрат с нормативной базой позволит обеспечить регулярный анализ соответствия норм расхода ресурсов их фактическому использованию, что является неотъемлемой частью процесса актуализации нормативной базы.

Внедрение нормативно-целевых бюджетов затрат по производственным операциям имеет широкий и прикладной характер, как непосредственно при реализации стратегических целей в области управления затратами, так и при решении целого ряда других смежных приоритетных задач Компании.